Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 Опять кот в мешке
 

Авторизация



Опять кот в мешке Печать

Сергеев О. Л., кандидат технических наук, полковник ветеран РВСН и ГРУ ГШ.

Определяя стратегию развития отрасли, президент и председатель правления ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Алексей Федоров высказал ключевую идею: «Главное - отказаться от попыток догнать Запад по проторенной тропе, обрекая себя на вечное отставание и повторяя не только чужие успехи, но и ошибки. А вместо этого «срезать угол» и обойти глобальных конкурентов на вираже». Предлагается, тем самым, внести поправки в объективные закономерности технологического развития и повторить главную ошибку администраторов всего мира - недооценку комплексности человеко-машинных систем - авиационных, ракетно-космических и более сложных социально - экономических.

Попытки «срезать угол» обычно заканчиваются конфузом, финансовой «черной дырой», а порой и распадом государства. Типичным проявлением административного зуда служит подмена кропотливой интеграционной работы механическим объединением управленческих структур и процессов, имеющих собственную социальную и технологическую природу.
Абсурдность результатов простых решений проявилась в повороте северных рек и создании никому не нужной ракетно-космической системы «Энергия-Буран».
Напротив, успех космической экспедиции «Аполлон-Союз» (ЭПАС) был достигнут благодаря созданию отечественными инженерами стыковочного узла, совместившего параметры кораблей - американского и советского.
Прорыв пока не наблюдается и в новой России. Решение задачи технологической кооперации в авиационном двигателестроении оказалось гораздо сложнее, чем создание ОАК. Головной болью всех ветвей власти стала БРПЛ «Булава», которую Московский институт теплотехники (МИТ) решил протащить через игольное ушко заделов стационарной стартовой системы.
Настораживающая простота и дешевизна проектов
Спроектировать можно любой конечный продукт, и даже продуктовый ряд. Однако без матрицы новых решений между обликом изделия, качеством и количеством его потенциальных услуг - дистанция огромного размера.
«Матрица новых решений» создается всей историей космонавтики, эволюционным внедрением инженерных решений предыдущих десятилетий, содержанием архивов отраслевых предприятий. В традиционной же модели, с абсолютной ценностью «конечной продукции», процесс и момент получения нового знания интересен лишь для историков и разведчиков.
Настораживает своей простотой и проект «Воздушный старт». В тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан» предлагается загрузить ракету космического назначения. Сбрасывается она с большой высоты над экватором. В воздухе включается двигатель, и в космос, вплоть до геостационарных орбит, выводится полезная нагрузка. Утверждается, что даже при финансировании проекта из внебюджетных источников обеспечивается эффективное и относительно дешевое восстановление многих утраченных сегментов спутниковых группировок.
Заметим, что под предлогом дешевизны несуществующей «Булавы» был закрыт проект ГРЦ им. В.П.Макеева «Барк», а финансирование переведено в МИТ. Однако быстро выяснилось: технологический задел в морском ракетостроении можно легко утратить, но приобрести его нельзя ни за какие деньги.
По мнению генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева Владимира Нестерова, никаких доходов предприятий от реализации коммерческих и инвестиционных проектов на разработку новых средств выведения не хватит, потребуется помощь государства.
Разработка летающей стартовой платформы «Воздушный старт» на базе «Руслана» (Ан-124-100ВС), экологически чистой ракеты-носителя, способа ее безопасного десантирования из грузового отсека страдают той же болезнью несовместимости аэро- и гидродинамических технологий. Без натурных экспериментов и моделирования ключевых процессов, демонстрационных испытаний, подтверждающих концепцию, было бы опрометчиво принять это техническое предложение ГРЦ. Вспомним, инициативная разработка макеевцев - комплекс БРПЛ 4К18 для наведения на подвижные радиоизучающие морские цели, был принят на вооружение после успешных ЛКИ на полигоне Капустин Яр.
Возникновению очередной «черной дыры» бюджета может помешать информация по альтернативным «Воздушному старту» проектам, достаточная для отказа, подтверждения либо изменения основной идеи. Такие знания содержит концепция стабилизированного стратосферного дирижабля, вывода ИСЗ на орбиту с воздухоплавательного аппарата, опыт реализации международным консорциумом программы «Морской старт» и мотивы отказа Казахстана от проекта «Ишим» по запуску малых космических аппаратов с тяжелого перехватчика МиГ-31.
Что имеем, не храним, а потерянное не ценим
Провал «Булавы» показал: разработка инновационного проекта нового поколения, имеющего более высокие удельные характеристики, с нуля невозможна. Для новой продукции необходима современная методология, так как традиционный путь, связанный с раздельной отработкой новых технических решений в процессе ОКР сегодня неприемлем из-за больших сроков и стоимости. Данная методология должна обеспечить с участием государства технологическую готовность к созданию конкурентоспособных изделий в рамках специальных матричных программ.
Разработка изделия может быть эффективной при наличии единой конструкторско-технологической информационной модели (базовой платформы). Созданная однажды, она используется многократно. При внесении дополнений и изменений, она служит отправной точкой при модернизации изделия.
Формат модели обеспечивает процессный подход к обеспечению качества продукции. Где главное - это организация непрерывного технологического контроля на всех этапах «жизненного цикла» (CALS/PLM - Continuous Acquisition and Life-Circle Support и Product Life-Circle Management), а не традиционная выходная выборочная проверка функционирования серийных изделий.
Единая базовая платформа обеспечила рекорд долголетия стратегического бомбардировщика В-52. Благодаря модернизации и новому оружию этот самолет до 2040 года будет пилотироваться внуками и правнуками летчиков 50-х годов.
Главный инструмент этой системы - коллективный конструкторский мозг аналитического проектирования, воспроизводящего целостный облик изделия и выкристаллизовывающий его отдельные элементы. В состав единой платформы входят не просто технические данные и другая информация, а мощный объект коллективных знаний, опыта и инноваций, определяющих вектор прогресса.
Свои конкурентные преимущества мы растрачиваем «на вираже», когда отдаем за бесценок технологии, храним за семью печатями свое или копируем зарубежное готовое изделие. То, что технологии полностью определяют облик конечного продукта, показал великий химик Менделеев, раскрывший по отходам производства секрет немецкого бездымного пороха.
Американцами в открытой печати публикуются немыслимые по нашим меркам сведения о конечных конструктивных решениях. Откровением явилась «аэродинамическая игла», снижающая лобовое сопротивление ракеты в атмосфере, пусковой стакан ракетной шахты, однопроводная электросхема системы управления, снижающая вдвое вес кабельной сети ракеты. Однако полезные знания американцы постарались почерпнуть у профессора МГТУ им. Баумана, а не из конструкции устройства формирования каверны торпеды «Шквал».
Израильтяне не скопировали, а воспроизвели тенденцию развития РС30 «Град» ГНПП «Сплав». Их система LAK-160 последовательно повторила те же этапы разработки и модернизации, подтвердив качество отечественной инженерной мысли в Южной Осетии. Тем же путем уводятся у нас из под носа выгодные контракты по модернизации самолетов типа МиГ-21, МиГ-29, Су-25 и Су-27.
Отсроченные неприятности
Потребность в «опережающем отражении» обычно возникает после провала проекта, аварий и катастроф. Ныне звучат призывы знать всю историю инцидентов с Боингами - 737, что исключительно полезно для безопасности полетов.
По долгам незавершенных испытаний полувековой давности заплатил экипаж разбившегося под Челябинском самолета Ан-12.
Трудно переоценить роль стендовых испытаний в сокращении сроков от начала проектирования до запуска изделий в серийное производство, а также в повышении надежности ракетной и авиационной техники, где нет права на ошибку.
Категорический отказ МИТа от стендовых испытаний «Булавы» подтверждает факт отсутствия методологии их проведения. Демонстрируемый годами метод проб и ошибок не повышает надежность попадания ракеты в «трубку траекторий» и точность разведения боевых блоков. Чтобы отделить мух от котлет и понять природу явлений, воспроизвести их в наземных условиях и дать прогноз успешности доработок, требуется добыть не зашумленную информацию при пусках БРПЛ с наземного стенда, без влияния отклонений подвижной платформы - АПЛ.
Как известно, с наземного стенда проводилось от 16 до 20 пусков ракет на различные дальности. Доработка элементов и систем по результатам этих испытаний обеспечила модернизацию ракет для пуска по настильным траекториям, в том числе из районов высоких широт, поражения защищенных малоразмерных целей и повышения стойкости к поражающим факторам различной природы.
Заключительный этап, по завершении испытаний с наземного стенда, включал до 18 пусков ракет в различном боевом оснащении с подводных лодок из районов Белого, Баренцева и Норвежского морей. Если говорить об аварийных пусках (на что акцентирует внимание ВПК № 38 (254)), то они приходились, в основном, на стендовые испытания, сыгравшие исключительную роль в повышении надежности комплексов БРПЛ, разработанных ГРЦ им. В.П.Макеева.
При отсутствии реальной перспективы достичь по точности и боевой эффективности не только отечественную «Синеву», но и китайские БРПЛ, странны оправдания МИТа ссылками на двадцатилетней давности статистику пусков жидкостных ракет с «мокрым» стартом, как и качество комплектующих, где все равны в выборе конечной продукции отечественных монополистов.
Пока же «Булава», как и «Воздушный старт», остаются котом в мешке.
«Лучшие умы не в правительстве. Бизнес их уводит к себе», - говорил президент США Рональд Рейган. Поэтому американцы передают деятельность, считавшуюся прерогативой государства, частному бизнесу - подрядным компаниям, которые становятся четвертой властью. Наш госаппарат пока демонстрирует некомпетентность в промышленной политике и стратегическом планировании.
Нет неизлечимой болезни, есть неизлечимый больной. При необратимом разгроме отраслевой науки функции опережающего отражения объективно перешли к экспертному сообществу. Благодаря усилиям экспертов, ГРЦ «КБ им. Макеева», наконец, включился в разработку многострадальной «Булавы-30», что вселяет надежду на изменение программы испытаний и требований к данному комплексу.
Ныне без экспертного сообщества не удастся решить задачу вывода космонавтики на новый уровень и гарантированного доступа России в космос… при минимизации числа полигонов на своей территории.

 
Разработка сайтов