Главная Архив номеров N-20 ноябрь 2008 Промышленность, наука и образование в обеспечении экономической безопасности России.
 

Авторизация



Промышленность, наука и образование в обеспечении экономической безопасности России. Печать

Васильков Д.В.,ам. председателя ЭНТС, д.т.н., профессор Санкт-Петербургского института машиностроения.

1. Текущее состояние и тенденции
В основе изучения проблем и задач обеспечения экономической безопасности России лежат объективные процессы и явления, происходящие в национальной экономике и в российском обществе, а также в глобальной экономике и в международных экономических отношениях.
Фактически реформы 90-х годов в России привели к переделу собственности и потере контроля над значительной частью национальных природных ресурсов и материальной базой общественного производства. Все это привело к тому, что экономические реформы носили преимущественно разрушительный, а не созидательный характер.

Россия установила своеобразный рекорд продолжительности и глубины экономического спада в мирное время. К началу нового века социально-экономические проблемы России приобрели настолько острый характер, что изменение внутренней и внешней экономической политики стало не вопросом дискуссий экономистов и политологов, а вопросом сохранения Российского государства на экономической и политической карте мира.
В результате смены руководства России на рубеже веков проблема экономической безопасности государства из декларативной и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.
Процесс начала относительной финансово-экономической стабилизации в России, наблюдаемый в настоящее время, отражает завершение некоторого переходного этапа дерегулирования национальной экономики. В определенной степени основной раздел государственной собственности уже произошел, и предпринимательство в большей степени становится заинтересованным в сохранении сложившегося положения, в стабилизации и закреплении достигнутого. Новые радикальные изменения и общественные катаклизмы уже не отвечают интересам предпринимательства, ибо они могут нарушить нормальный производственный процесс, ухудшить сбыт продукции и услуг, и, самое главное, могут угрожать новым радикальным переделом собственности.
В сложившейся ситуации российские предприниматели все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач обеспечения экономической безопасности финансово-хозяйственной деятельности.
Произошло явное разочарование результатами реформ в среде экономистов и политологов из числа «реформаторов», стоявших у истоков начала экономических преобразований. Таким образом, не только большинство населения, которое осталось «за бортом» рыночных реформ, но и значительная часть российской научной элиты стала критически оценивать результаты проводившегося в стране экономического эксперимента. Спрос на экономический и политический «радикальный либерализм» был крайне высок на этапе разрушения существовавшей системы государственного управления и осуществления приватизации. Однако, как и при других происходивших в истории социальных потрясениях, идеологи радикальных реформ оказались лишними после завершения передела национального богатства. В этих условиях все большее внимание стало уделяться роли государства в экономике и проблемам обеспечения национальной экономической безопасности.
Глобализация мировой экономики и международных производственных отношений ставит под вопрос сохранение национально-государственной формы организации экономических систем. Российское предпринимательство, получив прямой выход на мировые рынки, во многих случаях сталкивается не просто с отдельными конкурентными компаниями, а с государственно-монополистическими структурами, противостоять которым в одиночку они оказываются неспособными.
О том, что в процессе глобализации обостряется проблема национальных интересов и экономической безопасности государства, свидетельствуют такие тенденции, как осуществление в явных и скрытых формах государственной поддержки национального бизнеса на мировых рынках; расширение и увеличение числа зон национальных интересов ведущих стран мира, в первую очередь США; активное исследование проблем обеспечения безопасности национальных интересов зарубежными политологами и экономистами.
Глубокие структурные изменения в системе экономических отношений в нашей стране вполне закономерно дали мощный импульс к развитию конкретных прикладных работ по всему спектру рыночных отношений, их структуре и инфраструктуре. Нашим ученым, специалистам, практикам пришлось на ходу овладевать как новой экономической лексикой, так и новыми подходами к реальным экономическим процессам.
Реформирование экономики нашей страны осуществлялось и осуществляется по либеральной модели, и его неудачи, по крайней мере, на Западе, объясняют противоположно: сторонники экономического либерализма - тем, что государство продолжает вмешиваться в экономику, а их оппоненты - тем, что государство устранилось от регулирования сложных экономических процессов, что, в конечном счете, привело к угрозе потери его экономической безопасности.
Инвестиции в реальный сектор экономики становятся непривлекательными в сравнении с фантастической доходностью биржевых спекуляций и возможностями перевода предприятий в страны с низкими затратами на рабочую силу. Такая практика связана с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), которая взрывает национальные экономические системы и не вписывается в традиционную экономическую теорию международного разделения труда. Новая мировая экономика, которая стала обозначаться как глобальная, не получила достойной теоретической интерпретации. Ее, естественно, нет ни в системе А.Смита, ни в системе К.Маркса, ни в системе Дж.Кейнса, которые рассматривали интернациональные процессы как национальные процессы, вышедшие из своих границ, и не придавали им того особого значения, которое они приобрели в настоящее время.
Экономическое пространство превратилось в агрессивную экономическую, конкурентную среду, которая остается пока открытой для новых конкурентов. Поэтому России следует всемерно задействовать свой интеллектуальный потенциал, природные ресурсы, часть сохранившейся производственной базы для соответствующей поддержки своих национальных производителей и потенциальных экспортеров.
При поддержке государственного протекционизма, мягкого, скрытого, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой, отечественные предприниматели через неизбежные процессы слияний и поглощений могут перейти к завоеванию экономического пространства, или, точнее, к его отвоевыванию. Еще в конце XIX века российский министр финансов С. Витте настаивал на проведении активной протекционистской политики по отношению к молодому российскому капиталу.
В советской системе основную роль в обеспечении экономической безопасности на всех ее структурных уровнях выполняло государство. Помимо мощного аппарата политического контроля, что порицается общественностью, государство располагало не менее мощной экономической базой.
Однако, не говоря о сравнительных преимуществах или пороках различных моделей контроля, роль государства в экономике пропорциональна ресурсам, которыми оно распоряжается, будь то бюджет, природные ресурсы, права собственности и т.п.
Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности.
Экономическую безопасность России, впрочем, как и большинства других государств, нельзя рассматривать в отрыве от обязательного решения задач обеспечения конкурентоспособности и эффективности отечественной промышленности и науки.
2. Основные факторы влияния
Следует рассматривать три основных уровня или категории факторов, определяющих экономическую безопасность страны с позиции влияния промышленности и науки:
1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, связанные с уровнем (состоянием) развития науки, промышленности, сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, в т.ч.: обороноспособность, энергообеспечение, защита от техногенных катастроф и стихийных бедствий, технологическая, энергетическая, транспортная и продовольственная независимость).
2. ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ: экономическая стабильность на основе необходимого и достаточного уровня развития реального сектора экономики, способного влиять на позиции России в мировом сообществе, опираясь как на соответствующие политические, так и экономические возможности.
3. СОЦИАЛЬНЫЕ: занятость населения, уровень жизни, продолжительность и качество жизни, личная безопасность, в т.ч. защита от техногенных катастроф, демография, и т.п.
Именно возможности и реализованный потенциал передовых научных разработок, воплощенный на отечественных промышленных предприятиях для удовлетворения потребностей базовых отраслей экономики, в основном и определяют экономическую безопасность страны.
Основные факторы, определяющие экономическую безопасность России, в зависимости от состояния отечественной промышленности и науки представлены ниже.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
Развитие и поддержание оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Развитее транспорта (производство ж.д. транспорта, судостроение, автомобилестроение, авиастроение, городской, пассажирский транспорт и т.д.).
Создание и эксплуатация объектов экологической безопасности (очистные сооружения, защита от выбросов в атмосферу и т.п.)
АТОМПРОМ.
Прогрессивные конструкции и прочие материалы.
Энергообеспечение, включая энергетическое машиностроение, энергосети и коммуникации магистральные.
МЧС, МВД.
Развитие агропромышленного комплекса и техническое обеспечение сельского хозяйства.
Производство средств производства (Станкоинструментальная промышленность, робототехника). Автоматизированные технологические линии и комплексы.
АЭРОКОСМОС.
Информационные технологии (автоматизация систем управления).
Развитие инновационной деятельности в базовых отраслях отечественной промышленности и науке

ПРОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ
(конкурентоспособность, эффективность).

Наполнение бюджета через развитие реального сектора экономики (развитие внутреннего рынка и рынка международных поставок).
Капитализация промышленных активов, рост национального богатства.
Международный авторитет и влияние на мировой рынок с позиции возможностей стабильного позиционирования отечественной продукции и услуг с обеспечением соответствующего (стратегического) сотрудничества со странами в различных регионах мира (с учетом мировых политических и экономических тенденций).
Гарантия экономической стабильности России, как самодостаточного государства, способного обеспечивать достойное развитие общества и государственности даже в условиях возможного мирового экономического кризиса (экономической нестабильности).
Прямое влияние уровня отечественной промышленности и науки на экономическую безопасность страны в настоящее время осознано государством, провозгласившим инновационное развитие отечественной промышленности и науки. При этом государство в качестве институционального и инфраструктурного обеспечения данной стратегии основные полномочия и задачи в сфере промышленного производства и научных (инновационных) разработок возложило на вновь создаваемые государственные корпорации, среди которых наиболее инновационной (с позиции целей, задач и функций) следует рассматривать ГК «Российские технологии».
Именно с позиции инновационного развития следует рассматривать следующие (базовые) направления развития отечественной промышленности и науки:
1. Созидательное. Разработка новой техники (машин и оборудования), а также прогрессивных конструкционных материалов и технологий, включая информационные и нанотехнологии, обеспечивающих конкурентоспособность базовых отраслей экономики внутри страны и имеющих высокую потенциальную востребованность (экспортную перспективность) на мировом рынке.
2. Обеспечительное. Технологическое, инфраструктурное и кадровое обеспечение отечественных предприятий промышленности и науки, в т.ч. приоритетно - машиностроения и ОПК, позволяющее наладить производство конкурентоспособной продукции с эффективностью, соответствующей требованиям современной экономики.
3. Технологическое перевооружение - без права на ошибку
Важнейшей задачей технического и инфраструктурного обеспечения эффективной и конкурентоспособной деятельности для большинства промышленных предприятий, особенно в области машиностроения и ОПК, является проведение технологического перевооружения, причем на инновационной основе. Эта задача должна решаться комплексно с параллельной оптимизацией производственных мощностей и развитием производственной и научно-технической кооперации, в том числе (причем приоритетно) с предприятиями малого и среднего бизнеса, которые необходимо активно развивать именно применительно к потребностям ведущих промышленных предприятий.
Однако большинство предприятий воспринимают задачи технологического перевооружения как тотальное обновление станочного парка и прочего технологического оборудования, внедрение средств автоматизации процессов управления предприятием и т.п., совершенно не решая при этом задач оптимизации структуры предприятия, повышения его конкурентоспособности и эффективности в соответствии с требованиями современной экономики, не говоря уже о факторах, влияющих на экономическую безопасность.
Появляющиеся в последние годы у множества предприятий (особенно у ведущих предприятий ОПК) возможности финансирования и прочего ресурсного обеспечения стратегических преобразований, как правило, расходуются нерационально, ввиду и недостаточной компетенции основных руководителей и собственников предприятия (в силу объективных причин отсутствия должных навыков деятельности в условиях рыночных отношений), и ввиду отсутствия требуемых комплексных предложений со стороны специализированных компаний.
Главная цель поставщиков технологического оборудования и технологий (в т.ч. информационных) - это всеми доступными средствами обеспечивать реализацию продукции и услуг российским потребителям (промышленным предприятиям). Соответственно, множество зарубежных компаний через своих многочисленных посредников, используя сложившийся менталитет многих руководителей (топ-менеджмент) промышленных предприятий и, используя «широкую палитру» различных схем и методик, в т.ч. (что нередко является доминирующим) и личную заинтересованность ответственных лиц (имеющих полномочия на принятие решения по приобретению или по выделению соответствующих ресурсов) активно развивают поставки на российский рынок сложного и дорогостоящего оборудования, в огромной степени влияющего на технологическую независимость предприятий (отраслей промышленности) и соответственно на экономическую безопасность России.
Кроме того, у многих предприятий сохраняется тенденция проведения в достаточно больших объемах ремонта и модернизации действующего оборудования, объясняя это стремлением сэкономить ресурсы. В результате также огромные ресурсы тратятся на ремонт оборудования, имеющего критический моральный и физический износ. При этом, как правило, эффективность от подобных действий невелика, а нередко и отрицательная, т.к. ремонт и модернизация такого оборудования обычно не дает требуемого уровня технологического развития, а в лучшем случае временно расшивает «узкие места» на производстве. Ремонт оборудования в альтернативу закупки аналогичного нового (современного) может быть оправдан, прежде всего, в отношении тяжелого и уникального оборудования, при условии наличия на предприятии продуманной технической политики, реально определяющей суть инновационной основы технологического перевооружения, а также при наличии качественного и компетентного исполнителя работ по ремонту и модернизации оборудования.
Справка: по оценкам ЭНТС на территории России действуют более 2000 различных компаний, предлагающих ремонт и модернизацию оборудования. Большинство таких компаний (многие из которых даже не имеют статуса юридического лица) ведут деятельность без должного технического (инженерного) и интеллектуального (конструкторско-технологического), а также ресурсного (наличие требуемых компонентов, деталей и т.д.) обеспечения. Работа многих таких компаний направлена на получение заказов при активном формировании личной заинтересованности определенной категории руководителей промышленных предприятий, которые влияют и на принятие решения о заказе (его финансировании) и в последствии «закрывают глаза» на оставшиеся недоделки или недостатки самого результата. По получении заказов компании обычно формируют бригады с использованием различных категорий работников (бывшие работники ремонтных служб предприятий, слесари механо-сборочных работ, нередко без требуемой специализации по станкам и прочему технологическому оборудованию), а также, используя различные формы оплаты (нередко-теневые), пытаются разместить на разных предприятиях изготовление запасных частей и компонентов, механообработку деталей ремонтируемого оборудования, не обеспечивая при этом соответствующий уровень технического и конструкторско-технологического сопровождения.
В результате, в целом по промышленности, приходится констатировать, что на фоне увеличения инвестиционных вложений в развитие промышленных предприятий, сохраняется низкая инновационная составляющая стратегических преобразований, со всеми вытекающими негативными последствиями, как для предприятия, так и в целом для экономики России.
Необходимо коренным образом изменить менталитет многих руководителей и собственников промышленных и научных предприятий, приоритетно использующих локальный подход к задачам модернизации своих компаний, вкладывая при этом нередко огромные ресурсы и не получая должного уровня конкурентоспособности и эффективности, не говоря уже об отсутствии инновационной основы таких преобразований.
Комментарий. Огромные ресурсы тратятся в настоящее время на закупку дорогостоящего оборудования (как правило - импортного) нередко без должного обоснования, как выбора самого оборудования, так и конкретного поставщика. Обычно нет четкого обоснования выбора закупаемого оборудования с позиции общей стратегии развития предприятия. Далеко не всегда учитываются уровень требуемого инжинирингового обеспечения, необходимого для эффективного использования такого оборудования, уровень необходимой подготовки персонала предприятия для обеспечения надлежащей эксплуатации оборудования, не согласованы задачи обеспечения надлежащего сервиса со стороны поставщика, как в гарантийный период, так (что особенно важно) в течение всего жизненного цикла поставленного оборудования. Как правило, что особенно важно для предприятий ОПК, при приобретении дорогостоящего импортного многофункционального технологического оборудования практически не учитываются факторы сохранения требуемой технологической независимости таких предприятий, впрямую влияющих на экономическую безопасность и обороноспособность страны.
Отсутствие стратегии переходного периода в 90-годы прошлого столетия, определившее развал, вплоть до полной ликвидации, множества предприятий промышленности и науки, привело к устойчивой отрицательной реакции большинства активного населения на промышленность и науку как сфер профессиональной деятельности с понятными перспективами карьерного роста и роста благосостояния.
Соответственно в тот период и вплоть до настоящего времени произошел и продолжается происходить отток квалифицированных кадров (в т.ч. и по возрасту) из ведущих промышленных и научных предприятий страны. Высококвалифицированные специалисты вынуждены искать более высокооплачиваемые условия труда или же создавать свой бизнес, который либо вообще не соответствует его профессиональной специализации, либо опирается на определенные локальные возможности, сформированные ещё в период работы на промышленном предприятии, но не получив должного развития уводятся специалистом в сферу личных интересов.
Соответственно, в настоящее время в деловых и политических кругах России активно развивается позиция, по которой существующие и прогрессирующие проблемы в промышленности и науке объясняются именно острым дефицитом кадров, как ключевым фактором, принципиально тормозящим процессы развития реального сектора российской экономики.
Данная трактовка проблем является одной из опасных тенденций, формируемых на рынке и в обществе, т.к. серьёзно сужает общую проблематику и уводит возможности государства (с позиции ресурсного обеспечения) в сторону узкого восприятия приоритетности задач. В результате в последнее время даже на уровне Президента РФ и Правительства звучат выводы и программные заявления о необходимости активизации учебных заведений всех уровней на подготовку новых (молодых) квалифицированных специалистов всех категорий работников (от рабочего персонала до инженерно-технических специалистов и различных видов менеджеров). При этом совершенно не рассматривается возможность активного стимулирования возврата в промышленность и науку реально существующих профессионалов, которые в силу различных обстоятельств (в т.ч. по причине банкротства или иной формы ликвидации предприятия) вынуждены заниматься непрофильной деятельностью или деятельностью, квалификационные требования к которой значительно ниже потенциала такого специалиста. Подобная ситуация, к сожалению, не позволит достичь ожидаемых результатов! Дело в том, что подготовка специалистов для промышленности и науки является также задачей комплексной и обязательно должна быть увязана с общей государственной промышленной политикой России.
Подготовку кадров необходимо осуществлять с обязательными параллельными стратегическими преобразованиями на самих предприятиях промышленности и науки, и в первую очередь по направлениям комплексного технологического перевооружения, а также с обеспечением формирования позитивного имиджа отечественной промышленности и науки с позиции ближайших (осязаемых) перспектив.
Не произойдет осознанный приток в промышленность и науку квалифицированных кадров без создания соответствующих современно оснащенных рабочих мест, с должным уровнем внедренной автоматизации процессов управления, с обеспечением эргономических факторов, соответствующего уровня заработной платы, социального пакета и реальных (понятных большинству) перспектив карьерного роста.
Кроме того, именно промышленность и наука сегодня нуждаются в особом информационном продвижении (пропаганде) на рынке и в обществе, как основы эффективного социально-экономического развития страны, как базы для формирования среднего класса, для обеспечения в стране экономической стабильности (в т.ч. эк. безопасности) на фоне осознанного единения в гражданском обществе.
4. Трансфер технологий и импортозамещение с позиции экономической безопасности
Учитывая высокую потребность отечественных промышленных предприятий и в первую очередь машиностроительного комплекса и предприятий ОПК в качественном проведении технологического перевооружения, ЭНТС провел комплексное аналитическое исследование поставщиков современного импортного технологического оборудования на территории Российской Федерации, деятельность которых в настоящее время требует всесторонней оценки качества и эффективности.
Исследования показали, что качество поставляемой продукции, уровень сервиса в гарантийный и послегарантийный период, уровень технического сопровождения в течение жизненного цикла изделий, а также обоснованность ценообразования на поставляемую продукцию и услуги, нередко вызывает серьезные нарекания со стороны потребителей. Кроме того, постоянно усиливающаяся тенденция приоритетного приобретения импортного оборудования промышленными предприятиями, при отсутствии со стороны поставщиков надлежащего уровня обеспечения поставок (реального сертификата происхождения и свидетельства о приемке на заводе-изготовителе, сервисного обслуживания, системы обучения, обеспечение запасными частями и т.п.), может привести к реальной потери технологической независимости отечественных промышленных предприятий.
В процессе проводимого исследования специалистами ЭНТС были проанализированы более 2 000 зарубежных производителей станкоинструментальной продукции, реализацией которой на территории России осуществляется (по формальным признакам) в настоящее время более чем 600-ми представителями (дилерами и дистрибьюторами).
Данная работа проводилась с целью предоставления машиностроительным предприятиям достоверной информации об актуальных поставщиках современного технологического оборудования, наиболее востребованного для проведения технологического перевооружения предприятий. По результатам проведенных исследований мы пришли к выводу, что из указанного количества представителей лишь порядка 30 поставщиков, работающих на территории России, в основном соответствуют современным критериям для данных видов деятельности.
Для повышения ответственности поставщиков современного технологического оборудования и формирования объективных данных, необходим постоянный мониторинг поставщиков современного технологического оборудования, в том числе путем их аккредитации (по результатам экспертной оценки) для участия в программах технологического перевооружения.
По мнению ЭНТС, повышение ответственности поставщиков за качество поставляемой продукции и услуг через их аккредитацию особенно важно при реализации программ техперевооружения предприятий, которым оказывается государственная поддержка.
Параллельно необходимо формирование перечня технологического оборудования как объектов импортазамещения, с позиции обеспечения требуемого уровня технологической независимости и экономической безопасности.
Поэтому последовательность соблюдения указанных требований целесообразно формировать следующим образом:
1. Аккредитация поставщиков оборудования и технологий для стратегического партнерства с ведущими ( ключевыми) предприятиями России и в первую очередь ОПК и стратегических подотраслей гражданского машиностроения (транспортного, судостроения, авиапром и т.п.).
2. Стимулирование развития на территории РФ полноценных сервисных центров (представительств) иностранных производителей технологического оборудования, обеспечивающих современный уровень технического сопровождения поставляемого оборудования в течении жизненного цикла поставляемого оборудования.
3. Стимулирование создания на территории РФ совместных производств (от промышленной сборки до полного цикла изготовления) станков и других видов современного технологического оборудования.
4. Стимулирование параллельного развития отечественного инновационного станкостроения и производств прогрессивного (инновационного) технологического оборудования для обеспечения технологической независимости особо важных видов производств, определяющих экономическую безопасность страны и её обороноспособность.
Таким образом, необходимо в кратчайшие сроки сформировать программу систематизации поставок современных технологий и оборудования применительно к задачам технологического перевооружения промышленности с параллельным эффективным развитием импортозамещения.
Аналогичным путем целесообразно выстраивать приоритеты развития по различным видам промышленных компонентов, прогрессивных конструкционных материалов, информационных и нано - технологий и т.п.
В целях обеспечения актуальных комплексных решений задач по технологическому перевооружению промышленности, специалистами ЭНТС была инициирована и разработана программа поставок современных (инновационных) технологий и оборудования для предприятий машиностроения (включая ОПК), металлообработки и сопутствующих отраслей промышленности. Программа также предусматривает обеспечение требуемого уровня ремонта и модернизации технологического оборудовании российского и зарубежного производства, с обязательным сопутствующим технико-экономическим обоснованием предлагаемых внедрений.
Принципиальным отличием данной программы от традиционных поставок оборудования и локального (сопутствующего) инжиниринга является обеспечение комплексного решение задач, направленных на достижение эффективности и конкурентоспособности предприятий на среднесрочную перспективу, а также обеспечение инновационных внедрений в их деятельность.
При этом, по поставкам импортного технологического оборудования, принципиальными критериями соответствия для поставщиков, определенными Программой и гарантированные потребителю являются:
• достоверность подтверждения полномочий от производителя;
• уровень организации сервиса и технической поддержки поставляемого оборудования;
• наличие квалифицированного персонала;
• наличие внедренной системы менеджмента качества;
• уровень организации обучения персонала потребителя;
• оперативность выполнения гарантийных обязательств;
• техническое сопровождению в послегарантийный период (в течении всего жизненного цикла продукции);
• ценовая политика поставщика и условия поставки.
Исходя из этих требований, для практической реализации программы на территории СЗФО РФ, по решению президиума ЭНТС, аккредитованы ряд специализированных российских и зарубежных компаний. В частности по поставкам станочного оборудования для предприятий, расположенных в СЗФО : ИНЖЕНЕРНО - СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР «МАШИНИМПЭКС» и ЗАО «БАЛТИЙСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» (Санкт-Петербург)
Проект был внимательно рассмотрен и одобрен комиссией по промышленной политике ЦСКП «Северо-запад» (Центр деловой активности партии «Единая Россия»), а также руководством журнала «Оборонный заказ» (издание Минобороны РФ).
По согласованию сторон, общую координацию проекта от ЭНТС, а также разработку проектов комплексного реинжиниринга бизнес-процессов предприятий, обеспечивает МЦТР «Балтинтех» («Балтийские инженеры и технологи») являющийся исполнительным органом ЭНТС.
Более подробную информацию по проекту Вы можете получить по следующим контактным реквизитам:
1. Центральный офис ЭНТС:
195067, Санкт-Петербург, ул.Жукова д.17
тел./факс: +7 (812) 434-72-32 (многоканальный)
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
URL: www.umee-nw.ru
Список литературы:
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12
2. Арнольд В. Теория катастроф. - М., 1990.
3. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука, книга 1. - М., 1989. - С. 161.
4. Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М.: ИСПИРАН, 2005. - С. 28
5. Гумелев А.А. От Руси к России. - М., 1992; Осипов Ю.М. Россия в актуальном времени-пространстве // Философия хозяйства. - 2004. - № 5.
6. Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики // МЭ и МО. - 2003. - № 5. - С. 3.
7. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. - М.: Гардарика, 2004. - С. 114
8. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. - 2004. - № 10
9. Мартин Г.П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. - М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001. - С. 82.

 
Разработка сайтов