Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ
 

Авторизация



ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ Печать

ОТ РЕДАКЦИИ.
ЭНТС совместно с ЦСКП Северо-запад завершил разработку пакета антикризисных мер в сфере промышленности, науки и образования.5 ноября 2008 на очередном заседании комиссии по промышленной политике ЦСКП СЗ, которое проводилось под председательством И.Шувалова (Президента ЦСКП СЗ), был утвержден пакет антикризисных мер, который был передан в Москву для рассмотрения руководством ЦСКП. Сегодня стало известно, что данный пакет предложений получил одобрение руководства ЦСКП и лег в основу ряда стратегических разработок не только Центра социально-консервативной политики, но и партии «Единая Россиия». Как известно, рабочую группу по подготовке данного пакета предложений, возглавлял непосредственно председатель ЭНТС, руководитель комиссии по промышленной политике ЦСКП Северо-запад, И.А. Насиковский. Всего же в cостав рабочей группы входило 14 человек: ученые, инженеры, аналитики, экономисты, юристы, имеющие большой практический опыт деятельность в сфере промышленности и науки.

I. ПРЕАМБУЛА
В настоящее время в России, особенно в условиях мирового финансового кризиса мирового масштаба, назрела ситуация не позволяющая далее отпустить на «самотек» процессы возможного развития отечественной науки и промышленности.
Необходимость и целесообразность скорейшего восстановления статуса отечественной промышленности и науки как основы эффективной экономики страны, имеют не только экономические, но и важные социальные аспекты, направленные на формирование конструктивной позиции гражданского общества. Кроме того, данные отрасли экономики принципиально влияют на уровень технологической независимости, экономической безопасности и обороноспособности страны!
Социологические опросы и исследования показывают, что жизнедеятельность более половины населения России связана с промышленностью и наукой, а именно:
· непосредственные работники промышленных предприятий и научно-технических организаций, а также сопутствующих отраслей экономики (транспорт, коммуникации, добывающие отрасли, перерабатывающие отрасли, в том числе АПК, оборонно-промышленный комплекс, МЧС и т.п.);
· члены их семей;
· учащаяся молодежь и преподавательские коллективы учебных заведений;
· ветераны промышленности и науки.
Таким образом, развитие промышленности (и в первую очередь - машиностроения и ОПК, предприятий агропромышленного комплекса, авиационной и судостроительной промышленности), как наиболее наукоемкой сферы деятельности, позволяет эффективно решать задачи социально-экономического развития страны, в том числе:
Социальные аспекты
§ занятость населения;
§ соц. обеспечение, в том числе здравоохранение, образование и т.п.
Экономические аспекты
§ стабильный рост ВВП и повышение наполняемости гос. бюджета, в том числе за счет усиления присутствия на мировом рынке высокотехнологичной и наукоемкой продукции и развитие международного экономического сотрудничества,
§ рост доходов населения,
§ активизация потребительского рынка,
§ дополнительные источники для формирования государственных программ (национальных проектов), направленных на повышение качества жизни населения.
Демографические аспекты
§ повышение рождаемости через стабилизацию экономических и моральных аспектов российских семей,
§ решение проблем миграции населения.
Независимость, безопасность и обороноспособность страны, в том числе:
· через укрепление материально-технической базы российской армии и ВМФ, МЧС и МВД,
· повышение экологической и санитарной безопасности,
· стимулирование развития Агропромышленного комплекса (АПК) как средство повышения продовольственной независимости,
· усиление защищенности отечественных товаропроизводителей, в том числе с учетом вхождения в ВТО,
· обеспечение технологической независимости,
· защита интеллектуальной собственности.
Политические аспекты
§ укрепление авторитета государства как внутри гражданского общества, так и на международном уровне,
§ обеспечение паритета России в мировом экономическом сообществе, в том числе с учетом международного разделения труда,
§ усиление возможности политического и экономического влияния России на обеспечение стабильности международных отношений
Единение в гражданском обществе:
§ Социально-экономическая основа формирования среднего класса, в том числе через укрепление семейных устоев на фоне материального и социального благополучия, восстановление уважения к государственным и национальным традициям, в том числе к научным и культурным наследиям
§ Формирование современного национального самосознания через восстановление социального и морального статуса человека труда (повышение авторитета работников отечественной науки и промышленности)
§ Формирование здорового патриотизма в гражданском обществе
§ Стимулирование интеллектуального и морального развития членов общества

Развитая промышленность и наука - это не только достойные рабочие места, но и параллельное решение целого комплекса социальных проблем, не говоря уже о том, что множество предприятий являются фактически градообразующими, определяющими инфраструктурное обеспечение. Помимо решения проблем занятости населения, как правило, серьезное промышленное или научное предприятие имеет собственное медицинское учреждение, обслуживающее на льготных условиях и своих сотрудников, и ветеранов предприятий, собственные детские оздоровительные лагеря и базы отдыха для сотрудников и членов их семей, ведомственные учебные заведения и т.п. Кроме того, успешно работающее предприятие имеет возможность выступать поручителем перед банками, страховыми и лизинговыми компаниями в получении потребительских кредитов своим работникам для решения жилищных и других актуальных для любого человека вопросов, включая комплексное медицинское страхование современного уровня.
В настоящее время у государства, имеются реальные и вполне достаточные ресурсы для проведения требуемых преобразований в промышленности и науки, отвечающие требованиям современной экономики. Иначе говоря, учитывая мировые экономические и политические тенденции, возникла реальная потребность проведения неоиндустриализации российской экономики.
II. ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ
Основные цели неоиндустриализации российской экономики, в условиях мирового финансового кризиса, следующие:
1. Переориентация российской экономики в сторону приоритетного развития её реального сектора, основой которого должны стать эффективные промышленность и наука!
2. Обеспечение намеченных темпов и масштабов социально-экономического развитие страны путем системного увеличения (стимулирования) и качественного удовлетворения внутреннего платежеспособного спроса на современную конкурентоспособную продукцию отечественного производства (включая эффективное и качественное импортозамещение).
3. Существенное расширение присутствия продукции российских предприятий на внешнем рынке с параллельным обеспечением эффективности промышленного производства в соответствии с требованиями современной экономики.
Для достижения этих целей необходимо в кратчайшие сроки решить следующие задачи:
Базовая задача: Оперативное создание со стороны государства комплексных условий для преобразования российской промышленности и науки в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.
При этом основные задачи со стороны государства ( в т.ч. через вновь созданные государственные корпорации) с позиции эффективного проведения неоиндустриализации должны быть направлены на:
· Определение с позиции государства основных параметров (индикаторов, экономических показателей, номенклатурного перечня товарных групп и т.п.) применительно к базовым отраслям промышленности и науки (в т.ч. по принципу форсайт-проектов, в настоящее время активно использующимися ведущими странами мира), обеспечивающих в стране нормализацию экономической ситуации, требуемого уровня социальной защищенности и гарантий, экономической безопасности и обороноспособности.
· Согласование между государством и бизнес-сообществом (отраслевые союзы и ассоциации, ведущие предприятия базовых отраслей, государственные корпорации, негосударственные предприятия и объединения и т.п.) обоснованных целевых индикаторов (параметров) ожидаемых результатов на предмет скорейшего формирования эффективного государственно-частного партнерства для практической реализации поставленных задач и достижения намеченных целей
· Активную координацию процессов управления экономикой страны, направленную на скорейшее достижение намеченных целей, (в том числе: через принятие, соответствующих указов, постановлений и совершенствование законодательной базы на федеральном и региональном уровне).
· Совершенствование исполнительной инфраструктуры на федеральном и региональном уровне (механизмы исполнения, зоны ответственности, мониторинг результатов (обратная связь), корректирующие действия);
· Ресурсное обеспечение планируемых процессов (поставленных целей) с приоритетным управлением банковской и страховой системой, стимулирующим крупномасштабные и долгосрочные кредиты и инвестиции в стратегические преобразования промышленности и науки;
· формирование объединяющей позиции в гражданском обществе (формирование национального самосознания как стимула мобилизации интеллектуального потенциала общества для осознанного стремления к достижению объявленных целей с приоритетным стимулированием молодежи к участию в решении поставленных задач).
Это означает, что в масштабах государственной экономической политики, в том числе и с позиции антикризисных мер, необходимо создать условия, включая использование механизмов и форм государственной поддержки, позволяющие:
- обеспечить российским промышленным и научным предприятиям достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе использования (внедрения) передовых организационно-технических и управленческих внедрений;
- улучшить инвестиционную привлекательность предприятий, в том числе для вновь созданной ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), а также для иных крупных российских (преимущественно) и зарубежных инвесторов;
- расширить рынки сбыта отечественной наукоемкой продукции, в том числе за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта;
- провести эффективную реструктуризацию машиностроительного и оборонно-промышленного комплекс, прочие отрасли промышленности науки, другие отрасли экономики, в том числе отраслевые научные учреждения и организации в соответствии с мировой практикой эффективной научно-промышленной деятельности в условиях рыночной экономики;
- улучшить обеспечение высококвалифицированными научными, инженерно-техническими, финансово-экономическими и рабочими кадрами, повысить материальную и моральную заинтересованность квалифицированных кадров в сфере промышленности и науки, в т.ч. с позиции актуальных интересов молодых специалистов.
Для решения определенных выше задач необходимо разработать и реализовать меры стимулирующие деятельность по следующим основным направлениям:
- модернизация действующих предприятий на инновационной основе и создание новых высокопроизводительных производств, (в том числе с иностранным участием), путем разработки и внедрения оптимальной стратегии их развития. Внедрение в производственные процессы передовых технологий, прогрессивного оборудования, освоение передовых систем управления предприятием, внедрение систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов и т.п.
- развитие выпуска машин и технологического оборудования, обеспечивающего рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение, а также отвечающих требованиям потребительского рынка и способных обеспечивать эффективное импортазамещение;
- разработка технических регламентов и других нормативных документов в области технического регулирования, гармонизированных с прогрессивными международными стандартами;
- развитие внутреннего платежеспособного рынка наукоемкой, и в первую очередь - машиностроительной, продукции, в том числе путем совершенствования кредитно инвестиционных отношений субъектов потребления продукции машиностроения с финансовыми структурами способными обеспечивать взаимовыгодные условия целевого финансирования (кредитования) потребителей;
- стимулирование активизации технического перевооружения субъектов естественных монополий на основе использования оборудования отечественного производства;
- улучшение сервисного обслуживания выпускаемой продукции в период всего жизненного цикла изделия до его утилизации (приведение в соответствии с мировой практикой и международными стандартами);
- совершенствование и активизация государственной поддержки экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
- качественная реализация процессов структурной перестройки промышленных отраслей в направлении создания корпоративных научно-технических и производственных комплексов (корпораций), способных к эффективному развитию в условиях меняющегося рынка;
- создание условий, способствующих привлечению в машиностроительную отрасль квалифицированных специалистов.
III. ПУТИ РЕШЕНИЯ
Учитывая накопленные проблемы в отечественной промышленности и науке, а также в ряде других (базовых) отраслях экономики, необходимо в условиях кризиса, очень точно спланировать переходный период продолжительностью 1,5-2 года, с поквартальной разбивкой (этапами), с указанием, основных целевых показателей по каждому этапу!
Взаимоотношения бизнеса, государства и общества на переходном периоде следует выстраивать с позиции баланса компромиссов, направленного на скорейшее достижение эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и науки, равно как и других базовых отраслей экономики, в том числе с позиции положительного мирового опыта и требований современной экономики.
Поэтому дальнейшее развитие промышленности и науки, прочих базовых отраслей экономики в России целесообразно строить на основе взаимных интересов государства и бизнеса (государственно-частное партнерство).
При этом:
§ государство обеспечивает благоприятные условия в виде актуальной экономической (промышленной) политики, подкрепленной эффективной исполнительной инфраструктурой;
· бизнес-сообщество в лице работодателей (собственников и руководителей промышленных субъектов, предприятий других отраслей) обеспечивает комплексное решение профессиональных аспектов развития предприятий в соответствии с их специализацией;
· гражданское общество способствует формированию благоприятной среды для развития указанных процессов (национальное самосознание), т.е. формирование осознанной заинтересованности активного участия граждан в развитии отечественной промышленности и науки, других направлений реального сектора экономики, смена менталитета об отсутствии благоприятных рыночных перспектив для отечественных разработчиков и производителей в сфере машиностроения и других видов наукоемких производств, восстановление морального статуса российского промышленника (инженера, ученого, рабочего и т.д.).
Базой новой инфраструктуры промышленного производства, и в первую очередь в сфере машиностроения, ОПК и других наукоемких производств, должны стать сильные промышленные корпоративные структуры (и в первую очередь - вновь созданные государственные корпорации), а также сопутствующие предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе построенные по принципам кластеров. Формирование таких производств необходимо осуществлять на основе оперативно (в условиях кризиса) разрабатываемых отраслевых (в т.ч. региональных) стратегий, реализуемых посредством передовой методологии, в основе которой лежат лучшие мировые организационно-технические решения, адаптированные к российским условиям. (Прим.: как оптимальный вариант - методология, являющаяся эксклюзивным продуктом ЭНТС).
Важнейшим аспектом успешной реализации задач связанных с неоиндустриализацией является ресурсное обеспечение требуемых процессов формирования эффективной и конкурентоспособной промышленности, в т.ч. в сфере машиностроения и других видов наукоемких производств. В этом плане Россия обладает уникальными ресурсами, которые можно распределить по следующим категориям:
· Базовые ресурсы (исторические и геополитические), сложившиеся на территории России, в т.ч.:
Ш Природные ресурсы (наличие на территории России достаточной сырьевой базы, позволяющей формировать требуемое материальное обеспечение производственных процессов)
Ш Энергетическое обеспечение (наличие необходимых энергоресурсов для обеспечения производственной деятельности)
Ш Наличие развитой сети транспортных и энергетических коммуникаций
Ш Достаточно высокий потенциал фундаментальной и прикладной науки,
Ш Наличие запасов интеллектуальной собственности,
Ш Наличие необходимого образовательного уровня населения,
Ш Наличие производственного потенциала и традиций (всемирно известные торговые марки, промышленные и научные школы).· Вновь формируемы ресурсы (внутренние):
Ш Государственный бюджет (федеральный и региональный)
Ш Внебюджетные фонды ( в т.ч. венчурные)
Ш Частный капитал бизнес-сообщества (собственников)
Ш Финансовый (банковский) капитал
Ш Инфраструктурное обеспечение (в т.ч. свободные и особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны и парки, бизнес-инкубаторы и т.п.)
Ш Формы и методы (механизмы) государственной поддержки (законодательное обеспечение и механизмы исполнения)
Ш Информационное обеспечение (специализированные издания, СМИ, выставочно-ярмарочная деятельность, тематические конференции и семинары под эгидой Правительства РФ, профильных министерств и ведомств, отраслевых Союзов и объединений)
Ш Формирование маркетинговой инфраструктуры (межрегиональной и межотраслевой сбытовой сети)
· Вновь формируемые ресурсы (внешние):
Ш Международные фонды
Ш Иностранный капитал (иностранные инвестиции)
Ш Совместные предприятия и международные проекты
Ш Международный маркетинг (в т.ч. формирование зарубежных представительств и сервисных центров, создание международной сбытовой сети)
Анализ текущей ситуации в базовых отраслях экономики, и в первую очередь - в сфере промышленности и науки, проведенный Экспертным научно-техническим Советом (ЭНТС), позволил сделать вывод, что приоритетными должны стать следующие направления ресурсного обеспечения:
§ Структурные преобразования в промышленности и науки, (в том числе оптимизация структуры основного производства, развитие производственной кооперации, а также развитие инфраструктуры сервиса).
· Технологическое перевооружение на базе передовых технологий (включая информационные) и оборудования.
· Стимулирование повышения качества продукции и услуг отечественных предприятий до уровня мировых стандартов (внедрение и развитие системы менеджмента качества)
· Инновационная деятельность (разработка и производство новой техники и передовых технологий)
· Стимулирование закупок отечественной промышленной (наукоемкой) продукции (активизация внутреннего рынка).
· Адресная (целевая с позиции обоснования) закупка (импорт) высоких технологий, оборудования и комплектующих, не производимых в России с параллельным стимулированием развития отечественных производств, обеспечивающих качественное импортозамещение.
· Стимулирование экспортной деятельности.
· Кадровая политика в сфере промышленности и науки
· Информационное продвижение на рынке и в обществе отечественных
промышленных предприятий и отраслей в целом с позиции достигаемых позитивных результатов и перспективы развития.
На основании изложенного: ЭНТС разработал и предлагает план мероприятий по практической реализации изложенной выше позиции (см. Приложение), включая антикризисные меры.
При этом, ЭНТС готов принять на себя обязательства по практической реализации предлагаемых мероприятий с достижением требуемых показателей и системных результатов.
Приложения:
1. Базовые принципы практической реализации антикризисных мер в части целевого развития отечественной промышленности, науки и образования (неоиндустриализация).
2. Проект плана основных мероприятий.
3. Закон о госзаказе и продукции двойного назначения (концепция)
4. Комментарий к предложению по аккредитации поставщиков
Рук. проекта: И.А. Насиковский
(Председатель ЭНТС, руководитель КПП)
Приложение 1
Базовые принципы практической реализации антикризисных мер в части целевого развития отечественной промышленности, науки и образования (неоиндустриализация).
Для достижения поставленных целей и практического решения задач, изложенных в разделах I-III описательной части документа, предлагаются следующие основные принципы, регламентирующие возможные действия сторон, заинтересованных в достижении требуемых результатов (государство, субъекты рынка, собственники работодатели, общество)
I. Основные принципы действия со стороны государства (указы, постановления, законодательство):
1. Формирования перечня товарных групп, подлежащих приобретению преимущественно у российских производителей и являющихся (планируемых на перспективу) предметом потребления субъектами рынка в базовых отраслях российской экономики, в т.ч. формирование госзаказа, как перечня товарных групп отечественного производства, приобретаемых за счет средств государственного бюджета (на текущий период и среднесрочную перспективу).
2. Формирования перечня товарных групп, планируемых как предмет для импортазамещения с определением требуемых сроков готовности к поставкам на российский рынок.
3. Разработка программы комплексного содействия (ресурсного обеспечения) предприятиям по выпуску (в том числе с учетом требуемого освоения) продукции и услуг, формируемых в соответствии с п.п.1 и 2, включая возможное изменение действующего законодательства (корректировка имеющихся и формирование новых законов).
4. Разработка базовых экономических и прочих параметров (индикаторов) достижения которых должны стать результатом качественной реализации целей и задач, разрабатываемых в соответствии с п.п. 1,2,3.
5. Согласование и утверждение (для государственных предприятий или предприятий с долей участия государства) стратегий и программ дальнейшего развития ведущих предприятий базовых отраслей экономики, в т.ч. приоритетно: в сфере промышленности и науки (машиностроение, ОПК, транспорт, агропромышленный комплекс и т.д.), включая следующие мероприятия:
§ Организация бизнес-аудитов и экспертиз существующих стратегий и программ со стороны специализированных структур (ЭНТС по своей методике);
§ Разработка и обоснование возможных корректировок стратегий и планов, профессиональное содействие в разработке таковых (при их отсутствии на текущий момент);
§ Обоснование требуемых системных преобразований (реструктуризация мощностей, технологическое перевооружение, освоение выпуска новой продукции, кадровое обеспечение и т.п.) и соответствующих (требуемых) ресурсов
§ Обоснование ожидаемых результатов и сроков их достижения
6. Организация мониторинга (через профильные министерства и ведомства, а также вновь созданные госкорпорации, в партнерстве со специализированными компаниями) хода выполнения принятых стратегий и достижения намеченных показателей (результатов) и обеспечения эффективной обратной связи (для оперативного выполнения корректирующих действий)
II. Действия со стороны субъектов рынка (предприятия, объединения, включая госкорпорации, отраслевые союзы и ассоциации и т.д.):
1. Анализ и обоснования специализации предприятии (объединения) и возможные направления диверсификации своей деятельности (в т.ч. исходя их перечня сформированного в соответствии с п.1,2 раздела I.).
2. Проведение комплексного бизнес-аудита предприятий и экспертизы их научно-технического потенциала на предмет формирования необходимых и достаточных исходных данных для формировании (разработки) стратегии и программы дальнейшего развития предприятия (объединения).
3. Разработка стратегии и программы дальнейшего развития предприятия (объединения) и их согласование с собственником (для государственных - с соответствующими структурами представляющими интересы государства), в т.ч. по разделам:
- специализация и диверсификация деятельности
- оптимизация конфигурации (реструктуризация мощностей и имущественных комплексов предприятий)
- технологическое перевооружение
- инновационная деятельность (освоение новых видов техники и технологий, прочих конкурентоспособных видов продукции)
- подготовка и переподготовка кадров
- планируемые экономические и качественные показатели, а также обоснование требуемых инвестиций (кредитов) и прочих видов ресурсного обеспечения
- развитие социальной сферы
4. Разработка унифицированной системы управления предприятием (с постоянным сопровождением) с позиции деятельности в условиях кризисной ситуации, в т.ч.:
- разработка унифицированной системы документооборота предприятия (объединения)
- разработка системы управленческого учета объединений (корпораций, холдингов и т.п.) с подсистемами управленческого учета входящих предприятий.
- унификация систем снабжения и логистики предприятия (объединения)
- разработка системы внутренней и внешней кооперации предприятия (объединения)
Ш. Принципы взаимодействия участников, зоны ответственности, квалификационные требования к исполнителям
1. По поручению Правительства РФ, профильными министерствами и ведомствами, при активном участии специализированных компаний, а также представителей ведущих предприятий базовых отраслей промышленности и науки, формируется программа практической реализации целей и задач по эффективному развитию базовых отраслей экономики. Приоритетно формируется программа антикризисных мер (далее Программа) с позиции конкурентоспособного развития отечественной промышленности и науки (программа неоиндустриализации российской экономики) на 2009 г. и среднесрочную перспективу.
2. Программой определяются зоны ответственности участников (субъектов) по её реализации согласно их статусу (для представителей профильных министерств и ведомств, а также прочих органов государственной власти) и специализации (для субъектов рыночных отношений - собственников, работодателей, общественных объединений, профсоюзов и т.п.)
3. Отдельно программой определяется перечень специализированных компаний (по видам их деятельности) - необходимых для привлечения в статусе партнеров государственных органов власти, в процессе разработки и практической реализации программы, с регламентацией квалификационных требований, предъявляемых к потенциальным участникам и партнерам Программы. Разрабатывается положение об аккредитации специализированных компаний в качестве участников (партнеров) по практической реализации целей и задач, предусмотренных программой (инжиниринговые и консалтинговые компании, поставщики технологий и оборудования, учебные заведения, научные организации, банки, лизинговые и страховые компании, фонды и т.п.)
4. Регламентация (порядок) взаимодействия в процессе разработки и практической реализации Программы, а также зоны (принципы) ответственности участников и партнеров, определяются соответствующими рамочными и целевыми договорами (контрактами) и соглашениями.
5. Для реализации отдельных положений и разделов программы могут использоваться механизмы международного сотрудничества - привлекаться эксперты, создаваться совместные предприятия, привлекаться иностранные специалисты, в том числе, в качестве разработчиков новой продукции на отечественных предприятиях или выполнения функций менеджмента на ведущих предприятиях базовых отраслей промышленности.
6. Разрабатываются принципы стимулирования активного участия заинтересованных сторон (субъектов рыночных отношений) в разработках и практической реализации стратегий и программ в рамках общих задач неоиндустриализации российской экономики.
IV. Принципы и последовательность ресурсного обеспечения. Мониторинг результатов
1. Финансовые, материальные, технические, административные и прочие ресурсы, необходимы для реализации поставленных целей и задач выделяются со стороны соответствующих органов государственной власти, а также со стороны других участников программы (банки, госкорпорации, частные инвесторы и партнеры и т.п.) поэтапно после проведения необходимых экспертиз и обоснований с позиции принятых (утвержденных) целевых параметров (индикаторов).
2. Ход работ по практической реализации намеченных целей и задач подвергается системному мониторингу (через специализированные структуры и с участием профильных компаний состав которых определяется в процессе реализации задач (согласно п.2, р.III) и регулярному обсуждению промежуточных и конечных результатов на соответствующих уровнях (согласно зон ответственности за результаты Программы)
V. Направления оптимального сотрудничества с ЭНТС. Полномочия и зона ответственности.
1. Разработка основных положений программы неоиндустриализации российской экономики и плана мероприятий с обоснованием ожидаемых результатов и сроков их достижения.
2. Подбор и обоснование актуальных партнеров и исполнителей по соответствующим направлениям Программы (субъектов государственно-частного партнерства) с распределением зон ответственности как самого ЭНТС так и привлекаемых им партнеров
3. Практическая реализация конкретных направлений Программы, являющихся предметом деятельности ЭНТС (в т.ч., организация бизнес-аудитов, экспертиз, мониторингов, организация поставок соответствующих видов оборудования и технологий, комплексный реинжиниринг бизнес-процессов, организация подготовки и переподготовки кадров и т.п.)
4. Полномочия, а также ответственность ЭНТС регламентируются соответствующими договорами и (или) соглашениями.
В виде ПРИЛОЖЕНИЯ 2 авторами разработан проект детального плана основных мероприятий в контексте Концепции.
Приложение 3
Федеральный закон (концепция)
«О государственном заказе и продукции двойного назначения». В рамках рабочих совещаний ЭНТС и Комиссии по промышленной политике ЦСКП СЗ неоднократно рассматривались пути преодоления проблем, связанных с достижением эффективности работы большинства промышленных и научных предприятий, особенно в сфере производства наукоемкой, высокотехнологичной продукции по государственным заказам (ГЗ), а также при производстве продукции двойного назначения. При этом специалисты ЭНТС пришли к выводу, что целый ряд проблем имеют системный характер и являются следствием сложившейся конъюнктуры рынка, а также экономических и политических тенденций. Массовая закупка и последующее внедрение импортного технологического оборудования на большинстве промышленных предприятий России, неизбежно приводит к потере технологической независимости, впрямую влияющее на экономическую безопасность и обороноспособность страны. Значительная коррупционная составляющая при формировании государственных заказов, при лоббировании различных категорий их исполнителей (со значительной долей посредников), отсутствие системной мотивации предприятий промышленности и науки к инновационному развитию, целый ряд других обстоятельств, таких как:
- отсутствие четко прописанных требований к соисполнителям и поставщикам оборудования и материалов, использующихся при выполнении ГЗ
- отсутствие четко прописанного механизма финансирования и страхования финансовых потоков ГЗ, что приводит к срыву установленных сроков
-нет четко прописанных правил исполнения импортно-экспортных операций при выполнении госзаказа
- отсутствие системного ценообразования при производстве продукции ОПК и продукции двойного назначения и др.
Данные обстоятельства принципиально снижают конкурентоспособность и эффективность отечественных производителей и слабо способствуют эффективному решению задач социально-экономического развития России. Особенно такое положение требует скорейшего преодоления, исходя из амбициозных планов экономического и социального развития России, в соответствии со «Стратегией 2020».
Эти вопросы, на наш взгляд, требуют помимо мер реализуемых в настоящее время через профильные министерства и ведомства, серьезного законодательного обеспечения в виде федерального Закона «О государственном заказе и продукции двойного назначения».
Комментарий к названию: название должно отражать основную тематику закона: обеспечение необходимых и достаточных условий, определяющих эффективность и конкурентоспособность продукции и услуг, являющихся предметом государственного заказа (ГЗ), продукцией двойного назначения (ПДН), а также выпускаемой для обеспечения рыночных потребностей базовых отраслей экономики РФ.
I. Основные предполагаемые разделы закона:
1. Общая часть - определения, условия участия, критерии, система контроля и ответственности.
2. Требования к исполнителям и соисполнителям (контрагентам) госзаказа
3. Гарантийные обязательства и ответственность исполнителя и заказчика
4. Гарантии (порядок) планового финансирования работ выполняемых в рамках ГЗ
5. Механизмы формирования и выполнения ГЗ с позиции противодействия коррупции и стимулирования добросовестных исполнителей., в т.ч. порядок проведения соответствующих экспертиз, включая экспертизу и мониторинг ценообразования как базовой составляющей для планирования бюджетного обеспечения ГЗ.
6. Механизмы и регламенты контроля финансовых потоков, и их целевого использования
7. Порядок применения форм и механизмов страхования рисков исполнителей государственных заказов
8. Условия сопровождения (технической поддержки) выпускаемой продукции и услуг в течение всего жизненного цикла изделия
9. Порядок (Правила и критерии) приобретения основных средств (средств производства), в том числе при проведении комплексного технологического перевооружения) и материалов для нужд (обеспечения выполнения) ГЗ и выпуска ПДН, финансируемых из средств государственного бюджета
10. Правила (регламенты) проведения экспортно-импортных операций для закупки товаров и услуг для обеспечения потребностей предприятий и организаций при выполнении ГЗ
11. Правила проведения и виды экспертиз, необходимых для достижения требуемого уровня эффективности и конкурентоспособности при выпуске продукции по ГЗ и ПДН, а также для контроля результатов исполнения заказов (контрактных обязательств).
II. Основные идеи создаваемого закона.
В законе конкретизируются следующие основные положения, принципы и регламенты:
1. Требования (критерии соответствия), предъявляемые предприятиям и организациям для участия в выполнении ГЗ и выпуске ПДН (критерии профессиональной компетентности исполнителя, а не только исторически сложившийся статус и специализация);
2. Регламентация ответственности (обязательств) исполнителя (поставщика) продукции ГЗ и ПДН в течение всего жизненного цикла изделия;
3. Регламентация ответственности исполнителя (поставщика) технологического оборудования (технологий), предназначенных для технологического перевооружения (модернизации) предприятий ОПК и предприятий выпускающих ПДН, а также иную продукцию для удовлетворения потребностей в секторах рынка базовых отраслей экономики РФ;
4. Регламентация ответственности поставщиков конструкционных материалов, компонентов и прочей продукции и услуг, предназначенных для выполнения ГЗ, выпуска ПДН и иной, продукции для удовлетворения потребностей в секторах рынка базовых отраслей экономики РФ;
5. Конкретизация порядка страхования рисков исполнителей госзаказов, связанных со спецификой их финансирования и изготовления, (срыв графика финансирования со стороны государственных структур, срывы сроков и несоответствие качества поставок от контрагентов и т.п.);
6. Система контроля (мониторинга) порядка финансирования и целевого расходования средств непосредственных исполнителей ГЗ, ПДН и прочей продукции, финансируемой из средств (с использованием средств) государственного бюджета (механизмы блокирования возможностей нецелевого расходования средств через сеть посредников - «пирамиду генподряда»);
7. Механизм стимулирования снижения себестоимости работ по выпуску продукции являющейся предметом ГЗ и ПДН без снижения ее качества (начиная с этапа начальной разработки);
8. Механизмы увеличения эффективности бюджетного финансирования, включая порядок проведения соответствующих экспертиз, мониторингов и прочих мероприятий, определяющих ценообразования в сфере производства продукции ГЗ и ПДН, как базовой составляющей для планирования бюджетного обеспечения;
9. Система экспертного контроля и информационного сопровождения результатов деятельности в сфере производства ГЗ и ПДН
 
Разработка сайтов