Главная Архив номеров N-18 март 2008 Рособоронзаказ в действии
 

Авторизация



Рособоронзаказ в действии Печать

По материалам Межрегионального управления Рособоронзаказа по СЗФО подготовил капитан 2 ранга А.Ю.Пылаев

В спецвыпуске «Оборонный заказ» №15 (июнь 2007г.) первым материалом было интервью с контр-адмиралом запаса Александром Васильевичем Свинцовым, назначенным на должность руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по Северо-Западному федеральному округу. За минувшее время это с нуля созданное подразделение (в апреле ему исполнится год) набрало высокий темп работы, встряхнув многих от тяжелого полуобморочного сна, навеянного еще 90-ми годами.

В числе исполнителей гособоронзаказа, ставших объектами проверки, есть крупные судостроительные предприятия, производители отдельных комплектующих, научно-производственные объединения и институты. То есть оценке подвергаются реальные результаты производственной деятельности, динамика исполнения опытно-конструкторских работ, оправданность и эффективность привлечения соисполнителей, качество военной приемки. Не подменяя собой правоохранительную систему, специалисты Рособоронзаказа, тем не менее, корректно фиксируют те нарушения в исполнении контрактов, за которыми могут скрываться либо непрофессионализм , либо вольное слияние государственных капиталов с чьими-то частными.Рос

В качестве примера стоит привести некоторые результаты проверки деятельности Федерального государственного учреждения «Управление Ленинградского военного округа». Инспекции подвергся один, но весьма важный аспект деятельности окружных тыловиков - содержание извещений и аукционной документации о проведении торгов с целью определения их соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации. При проведении надзорного мероприятия использовались извещения и материалы, размещенные на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Были изучены аукционная документация, регламентирующая порядок проведения совместного открытого аукциона на размещение заказов на поставки одноименных товаров для Ленинградского военного округа, Ленинградской военно-морской базы МО РФ, Северо-Западного регионального центра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС РФ, Управления ФСБ России по Республике Карелия, Пограничного управления ФСБ России по Ленинградской области, Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия, протокол рассмотрения заявок на участие в вышеназванном аукционе и протокол проведения этого аукциона.
Особое внимание было уделено своевременному размещению аукционной документации в соответствии с действующим Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на официальном сайте. Также проводилась оценка правильности формирования начальной цены контракта по разыгрываемым лотам, по которым выделяются значительные ассигнования и на которые подано большое количество заявок.
Как отметил начальник Межрегионального управления Рособоронзаказа по СЗФО А.В. Свинцов, нарушения начались уже с того, что в извещении о проведении аукциона не было указано время его проведения и неверно указан адрес этого ключевого для поставщиков мероприятия.
Дальше - веселее.
По результатам протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе и протокола проведения данного аукциона установлено, что из134 лотов заявленных на аукционе:
- по 36 лотам не подана ни одна заявка;
- по 16 лотам отказано в допуске к участию в аукционе всем участникам размещения заказа;
- по 71 лоту признан участником аукциона только один участник размещения заказа;
- по 11 лотам последнее предложение о цене контракта предложено участниками аукциона, предпоследнего предложения ни по одному из данных лотов не поступало.
Очень важным является тот факт, что руководители нескольких предприятий-поставщиков, проигнорированных организаторами аукциона, не проглотили «обиду», а подали официальные жалобы в Рособоронзаказ. Сотрудники Федеральной службы и впредь рассчитывают на активную позицию участников экономических отношений по линии гособоронзаказа. От этого напрямую зависит быстрота и эффективность исправления вольных и невольных ошибок.
По результатам рассмотрения Межрегиональным управлением Рособоронзаказа по СЗФО из семи поданных жалоб одна возвращена, как поданная с нарушениями, четыре признаны частично обоснованными и две жалобы признаны обоснованными. Таким образом, в ходе рассмотрения заявок участников размещения заказа при проведении открытого аукциона в нарушение ч.2 ст. 12 и ч.З ст.36 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 000 «ЖИТО» и ЗАО «ПКП Русь» было незаконно отказано в допуске к участию в аукционе.
В соответствие с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах (аукционе) по иным основаниям, кроме указанных, влечет за собой привлечение должностных лиц Аукционной комиссии к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.7.30 КоАП. По каждому нарушению в отношении всех членов аукционной комиссии ФГУ «Управление ЛенВО» вынесены определения о возбуждении дел об административном правонарушении.
При изучении аукционной документации установлено:
- в нарушение ч.2.1 ст.34 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ должностными лицами государственного заказчика ФГУ «Управление ЛенВО» в аукционной документации внесены дополнительные требования к участниками размещения заказа не предусмотренные законодательством, а именно установлены дополнительные требования к участникам размещения заказа, предусматривающие наличие у Них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для оказания услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 813 «О дополнительных требованиях ...» перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны определяются государственным заказчиком по согласованию с Федеральной службой по оборонному заказу. Такого согласования ФГУ «Управление ЛенВО» не имеет. Также ФГУ «Управление ЛенВО» затребовало от участников размещения заказа предоставление бухгалтерского баланса за прошедший 2006 год, и за последний отчетный период (9 месяцев текущего 2007 года), ссылаясь на п.4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. Следует отметить, что данная статья требует отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам в бюджеты различного уровня, а не предоставления бухгалтерского баланса.
Из прочих нарушений организации аукциона можно упомянуть следующие милые нюансы:
- В п/п «б» п. 29 аукционной документаций предусмотрено лишение права на участие в аукционе за нарушение установленных организаторами правил (присутствия на аукционе), что не соответствует требованиям действующего законодательства. Учитывая отмеченное выше некорректное указание адреса аукциона и отсутствие указания на время его проведения, легко понять, что отсутствовать на нем будут практически все, кроме тех особо удачливых конкурсантов, кто оповещен о деталях «по закрытым каналам связи», или пользуется услугами сильных экстрасенсов.
- В нарушение части 2 статьи 23 Федерального закона плата за предоставление конкурсной документации составляет 2000 рублей, что превышает расходы заказчика на изготовление ее копии. (Справочно: копия 1 ч/б листа стоит 3 рубля, за 120 листов документации - 360,00 рублей). Итого 1640 руб. прибытка. Мелочь, а приятно.
- В нарушение п. 2 ч.4 ст.34 ФЗ - 94 извещение о проведении аукциона размещено в официальном печатном издании и на официальном сайте через два дня после указного срока начала подачи заявок на аукцион. Датой начала приема заявок в извещении указано 18 декабря 2007 года, а извещение размещено 20 декабря 2007 года.
Выводы, сделанные сотрудниками Рособоронзаказа приведем дословно:
1. Таким образом, открытый аукцион на поставку продовольствия, проведенный аукционной комиссией ФГУ «Управление ЛенВО» под руководством заместителя командующего ЛенВО - начальника тыла, генерал-лейтенанта Жирова С.А. был осуществлен с рядом серьезных нарушений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ по содержанию требований аукционной документации к участникам размещения заказа, которые привели к незаконному отведению заявок участников размещения и значительному ограничению конкуренции среди участников размещения заказа.
2. Эффективность расходования бюджетных средств проведенного ФГУ «Управление ЛенВО» открытого аукциона можно оценить размером сэкономленных денежных средств, который составил 547,36 тыс.руб., что составляет всего лишь 0,13 % от общей суммы разыгранных лотов.
3. Рассмотрение жалоб участников размещения заказов на действия аукционной комиссии ФГУ «Управление ЛенВО» и признание их обоснованными, привело к отмене результатов аукциона по 10 лотам и необходимости проведения повторного аукциона, что в свою очередь может привести к срыву выполнения государственного оборонного заказа по поставкам основных продовольственных товаров (мясо, овощные консервы, мука, рыба и морепродукты) для нужд МО РФ, МЧС и Управлений ФСБ России и Пограничных управлений ФСБ России в СЗФО.
Как непросто все же доходит до некоторых чиновных фигур простая мысль, что борьба с коррупцией - это не модное словосочетание из телевизора. Это система действий.
 
Разработка сайтов