Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 И ПРОТИВ ПИРАТОВ ТОЖЕ…
 

Авторизация



И ПРОТИВ ПИРАТОВ ТОЖЕ… Печать

В.А.Дубровский, д.т.н.

Миниатюризация и совершенствование радио- и электронной аппаратуры открывают широкие перспективы развития беспилотных летательных аппаратов, БПЛА, основным преимуществом которых является дешевизна получаемой разнообразной информации по сравнению с информацией, получаемой при помощи пилотируемых аппаратов (самолётов и вертолётов), а также спутников. В настоящее время в мире предложены несколько систем БПЛА с различной полезной нагрузкой. Для несения и обслуживания таких аппаратов отечественной компании «Лаборатория дистанционного зондирования» автором было предложено специализированное судно, описанное ниже.
(Основные характеристики и размерения БПЛА, принятые при концептуальном проектировании судна-носителя см. в табл.)
Размещаемый на БПЛА комплекс дистанционного зондирования предоставляет возможность проведения очень широкого комплекса работ в интересах мореплавания, морской геологии, экологии, рыболовства, охраны границ и т.д.

В частности, при размещении дополнительных 2-5 ударных вертолётов судно сможет обеспечивать борьбу с пиратами с использованием БПЛА для постоянного мониторинга патрулируемой акватории (при использовании только БПЛА с размахом крыльев 5 м). Такое использование системы делает судно-носитель БПЛА дешёвым и эффективным средством борьбы против пиратов на опасных в этом отношении акваториях Мирового Океана.
Расчётная скорость полного хода судна 30 узлов, дальность плавания экономическим ходом не менее 2000 миль.

Район плавания и высокую мореходность при небольшом водоизмещении.
При разработке концепции был принят новый архитектурно-конструктивный тип судна: «судно с малой площадью ватерлинии и двумя аутригерами», см. рисунок на заставке.
Габаритная длина судна выбрана равной 90 м, габаритная ширина - 30 м. Высота борта судна до полётной (верхней) палубы - 16 м.
Расчётная осадка судна - около 5 м. Судно спроектировано на условие расчётной осадки 3 - 3.5 м (по верху гондолы центрального корпуса) для обеспечения минимальных требований к глубине воды в портах. При этом в море осадка 5 м (для обеспечения высокой мореходности) будет обеспечиваться приёмом водяного балласта (в объёме, достаточном для погашения плавучести стойки до середины её высоты и той же части объёма аутригеров.)
Вертикальный клиренс судна (расстояние от днища надводной платформы до расчётной ватерлинии при полном водоизмещении) предполагается 5 м, что обеспечит отсутствие слеминга днища платформы вплоть до волнения 9 баллов.
Полное водоизмещение судна при дедвейте 250 т - около 2000 т при выполнении корпусных конструкций из судостроительной стали.
Судно будет двухвальным, с одним вертикальным рулём на стойке центрального корпуса, двухэшелонная главная энергетическая установка (ГЭУ) и судовая электростанция будут размещены в гондоле центрального корпуса с возможностью монтажа и демонтажа через стойку этого корпуса. Мощность ГЭУ ожидается в пределах 25-30 мВт, мощность судовой электростанции - 2 - 2.5 мВт.
Судно должно быть оборудовано тремя подруливающими устройствами типа «винт в трубе» (в носовой части гондолы корпуса и кормовых частях аутригеров).
Предварительные оценки мореходности показали, что без успокоителей качки судно сможет полностью обслуживать БПЛА и вертолёты на волнении 5 баллов на скорости вплоть до полного хода и при любых курсовых углах относительно волнения. Дальнейшее повышение мореходности зависит от наличия и характеристик успокоителей качки. Целесообразность установки успокоителей и их элементы должны быть определены после мореходных модельных испытаний.
Предусмотрена схема размещения дополнительных складных ангаров и ВПП на полётной палубе при использовании судна для борьбы с пиратами, рис. 1.

Предложенное судно сможет держать под круглосуточным контролем значительную часть побережья, с которого действуют пираты, несмотря на малые размеры и большую скорость их катеров.

 
Разработка сайтов