Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 БЕСПЛАТНЫЕ УРОКИ ИСТОРИИ
 

Авторизация



БЕСПЛАТНЫЕ УРОКИ ИСТОРИИ Печать

Контр-адмирал в отставке Коршунов Ю.Л., доктор военно-морских наук, профессор
Капитан 1 ранга в отставке Константинов Б.Г., доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Капитан 1 ранга в отставке Шауб П.А., доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Капитан 1 ранга в отставке Бухарцев М.Н., доктор технических наук, профессор.
«Могут сказать, что моряки, не зная кораблестроения,предъявят требования немыслимые. Положим, что они его
не знают настолько, чтобы строить корабли, но все же они знают его достаточно, чтобы заявить, чего они хотят...» С.О. Макаров.

История отечественного флота - это и история науки, поставленной на службу кораблестроению. Создать современный корабль - главную боевую единицу флота - без внедрения новейших достижений науки невозможно. Так же, как невозможно сделать это без участия флотских ученых. Промышленность знает, как создать корабль, но каким он должен быть и какими боевыми возможностями должен обладать в общей системе флота - это вопросы, профессионально ответить на которые могут только представители военно-морской науки, и, прежде всего, офицеры научно-исследовательских учреждений (НИУ) ВМФ, владеющие научными знаниями и имеющие опыт корабельной службы. Вот несколько примеров из истории.
В отечественном флоте тесное взаимодействие оперативно-тактической и кораблестроительной наук, строго говоря, начало формироваться в начале ХХ в. в процессе возрождения флота после русско-японской войны 1904-1905 гг. Первым результатом их согласованного применения Морским генеральным штабом и Главным управлением кораблестроения явилось обоснование облика и разработка ТТЗ на корабли, построенные накануне и во время Первой мировой войны. Это линкоры типа «Севастополь», эсминцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс» и др.
Опыт возрождения флота после русско-японской войны 1904-1905 гг. в определенной степени был использован и в советское время. В 1920-е гг. с завершением Гражданской войны в СССР начал возрождаться флот. Однако вскоре стало ясно, что возродить флот без современной военно-морской науки невозможно. В связи с этим в 1932 г. Реввоенсовет СССР принял решение создать пять НИУ ВМФ, в том числе Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК), Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ) и Научно-исследовательский минно-торпедный институт (НИМТИ).
Главной задачей институтов являлось формирование облика новых кораблей, разработка ТТЗ на проектирование кораблей и оружия, а также научно-техническое наблюдение за их созданием. Именно деятельность научно-исследовательских институтов ВМФ определила облик всех надводных кораблей и подводных лодок, построенных до начала Великой Отечественной войны.
Между тем, быстрый рост флота, обусловленный обострением международной обстановки накануне Второй мировой войны, требовал укрепления судостроительной промышленности. Несмотря на сопротивление командования ВМФ, родилась идея передать НИИВК судпрому. Инициатором передачи являлся нарком судостроительной промышленности И.Ф. Тевосян. Его прямой доступ к Сталину решил судьбу института. 28 мая 1938 г. Комитет обороны СССР постановил передать НИИВК в полном составе судостроительной промышленности. Позже он получил название ЦНИИ-45, а затем ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова.
Начальник института К.Л. Григайтис с этим решением был не согласен и подал докладную записку Председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову. В условиях 1938 г. это был смелый поступок. Как вспоминал позже К.Л. Григайтис, прочитав докладную записку, В.М. Молотов сказал:
- Я согласен с доводами начальника института, но у нас в партии не принято отменять решения товарища Сталина. Институт флоту нужен и его следует немедленно воссоздать. В этом я окажу полную поддержку.
Свое обещание В.М. Молотов выполнил. 17 июля 1938 г. правительство приняло решение о создании Научно-технического комитета ВМФ, который сохранил практически все функции НИИВК. Что и говорить, роль военно-морской науки в обеспечении флота новыми боевыми кораблями с новым эффективным оружием понимало не только командование ВМФ, но и политические руководители страны. Главным итогом всей деятельности НИИВК - НТК ВМФ, АНИМИ и НИМТИ явилось создание флота, с которым страна вступила в Великую Отечественную войну.
В годы войны ученые и специалисты НИУ ВМФ обеспечивали устранение боевых повреждений кораблей, занимались их размагничиванием, участвовали в тралении неконтактных мин, решали множество других задач. Например, научный сотрудник АНИМИ Е.Г. Ледин, создатель высокоэффективного взрывчатого вещества А-IХ-2, будучи в звании краснофлотца, 7 декабря 1941 г. (это были дни тяжелых боев за Москву) по его просьбе был принят Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным. По докладу Е.Г. Ледина, благодаря его усилиям, ВВ А-IХ-2 поступило на вооружение и получило широкое применение не только в морской, но и в противотанковой артиллерии уже в феврале 1942 г.

С окончанием Второй мировой войны в мире сложилась новая военно-политическая обстановка. Она определила послевоенное строительство флота. Его вероятным противником стали флоты традиционных морских держав - США и стран НАТО. Строить флот без военно-морской науки, которая соответствовала бы масштабу новых задач, было невозможно. Это и явилось главной причиной воссоздания в 1945 г. НИИВК. Только теперь он стал называться Центральным научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (ЦНИИВК). Что же касается НТК ВМФ, он был передан в Москву и преобразован в ныне существующий МНК ВМФ.
Как и прежде, главными задачами института являлись: обоснование облика будущих кораблей, разработка ТТЗ на проектирование, а также наблюдение за их созданием, вплоть до сдачи головных кораблей флоту. Аналогичные задачи по своему профилю решали и институты оружия. В процессе создания океанского ракетно-ядерного флота шло постоянное совершенствование организационной структуры НИУ ВМФ: создавались новые научно-исследовательские институты, объединялись и реформировались существующие.
Что явилось главным результатом послевоенной деятельности НИУ ВМФ? Создание в короткие сроки одного из самых мощных флотов в мире. По своим боевым возможностям ВМФ СССР мог противостоять флотам США и НАТО. Одним из результатов совместной деятельности ЦНИИВК и НИИ-4 (Института реактивного вооружения ВМФ, организованного в 1948 г.) явилось создание морских стратегических ядерных сил - важнейшей составляющей современного ракетно-ядерного щита страны.
Однако были и примеры недооценки военно-морской науки, приводившие к принципиальным ошибкам в проектировании новых кораблей. Это относится к первым шагам отечественного атомного подводного кораблестроения. Дело в том, что первую атомную подводную лодку промышленность попыталась создать без привлечения военно-морской науки. Проектировать ее начали в 1952 г. по ТТЗ разработанному Министерством среднего машиностроения. НИУ ВМФ в разработке ТТЗ не участвовали. К наблюдению за проектированием специалисты флота не привлекались. Вот что из этого получилось.

По замыслу Минсредмаша главным назначением лодки являлось нанесение ядерных ударов по береговым базам противника. Предполагалось, что в качестве оружия лодка будет иметь одну сверхмощную торпеду с термоядерным зарядом. Огромная торпеда Т-5, создававшаяся одновременно с лодкой, имела калибр 1550 мм и длину более 23 м.
В 1954 г. для рассмотрения готового технического проекта подводной лодки Министр обороны Н.А. Булганин создал экспертную комиссию ВМФ. В нее вошли и специалисты ЦНИИВК. Заключение комиссии содержало весьма серьезные замечания. В проект требовалось внести принципиальные изменения. Главное - флот отклонил, как неправильно выбранное, назначение подводной лодки. Ее задачей стало не нанесение ядерных торпедных ударов по побережью, а действие в Мировом океане против боевых кораблей вероятного противника. Соответственно, требовалось полностью изменить не только вооружение лодки, но и конструкцию ее носовых отсеков. Комиссия также отметила, что лодка беззащитна, не имеет оружия самообороны, обладает высокой шумностью, малым ресурсом главных и вспомогательных механизмов. Технический проект предстояло существенно переработать. На устранение замечаний ВМФ ушел целый год. Технический проект правительство утвердило лишь в 1955 г. Таким образом обойтись при проектировании первой атомной подводной лодки без специалистов НИУ ВМФ промышленность не смогла. Таковы уроки истории.
Теперь о современности. Распад Советского Союза и изменение геополитической обстановки, экономические и политические проблемы неизбежно повлекли за собой изменение задач, стоящих перед флотом. Естественно, встал вопрос об очередном реформировании научных учреждений флота. Вот только в чем должна заключаться реформа? В сокращении личного состава? Возможно. Ведь общий объем кораблестроения сократился.
Однако это не снимает главных функциональных задач, решаемых институтами в интересах флота.
Между тем задуманная реформа НИУ ВМФ ориентирована пока на решение лишь двух проблем: во-первых, на резкое сокращение в институтах численности офицерского состава и, во-вторых, на структурное объединение научно-исследовательских институтов с военно-морскими учебными заведениями на базе Военно-морской академии. Остановимся на каждой из этих задач отдельно.
Что значит сократить офицерский состав институтов в несколько раз ? Это значит оставить в штате только руководящий состав: начальников институтов, их заместителей, начальников подразделений и части отделов. Резонно задать вопрос, а из кого будут «вырастать» начальники отделов? Будут ли они пополняться офицерами с флота или из преподавательского состава учебных заведений? Но ведь служба в институте имеет существенную специфику. В частности, офицеры институтов являются основной силой, участвующей в государственных испытаниях и опытной эксплуатации новых кораблей. Может ли гражданский специалист, никогда не служивший на корабле, разработать, к примеру, программу стрельб новыми образцами оружия в процессе государственных испытаний и оценить их результаты? Конечно, нет. В то же время принятие на вооружение новых образцов оружия, проверка их соответствия требованиям ТТЗ - это одна из главных задач специалистов НИУ ВМФ, как и разработка правил боевого применения оружия.
Одним словом, почти полная ликвидация офицерского состава в штате институтов практически парализует деятельность НИУ ВМФ. Какая уж тут может быть речь о разработке задач флота на обозримую перспективу, о формировании облика будущих кораблей, об обосновании ТТЗ на их проектирование?..
Вторая проблема предстоящей реформы заключается в организационной сложности объединения НИУ ВМФ с образовательными учреждениями ВМФ и создания на этой основе единого военного учебно-научного центра. Чем аргументируется целесообразность столь кардинальных преобразований, потребующих не только значительных капиталовложений, но и заведомо негативно повлияющих в обозримой перспективе на качество выполнения работ? Обсуждаемая сегодня Концепция, на наш взгляд, этого не объясняет. Между тем, существующая структура институтов проверена десятилетиями, а подготовка в учебных заведениях будущих офицеров не имеет ничего общего с научно-производственной деятельностью НИУ. Необходимая степень общения профессорско-преподавательского состава со специалистами институтов установилась в течение всех лет существования научно-исследовательских институтов и военно-морских училищ. Острой необходимости в ее изменении никогда не ощущалось.
И последнее. Концепция предполагает переезд НИУ ВМФ с мест их дислокации под одну крышу - в здание ВМА им. Н.Г. Кузнецова. При этом говорится, что затраты на глобальную перестройку военно-научного и военно-учебного комплекса ВМФ будут оплачены не только из бюджета Министерства обороны, но и в результате продажи зданий, в которых в настоящее время размещаются НИУ ВМФ. Уж не в продаже ли все дело?
Оставив пока нравственную сторону проблемы, заметим, что 1 ЦНИИ Минобороны России 60 лет занимает здание бывших казарм Лейб-гвардии Гренадерского полка. За эти годы создана инфраструктура института, лаборатории, служебные помещения. Только за последнее время на реставрацию здания и оборудование рабочих мест израсходовано более 120 млн. руб. Впрочем, продать здание вряд ли удастся. Как значится на бронзовой доске, размещенной на фасаде здания, оно построено архитектором Л. Руска в 1805 г. и охраняется государством, как исторический памятник. Поэтому в соответствии с федеральным законодательством здание продано быть не может.
Что можно сказать в заключение? Реорганизация НИУ ВМФ нужна. Военно-научный комплекс - это не окостеневшая структура. Он должен меняться с изменениями геополитической обстановки и меняющимися задачами флота. Однако объективно необходимые реформы не могут осуществляться по принципу - «Ваши предложения по заданным изменениям оргштатной структуры института доложить через три дня к 12.00».
Научно-исследовательские институты - это мозг флота. Только они могут ответить на вопрос каким должен быть флот сегодня? Какие корабли он должен иметь и каким оружием они должны быть вооружены ? Ответы на эти вопросы не даст никто кроме грамотных, опытных, должным образом подготовленных и ответственных перед государством офицеров научно-исследовательских институтов ВМФ!

 
Разработка сайтов