Главная Архив номеров N-18 март 2008
 

Авторизация



N-18 март 2008
ПросмотрИнноватика в судостроении - шанс выжить..Сейчас линейная модель инноваций, предполагающая однонаправленную причинную связь между научными знаниями и инновациями, представляет скорее исключение, чем правило. Идеи, лежащие в основе инноваций, часто исходят из многих источников и разных стадий исследований, разработок, передачи знаний, обучения или рыночного спроса. Инновация может иметь разные формы: технологическая, процессная, продуктовая, организационная или социальная. Инновационный процесс основан на сложной системе взаимосвязей. Различные элементы этой системы производят различные знания, управляют их потоками, распределяют и применяют знания.

Предложения в проект Геополитической Доктрины Российской Федерации Печать

ОТ РЕДАКЦИИ. Первый вариант этого документа был опубликован в спецвыпуске «Оборонный заказ» №15 (июнь 2007г.). Настоящая его редакция, возможно также не последняя, является результатом десятков консультаций с заинтересованными экспертами. Неоспоримой представляется сама необходимость прояснения реальной геополитической ситуации в мире и уточнение позиции России по ряду сложных, порой философских проблем. Конечно, тема имеет смысл только в том случае, если мы в принципе предполагаем за Россией право на собственную позицию. Как не удивительно, уже почти двадцать лет это право подвергается сомнению.

 
Россия - зарубежным соотечественникам: политика или рефлексия? О международной конференции «Балтийское гуманитарное измерение: стандарты и реальность» Печать

Б.А. Подопригора,
президент Петербургского клуба конфликтологов-посредников.

ОТ РЕДАКЦИИ. 27 и 28 февраля в Калининграде прошла представительная международная конференция «Балтийское гуманитарное измерение: стандарты и реальность», которая сделала попытку системно и объективно оценить положение российских соотечественников в прибалтийских республиках и странах СНГ, а также выработать комплекс рекомендаций политического и правового характера. Эти наработки, в свою очередь, призваны лечь в основу ожидаемых законодательных инициатив. Организатором конференции выступило Общероссийское Движение Поддержки Флота (ДПФ).

 
Концепция развития инновационной системы судостроительной промышленности Печать

А.Н. Колошин, Ю.Л. Тимофеева,
Институт региональных инновационных систем.

ОТ РЕДАКЦИИ. Предложенные в настоящей статье методология и подходы выносились на профессиональное обсуждение в рамках семинара «Инновационное развитие судостроительной отрасли», проходившего в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года (итоговая резолюция семинара была опубликована в спецвыпуске «Оборонный заказ» №17). Представители региональной власти, руководители и специалисты судостроительных компаний и КБ, представители профессионального союза работников судостроения и экспертная общественность отнеслись к предлагаемым стратегиям с большим интересом и инициировали создание в регионе экспертной рабочей группы для проработки данных предложений. Первое собрание экспертной рабочей группы состоялось в марте 2008 года.

 
Возможности использования сил и средств видовой разведки для обеспечения безопасности функционирования Северо-Европейского газопров Печать

В.А.Катенин; И.М.Суржиков,А.В.Катенин,А.М. Макаров

ОТ РЕДАКЦИИ. Постоянным читателям «Оборонного заказа» хорошо известен проект Корпорации «Кораблестроение» (в широкой кооперации исполнителей) по созданию интегрированной системы безопасной эксплуатации морских магистральных газопроводов (ММГ). Этот проект объединяет в себе и применение инноваций в судостроении, и многофункциональность основного его элемента – судна обеспечения безопасности ММГ (краткая информация о нем помещена на 3-й странице обложки).
В настоящей статье вниманию читателей предлагается взгляд на возможности применения беспилотной авиации в обеспечение тех же задач на Балтике.

 
НАС ПОСЧИТАЛИ. НАШ НОМЕР 31-Й… Печать

Капитан 2 ранга А.Ю.Пылаев

Повод искать место в переполненном журнале для этой реплики был формально приятным. Меня пригласили посетить 16 апреля международный семинар-презентацию, организуемый компанией SAFT (Франция) по теме «Литий-ионные системы питания для больших подводных аппаратов».
Планируемые докладчики: Бертран Дотфей (директор по продажам, космос и оборонительные системы, SAFT) и Ален Коаду (менеджер по новым оборонительным системам, SAFT).
В приглашении поясняется, что «SAFT осуществляет поставки систем питания для легких и тяжелых торпед для 30 военно-морских флотов мира». А также: «В презентации обсуждаются системные литий-ионные решения для обычных и атомных подводных лодок».

 
ЗАБОРТНЫЕ МОДУЛИ ВООРУЖЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК: ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ Печать

Ефимов О.И., к.т.н., профессор, Красильников Е.П., к.т.н. доцент, Шавырин И.А., Юрин В.Ф., зам. главного конструктора ЦКБМТ «Рубин».

ОТ РЕДАКЦИИ. Данный материал продолжает тему, поднятую авторами в статье «Создание миниоружия для подводных лодок» (спецвыпуск «Оборонный заказ» № 17). Сказать, что эта тема актуальна – все равно, что назвать пожар домашним огоньком. Речь идет о том, что Россия фактически УТРАТИЛА ПОДКЛАСС МОРСКОГО ОРУЖИЯ, упустила время для его разработки и, в лучшем случае, вынуждена будет «бить по хвостам».

 
ОСМОТР ГЛУБИН БЕЗ «РОЗОВЫХ ОЧКОВ» Печать

С.Е.Корюкаев, капитан запаса, вице-президент ФПС «Аквасфера»

С тех пор, как человек впервые отважился нырнуть в манящие водные глубины, миру известна профессия ныряльщика или водолаза. В наши дни под воду погружаются тысячи людей. Для кого-то это отдых, для иных - тяжелая работа, связанная с риском и опасностями.
В нашей стране подводные технологии исторически развивались в ногу со временем. Достаточно вспомнить, что в далеком 1905 году, по мнению мировых экспертов, водолазная техника и специалисты-водолазы Императорского российского флота были лучшими в мире. В советские годы водолазное дело продолжало развиваться и совершенствоваться.

 
О МЕТОДЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОДОЛАЗНОГО ТРУДА ПРИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ПОГРУЖЕНИЯХ Печать

Б.А. Нессирио В.Н. Илюхин

Известно, что эффективность труда водолазов снижается по мере увеличения глубины, на которой выполняется работа. Особенно низка такая производительность при глубоководных погружениях. Так, после выполнения работы на глубине 180 м в течение только 30 минут декомпрессия по официальным отечественным режимам продолжается 42 часа 10 минут. Непроизводительное время декомпрессии оказывается в 87,3 раза больше рабочего времени на грунте. 42 ч. 0 мин : 30 мин = 84,3 раза. Иначе говоря, эффективность водолазного труда в данном случае составляет всего 1,19% /30 мин: 42ч 10 мин * 100% = 1,19/.
С целью повышения эффективности труда водолазов предлагается использовать для дыхания невзрывоопасные водородно-кислородные газовые смеси /кислорода до 4%/ и специальные катализаторы реакции окисления водорода кислородом. Сущность этой идеи состоит в том, чтобы метаболически индифферентный газ /водород/ связать химически в организме водолаза с кислородом и, тем самым, предупредить /или значительно снизить/ образование газовых пузырьков в организме в процессе декомпрессии. Результаты опытов на животных /морских свинках/ оказались положительными.
В качестве катализаторов использовались растворы комплексных соединений платины и палладия. Растворы катализаторов вводились животным внутрибрюшинно перед началом компрессии. Насыщение животных водородом проводилось в условиях сухой барокамеры под абсолютным давлением 1,2 МПа /водорода 0,8 МПа, азота 0,38 МПа, кислорода 0,02 МПа/. Использование азота было необходимо для приготовления невзрывоопасной газовой смеси.

 
ОРЛИНЫЙ ГЛАЗ ФЛОТА Самолет радиолокационного дозора и наведения Як-44Э Печать

В.Б. Абидин, ведущий конструктор ОАО «ОКБ имени А.С. Яковлева»

История создания
Разработка корабельного самолета радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Як-44Э неразрывно связана с созданием отечественных авианесущих кораблей и постоянным ростом важности информационного обеспечения боевых действий корабельной авиации, особенно на большом удалении от береговых аэродромов.
Как известно, при формировании и развитии концепций создания и боевого применения авианесущих кораблей в СССР, а затем в России принимались весьма непоследовательные и противоречивые решения, которые приводили к аналогичным решениям при выработке технической политики и создании авиационной техники для этих кораблей. Непосредственными свидетелями концентрированных последствий таких решений мы стали сегодня.

 
Программа первого полета самолета Су-35 с двигателями 117С НПО «Сатурн» выполнена полностью Печать

Пресс-служба НПО «Сатурн»

19 февраля 2008 года в ЛИИ им. М. М. Громова (г. Жуковский, Московская обл.) успешно прошел первый полет нового российского многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО «Сатурн» 117С. Программа первого полета Су-35 выполнена полностью. Замечаний к работе двигателей нет. Время полета составило 55 минут, высота полета - до 5000 метров. Полет выполнил заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан (ОКБ «Сухого»).

 
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Печать

О. А. Каша, аудитор Счетной палаты.

Данный материал следует рассматривать как личное экспертное суждение автора. Оно основывается на личном опыте, приобретенном в процессе замещения различных должностей государственной службы (военной и гражданской) и анализа проблем финансово-экономического обеспечения государственного оборонного заказа.

 
Рособоронзаказ в действии Печать

По материалам Межрегионального управления Рособоронзаказа по СЗФО подготовил капитан 2 ранга А.Ю.Пылаев

В спецвыпуске «Оборонный заказ» №15 (июнь 2007г.) первым материалом было интервью с контр-адмиралом запаса Александром Васильевичем Свинцовым, назначенным на должность руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по Северо-Западному федеральному округу. За минувшее время это с нуля созданное подразделение (в апреле ему исполнится год) набрало высокий темп работы, встряхнув многих от тяжелого полуобморочного сна, навеянного еще 90-ми годами.

 
Модернизация барокамеры для водолазных спусков Печать

ФГУП «28 Военный завод» МО РФ в 2007г. разработало проектно-конструкторскую документацию и изготовило камеру декомпрессионную малую модернизированную РКМу-М для обеспечения водолазных спусков.
Модернизация выполнена с целью расширения лечебных возможностей при оказании помощи пострадавшим водолазам. Системы безопасности и жизнеобеспечения барокамеры позволяют использовать новые и усовершенствованные способы оказания медицинской помощи.

 
МОЩНЫЕ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ СТРУКТУРЫ ЛАЗЕРНЫХ ДИОДОВ И ИХ НОВЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ Печать

В.В. Аполлонов, д.ф-м.н., профессор.

Лазер сегодня
Первый источник когерентного светового излучения – лазер был создан в 60-годы XX столетия. За следующие 40 лет исследований разработаны различные типы лазеров: газовые, твердотельные, жидкостные, полупроводниковые и др. Получены большие выходные мощности лазерного излучения при малой расходимости пучка, что позволило передавать световую энергию на большие расстояния.
Однако до настоящего времени лазеры, и в особенности мощные лазеры, являются больше лабораторными приборами, требующими постоянного кропотливого надзора, осуществляемого специально обученным персоналом. Следует отметить, что практически все современные мощные лазерные системы имеют невысокую эффективность (порядка единиц процентов), что вызвано большими массогабаритными характеристиками установок. Невысокий КПД, в частности, определяется малой эффективностью систем возбуждения большинства современных лазеров.
 
По туберкулезу из лазера. Печать

В. В. Аполлонов, д. ф-м.н., профессор.

Для начала, в качестве преамбулы приведем несколько выдержек из разных источников, посвещенных проблеме туберкулеза(ТБ),которые довольно странно читать в начале третьего тысячелетия, т. к. уверенно считалось что для ее решения было вполне достаточно времени в течение прошедших первых двух :
-Симптомы ТБ – это кашель, потеря в весе, боль в груди, температура, ночной пот. Оставаясь нелеченными, 50 процентов пациентов умрут в течение пяти лет;
-Больше, чем любая другая инфекционная болезнь, ТБ убивает женщин –1 миллион в год. Ежегодно от ТБ погибает 100000 детей. ТБ – самая частая причина сиротства;
-Не поддающиеся лечению бактерии могут уничтожить достигнутый прогресс борьбы с ТБ за последние 50 лет. Не существует лекарств для борьбы с некоторыми устойчивыми бактериями ТБ – в развитых странах 50 миллионов человек могут быть инфицированы;
-Большинство людей инфицированных ТБ, никогда не становятся больными, потому что их иммунная система препятствует развитию ТБ микробактерий. Только от 5 до 10 процентов инфицированных заболевают ТБ. Ученые сегодня точно не знают, почему одни инфицированные заболевают ТБ и погибают, а другие нет;
-По крайней мере 1 человек инфицируется ТБ каждую секунду, 1 процент населения земного шара инфицируется каждый год. Нелеченный человек в течение года в среднем заражает 10-15 соседей. Для крупных городов эта цифра существенно больше.
ВОЗ предупреждает: если не принять экстренных мер, то в ближайшие 10 лет ТБ унесет на Земле примерно 30 миллионов человек и 90 миллионов заболеет. Дальше до 2020 года зараженным уже окажется миллиард землян, из которых 200 миллионов заболеет и 70 миллионов погибнет. Вот вам и “бледная дама”! Именно так на протяжении веков называли чахотку.

 
КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЛИ ВСЕ. Роль выпускников и профессорско-преподавательского состава советских военно-морских инженерных учебных заведений. Печать

Р.Р.Саитгареев

Реализация планов строительства флота в Советском Союзе в послевоенные годы потребовала проведения комплекса фундаментальных и прикладных научных работ по широчайшему спектру проблем.
Второе дыхание получили флотские научно-исследовательские учреждения, в которых успешно работали многие питомцы военно-морских инженерных вузов, научным победам и достижениям которых посвящен этот краткий обзор.
Решением многих актуальных для ВМФ проблем занимался, в частности, Научный совет по проблемам гидродинамики АН СССР, созданный при президиуме Академии наук в 1960 г. С 1988 по 1993 годы председателем совета был один из ведущих специалистов в области подводного кораблестроения, выпускник паросилового факультета ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (1949 г.), начальник и генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» академик И.Д. Спасский.
 
Опять «ружья кирпичом»?.. Печать

Капитан 2 ранга Н.Е.Комаров

Одним из событий прошедшего в прошлом году Санкт-Петербургского военно-морского салона было появление нового российского корабля ВМФ проекта 20380 «Стерегущий». Пресса живо и красочно осветила связанные с этим торжественные мероприятия. Высказались и некоторые зарубежные представители, выразив свой интерес к закупке нашей военно-морской техники. Однако, как показало внимательное прочтение сообщений СМИ, интерес вызвали только системы артиллерийского, ракетного и торпедного оружия. Ну а как же постройка кораблей в целом? Тут и оказалось, что сами-то корабли потенциальные заказчики хотели бы строить в Испании.(!)
Вот тут то впору задаться вопросом: чьим успехам мы радуемся? Достижениям кораблестроителей, или разработчиков систем и изделий смежных с судостроением отраслей ОПК? И не является ли здоровенной оплеухой отечественному кораблестроению желание потенциальных заказчиков строить корабли с нашими системами оружия в Испании?

 


Разработка сайтов