Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 Россия в XXI веке выбирает новый путь развития военно-морского образования.
 

Авторизация



Россия в XXI веке выбирает новый путь развития военно-морского образования. Печать

Вице-адмирал А.А.Римашевский, доктор педагогических наук, профессор, начальник ВМА имени Н.Г.Кузнецова.(ПУБЛИКУЕТСЯ С СОКРАЩЕНИЯМИ)

В соответствии с Морской доктриной главными региональными направлениями национальной морской политики России являются Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское и Индоокеанское. Ресурсы недр Мирового океана по своим объемам, свойствам и степени воспроизводства намного превосходят аналогичные ресурсы континентов.

Раздел сфер влияния, хотим мы того или нет, полностью зависит от морской мощи государств. Страну, не обладающую сильным флотом, вытолкнут из Мирового океана, и для потомков навсегда закроется доступ к его богатствам. Таким образом, без мощного Военно-Морского Флота России не быть великой морской державой мира. И первым приоритетом в возрождении ВМФ, а стало быть и морской мощи России должно стать возрождение престижа военно-морского образования, целью которого является подготовка высококвалифицированных морских офицеров.
Сделать правильный выбор в осуществлении высококачественной подготовки морских офицеров, и в целом флотских кадров представляется возможным только на основе объективной сравнительной оценки отечественной и зарубежных систем военно-морского профессионального образования, а также тенденций его развития.
Особенности подготовки флотских офицеров были определены управляющим Морским министерством адмиралом А.И.Шестаковым (1820-1888) более 150 лет назад. Исключительное отличие морского офицера, имеющего почти неограниченную власть на корабле, от других заключается в том, что он является представителем своего государства и вдали от Родины, особенно без средств связи, должен принимать решения по своему усмотрению, на свою ответственность во славу, честь, спокойствие Отечества. Эта великая миссия требует особого воспитания морского офицера.
Для получения сравнительной оценки систем высшего военно-морского профессионального образования офицеров ВМФ России и ВМС зарубежных стран, рассмотрим 7 ключевых параметров, от которых в наибольшей мере зависит эффективность, качество воспитания и обучения военных специалистов.
1. Системы отбора и подготовки молодежи к службе на флоте и обучению в вузах ВМС зарубежных стран и ВМФ России
Практически во всех морских державах мира проблема отбора и подготовки молодежи к службе морского офицера решается на государственном уровне. В различных странах мира с учетом их национальных особенностей эта проблема решается по-разному. Так, в США, чтобы придать важность и значимость службе в составе ВМС, первое лицо в государстве, президент, может дать молодому человеку рекомендацию, своего рода благословение, на морскую службу. Этот символический жест президента придает всей системе отбора государственный статус.
В Великобритании, начиная с конца прошлого века, отбор и подготовка молодежи к морской службе осуществляется в специально созданном образовательном учреждении - Морском кадетском корпусе. Примерно такая же система отбора существует в ВМС Франции и ФРГ. В ВМС Италии эта проблема решается путем тщательного отбора при поступлении в военно-морское училище: принимается не более 16% от поступающих. В Японии нет специальной системы подготовки молодежи к службе на флоте. Отбор кандидатов в морские офицеры осуществляется из выпускников высших образовательных учреждений, т.е. в более старшем возрасте, чем в России.
По отечественным и зарубежным исследованиям для выявления профессиональной пригодности юношей к военной службе необходим срок не менее двух-трех лет.
В соответствии с этим параметром в России необходимо развивать систему отбора и подготовки молодежи к военно-морской службе и обучению в высших военно-учебных заведениях ВМФ путем создания специализированных образовательных учреждений. Так, в 1997 г. по распоряжению Президента России был создан Кронштадтский морской кадетский корпус на 700 обучающихся в течение семи лет. В обеспечение приоритетности проблемы отбора и подготовки молодежи к офицерской службе ее решение необходимо и впредь осуществлять под эгидой Президента Российской Федерации.
2. Сети военно-морских вузов и принципы их создания
Анализ исходных данных позволил выявить следующие принципы создания сетей военных профессиональных образовательных учреждений.
1. Принцип иерархии построения сети военных образовательных учреждений по уровням командных инстанций. В соответствии с этим принципом были созданы образовательные учреждения для обучения офицерских кадров с целью комплектования номенклатур:
- первичных должностей на кораблях и в частях ВМФ (ВМС), связанных с эксплуатацией и боевым применением систем вооружения и военной техники (тактико-специальный и тактический уровень образования);
- должностей руководящего офицерского состава старшего звена управления (оперативно-тактический уровень);
- должностей руководящего офицерского состава высшего звена управления (оперативно-стратегический и стратегический уровни).
2. Принцип интеграции высшей военной и гражданской школ в системе образования офицерских кадров. Практически во всех рассматриваемых странах их подготовка осуществляется как в военных, так и в гражданских образовательных учреждениях при ведущей роли министерств обороны в рамках государственного кадрового заказа. Это значит, что государство определяет политику в области образования офицерских кадров и санкционирует их обучение в гражданских вузах, а министерство обороны страны выступает в качестве заказчика на подготовку военных специалистов.
3. Принцип обязательности краткосрочного курсового обучения при назначении офицеров на новые и вышестоящие должности для всех уровней командных инстанций. В ряде стран действует жесткая система обязательного краткосрочного обучения офицеров в процессе их службы через определенный срок нахождения в должности (1,5 - 3 года). В соответствии с этим принципом создана сеть образовательных учреждений для обучения после окончания училищ (университетов), военно-морских колледжей (военно-морских академий), университетов национальной обороны (военных академий генеральных штабов).
4. Принцип единства фундаментального и прикладного военно-морского профессионального образования в военных и гражданских вузах. В большинстве ведущих стран общенаучное, общетехническое, общекультурное фундаментальное образование обучающиеся всех специальностей для замещения первичных должностей получают по единым или близким по структуре и содержанию образовательным программам. Углубленная профессиональная прикладная подготовка по конкретным специальностям осуществляется в специально созданных образовательных учреждениях (школах родов сил - в США; военно-морских школах - в ФРГ; учебных центрах - в Великобритании и других странах).5. Принцип элитности офицерских кадров. В соответствии с этим принципом государство осуществляет целенаправленную подготовку и отбор лучших представителей молодежи для обучения в военно-морских образовательных учреждениях. В процессе обучения и службы всемерно поощряется стремление курсантов, офицеров быть первыми в какой-либо области. В интересах реализации этого принципа созданы образовательные учреждения, ориентированные как на первоначальное, так и на обучение в высших военно-морских образовательных учреждениях профессии морского офицера, воспитание любви к морю и формирование династий морских офицеров.
6. Принцип преемственности традиций военно-морского профессионального образования. В рассматриваемых морских державах строго и бережно сохраняются традиции, которые прошли испытание временем, войнами и в целом историей народа. Прежде всего это относится к сохранению образовательных учреждений, направленности содержания образовательных программ, академических свобод военно-морских образовательных учреждений, укреплению их связей с общественностью, государственными и другими учреждениями и организациями страны. Многие образовательные учреждения имеют свои уставы, кодексы чести, свою символику и другие атрибуты, что способствует формированию личности офицера в духе самоуважения и воспитывает чувство гордости за принадлежность к числу выпускников данного вуза. Этот принцип, как никакой другой, работает на стабильность и авторитет военно-морского образовательного учреждения.
7. Принцип непрерывности военно-морского профессионального образования. Данный принцип наиболее полно проявляется в создании единой сети образовательных учреждений, начиная с довузовского образования и завершая учреждениями для обучения высшего офицерского состава. Непрерывность обеспечивается преемственностью и сопряженностью образовательных программ на всех уровнях образования, а также установленной периодичностью обучения офицеров в системе курсовой подготовки.
В настоящее время на основании отечественного и мирового опыта выявлены следующие основные тенденции развития военно-морского профессионального образования:
· возрастание роли фундаментального общенаучного, общетехнического и общекультурного образования в профессиональной и служебной деятельности морского офицера на всех этапах его военной карьеры.
· проникновение военно-научных исследований в учебный процесс в образовательных учреждений как при подготовке курсантов, так и старшего и высшего офицерского состава. В образовательных учреждениях создаются специальные центры для разработки проблем военно-морского образования;
· создание собственных военно-морских образовательных учреждений для продолжения образования выпускников гражданских вузов с целью их подготовки для комплектования первичных должностей. Эта тенденция наиболее четко просматривается в ВМС США, где созданы многочисленные школы, центры и курсы для подготовки таких специалистов;
· создание университетских или академических комплексов, где сосредоточены профессиональная подготовка и профессиональное образование от матроса до адмирала.
С точки зрения полноты реализации принципов создания сети вузов ВМФ можно сделать следующие выводы.
1. Принцип иерархии построения сети образовательных учреждений в ВМФ России реализован в наибольшей мере, и в дальнейшем развитии военного образования он является наиболее перспективным. При функционировании сети вузов ВМФ необходимо совершенствовать взаимодействие образовательных учреждений всех уровней по структуре, содержанию и методологии проведения образовательного процесса. В соответствии с этим принципом необходимо создавать вертикаль образовательной структуры от довузовского до высшего военного, дополнительного и послевузовского профессионального образования.
2. Существующая сеть военно-морских образовательных учреждений фактически функционирует и развивается автономно без организованного централизованного взаимодействия между собой и с гражданской высшей школой страны. Военная и гражданская школы нуждаются в законодательном регулировании. Самоизоляция военной школы неизбежно приводит к неминуемой потере информации о достижениях науки, техники, технологий и культуры, удорожанию образовательного процесса, обеднению современных технологий обучения и проведения научных исследований.
3. Сеть образовательных учреждений краткосрочной курсовой подготовки офицеров всех уровней командных инстанций в ВМФ России развита достаточно полно. Представляется целесообразным создание единой образовательной структуры для обеспечения курсовой подготовки выпускников военно-морских институтов по специальностям и специализациям перед их назначением на конкретные первичные должности, а также для повышения квалификации и переподготовки офицеров в ходе военной службы.
Для реализации идеи прохождения обязательной курсовой подготовки всеми офицерами перед их назначением на новые и вышестоящие должности необходимо разработать нормативные документы в ВМФ и в целом в Министерстве обороны РФ, устанавливающие регламент прохождения военной службы и обязательности курсовой подготовки. Существующее положение с курсовой подготовкой офицеров сдерживает выявление одаренных специалистов.
4. В сравнении с образовательными учреждениями ВМС ведущих стран, принцип единства фундаментального и прикладного военно-морского профессионального образования наиболее полно реализуется в образовательных учреждениях ВМФ России. Об этом свидетельствуют опыт боевой и оперативной подготовки флотов, а также оценки, даваемые зарубежными военными делегациями уровню образования российских выпускников и иностранных военнослужащих, обучавшихся в вузах ВМФ. Этим принципом необходимо руководствоваться и при выборе нового пути развития военного образования.
5. Принцип элитности офицерских кадров в наибольшей мере соблюдался в царском флоте. В советский период была прервана преемственность поколений морских офицеров, а в отдельные периоды вводились ограничения по приему в высшие военно-морские училища детей офицеров. Для возрождения этого принципа необходима разработка государственных нормативных актов.
6. Роль традиций в образовании и службе морского офицера нельзя преувеличить. Традиции - это внутреннее состояние души человека, нравственный двигатель офицера. Традиции воспитываются и их нельзя ввести формально какими-либо нормативными актами. Возрождение традиций - это долговременный процесс. Они передаются из поколения в поколение через идеи, взгляды, настроения, символику, поступки и многое другое. Традиции охватывают нравственные устои человека, прежде всего честь, достоинство, уважение к окружающим, верность воинскому долгу. Их возрождение необходимо начинать в образовательных учреждениях с повышения престижа профессии офицера и тщательного изучения мирового опыта постановки военно-морского профессионального образования.
7. Принцип непрерывности военно-морского профессионального образования в вузах ВМФ реализуется через преемственность федеральных государственных образовательных стандартов, военных профессиональных образовательных программ различных уровней образования, их сопряжения и сопровождения. Полная реализация данного принципа возможна при создании единого образовательно-научного комплекса ВМФ.
3. Соотношение подготовки кадровых офицеров и офицеров резерва в высших военных и гражданских вузах ВМС зарубежных стран и ВМФ России
Проблема соотношения подготовки кадровых офицеров в военно-морских вузах и офицеров резерва в гражданских вузах может быть решена только на государственном уровне. Эта проблема, прежде всего, связана с экономикой, национальными интересами страны при формировании офицерского корпуса, отношением общества к офицерскому составу, к военному образованию и возможностью его применения в гражданских сферах деятельности. Так, в США 80% кадрового офицерского корпуса для замещения первичных должностей готовится в гражданских университетах и колледжах; в Великобритании - 1/3 офицеров от общей численности готовится в университетах; в Италии осуществляется совместная подготовка офицеров-инженеров ВМС в Военно-морском училище и университетах. В ФРГ 90% офицеров ВМС обучаются в собственных вузах. Во Франции практически полностью офицерский корпус ВМС получает образование в собственных вузах.В ВМФ России в течение трех веков морские офицеры образование получали в собственных образовательных учреждениях. И только в отдельные периоды истории, например, при строительстве большого флота в 30-е годы и в годы Великой Отечественной войны на службу в составе ВМФ призывались выпускники гражданских вузов, вчастности мореходных училищ.
В современных сложных социально-экономических условиях с учетом опыта зарубежных государств представляется целесообразным проведение эксперимента о возможности получения образования офицерами кадра как в военных, так и гражданских вузах, в том числе и их совместное обучение.
4. Сроки, периодичность и программы обучения офицеров ВМС зарубежных стран и ВМФ России
Итоговая продолжительность обучения рассчитана, исходя из 50-летнего возраста офицеров, прошедших все этапы обучения и военной службы с учетом средней продолжительности курсовой подготовки и переподготовки офицеров.
Для получения высшего военно-морского профессионального образования молодые люди приходят в различном возрасте (от 17 до 21 года) и с неодинаковым сроком обучения в средней школе. Меньше всего срок обучения в средней школе в России. Молодой человек в 19-20 лет более осознанно, чем 17-летний юноша может подходить к выбору карьеры морского офицера.
На обучение морского офицера к конкретной первичной должности затрачивается от 4 до 7 лет. При этом наибольший срок обучения в средней школе и Военно-морском училище в ФРГ составляет 20 лет и наименьший в России и во Франции - 16 лет. Поскольку фундамент общенаучного, общетехнического и общекультурного образования специалиста закладывается именно на этих этапах обучения, то будет правильной постановка вопроса в государстве об увеличении сроков обучения либо в средней школе, либо в военном вузе (в отдельных технических университетах России по наукоемким специальностям сроки обучения составляют 6 и более лет).
Сроки обучения офицеров в военно-морских академиях (колледжах) составляют от одного до двух лет. Это определяется главным образом национальными традициями и целевыми установками.
Общая продолжительность обучения карьерных морских офицеров в различных странах, в том числе и в России, примерно одинакова и составляет 22 - 23 года с учетом обучения в средней школе. Следовательно, выявлена закономерность, которая состоит в том, что на образование морского офицера требуется примерно столько же времени, сколько на непосредственное выполнение им служебных и профессиональных обязаннностей. Это - константа.
В ВМФ России обучение морских офицеров к замещению первичных должностей осуществляется целенаправленно, с привязкой к конкретным специальностям практически в течение всего периода обучения в институтах. При этом ВМИ разделены на два профиля: командно-инженерный и инженерный, где курсанты получают более фундаментальное общенаучное и общетехническое образование в сравнении с выпускниками военно-морских училищ зарубежных стран.
Программы обучения руководящего состава офицеров ВМС зарубежных стран ориентированы на изучение проблем национальной безопасности, геополитики, мировой экономики и в целом на решение проблем государства дипломатическими, политическими, военными и другими средствами. Главная задача обучения заключается в том, чтобы научить слушателей обеспечивать поддержку военными средствами любых политических решений руководства страны. Эта часть программы, несомненно, представляет интерес и для Военно-морской академии. Программа обучения российских офицеров командного профиля в академии ориентирована главным образом на военную и военно-техническую составляющие, связанные с подготовкой и применением ВМФ в операциях и боевых действиях.
5. Комплектование профессорско-преподавательским составом вузов ВМС зарубежных стран и ВМФ России
Принципиальным отличием российской системы комплектования военных вузов преподавательским составом от зарубежных систем является то, что военные преподаватели вузов ВМФ являются профессиональными педагогами. Как правило, они проходят научно-педагогическую подготовку в системе послевузовского образования в адъюнктуре, докторантуре и путем соискательства. Преподавательская деятельность становится по существу новой профессией офицера. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что профессиональным преподавателем можно стать по истечении 3 - 5 лет практической работы. Воспроизводство военных преподавателей осуществляется на собственной основе вузов ВМФ.
С 1987 г. в Военно-морской академии организована курсовая подготовка преподавателей и адъюнктов на кафедре организации и методики образовательного процесса (военная педагогика и психология).
Ответственность военного преподавателя перед обществом определяется тем, что он должен готовить офицерские кадры к особому виду федеральной государственной службы - к защите национальных интересов и обеспечению национальной безопасности военными средствами. И деятельность офицера даже в мирное время сопряжена со смертельной опасностью. Поэтому военному преподавателю кроме высоких нравственных и профессиональных качеств, необходимо знать государственную политику и нормативную правовую базу в области образования вообще и военного в частности, состояние и проблемы военного образования, основы функционирования систем подготовки офицерских кадров ВМФ России и ВМС крупных держав мира, психолого-педагогические основы постановки, организации образовательного процесса в военных вузах и основы искусства своей деятельности, технологии проведения всех видов учебной и научной работы, современное информационное и коммуникационное обеспечение образовательного процесса в военном вузе и ряд других важных вопросов.
В ходе курсовой подготовки военных преподавателей важными задачами являются: формирование психолого-педагогических основ управления познавательной деятельностью обучающихся и всем образовательным процессом, подготовка их к речевой деятельности. Военный преподаватель - не агент по распространению знаний, а организатор творческого поиска путей и средств постижения истины. Все это станет возможным, если поднять мышление преподавателя с уровня учебной дисциплины и кафедры на государственный уровень понимания проблем военного профессионального образования. При этом очень важно сохранить преемственность в деятельности военных преподавателей, поскольку ее нарушение неизбежно приведет к ликвидации российской национальной военной школы.
Общеизвестно, что престиж любого вуза определяется качественным составом преподавателей. Поэтому штатный военный профессорско-преподавательский состав в вузах ВМФ является национальным достоянием России. Разрушить эту систему легко, а на ее восстановление, как об этом свидетельствует отечественный опыт, уходит не менее двух десятилетий, а в ряде случаев такое восстановление может стать невозможным вообще.
В зарубежных военно-морских образовательных учреждениях система комплектования иная. Основу профессионального преподавательского состава составляют гражданские профессора. Военные преподаватели на педагогическую работу назначаются в порядке прохождения службы на два-три года. За это время офицер не в состоянии освоить профессию педагога и в вузе он выступает в качестве инструктора или ассистента гражданского профессора.
Обе системы комплектования военных вузов преподавательским составом имеют право на жизнь, они отвечают национальным особенностям своих стран, традициям своих флотов и менталитету народа. Вряд ли здесь надо перенимать опыт друг у друга.
6. Учебная материально-техническая и научная база вузов зарубежных стран и ВМФ России
Учебно-материальные базы вузов ВМС рассмотренных зарубежных стран, как правило, представляют собой комплексы учебных, лабораторных, жилых зданий и сооружений, позволяющих создавать наиболее благоприятные условия для жизни, быта, учебы и занятия спортом курсантов и слушателей, постоянного состава практически в границах этих вузов. К услугам обучающихся и постоянного состава имеются стадионы, плавательные бассейны, яхт-клубы, теннисные корты, спортивные площадки и другие сооружения. Так, в США курсантский жилой комплекс - крупнейший в мире, где курсанты имеют полное бытовое обслуживание. Все 4500 курсантов принимают пищу одновременно. Обслуживающий персонал столовой насчитывает 350 чел. Территория училища занимает более 120 га. Она объявлена Национальным историческим памятником, который посещают ежегодно более миллиона человек.
Учебно-лабораторное оборудование военно-морских институтов и училищ, колледжей, школ родов сил, военно-морских школ,учебных центров позволяет готовить военных специалистов для замещения первичных офицерских должностей в общенаучном, общетехническом и прикладном аспектах. Кроме того, это лабораторное оборудование позволяет осуществлять моделирование процессов эксплуатации и применения вооружения и военной техники в различных условиях обстановки, а также проводить научные исследования.Руководство вузов ВМС большое внимание уделяет библиотекам, которые через INTERNET и другие системы подключены к основным библиотекам как своей страны, так и ряда зарубежных стран. К услугам обучающихся практически неограниченный доступ к компьютерной и множительной технике. Библиотеки и другие обеспечивающие подразделения вузов работают ежедневно с раннего утра и до поздней ночи.
Лабораторное оборудование военно-морских академий (колледжей) для управленческих специальностей нацелено главным образом на моделирование операций, боевых действий и других форм применения ВМС как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами вооруженных сил, а также процессов управления ими. Это же лабораторное оборудование используется в качестве моделирующих систем при проведении научных исследований, военно-исследовательских игр.
Учебная материально-техническая и научная база отечественных военно-морских образовательных учреждений (в сравнении с зарубежными вузами) менее развита главным образом из-за недостаточного финансирования и определенного отставания в высоких технологиях.
Создание современной развитой учебной материально-технической и научной базы военного образования и научных исследований является одним из важнейших направлений обеспечения высокого качества подготовки кадров для ВМФ и развития военно-морской науки.
7. Управление военным образованием морских офицеров в зарубежных странах и Российской Федерации
Из анализа функционирования систем военно-морского профессионального образования в крупных морских державах мира и Российской Федерации следует, что управление военно-морским образованием во всех странах осуществляется на трех уровнях: государственном, ведомственном, вузовском.
На государственном уровне определяется государственная политика в области военного образования и осуществляется подбор руководителей образовательных учреждений; формируются государственные требования к офицерским кадрам и государственный кадровый заказ на подготовку офицерского состава; вводятся государственные образовательные стандарты; определяется сеть образовательных учреждений, их ёмкость, сроки обучения и степень привлечения гражданских вузов к подготовке военных специалистов; осуществляется финансирование военно-морского образования и материально-техническое обеспечение; устанавливается нормативная правовая база функционирования вузов, проводится их аккредитация. Так, например, в США для подготовки офицеров ВМС для замещения первичных должностей привлекаются кроме Военно-морского училища в Аннаполисе около 60 гражданских университетов и колледжей.
Надо отметить, что в России нормативные акты по формированию федерального государственного кадрового заказа на подготовку офицерских кадров отсутствуют.
На ведомственном уровне создается учебная материально-техническая база вузов, устанавливаются профили, направления (специальности), квалификации (степени) военных специалистов по уровням командных инстанций и уровням образования; осуществляется комплектование профессорско-преподавательским и научным составом; определяется количественный состав обучающихся для каждого вуза; разрабатываются квалификационные требования к выпускникам; осуществляется финансирование вузов; устанавливаются периодичность и сроки курсовой подготовки офицеров в процессе их службы; координируется деятельность военных вузов между собой и гражданскими образовательными учреждениями; определяется тематика научных исследований по проблемам военного образования.
Указанные проблемы, решаемые на ведомственном уровне, с одной стороны, требуют от органов управления высокой компетенции в области образования, знания этой области изнутри. С другой стороны, чтобы грамотно решать проблемы образования на всех уровнях государственной власти и управления, статус органа управления военным образованием в Министерстве обороны РФ должен быть наделен законодательной инициативой и поднят до уровня Минобрнауки РФ.
На вузовском уровне разрабатываются образовательные программы, осуществляется планирование, организация и проведение образовательного процесса и научных исследований, подготовка научно-педагогического состава, оснащение и переоснащение учебно-лабораторного оборудования; разрабатываются нормативные документы внутреннего пользования. Как показывает мировой опыт, военные вузы зарубежных стран наделены большими академическими свободами и освобождены от мелочной опеки вышестоящих органов управления военным образованием.
Существенно важным, особенно для органов управления военным образованием, является положение о том, что управлять надо военным образованием, а не военными вузами, ибо вузы способны эффективно решать все поставленные им задачи самостоятельно.
Таковы теоретические и практические положения, которые должны быть положены в основу построения единой вертикали структурных подразделений образовательно-научного комплекса Военно-Морского Флота. При этом мы должны руководствоваться следующими выводами, вытекающими из сравнительной оценки отечественной и зарубежных систем военно-морского профессионального образования.
1. Во всех странах мира проводится государственная политика в области военно-морского образования для подготовки офицерских кадров.
2. В ряде зарубежных государств подготовка военных кадров для первичных офицерских должностей осуществляется как в высшей военной, так и высшей гражданской школах. Окончательная специализация и обучение руководящего состава проводится только в собственных военных образовательных учреждениях.
3. Независимо от страны, в среднем, для морского офицера в возрасте 50 лет на образование уходит 22-23 года с учетом обучения в средней школе.
4. Отличительной чертой отечественной военно-морской школы является ее собственный профессорско-преподавательский и научный состав, костяк которого составляют офицеры и адмиралы ВМФ. Подготовка военных преподавателей осуществляется в адъюнктуре и докторантуре с обязательным дополнительным обучением на академических курсах.
5. Для англо-американской системы военно-морского профессионального образования характерна высокая динамика прохождения службы и обучения на курсах и в школах при назначении на новые и вышестоящие должности. Основным девизом этой школы является прагматизм. В отечественной и немецкой системах военно-морского профессионального образования преобладает фундаментализация образования и более длительные сроки обучения по основным образовательным программам.
6. Зарубежное военно-морское профессиональное образование в сравнении с отечественным более интегрировано с высшим гражданским профессиональным образованием. Это обстоятельство позволяет готовить от 30 до 80% морских офицеров в гражданских вузах.
7. В интересах социальной защиты по образованию морским офицерам ряда зарубежных стран предоставлено право в процессе службы обучаться в любом вузе страны и за рубежом за государственный счет.
8. Военно-морские образовательные учреждения зарубежных стран, как правило, имеют лучшее учебно-лабораторное оборудование даже в сравнении с ведущими гражданскими вузами этих стран.
9. Казарма в системе военно-морского образования зарубежных государств играет важную роль в процессе формирования личности будущего офицера. Особый быт казармы призван обеспечивать развитие качеств курсанта как неформального лидера коллектива.
10. Зарубежный опыт управления военно-морским образованием свидетельствует, что высшие военно-морские образовательные учреждения, как правило, входят в ассоциации образовательных учреждений своих стран. Это делается в интересах интеграции высших военной и гражданской школ, координации содержания и направленности образования, а также повышения компетентности управления. На каждом уровне образования решается свой круг проблем, исключающий опеку вышестоящими подчиненных структур. Главное внимание обращается на выработку стратегии образования офицерских кадров, предоставляя вузам самостоятельность как в решении проблем образовательного процесса, так и организационно-штатных вопросов.11. Отечественная система военно-морского профессионального образования в сравнении с зарубежными по своей структуре является более развитой. Однако автономное функционирование каждого вуза в отдельности по целому ряду причин отрицательно сказывается на качестве профессионального образования офицеров. В основном из-за невозможности органичного согласования и сопряжения образовательных программ и невозможности создания единого учебного материально-технического и научного обеспечения образовательного процесса.
12. Изменившиеся социально-экономические, политические, правовые основы и новый порядок комплектования Вооруженных Сил офицерским составом выявили необходимость модернизации военно-морского профессионального образования.
13. Специфика деятельности офицерского корпуса как в мирное, так и в военное время оказывает решающее влияние на методологию подготовки и функционирование системы военно-морского образования. При разработке нормативных правовых актов по образованию необходимо включать в них отдельные положения, регламентирующие деятельность высшей военной школы.
14. В интересах повышения качества работы военных вузов России прежде всего необходима интеграция их образовательной и научной деятельности, единое централизованное управление, расширение прав и полномочий в вопросах всех видов деятельности, вхождение в объединения (ассоциации) гражданских вузов, а также решение организационно-штатных, финансовых и других вопросов.
Облик единого многопрофильного, многоуровневого образовательно-научного учреждения Военно-Морского Флота XXI века
Образование морских офицеров для высшей власти России считалось делом первостепенной важности. Триада - верховная власть, Военно-Морской Флот, военно-морское образование, введенная Петром I, вот уже более 300 лет является определяющим фактором государственной политики в строительстве и применении флота, подготовке кадров и отношении Отечества к флоту.
Руководствуясь этим положением, Президент Российской Федерации Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев своим поручением от 21 июля 2008 г. № Пр. 1482 распорядился к 2013 году сформировать перспективную сеть военно-учебных заведений, а 14 октября этого же года утвердил новый облик Вооруженных Сил нашей страны, в том числе и Военно-Морского Флота.
В основу разработки проекта создания нового типа образовательно-научного комплекса ВМФ, имя которому правительством Российской Федерации определено как федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова, помимо теоретических и практических оснований, полученных в ходе анализа отечественной и зарубежных систем военно-морского профессионального образования, положена Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, одобренная коллегией федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ в мае 2007 года. По этой Концепции предусматривается системная интеграция образовательных учреждений всех уровней в интересах непрерывного профессионального образования, формирование современной инфраструктуры интегрированных образовательных комплексов, обеспечение содержательной и организационной преемственности между уровнями профессионального образования, обеспечение эффективного воспроизводства и развития кадрового потенциала системы образования и науки; обеспечение научно-методической, материально-технической и организационной поддержки образовательных учреждений. При этом интеграцию образовательных учреждений следует осуществлять как по горизонтали (укрупнение образовательных учреждений одного уровня образования), так и по вертикали (объединение образовательных учреждений профессионального образования различных уровней образования). В теоретической части Концепции подчеркивается, что Интегрированные многоуровневые образовательные учреждения, способны обеспечить наиболее эффективное использование всех имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, информационных, учебно-методических, научных и бюджетных).
Кроме того в таких комплексах, как мы видели ранее, объективно создаются благоприятные условия для: ротации руководящих, педагогических и научных кадров образовательных и научно-исследовательских учреждений, формирования единых информационных ресурсов для ведения образовательного процесса и научных исследований, разработки и внедрения новых информационных технологий в образование и науку.
В ходе комплексной научно-исследовательской работы по обоснованию создания объединенного образовательно-научного комплекса получены следующие выводы.
1. Разобщенность усилий сети образовательных учреждений ВМФ в учебной, воспитательной, научной, методической, организационно-штатной, информационной и других видах деятельности снижает эффективность системы военно-морского образования и профессиональной подготовки.
2. Подчинение образовательных учреждений различным органам военного управления, слабо связанным между собой, приводит к снижению качества профессионализма военных специалистов из-за отсутствия объективного внешнего контроля.
3. Автономное функционирование образовательных учреждений ВМФ в условиях недостаточных финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов приводит к нерациональному их использованию, особенно при создании информационного и коммуникационного обеспечения, оснащении и переоснащении учебной материально-технической базы.
4. Образовательные и научно-исследовательские учреждения ВМФ не имеют единой нормативной правовой базы для совместной деятельности при проведении научных исследований и подготовке кадров для ВМФ.
Таким образом в Военно-Морском Флоте имеются объективные предпосылки для создания единого Военного учебно-научного центра ВМФ (ВУНЦ ВМФ) с включением в него всех образовательных и научно-исследовательских учреждений ВМФ. Основными целями ВУНЦ ВМФ являются: объединение и координация усилий руководства ВМФ, флотов, заказывающих управлений и служб, образовательных и научно-исследовательских учреждений ВМФ в интересах повышения качества профессионального образования, профессиональной подготовки всех категорий личного состава ВМФ и проведения научных исследований; обеспечение непрерывности, преемственности профессионального образования и профессиональной подготовки, сопряжения и сопровождения военных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях образования; создание условий для наиболее полного использования научного, научно-педагогического потенциала в интересах разработки и развития научных подходов к планированию, организации и проведению учебной, воспитательной и методической работы в образовательных учреждениях с учетом контингента обучающихся и сроков обучения, а также научных исследований; сохранение и преумножение национальных традиций в воспитании и обучении флотских специалистов и проведении научных исследований; защита прав и интересов образовательных и научно-исследовательских учреждений ВМФ, их постоянного и переменного состава; поиск оптимальных форм и методов взаимодействия его образовательных и научно-исследовательских структурных подразделений.
Наиболее важными задачами ВУНЦ ВМФ, являются: удовлетворение потребностей флота, других видов Вооруженных Сил и других войск РФ в высококвалифицированных военных специалистах, отвечающих государственным требованиям по защите национальных интересов и обеспечению национальной безопасности страны; повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки военных специалистов с учетом новейших достижений в науке, технике, технологии и культуре; подготовка научных, научно-педагогических кадров для всех структурных подразделений ВУНЦ ВМФ; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных военно-научных исследований, опытно-конструкторских работ, ориентированных на развитие и применение ВМФ в мирное и военное время; развитие и совершенствование военной эдукологии как науки о военном образовании; разработка научных основ организации и проведения учебной, воспитательной, методической и научной работы; создание единого информационного обеспечения образовательных и научных подразделений ВУНЦ ВМФ; рациональное использование финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, выделяемых на образование и науку.При обосновании структуры ВУНЦ ВМФ мы руководствовались следующими положениями: сохранение отечественных военной и научной школ, преемственности традиций образования офицерских кадров и проведения научных исследований; обеспечение мобилизационной готовности структурных подразделений ВУНЦ ВМФ к расширенному воспроизводству офицерских кадров при изменении военно-политической обстановки в мире и проведению научных исследований; создание образовательных и научно-исследовательских структур в регионах в соответствии с демографическим и геостратегическим положением России; сохранение недвижимости структурных подразделений ВУНЦ ВМФ в собственности Министерства обороны РФ; сохранение научного и научно-педагогического потенциала и уникальных научных школ; проведение единой государственной политики в области образования и науки во всех силовых ведомствах.
С учетом демографических и геостратегических условий России при создании ВУНЦ ВМФ целесообразно иметь три территориально разнесенные его структуры:
Западная структура ВУНЦ ВМФ формируется на основе Балтийского военно-морского института с включением в его состав гражданских образовательных и научно-исследовательских структур, конструкторских бюро, работающих по профилю деятельности ВМФ (г. Калининград).
Северо-западная структура ВУНЦ ВМФ - ядро ВУНЦ ВМФ, формируется на базе Военно-морской академии, Высших специальных офицерских классов ВМФ, Санкт-Петербургского военно-морского института, Военно-морского института радиоэлектроники, Военно-морского инженерного института, учебных центров ВМФ, военных и гражданских научно-исследова-тельских учреждений, конструкторских бюро, расположенных в Санкт-Петербурге и его окрестностях и работающих по тематике ВМФ.
Дальневосточная структура ВУНЦ ВМФ формируется на основе Тихоокеанского военно-морского института с включением в его состав гражданских образовательных и научно-исследовательских структур и конструкторских бюро, работающих по профилю деятельности ВМФ.
Проводимая реструктуризация военно-морского образования и военно-морской науки охватывает комплекс психологических, нравственных, организационно-штатных, финансовых, материально-технических и других проблем, связанных с деятельностью образовательных и научно-исследовательских структурных подразделений ВУНЦ ВМФ, органов управления ими на уровнях Военно-Морского Флота, министерств обороны, образования и науки. Основной путь этих преобразований - эволюционный.
Создание ВУНЦ ВМФ позволит в Военно-Морском Флоте проводить в жизнь государственную политику в области военного образования с единых идеологических, научных и методологических позиций, обеспечивать непрерывность и преемственность подготовки военных кадров на всех уровнях образования, создать единое информационное, коммуникационное обеспечение образовательной и научной деятельности. Одной из важнейших задач, связанной с созданием и функционированием ВУНЦ ВМФ, является организация управления им в условиях территориально разнесенных структур, расположенных в девяти часовых поясах (от Калининграда до Владивостока). Это потребует создания принципиально иной системы управления ВУНЦ.
Общая структура ВУНЦ ВМФ включает управление, образовательный, научный и обеспечивающий комплексы.
Новым элементом в структуре управления ВУНЦ ВМФ в связи с объединением образовательных учреждений ВМФ является штатная дежурная служба. Она предназначена для организации управления и осуществления контроля за образовательной, научно-исследовательской, административно-хозяйственной, повседневной деятельностью, воинской и трудовой дисциплиной, организацией и порядком, другими видами деятельности ВУНЦ ВМФ.
Для обеспечения эффективного управления присоединяемыми образовательными и научными учреждениями предусматривается установка территориально распределенной автоматизированной системы управления объединенной ВМА и электронного документооборота.
Основными структурными подразделениями образовательного комплекса ВУНЦ являются три факультета для подготовки офицеров руководящего состава по академическим специальностям ВМФ с высшим военным образованием с квалификацией (степенью) «магистр военного управления». Такими факультетами являются командно-штабной, факультет управления обеспечением сил и войск ВМФ и факультет развития ВВТ ВМФ.
Для осуществления практической оперативно-тактической подготовки слушателей создается «Центр оперативной и тактической подготовки», он же будет использоваться для профессионально-должностной подготовки руководящего состава ВМФ и проведения военно-научных исследований в области применения сил и войск ВМФ.
К основным образовательным структурным подразделениям ВУНЦ ВМФ будут отнесены Военно-морской институт, создаваемый на основе включения в него СПб ВМИ, ВМИРЭ и ВМИИ, а также два института - БВМИ (г. Калининград) и ТОВМИ (г. Владивосток). В этих институтах ВУНЦ предусматривается осуществлять подготовку специалистов ВМФ с высшим военным профессиональным образованием с пятилетним сроком обучения, а также подготовку по заявкам ВМФ магистров военной техники с шестилетним сроком обучения.
В Военно-морском колледже среднего профессионального образования и Профессиональном военно-морском лицее начального профессионального образования планируется осуществлять подготовку контрактников для ВМФ.
На базе факультетов Санкт-Петербургского военно-морского института предполагается сформировать два факультета: факультет навигационно-гидрографический и кораблевождения и факультет морского оружия и систем управления, на базе факультетов Военно-морского института радиоэлектроники - факультет морской радиоэлектроники и радиотехники, а на базе факультетов Военно-морского инженерного института - факультет электромеханический и военного кораблестроения.
В Балтийском и Тихоокеанском военно-морских институтах с учетом демографии, военно-политического положения России и мобилизационных планов, подготовка военных кадров будет осуществляться по направлениям и специальностям в соответствии с решениями Министерства обороны РФ и ВМФ.
Рабочим органом управления образовательным комплексом является учебно-методический центр ВУНЦ, под которым понимается структурное подразделение - аналог учебного отдела, своего рода штаб ВУНЦ ВМФ. Основными его функциями станут организация и координация учебной, методической и воспитательной работы, службы войск и безопасности военной службы, поддержание правопорядка и укрепление воинской дисциплины.
Особое место в образовательной и научной деятельности отводится единым кафедрам и циклам ВУНЦ ВМФ. Это должны быть мощные по своему интеллектуальному потенциалу учебно-научные подразделения с новой структурой. Основным их предназначением является формирование содержания военного профессионального образования, организация и проведение образовательного процесса с обучающимися на академическом, институтском и техническом уровнях образования. Формирование единых кафедр и циклов - это ответственная интеллектуальная работа, которую должны выполнять наиболее подготовленные ученые-педагоги.
В составе образовательного комплекса ВУНЦ планируется иметь специальный факультет для подготовки иностранных военнослужащих по специальностям и образовательным программам всех уровней военного образования на основе соглашений о ВТС с иностранными государствами.
Институт дополнительного профессионального образования объединит в своем составе все соответствующие подразделения ранее существовавших образовательных учреждений ВМФ высшего и среднего профессионального образования. В ВУНЦ ВМФ этот институт представлен факультетами переподготовки и повышения квалификации.
Проведение исследовательского эксперимента по функционированию всех военно-учебных заведений ВМФ в составе ВУНЦ планируется начать с 1 сентября 2009 года. В российском образовании этот период характеризуется разработкой и введением в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и нового поколения профессиональных образовательных программ, которые проектируются на основе компетентностного подхода к профессиональному образованию. В основу образовательной деятельности должны быть положены наука и инновации.
Особенностью всей работы станет то, что впервые ее возглавит Военно-морская академия как системообразующий вуз ВМФ. Эта работа будет выполняться в тесном взаимодействии и сотрудничестве с огромным и сильным коллективом профессорско-преподавательского состава военно-морских институтов, Высших специальных офицерских классов и других образовательных учреждений ВМФ.
Совершенно новым в истории военно-морского образования и военно-морской науки России станет попытка органичного включения в структуру объединенного образовательного учреждения научного комплекса ВМФ. Структура научного комплекса включает два вида подразделений.
К первому виду отнесены вновь создаваемый Научно-исследовательский институт профессионального образования, который будет заниматься исследованиями проблем военного образования, профессиональной подготовки, образовательного процесса и исследованием проблем воинского обучения и воспитания военных кадров. К этому же виду подразделений также относятся и традиционные объекты образовательного комплекса: кафедры, докторантура и адъюнктура, которые будут заниматься исследованиями как в области образовательной, так и научной деятельности. В качестве исследовательского полигона сюда можно отнести вновь создаваемый Центр оперативной и тактической подготовки.
Ко второму виду отнесены структурные подразделения, которые в рамках ВУНЦ ВМФ будут заниматься в основном научной деятельностью по проблемам строительства и применения флота. Их структура включает Научный центр, три центральных научно-исследовательских института МО РФ (работающие по профилю ВМФ), два из которых предполагается объединить в один. ЦНИИ МО РФ принципиально характер своей научной деятельности не меняют. Научный центр ВУНЦ ВМФ предназначен для ведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области военной безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений и мер сдерживания, развития военной науки, развития и функционирования ВМФ, как вида ВС РФ.
Соединение военного образования и военной науки позволит Главнокомандующему ВМФ сохранить централизованное руководство научными исследованиями в ВМФ.
Важное место в инфраструктуре ВУНЦ ВМФ отводится обеспечивающему комплексу. В его составе особо выделена учебно-научная материальная база (УНМБ) как инновационный проект с новыми технологиями обеспечения обучения и управления образовательной и научной деятельностью ВУНЦ ВМФ.
В переходный период до окончательного строительства ВУНЦ ВМФ его УНМБ должна создаваться и переоснащаться в соответствии с учетом потребностей технологии образовательного и научного процессов в условиях общей инвентаризации всего имеющегося научного и учебно-технического оборудования в образовательных учреждениях, включенных в состав ВУНЦ ВМФ.
Для информационного обеспечения деятельности ВУНЦ ВМФ предполагается создать единую базу информационных ресурсов образовательной и научной деятельности.
Одним из основных преимуществ создаваемого ВУНЦ является возможность использования единой УНМБ без вынужденного дублирования её элементов, как это имело место при территориально разнесенной сети вузов ВМФ. Тем самым существенно снижается суммарная стоимость УНМБ, повышается ее загрузка и эффективность использования.
Качественно новым в создании УНМБ ВУНЦ ВМФ является изготовление мультимедиа учебных, методических и научных материалов для использования их в электронном обучении курсантов и слушателей. Для этого на территории ВУНЦ будет размещено научно-производственное специализированное предприятие по изготовлению контента (электронных учебных, методических, научных материалов и сценариев).
Таким образом, мы реализуем комплексный подход к построению и функционированию основных компонентов ВУНЦ ВМФ в интересах повышения качества образовательной, научной, административно-хозяйственной, управленческой и иных видов его деятельности. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить научное и методическое сопровождение строительства и функционирования всех компонентов ВУНЦ.
В истории военно-морского образования и военно-морской науки неоднократно происходили коренные преобразования. Реформы были вызваны глубокими социально-экономическими и научно-техническими изменениями. Нынешняя реформа вызвана распадом СССР и становлением нового демократического государства. Востребованность ее проведения продиктована возрождением морской мощи России как гаранта защиты ее национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.

 
Разработка сайтов