Главная Архив номеров N-18 март 2008 КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЛИ ВСЕ. Роль выпускников и профессорско-преподавательского состава советских военно-морских инженерных учебных заведений.
 

Авторизация



КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЛИ ВСЕ. Роль выпускников и профессорско-преподавательского состава советских военно-морских инженерных учебных заведений. Печать

Р.Р.Саитгареев

Реализация планов строительства флота в Советском Союзе в послевоенные годы потребовала проведения комплекса фундаментальных и прикладных научных работ по широчайшему спектру проблем.
Второе дыхание получили флотские научно-исследовательские учреждения, в которых успешно работали многие питомцы военно-морских инженерных вузов, научным победам и достижениям которых посвящен этот краткий обзор.
Решением многих актуальных для ВМФ проблем занимался, в частности, Научный совет по проблемам гидродинамики АН СССР, созданный при президиуме Академии наук в 1960 г. С 1988 по 1993 годы председателем совета был один из ведущих специалистов в области подводного кораблестроения, выпускник паросилового факультета ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (1949 г.), начальник и генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» академик И.Д. Спасский.
В 1966 г. приказом министра обороны СССР был создан Научно-технический комитет ВМФ, подчиненный непосредственно Главнокомандующему ВМФ. В отличие от НТК других видов Вооруженных Сил и НТК Генерального штаба ВС, в нем была создана оперативно-тактическая секция на базе Морского научного комитета Главного штаба (МНК ГШ) ВМФ. С 1985 г. Научно-техническим комитетом ВМФ руководил выпускник специального факультета (с 1988 г. – факультета ядерных энергетических установок) ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1950 г., академик, вице-адмирал А.А. Саркисов.
В 50-60-е годы круг вопросов, которые поставило перед наукой развитие современного флота, неизменно расширялся. Наиболее существенные и сложные в научном отношении проблемы возникли в связи с развитием атомного подводного флота. В частности, на новый качественный уровень поднялась проблема скрытного подводного плавания. Вибрации корпуса ПЛ, несущей на борту механизмы общей энергоемкостью порядка нескольких тысяч киловатт, приводят к излучению в толщу океана звуковой (акустической) энергии, которая может фиксироваться пассивным звуколокатором. При этом для надежного обнаружения ПЛ вполне достаточно, чтобы ее акустическое поле составляло всего несколько милливатт. Таким образом, возникла задача разработки общих научных принципов проектирования и строительства малошумных АПЛ.
С другой стороны, в интересах противодействия вероятному противнику, была сформулирована задача “сверхдальнего акустического обнаружения» атомных подводных лодок. Техническое ее решение основано на использовании низкочастотной активной гидролокации. Кроме того движение крупных ПЛ в толще океана приводит к возникновению на его поверхности следа, что вызвало необходимость решения проблемы «космического обнаружения» АПЛ.
Потребность новых решений привела к созданию в Академии наук специального Научного совета по комплексной проблеме «Гидрофизика» при Президиуме АН СССР. Совет был создан в 1967 г. В его работе принимали активное участие видные ученые Академии наук, высококвалифицированные специалисты из промышленных организаций, институтов ВМФ и военно-морских инженерных вузов, в том числе академики А.А. Саркисов, Н.С. Соломенко, И.Д. Спасский, группа адмиралов и офицеров ВМФ, питомцев Военно-морской академии, ВВМУС имени А.С. Попова и ВВИМУ имени Ф.Э. Дзержинского: В.Н. Буров, М.М. Будаев, Л.А. Коршунов, А.К. Партала, Ю.В. Тарбеев. Аппарат Научного совета был сформирован из специалистов ВМФ, хорошо знавших кораблестроение и военную гидроакустику. Среди них: помощник Председателя, ученый секретарь, контр-адмирал В.М. Соловьев, капитаны 1 ранга кандидаты технических наук Д.А. Гидаспов, В.И. Чижевский, инженер-кораблестроитель Г.Ф. Надъярных. Заместителем Председателя по научно-организационным работам был контр-адмирал А.К. Усыскин.
Создание первой советской атомной подводной лодки в 1952 г. было поручено выпускнику ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского, известному кораблестроителю подводных лодок, в послевоенные годы преподававшему в ВМА КВ имени академика А.Н. Крылова и в родном училище, капитану 1 ранга В.Н. Перегудову. Его научный, конструкторский и организаторский авторитет был исключительно высок. Соратники называли В.Н. Перегудова «Туполевым в кораблестроении», а академик А.П. Александров сравнивал его талант с талантом И.В. Курчатова. Безусловно, В.Н. Перегудов конструировал первую АПЛ не один. В ее создании принимали непосредственное участие целая плеяда замечательных ученых, в частности, питомцы ВМА, ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского, 2-го ВВМИУ, лауреаты Ленинской и Государственной премий В.П. Горячев, В.И. Першин и многие другие. Для серийных ПЛ первого поколения отработку и усовершенствование конструкций основного оборудования АЭУ проводили А.Я. Благовещенский, В.Г. Бенеманский, П.И. Залевский, Я.Д. Арефьев, В.В. Арсентьев, Б.Д. Гусев, И.Д. Спасский, И.Д. Дорофеев и другие.
Достижения в области ходкости подводных лодок стали возможными благодаря работам научных сотрудников ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского А.Н. Патрашева, В.Ф. Дробленкова, В.Н. Герасимова, а также ученых 1-го ЦНИИ МО и ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова.
Основоположником современной отечественной школы непотопляемости кораблей по праву считается видный ученый-кораблестроитель, многие годы преподававший в ВМА и ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского, контр-адмирал В.Г. Власов. Специальная комиссия, в которой участвовали видные флотские ученые 1-го ЦНИИ МО, ВМА КВ имени академика А.Н. Крылова, ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и специалисты промышленности, провела уникальные опытовые учения в Кронштадте по спрямлению крейсера «Максим Горький» и эсминца «Строгий». На кораблях подвергались фактическому затоплению намеченные отсеки. В результате успешно проведенных испытаний комиссия единогласно признала наиболее целесообразным способ спрямления, предложенный доктором технических наук, профессором В.Г. Власовым. Принципиальной особенностью этого способа являлось определение потребного спрямляющего момента и на этой основе подбора отсеков, используемых для спрямления в условиях, когда нет достоверных сведений о затопленных помещениях корабля. Такие условия в максимальной степени отвечали условиям борьбы за живучесть корабля в боевой обстановке. Начиная с 50-х годов проводились исследования по созданию автоматизированных систем, обеспечивающих работу технических средств по борьбе за живучесть и непотопляемость аварийной ПЛ. Инициаторами и непосредственными исполнителями большей части этих исследований были специалисты 1-го ЦНИИ МО, выпускники ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского академик АН СССР контр-адмирал Н.С. Соломенко, доктора технических наук, профессора, капитаны 1 ранга С.И. Крылов, Ю.И. Кузнецов, Л.Ю. Худяков.
В связи с необходимостью использования ракетного оружия из подводного положения возникла проблема исследования подводной качки. Впервые такое исследование было выполнено в 1-м ЦНИИ МО Ю.И. Кузнецовым. В дальнейшем определение параметров качки на перископной и стартовой глубине стало обязательным для всех ракетных ПЛ. С появлением авианесущих кораблей стал актуальным вопрос безопасности взлета-посадки самолетов на палубу корабля в условиях волнения моря. Возникла необходимость изучения мореходности кораблей с динамическими принципами поддержания (КДПП). С этим направлением связан ряд работ воспитанника ВМА КВ имени академика А.Н. Крылова и ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского капитана 1 ранга А.М. Янчевского.
Передовые позиции в стране занимали ученые академии имени А.Н. Крылова во главе с членом-корреспондентом АН СССР контр-адмиралом М.И. Яновским (выпускником ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского), непосредственно участвовавшие во внедрении на флот газотурбинных двигателей.
По мере расширения и интенсификации научных исследований, происходило становление и развитие научных школ Военно-морской академии имени Крылова. К их числу можно школу доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, контр-адмирала Е.Н. Мнева (выпускника ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и ВМА КВ имени Крылова) – в области динамики сплошных сред; доктора технических наук, профессора В.В. Екимова – в области применения вероятностных методов в кораблестроении; доктора технических наук, профессора Г.Г. Жарова – в области теории и эксплуатации газотурбинных двигателей; доктора технических наук, профессора (выпускника ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и ВМА имени А.Н. Крылова), контр-адмирала И.А. Рябинина – в области обеспечения надежности структурно-сложных технических систем; доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР контр-адмирала Веретенникова Л.П. (выпускника ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского) – в области моделирования и исследования режимов электроэнергетических систем кораблей; профессора Полонского В.И. – в области проблем электроприводов, электродвижения, преобразования электроэнергии и химических источников тока; доктора технических наук, профессора Д.В. Вилесова – в области корабельной электроавтоматики и управления корабельными электроэнергетическими системами; докторов технических наук, профессоров К.В. Недялкова, В.А. Целеменского и М.Г. Первухина – в области эксплуатации корабельных электроэнергетических систем; доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента АН СССР А.И. Сорокина в области теории гидрографических исследований Мирового океана; доктора технических наука, профессора В.Т. Томашевского – в области создания и применения композитных материалов в кораблестроении и вооружении ВМФ.
Ряд достижений ученых академии имел общесоюзное значение. Доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга Ю.В. Лабинский (выпускник ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и ВМА КВ имени А.Н. Крылова) разработал теорию сепарации пара применительно к атомным энергетическим установкам, основные положения которой охватывали как корабельную, так и стационарную энергетику. Общепризнанными стали разработки докторов технических наук, профессоров, контр-адмиралов Г.Г. Жарова и Л.С. Венцюлиса в области высокотемпературных газотурбинных установок.
Безусловно, «первым номером» среди систем вооружения, внесших коренные изменения в способы ведения боевых действий, стало ядерное оружие. И здесь вклад ученых – преподавателей и воспитанников академии несомненен. В 50-е годы в ВМА КВ имени академика А.Н. Крылова создается профильная кафедра по подготовке офицеров-специалистов по ядерному оружию. Вот некоторые примеры деятельности питомцев и преподавателей академии данного профиля. Е.Н. Шитиков (выпускник 1945 г. ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского) после окончания в 1954 г. с отличием ВМА КВ имени Крылова назначается в 6-е управление ВМФ, занимавшееся освоением нового оружия. Почти 30 лет (1954-1983 гг.) вице-адмирал Е.А. Шитиков служил в этом управлении, а с 1975 г. был его начальником. Он – участник эксперимента с проведением первого ядерного взрыва на Новой земле. В 1975-1982 годах отвечал за проведение подземных ядерных испытаний. Участвовал в разработке большинства ядерных боеприпасов для корабельных баллистических, крылатых и противолодочных ракет и торпед. В 1983г к руководству 6-м управлением ВМФ приходит вице-адмирал Г.Е. Золотухин (выпускник ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1958 г. и академических курсов офицерского состава при ВМА 1977 г.). Под его руководством разработка ТТЗ на создание ядерных боеприпасов вышла на новый уровень: возросло внимание к обеспечению безопасности ядерного оружия на всех стадиях жизненного цикла, стала более четкой система организационно-технических и специальных мер в воинских частях, эксплуатирующих ядерные боеприпасы.
Профессор и член Ученого совета академии Ю.С. Яковлев (выпускник ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского) в 1958-1959 гг. составил и прочитал курс гидродинамики взрыва. С 1955 по 1962 годы он одновременно являлся научным руководителем Новоземельского полигона. В 1959 г. Ю.С. Яковлева назначают начальником Научно-исследовательского института специального вооружения и защиты ВМФ. Вице адмирал Ю.С. Яковлев внес большой вклад в развитие прикладной гидродинамики, в создание теории подводного ядерного взрыва, в изучение воздействия подводной ударной волны. Созданная им в институте научная школа механиков внесла существенный вклад в развитие теории нестационарной гидроупругости, строительной механики, теории тонкостенных оболочек и методологии физического эксперимента.
Результаты исследований были изложены в ряде монографий Ю.С. Яковлева, его соратников и учеников Замышляева Б.В. (выпускника ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1949 г.), Слепяна Л.И. (выпускника ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1951 г.).
В 1971 г. начальником НИИ назначается капитан 1 ранга Б.В. Замышляев (возглавлял его более 20 лет). Основными направлениями научной деятельности Б.В. Замышляева, члена-корреспондента АН СССР, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР стали: теория механики взрыва, исследование полей и динамических нагрузок, создание научно-методических основ организации и проведения крупномасштабных испытаний, разработка научных основ определения оптимальных характеристик современного вооружения, обоснование возможности создания новых типов ядерных боеприпасов, исследование по обеспечению безопасности спецтехники и экологической безопасности военной деятельности.
Неоценимую помощь в подготовке научно-педагогических кадров ВВМИУ имени Дзержинского оказал крупный ученый в области теоретической и прикладной гидромеханики, замечательный педагог, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, инженер-полковник А.Н. Патрашев. Ни одна диссертация или любая другая научная работа не проходила без того или иного участия А.Н. Патрашева (он работал в училище с 1940 г. до конца своих дней в 1988 г.), возглавляя созданную по его инициативе кафедру гидромеханики, а с 1973 г. объединенную кафедру механики.
Научное направление, объединившее вокруг А.Н. Патрашева большую группу молодых ученых (будущих докторов и кандидатов технических наук Е.Н.Андреева, А.П. Барсукова, Ю.И. Дорощука, А.И. Ермолаева, М.А. Крастелева, А.Д. Кружалова, А.М. Степанова и других), касалось повышения живучести подводных лодок и исследования их движения при различных маневрах, а также воздействия подводных ударных волн (при подводных взрывах обычного и ядерного оружия). С 1 июля 1955г. в училище была организована специальная научно-исследовательская лаборатория. Основной целью ее было исследование поражающего действия ядерного оружия на корабли и разработка соответствующих средств защиты. Лаборатория была оборудована современной измерительной техникой, имела в своем составе бассейн для взрывных испытаний, установку для генерации воздушных ударных волн, а также источник радиационного изучения (бетатрон). В ней работали многие ученые училища, впоследствии защитившие докторские диссертации, в том числе А.П. Базин, А.И. Зараев, Н.Н. Кайдалон, А.В. Мишуев, В.А. Родосский и другие.
Новым направлением явилось исследование магнитогидродинамических процессов и устройств, на них основанных. На созданных в спецлаборатории экспериментальных установках на жидком металле А.И. Хожаинов, А.Г. Рябинин и другие получили фундаментальные научные результаты. Выполнялись также исследования по проблемам снижения сопротивления воды движению судов, разработке теории и методов расчета новых типов корабельных движителей. Работая в этом направлении со своими учениками и сотрудниками, А.Н. Патрашев пришел к открытию нового перспективного направления – конструированию насосов и движителей, основанных на принципах движения рыб и китообразных. По инициативе А.Н. Патрашева, поддержанной ГК ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым, в Казачьей бухте г. Севастополя был создан первый в нашей стране океанарий ВМФ. Работу по плавниковым движителям в училище выполнял С.И. Кроленко с группой сотрудников. Наибольший вклад в развитие конструирования внес С.В. Варварин. Под его руководством выполнялись разработки «волновой машины». Впоследствии, было признано, что данные работы в училище ведутся с опережением мировых достижений.
Еще одно научное направление, которым руководил А.Н. Патрашев, было связано с разработкой гидрореактивного движения (ГРД). Огромный вклад в проведение экспериментальных и теоретических исследованиях по этой проблеме внес доктор технических наук, профессор А.И. Зараев (в 1988 г. он стал научным руководителем проблемной научно-исследовательской лаборатории (ПНИЛ) и принял эстафету научных исследований в училище).
Посетив училище в 1968 г. и ознакомившись с направлением работы в области ходкости перспективных кораблей ВМФ, Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков дал согласие на организационное оформление ПНИЛ училища как вспомогательного органа главного управления кораблестроения (ГУК) ВМФ и 1-го ЦНИИ МО, что и было осуществлено в 1969 г.
Впоследствии усилиями ЦКБ МТ «Рубин», ЛМБМ «Малахит» и КБ «Винт» был создан промышленный образец ГРД и установлен на одной из подводных лодок типа «Варшавянка». Ходовые испытания этой ПЛ, проведенные в 1990 г., показали, что лодка по ходовым качествам не уступает аналогичной с гребным винтом, а по акустическим характеристикам ее превосходит (доктор технических наук С.В. Куликов писал об этих результатах в «Оборонном заказе» №8).
Начиная с 50-х годов, в училище получили развитие исследования процессов, происходящих в ядерных энергетических установках (ЯЭУ). Начало этим исследованиям было положено докторами технических наук, профессорами В.С. Жуковским и Н.М. Кузнецовым. Инициатором изучения проблемы гидродинамики ядерных реакторов явился Б.Д. Гусев (позднее, доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга, начальник кафедры ядерных реакторов и парогенераторов). В 60-е годы по заданию Физико-энергетического института (ФЭИ) был проведен комплекс работ, направленных на повышение надежности циркуляции теплоносителя в различных элементах жидкометаллических реакторов. Коллектив авторов, одним из руководителей которого был Б.Д. Гусев, обнаружил экспериментально серьезные недостатки в конструкции этих реакторов, что позволило в значительной мере устранить их.
Дело Б.Д. Гусева продолжил его сын Л.Б. Гусев (выпускник училища 1972 г., впоследствии 5 лет служил на АПЛ Северного флота, совершил 8 боевых походов). Вернувшись в училище, он защитил последовательно кандидатскую, а затем и докторскую диссертации и возглавил кафедру отца. Научные исследования Л.Б. Гусева посвящены влиянию кренов, дифферентов и качки на надежность работы кипящих реакторов. Под его руководством и при его непосредственном участии были созданы две уникальные полномасштабные установки, позволявшие с применением современных методик исследовать эксплуатационные параметры ЯЭУ.
Одним из ведущих в училище с 50-х годов стало научное направление автоматизации ЯЭУ. Его основал и возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга, Б.И. Алешин (выпускник ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского, начальник кафедры автоматики и контроля КЭУ, участник Великой Отечественной войны). Под его руководством на кафедре была создана экспериментальная база и проведены исследования систем управления ядерными энергетическими установками в самом широком плане. Так, в 1960-1961 годах на кафедре сформировалось научное направление по разработке методов аналогового моделирования процессов, протекающих в ЯЭУ, и возникла идея создания комплексного тренажера по управлению установкой. Опытный образец первого в Военно-Морском Флоте комплексного тренажера по управлению ЯЭУ первого поколения был принят Государственной комиссией ВМФ в 1962 г. и по решению ГК ВМФ началось изготовление его промышленных образцов. Находясь с 1964 г. в эксплуатации в учебных центрах на флотах, эти тренажеры сыграли важную роль в повышении качества подготовки как курсантов училища, так и офицеров флота.
Ведущим ученым в области судоподъема, подводной и надводной непотопляемости кораблей и судов, автором многих учебников и справочных пособий по статике и динамике кораблей являлся выпускник училища 1944 г., заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Н.П. Муру.
В связи с ростом автономности подводных лодок и насыщенности их энергетикой перед ВМФ остро встали вопросы обоснования и конструктивного обеспечения технических решений по кораблю в целом и важнейшим подсистемам на ранних стадиях проектирования. Руководителями этого научного направления явились заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Г.Г. Ильин.
Успешно развивалось в училище исследование проблем боевой и эксплуатационной прочности. В данной научной школе работали такие известные ученые и педагоги, как: А.В. Масягин, В.П. Белкин, А.Н. Грубин, В.С. Калинин, В.А. Родосский, Н.Н. Кайдалов, Л.Д. Магомаев и другие. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор А.А. Гетьман возглавил научную школу по вопросам исследования свойств и применения новых конструктивных материалов в области корпусостроения и судового машиностроения.
Большую научную работу по совершенствованию электроэнергетических систем и электроприводов проводили в училище ученые электротехнического факультета. Долгое время эту работу возглавляли последовательно доктора технических наук, профессора В.В. Тихонов, а позднее В.И. Кулешов и М.С. Туганов (все – выпускники училища). В частности, большинство тем научно-исследовательских работ на факультете уже с 50-х годов были связаны с освоением корабельного оборудования переменного тока.
Основными направлениями деятельности кафедры электроэнергетики явились: участие в работах в области проектирования и создания электоэнергетических систем перспективных проектов кораблей ВМФ; разработка перспективных направлений создания корабельного электрооборудования на основе применения криогенной техники; участие в проектировании и создании крупномасштабной информационно-управляющей вычислительной системы по надежности эксплуатации и восстановления кораблей ВМФ; проведение фундаментальных научных исследований в области технической диагностики сложных технических систем. Наиболее крупные работы были выполнены профессором А.П. Барановым в области применения криогенной техники в 1971-1973 годах и заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, почетным работником высшего образования, доктором технических наук, профессором Б.С. Маркитантовым (оба – выпускники училища) в области теории и практики эффективного безопасного использования и восстановления сложных технических систем на основе развития и внедрения новых методов и средств технической диагностики в 1980-1997 годах.
Под руководством Б.С. Маркитантова и М.С. Туганова в училище была сформирована научная школа в области транспортной (корабельной) атомной энергетики по вопросам боевой эксплуатации ЯЭУ и корабельных электроэнергетических систем, технической диагностики, организации и планирования военного судоремонта.
Интенсивное развитие силовой полупроводниковой техники в конце 60-х годов и внедрение ее в промышленность и на транспорте потребовало выявиить теоретические предпосылки и дать практические рекомендации по снижению виброактивности корабельных электромеханизмов. В научную школу, которая работала в указанном направлении, входили ученые кафедры электроприводов училища во главе с М.С. Тугановым, а также сотрудники различных НИИ ВМФ, Севостопольского ВВМИУ, Тихоокеанского ВВМУ и другие. В 80-е годы сотрудники кафедры внесли непосредственный вклад в разработку одного из проектов АПЛ 3-го поколения.
Воспитанники ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского являются создателями научных школ, сложившихся в 1-м ЦНИИ МО: в области строительной механики корабля – Н.С. Соломенко, И.Д. Пивен, К.Г. Абрамян, Ф.С. Шлемов; теории корабля – В.Г. Власов, Ю. Кузнецов; корабельного газотурбостроения – Г.И. Зотиков, В.С. Князев; в области корабельной атомной энергетики – И.Д. Дорофеев, Я.Д. Арефьев, Ю.А. Убранцев, Б.Г. Константинов; перспективного автоматизированного исследовательского проектирования – Л.А. Коршунов, В.Н. Буров, И.Г. Захаров, Л.Ю Худяков; надежности энергетических установок АПЛ – М.М. Будаев, Ю.Р. Балынь; боевой защиты и скрытности кораблей ВМФ – В.Н. Пархоменко, В.П. Щеголихин, А.В. Авринский; в области корабельной дизельной энергетики – И.И. Гаврилюк, М.П. Захаревич.
Основоположником нового направления в области магнитной защиты кораблей стал доктор технических наук Б.М. Кондратенко (выпускник электротехнического факультета ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1957 г.). Он разработал метод формирования магнитной структуры корабля; обосновал метод снижения магнитной восприимчивости ферромагнитных конструкций, в том числе в условиях воздействия механических напряжений. Значительный вклад в решение проблем контроля параметров физических полей кораблей в разные годы в 1-м ЦНИИ МО внесли дзержинцы В.Д. Боярский, В.С. Воронцов, Е.А. Завгородний, А.И. Игнатов, А.К. Квашенкин, В.В. Мосягин, А.В. Романенко, П.Ф. Томщук, В.И. Укусов и другие. Тесное сотрудничество по указанному направлению исследований проводилось Всесоюзным НИИ метрологии имени Д.И. Менделеева, который возглавлял выпускник электротехнического факультета ВВМИУ имени Дзержинского 1955 г. заслуженный деятель науки и техники РСФСР, академик, президент Метрологической академии, доктор технических наук, профессор, член Международного комитета мер и весов Ю.В. Тарбеев.
Исследования физических полей океана проводили Е.А. Неаполитанский, Р.Г. Мунджлан, В.Д. Чумаков и другие воспитанники ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского.
Значителен вклад в советское военное кораблестроение питомцев ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского. Среди них: П.И. Сердюк – автор проектов научно-исследовательского подводного судна «Северянка», глубоководного подводного аппарата «Север-1» и других; М.А . Рудницкий – один из участников создания первых АПЛ; Перегудов – Герой социалистического труда, конструктор дизель-электрических ПЛ, в том числе проекта 613 – самого массового в подводном строительстве, главный конструктор первой отечественной АПЛ; И.Д. Спасский – Герой Социалистического Труда, внесший значительный вклад в создание ракетно-ядерного потенциала морского базирования.
Основные конструкторские бюро, проектировавшие подводные лодки ЦКБ МТ «Рубин», ЛМБМ «Малахит» и некоторые другие в значительной степени были укомплектованы выпускниками ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского. Среди сотрудников этих бюро такие крупные специалисты, как В.Н. Левашов – видный кораблестроитель, участник создания морской стратегической ядерной системы (МСЯС) «Тайфун», главный наблюдающий ВМФ по созданию тяжелого ракетного подводного атомного крейсера стратегического назначения «Акула»; Э.Г. Карпов – главный инженер ЦКБ МТ «Рубин», непосредственный руководитель разработки и создания испытательных стендов для комплексов ракетного оружия АПЛ; В.Д. Илюхин и В.Г. Бенеманский – активные участники создания АПЛ в ЛМБМ «Малахит»; А.Н. Губанов – руководитель разработки электроэнергетических систем нескольких поколений АПЛ; Ю.Н. Чекалов – начальник отдела надежности корабельных энергетических установок ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова; А.А. Хайтин – заместитель главного конструктора, ведущий специалист в области радиоэлектронного вооружения ЦКБ МТ «Рубин»; В.В. Ромин – главный конструктор автоматизированных АПЛ проекта 705 и многие другие.
Широко известно на флоте имя крупного ученого в области корабельных ядерных энергетических установок, ныне действительного члена РАН, доктора технических наук, профессора, участника Великой Отечественной войны, вице-адмирала А.А. Сакркисова, выпускника ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1950 г. – советника РАН по ядерной энергетике, заведующего отделом Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН, председателя экспертного совета ВАК по проблемам флота и кораблестроению.
Выдающийся вклад в разработку теоретических основ принципиально новых видов корабельной боевой техники и оружия и успешное их внедрение в практику кораблестроения внесли коллективы НИИ, которые возглавляли выпускники ВВМИУ имени Ф.Э Дзержинского В.И. Першин, И.Г. Захаров, М.М. Будаев, Л.А. Коршунов, В.Н. Буров, Б.В. Замышляев, Ю.С. Яковлев, Б.В. Подсевалов, В.Л. Зарембовский.
В создании новейших образцов военно-морской техники активное участие принимали питомцы ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского А.А. Савин, Н.А. Кривошея, М.Д. Хабиев, В.Н. Зимин, В.В. Грецов. Воспитанники ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского внесли огромный вклад в дело создания современного противолодочного, торпедного, минного и противоминного оружия. Это – В.О. Островский, Г.В. Уваров, В.М Ахутин и многие другие.
Выпускники ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского принимали активное участие в становлении и развитии современных технических средств освоения глубин мирового океана. Среди них Л.П. Белозеров, В.А. Богатов, В.Н. Волков, С.В. Волосков. Покорение рекордных глубин стало возможно благодаря новым методам водолазных погружений, впервые разработанным и испытанным в нашей стране. Четверо воспитанников училища В.П. Кулаков, Ю.С. Коваленко, А.И. Ватагин и Л.М. Солодков были удостоены звания Героя Советского Союза.
Наибольший вклад в исследования по динамике и механике ядерного взрыва и воздействию поражающих факторов на корабли и объекты ВМФ по обоснованию тактико-технических характеристик ядерного оружия ВМФ, внесли выпускники ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского И.Г. Новоселов, О.А. Фролов, В.В. Костылев, О.И. Казей, О.Н. Пономаренко, И.И. Цынуря и другие.
В системе 12-го Главного управления МО СССР в 70-х годах руководителями всех научных организаций были питомцы ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского вице адмирал Ю.С. Яковлев, генерал-лейтенант Б.В. Замышляев, генерал-майор В.В. Софронов, контр-адмирал В.Т. Демидов, капитан 1 ранга А.Н. Устинов.
Значительные исследования, направленные на решение задач подготовки офицерских инженерных кадров ВМФ, развитие военно-морской науки, совершенствование боевого использования, ремнота, хранения и утилизации вооружения и техники, обеспечение наджности, живучести и боевой устойчивости технических средств кораблей, а также информационное обеспечение руководства борьбой за живучесть корабля при аварии и другие, проводились офицерами, профессорско-преподавательским составом и учеными 2-го ВВМИУ – ВВМИУ имени В.И. Ленина.
Научной общественности в нашей стране и за рубежом широко известны работы коллективов училища, руководимых доктором технических наук, профессором Вулисом Л.А. – по развитию МГД генераторов; доктором технических наук, профессором Нелепиным Р.А. – по автоматическому управлению КЭУ; доктором технических наук, профессором Лохматовым А.А. – по исследованию опор корабельных механизмов с газовой смазкой и виброизолирующих газостатических опор. К началу 90-х годов в училище сформировалось 9 научных школ, признанных в научных кругах:
- Совершенствование эксплуатационных характеристик дизельных энергетических установок корабля, разработка технических решений при работе двигателя по замкнутому циклу. Руководители: доктора технических наук, профессора Васильев-Южин Р.М., Байбурин Ф.З., Кузнецов М.В.
- Разработка основного и вспомагательного оборудования для энергетических установок, работающих на безгазовом топливе. Руководитель – доктор технических наук, профессор Темнов В.Н.
- Создание передвижного комплекса для диагностирования энергооборудования надводного корабля. Руководитель – доктор технических наук, профессор Темнов В.Н.
- Обеспечение взрыво- и пожаробезопасности надводных кораблей и подводных лодок. Руководитель – кандидат технических наук, профессор Мартынов Д.Д.
- Разработка систем и средств радиационной, химической и биологической защиты. Руководители: доктор технических наук, профессор Перетти В.В. и доктор химических наук, профессор Лезин Ю.С.
- Проектирование систем автоматизированной обработки информации и управления техническими средствами корабля. Руководитель – доктор технических наук, профессор Скороходов Д.А.
- Разработка тренажерных комплексов по управлению энергетической установкой корабля и их алгоритмическое обеспечение. Руководитель – кандидат технических наук, доцент Гацак П.М.
- Проектирование, эксплуатация, диагностика электроэнергетических систем корабля. Руководители: доктора технических наук, профессора Ясаков Г.С. и Целеменский В.А.
- Утилизация жидких и твердых отходов при эксплуатации корабля, снижение теплового и газового загрязнения атмосферы при работе энергетической установки. Руководитель – доктор технических наук, профессор Венцюлис Л.С.
Первая во 2-м ВВМИУ докторская диссертация была разработана на училищной лабораторной базе и защищена инженером-полковником С.Г. Каратышкиным в 1954 г. Им были исследованы вопросы теории и эксплуатации динамически нагруженных подшипников судовых двигателей внутреннего сгорания. Результаты исследования С.Г. Каратышкина, опубликованные в трудах АН СССР и в монографии, использовались машиностроительной промышленностью, высшими военно-морскими инженерными училищами и кораблестроительными институтами.
Выскокому качеству научных исследований 60-х – 70-х годов способствовал постоянно действующий семинар по теплофизике, руководимый доктором технических наук, профессором заслуженным деятелем науки и техники Казахской ССР Л.А. Вулисом. А также семинар по проблемам автоматизации кораблей ВМФ под руководством доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники России (с 1991 г.), капитана 1 ранга Нелепина Р.А. (выпускника ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1951 г.).
Важную роль в развитии научных исследований в училище играла проблемная научно-исследовательская лаборатория технической теплофизики, созданная в интересах разработки нетрадиционных и совершенствования существующих энергетических установок кораблей, вооружения и технических средств. Ряд разработанных в лаборатории под руководством доктора технических наук, профессора В.Н. Темнова устройств для снижения виброактивности систем и механизмов установлены на объектах ВМФ. Продолжаются работы по их внедрению в промышленности, на транспорте и на гражданских объектах.
Выпускник ВВМИУ имени В.И. Ленина 1962 г. Н.А. Воронович после службы на флоте и окончании ВМА работал в 1-м ЦНИИ МО в должности заместителя начальника управления, возглавляя разработку проектов использования ДЭУ на перспективных кораблях ВМФ.
Многие из выпускников училища в дальнейшем активно участвовали в научно-исследовательской и преподавательской деятельности в НИИ, ВМА, училищах ВМФ и гражданских вузах. Начальником отдела ВАК при СМ СССР являлся Н.А. Северцев, лауреат Государственной премии; начальником НИИ ядерной физики АН СССР – Г.А. Спиридонов; Л.Г. Томашевский – начальником НИЦ БТС; начальником 40-го Гос НИИ МО – А.И. Пивак.
Заметно активизировался процесс научной деятельности после прихода к руководству Севастопольским военно-морским инженерным училищем в 1972 г. видного ученого и педагога А.А. Саркисова. Им была разработана и внедрена в жизнь с помощью команды единомышленников стратегия создания в короткие сроки уникальной научно-экспериментальной базы, сформированы дееспособные научные коллективы и развернуты интенсивные исследования по многим актуальным и перспективным направлениям. Одной из наиболее крупных лабораторий училища являлся комплекс «Борт - 70», в котором было установленно практически все действующее оборудование главной энергетической установки ПЛ проекта 670. Но подлинной гордостью научно-экспериментальной базы училища являлся ядерный учебно-исследовательский комплекс ИР-100. В течение короткого времени после создания лаборатории, в ней были развернуты масштабные научные исследования по физике реакторов, по радиационной стойкости полупроводниковых приборов и аппаратуры, исследования систем непосредственного преобразования энергии на базе встроенных в активную зону термоэлектрических генераторов, исследования по биологической защите, в частности, по разработке теневой защиты применительно к космическим аппаратам с ядерными установками, исследования по радиохимии водного теплоносителя и другие. Лаборатория стала подлинной кузницей научных кадров. На ее базе были защищены десятки кандидат
 
Разработка сайтов