Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 В интересах ВТС
 

Авторизация



В интересах ВТС Печать

О. И. Ефимов, Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет.

Сегодня не подвергается сомнению тезис, что военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами, включая ведущие экономические и военные державы, является эффективным инструментом внешней и финансовой политики России.
ВТС - это системный подход к формированию экономических, политических и военно-технических мероприятий, направленных на обеспечение интересов и национальной безопасности России в области торговли вооружением и военной техникой (ВВТ).

Успешное возвращение России после распада СССР в рынок ВВТ, кроме стабильного поступления в казну валюты, обеспечивает всестороннее развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), восстановление полнокровной деятельности оборонных отраслей, что, в конечном счете, в условиях развивающихся кризисных явлений в мировой экономике, способствует поддержанию занятости и социальной защиты значительной доли трудоспособного населения страны.
Тем не менее, рост доходов от ВТС обуславливается не только прямыми поставками вооружений, но и передачей оборудования, предназначенного для поддержания их боеготовности: запасными частями, боекомплектами, комплексами диагностики, профилактики и ремонта ВВТ. Повышение экспортных возможностей требует расширения перечня предоставляемых иностранным заказчикам услуг, привлечения новых потребителей конкурентоспособными предложениями.
В качестве возможного объекта для государственных и частных инвестиций можно рассмотреть перспективы создания малораспространенного типа вспомогательных судов ВМФ под общим названием «судно докового типа». В Морском энциклопедическом справочнике (т. 2, под ред. акад. Н. Н. Исанина, Л.: Судостроение, 1986) приведена общая характеристика судна такого типа: «…оно предназначено для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов, загружаемых горизонтальным способом на плаву. При погрузке судно притапливается подобно плавучему доку, и грузы на плаву (на понтонах или в лихтерах) заводятся в трюм. При всплытии судна понтоны с грузом опускаются на грузовую палубу.
…Обязательными требованиями к судам докового типа являются: наличие развитой балластной сисперекачивающими средствами для обеспечения необходимой посадки о остойчивости как в рейсе, так и в процессе грузовых работ; высокая прочность грузовой палубы, рассчитанная на распределенную нагрузку до 12-30 т/м2; наличие устройств для надежного крепления грузов».
В Патенте РФ № 2 326 786, Бюл. № 17, 2008 г. предлагается вариант судна-дока как автономной плавучей базы для группы подводных лодок (например, при их поставке в островные государства или страны, не имеющие развитой инфраструктуры ВМФ: портовых гидротехнических сооружений, подходных каналов, специализированных ремонтных цехов, арсеналов, погрузочно-разгрузочных средств для оружия и т.п.).
Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационных качеств судна-дока, заключающихся:
1 в сокращении времени операции захода-выхода и повышении надежности фиксации ПЛ в доковой камере;
2 в повышении надежности балластной системы;
3 в обеспечении ускоренного проведения ремонтных работ и погрузочно-разгрузочных операций;
4 в автоматизированном обеспечении ПЛ энергоресурсами, боекомплектом и жизненно важным материальным снабжением.
Технический результат достигается тем, что судно-док, содержащее доковую камеру, подвижные ворота для закрытия доковой камеры, балластные отсеки с кингстонами им клапанами вентиляции, регулируемые опорные устройства для ПЛ, систему сжатого воздуха, магистрально соединенную с балластными отсеками через клапаны давления, оснащено выдвижными упорами, центрирующими ПЛ в доковой камере, системой дистанционного управления механизмами захода-выхода и установки ПЛ в рабочее положение внутри доковой камеры, перекидным подъемным мостиком, установленным над доковой камерой с возможностью перемещения вдоль нее, а также комплексом грузоподъемных механизмов, обеспечивающим проведение подъемных работ и комплектование резервным оборудованием ПЛ.
Целью изобретения является обеспечение полного комплекса работ как ремонтно-восстановительных, так и погрузочно-разгрузочных для находящихся в автономном плавании ПЛ в открытом море или в условиях необорудованного базирования.
Для этого конструкция судна-дока выполнена таким образом, что балластные отсеки являются левым и правым бортами судна, стапель-палуба - его днищем, а в носовой части судна расположена надстройка, в которой кроме систем управления судном-доком размещены производственно-ремонтные службы, топливно-заправочный комплекс, хранилище для боезапаса, а также реабилитационные помещения для экипажей.
Отличительной особенностью предлагаемого судна-дока является включение в состав его комплекса устройства быстрого заряжания торпедных аппаратов ПЛ, которое через открытые волнорезные щиты и передние крышки аппаратов автоматизированно загружает предварительно принятые на судно-док и распределенные устройствами внутренней транспортировки на лотках по стеллажам судна боеприпасы. Корабельная система сжатого воздуха снабжена быстроразъемными соединениями с внешними потребителями, в частности с лодочной системой воздуха высокого давления (ВВД).
Одновременно с загрузкой боекомплекта могут быть проведены такие операции по снаряжению ПЛ, как:
- подзарядка аккумуляторных батарей;
- подача ВВД в корабельную систему;
- проверка, подпитка и приведение в готовность гидравлической системы;
- ремонт защитного противоакустического поверхностного покрытия ПЛ;
- проверка работоспособности гидроакустических систем;
- проверка работоспособности рулевых устройств, двигательно-движительного комплекса;
- загрузка запасами топлива, питания и другими жизненно важными расходными материалами.
Таким образом, положительный эффект предлагаемого изобретения заключается в:
- качественном сокращении времени подготовки ПЛ к боепоходу;
- возможности обслуживания ПЛ при отсутствии вблизи мест патрулирования береговой базовой инфраструктуры;
- скрытности операций обслуживания;
- экономии ресурса лодочных систем и оборудования;
- возможности транспортировки ПЛ по мелководью, рекам, каналам и т.д.;
- возможности поочередного обслуживания нескольких ПЛ одним судном-доком.
Наличие в надстройках судна развитой бытовой инфраструктуры - жилых помещений, блоков питания, спортзалов, средств связи и т.д. позволяет оперативно производить смену экипажа ПЛ.
Предлагаемое судно-док обеспечивает повышение качества, сокращение времени и стоимости сдаточных работ, включая полигонные стрельбы.
Судно-док при необходимости может быть оснащено также комплексами самообороны.
Такие суда необходимы и российскому ВМФ для повышения коэффициента оперативной готовности ПЛ, скрытности их базирования (в том числе вне территориальных вод России), улучшения условий отдыха экипажей и снижения затрат по содержанию флота.

 
Разработка сайтов