Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 Управление миграцией сверхкомпетентных специалистов как стратегия выигрыша в условиях глобального экономического кризиса.
 

Авторизация



Управление миграцией сверхкомпетентных специалистов как стратегия выигрыша в условиях глобального экономического кризиса. Печать

М. Ю. Мижинский, к.ю.н. эксперт Института опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса.

ОТ РЕДАКЦИИ. 10-11 ноября 2008 года Институтом опережающих исследований была проведена конференция стратегического планирования «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в системе управления трудовыми ресурсами при реализации региональных проектов развития». Данный материал подводит итог конференции.

Современный глобальный кризис рассматривается по-разному. С нашей точки зрения речь идет о системном кризисе, который не завершится, пока не будут сняты породившие его системные противоречия, а развитие мирового хозяйства не получит новый технологический импульс. Страны, которые смогут первыми перестроить свои экономики на новый технопромышленный уклад станут лидерами новой посткризисной мировой финансовой, экономической и, во многом, социокультурной систем. Мир ожидает новый виток межгосударственной конкуренции за высококвалифицированных и сверхкомпетентных специалистов, способных этот переход осуществить. Выиграют те государства, которые смогут осуществить в следующие 5-10 лет коренную перестройку и усиление инфраструктурных платформ развития и «намотать» на эти платформы необходимых специалистов. В ближайшие несколько лет будет происходить формирование новых антикризисных механизмов привлечения высококвалифицированных мигрантов, необходимых для выхода из этого самого кризиса.
Фактически, кризис усилил то, что все и так понимали - необходимость перестраивать экономику под новый технопромышленный уклад и делать ставку на суперкачественный человеческий капитал. Это понимали почти все, но этим было просто некогда заниматься. Восстановление научного и инновационного потенциала России откладывалось из-за требований рыночной спекулятивной экономики и потребительского стиля жизни. Есть основания верить, что системный кризис, способен повлиять отрезвляюще и оздоравливающе на Россию.
Россия ощущает острую нехватку практически во всех категориях высококвалифицированных специалистов. Эксперты и практики в один голос утверждают, что острый дефицит квалифицированных кадров является уже не просто системной ошибкой российской экономики, но уже ставит под удар возможность реализации приоритетных национальных проектов1 . «Заявленные властью и крупными корпорациями масштабные технологические проекты не могут быть реализованы из-за кадрового дефицита. Чтобы восстановить воспроизводство технократов в стране, понадобится выработать общенациональную стратегию»2 . В первую очередь, это касается тех профессий, которые «вышли из моды» в условиях дикого рынка последних 10 лет: ученых, практически, во всех областях, инженерно-конструкторских кадров, специалистов агропромышленного комплекса и т.п. Без этих кадров невозможно реализовать даже половину заявленных государством и крупными корпорациями масштабных технологических проектов. А дальше можно смело говорить не только о военной и экономической, но и о продовольственной, медицинской и, вообще, гуманитарной, безопасности… России очень нужны сверхкомпетентные и высококвалифицированные специалисты, а также инновационные предприниматели и инвесторы, способные запускать и вытягивать на себе приоритетные прорывные проекты развития.
В это же время ведущие транснациональные корпорации продолжают вовсю «выгребать» русскую технологическую элиту. Так, например, компания Samsung Electronics ежегодно проводит набор студентов старших курсов, аспирантов и выпускников лучших технологических вузов на международную стипендиальную программу обучения MS (Master of Science) - Genius Scholarship Program GSP-SNU. При этом компания открыто указывает в своей рекламе, что перспективы самореализоваться в России у этой элиты нет: участникам гарантируется «применение фундаментальных знаний, полученных в российских университетах, для проведения прикладных исследований, ориентированных на создание коммерческого продукта». После того, как наши выпускники там поработают, нам придется с ними работать уже как с мигрантами, обеспечивая их возврат на Родину. Высококвалифицированне специалисты, как сказал директор НТЦ «Прибор» А.Д. Чернопольский, это постоянные мигранты. В условиях современной конкуренции за таланты их будет заинтересовано получить любое государство, стремящееся занять передовую мировую позицию.
Конечно, иммиграция в Россию необходимых специалистов из числа соотечественников или их выращивание из мигрантов-студентов не может решить всех проблем. В первую очередь надо создавать привлекательные условия для уже российских граждан, а дальше уже открывать, по необходимости, доступ к этим условиям для одаренных мигрантов из-за рубежа. Миграционная политика и миграционное законодательство только открывают или закрывают те или иные каналы для потоков мигрантов. Гораздо важнее смотреть на то, какие «центры притяжения» высококвалифицированных кадров (как местных так и мигрантов), в условиях все возрастающей конкуренции, могут быть созданы в России.
В 2008 году основная борьба между зарубежными государствами за сверхквалифицированные кадры строилась вокруг следующих категорий:
1) сотрудники научно-исследовательских учреждений, способные осуществлять НИОКР в различных областях знаний (аспиранты, докторанты, научные работники, молодые ученые);
2) инженерно-конструкторские специалисты высших категорий, способные «дорабатывать» результаты прорывных научных исследований;
3) студенты с перспективой стать высококвалифицированными специалистами;
4) суперкомпетентные работники сферы образования, способные таких специалистов формировать;
5) медицинские работники, способные обеспечивать высокий уровень медицинского обслуживая, создавая максимально благоприятную среду обитания для этих специалистов;
6) ведущие менеджеры и управленцы высшего звена в инновационных компаниях, способные осуществлять внедрение новых технологий и захват (создание) новых рынков;
7) инвесторы и предприниматели, способные выстраивать комплексные схемы взаимодействия научно-исследовательских институтов и промышленности.
Государственная политика, направленная на работу со всеми этими специалистами (или хотя бы с одной из категорий) в России, фактически, отсутствует.
С кем готова работать Россия видно из нового списка приоритетных вакансий для привлечения специалистов в РФ на 2009 год3 . Данный список является, фактически, полным противоречием вышеперечисленному перечню и повторяет требования к иммигрантам почти уже 50-летней давности. Тогда Европа, США и Канада активно привлекала кадры без требований к уровню квалификации для обеспечения трудовыми ресурсами сельского хозяйства, горнодобывающей промышленность и строительства. Россия этим планирует заниматься в 2009 году.
Проблема для всех очевидна, и кроется в отсутствии платежеспособного спроса на высококвалифицированных специалистов и в отсутствии условий работы, сопоставимых с зарубежными. Однако, заведомо ли мы проиграли борьбу за лучшие мозги? Мы считаем, что в связи с кризисом у России есть серьезный шанс изменить ситуацию.
Во-первых, хотим мы этого или нет, а лучшие мозги нам привлекать и удерживать придется. Иначе ни об обороноспособности, ни о суверенитете и самостоятельной роли в мире России говорить не придется. И Президент и Премьер-министр РФ это уже достаточно хорошо всем дали понять.
Во-вторых, все более очевидным становится необходимость усиления работы с научными и предпринимательскими российскими диаспорами за рубежом. Это касается, в первую очередь, сверхкомпетентов. Как отмечает Ю.В. Громыко, одно из принципиальных направлений миграционной политики в России - это создание условий для привлечения в страну соотечественников-сверхкомпетентов. В современной экономике понятие о сверхкомпетенте является одним из краеугольных. Само понятие «сверхкомпетент» - из сферы высоких гуманитарных технологий управления человеческими ресурсами. В отличие от просто компетентов, людей обладающих описанным набором навыков и компетенций в соответствии с квалификационными требованиями, необходимыми для выполнения различного уровня стандартных задач в профессиональной деятельности, сверх-компетенты исходно неопознаваемы. Сверхкомпетенты - те, кто порождает новые технологические и экономические решения. Это еще не актуализированный потенциал - это актив, который не может быть опознан в рамках существующей кадровой программы корпорации или института. Если компетенты могут быть набраны под проекты и вакансии, то сверх-компетенты - это и есть те, кто инициирует принципиально новые проекты, создаёт новые предприятия, активы, разрабатывает новые технологические решения. В настоящий момент предварительно посчитано, что если в Россию из США вернётся приблизительно 300 уехавших туда сверхкомпетентов, то в США «схлопнутся» (перестанут существовать) 3-4 отрасли, например такие, как лазерное станкостроение, нелинейные вычисления, биофотоника и т.д. «Сверхкомпетенты живут за границей нашей страны в структуре сетевого Русского мира, работают и создают прибыль на множестве зарубежных корпораций и фирм. Часть из них является патриотами России, они хотели бы работать в России, но для этого должны быть созданы специальные условия. В том числе и по созданию принципиально новых отраслей, предприятий и услуг, которых сегодня нет в России. Таких людей невозможно выявить через вакансии, они не идут на готовое место занятости, они сами создают места занятости»4 .
В-третьих, России есть что предложить. Для этого, правда, всего лишь надо не бояться заявить, что Россия готова предложить и реализовать свою собственную стратегию развития, обеспечивающую переход к новому технопромышленному укладу и социокультурному укладу. Речь идет о новой сицокультурной системе, которая будет строиться на принципиально новых (обновленных) физических и гуманитарных принципах.
Важно понимать, что работа по привлечению высококвалифицированных кадров заведомо провалится, если будет строиться только на принципах экономического конкурирования с США, ЕС, Азиатскими странами, за лучшие лаборатории, большие дома и более высокие зарплаты. Выходом является только задействование главного конкурентного преимущества России - уникальной мировоззренческой позиции соотечественника. Интервью с иммигрантами-соотечественниками показывают, что, несмотря на огромные зарплаты, прекрасный климат, интеркультурную среду и массу удивительных возможностей, которые у них есть при работе за рубежом, они все являются носителями других мировоззренческих ценностей. Необходимо достраивать «гуманитарный этаж» системы управления миграцией высококвалифицированных специалистов, с учетом богатого культурно-исторического наследия и творческого потенциала России. Важно развивать потенциал канала «Russia Today TV» и Фонда «Русский Мир» по предъявлении заявки России на активное продвижение своей альтернативной модели развития, основанной на принципиально новых для других стран гуманитарных принципах. Тем более, что наши успехи в этом направлении уже признаются американской разведкой. 19 ноября 2008 г. был опубликован предварительный доклад Американского Национального совета по разведке «Глобальные тенденции 2025 года: Видоизмененный мир» (оказался в распоряжении The Washington Times), в котором заявлено, что «альтернативные модели развития, как в России и Китае, будут привлекать больше стран, чем западные».
В четвертых, первый опыт целенаправленного управления миграционными потоками в России уже был получен в ходе реализации Программы содействия добровольному переселению соотечественников. Вышеназванная программа является попыткой целенаправленно управлять миграционными процессами. Несомненно, требуется провести серьезную работу по совершенствованию программы и повышениию её эффективности, но можно утверждать, что был сделан первый беспрецедентный и шаг в необходимом направлении.
Анализ первых результатов реализации программы позволяет говорить о следующем:
1. Реализация масштабных инфраструктурно-индустриальных проектов предполагает более чёткую координацию деятельности крупных корпораций по привлечению высококвалифицированных ресурсов, в том числе из числа соотечественников, и ФМС.
2. Проблема формирования образовательного канала является, возможно, одним из наиболее перспективных действий в сложившейся ситуации. В настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, нестабильности экономических институтов целого ряда государств СНГ и новых членов Европейского сообщества, бывших республик СССР, а также националистической гуманитарной политики, направленной на запрещение обучения на русском языке в вузах государств СНГ и Балтии, возникает возможность осуществить приглашение студентов и аспирантов для обучения в России. Речь должна идти, прежде всего, о наборе студентов для обучения инженерным специальностям, а также для включения аспирантов в деятельность научно-исследовательских и проектно-разработческих институтов. Уже сейчас необходимо провести набор 50 тыс. студентов и 30 тысяч аспирантов.
В данной работе могут принять участие вузы Новосибирска, Томска, Красноярска, Хабаровска, Владивостока, а также институты естественно-научного и инженерного профиля РАН. Обучение студентов и аспирантов должно быть оплачено из государственного бюджета, студенты должны быть поселены в общежитии и получать стипендии. Основным условием участия студентов в программе является желание стать гражданином России и обязательство отработать после окончания вуза по месту целевого распределения в течение 3 лёт. На наш взгляд, для реализации данной цели нужно ускоренно готовить оргнабор за рубежом и начинать обучение студентов с января 2009 года, подстраивая под эту группу студентов учебные программы. Приглашение в страну 80 тысяч молодых людей, готовых обучаться инженерным специальностям и осуществлять научные исследования и разработки, одновременно является решением и демографических задач и задач обновления высококвалифицированных кадров. Пилотные проекты отработки образовательной миграции предлагается реализовать на базе вузов, академических и научно-производственных НИИ в Томской и Новосибирской областях, Красноярском и Приморском краях.
Для решения вышеназванных задач крайне необходимо проведение целенаправленной информационной кампании на федеральном и международном уровне по привлечению в ведущие региональные вузы студентов и аспирантов из Украины, Прибалтики, Центральной Азии и пр. Необходимо специальное оформление такой программы под лозунгом «Учись и исследуй в России» (“Study and Research in Russia”), заложив в нее сообщение, которое «прочитают» целевые группы молодежи за рубежом. Целесообразно использовать возможности транслируемого, в том числе за рубежом, телеканала «Russia Today» для максимального охвата целевой аудитории. Необходимо также провести специальное совещание в форме сессии стратегического сценирования с привлечением сотрудников ФМС, МИД РФ, ректоров соответствующих ВУЗов, корпораций, разрабатывающих масштабные проекты в Сибири и на Дальнем Востоке.
3. Отдельным очень важным направлением развития программы может стать привлечение в страну сверхкомпетентов, носителей технологий, потенциальных создателей новых рабочих мест. На необходимость привлекать в страну уехавшие из неё некогда таланты было указано в послании Президента РФ Д.А. Медведева. В отличие от специалистов средней и низкой квалификации, находящихся за пределами РФ, которые при их возвращении в Россию нуждаются в серьёзной переподготовке, сверхкомпетенты обладают квалификацией высшего уровня и оказываются способны вписать создаваемые новые высокотехнологичные наукоёмкие производства в систему международного разделения труда. Вместе с тем, условием их переезда в Россию является создание современной технологической среды, предполагающей приобретение специальных программных пакетов пространственного, пространственно-временного и многомерного моделирования и объединяющей в сети высокотехнологичные центры. Эта цифровая технологическая среда должна существовать в виден социально-цифрового института для втягивания сверхкомпетентов.
4. Задача возвращения сверхкомпетентов является необходимым условием реализации функции ФМС в данной ситуации и одновременно далеко выходит за пределы полномочий ФМС, Руководству ФМС целесообразно выступить с инициативой создания Совета по возвращению талантливых соотечественников при Президенте РФ, который выполнял бы как организационно-координирующие, так и экспертные функции. Поскольку проводить экспертизу сверхкомпетентов и предлагаемых ими проектов могут только сверхкомпетенты, такой Совет имеет смысл создавать на базе Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе, являющегося крупнейшим современным российским центром производства высоких технологий. От лица данного института эту работу мог бы координировать руководитель Центра «Нанотехнологии для биологии и медицины», ведущий научный сотрудник ФТИ им. Иоффе Г.Г. Зегря. Одновременно, формирование цифровой технологической среды для проектирования новых технологий и производств в соответствии с мировыми стандартами является условием сохранения в стране подготовленных в отечественных ВУЗах инженерных и научных кадров, что тесно смыкается с задачами и результатами использования в рамках программы образовательного канала миграции. Формирование цифровой технологической среды, в которой работают сверхкомпетенты, будет обеспечивать расширение русскоязычной технологической среды. Для реализации данной задачи необходимо проведение совещания под руководством представителей Администрации Президента РФ и при участии сотрудников ФМС, руководства ФТИ им. Иоффе, заинтересованных в решении данной проблемы организаций.
5. Комплексный подход к миграционным процессам ставит новые требования к уровню компетентности сотрудников ФМС. Необходимо знание процессов логистики, социальной антропологии, этнопсихологии, прикладного религиоведения, экономики трудовых ресурсов, международного права, прикладной математики. Поэтому, уже сейчас необходима разработка и внедрение специальных учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников ФМС, а также создание специальных учебных курсов, тренингов на регулярной основе. В перспективе речь должна идти о разработке специального типа образования (специального небольшого вуза) подготовки для комплексного специалиста по миграционной политике.
В специально созданные аналитические группы в центральном аппарате ФМС следует пригласить на работу на контрактной основе экономистов, математиков, социологов, востоковедов, в том числе из числа молодых специалистов, закончивших МГУ, СПбГУ, ФТИ, МВТУ им. Баумана, МГИМО-Университета МИДа России, РАГС, ИВ РАН и другие крупные вузы. Приглашенные специалисты необходимы для всестороннего и постоянного моделирования и программирования процессов трудовой миграции и переселения соотечественников, в том числе в привязке к демографической карте РФ, объявленной сетке размещения новых производительных сил в регионах, стратегии развития России до 2020 года.
6. Привлечение зарубежных специалистов должно быть увязано с подготовкой собственных специалистов. С этой целью, необходимо формировать опережающий целевой кадровый заказ под проекты развития, к реализации которого привлекать наиболее успешных талантливых специалистов мирового уровня. Для того, чтобы обеспечить проекты развития необходимыми кадрами системе подготовки и переподготовки кадров потребуется 3-5 лет и более (в зависимости от применяемых образовательных технологий), особенно, когда речь идет о редких, уникальных специалистах, талантливых ученых и т.д. Такой заказ может быть сформирован при разработке проектов развития и оценке (просчете) качественных и количественных требований к необходимым для реализации приоритетных инвестиционных проектов в перспективе 3-5 лет. Дополнительно необходимо развивать механизмы вовлечения целевого набора студентов в программы дополнительной подготовки крупных российских компаний (со 2-3 курса). Сотрудничество ведущих компаний и вузов в ходе организации учебного процесса приведет к усовершенствованию системы высшего и дополнительного образования. Восстановление отечественной школы специалистов является главным шагом, который необходимо предпринять для восстановления в России ряда приоритетных направлений инновационной промышленности.
 
Разработка сайтов