Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 Не допустить отставания
 

Авторизация



Не допустить отставания Печать

Горынин И. В., генеральный директор ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт «Прометей»»

Рассматриваемый сегодня на заседании экспертного совета вопрос о законодательной поддержке разработчиков и производителей продукции двойного назначения безусловно весьма актуален.
Несколько слов о структуре разработок двойного назначения. Сравнивая советский и постсоветский периоды на основании опыта нашего института, структура разработок двойного назначения претерпела существенные изменения. Если в советское время основу по финансированию составляли оборонные разработки, то в постсоветский - разработки для гражданских отраслей, т.к. оборонные практически не финансировались. Только в последние годы намечается увеличение их финансирования.

Вместе с тем, эти разработки взаимно дополняли друг друга, снижали в общем случае затраты на разработку и освоение, обеспечивали качество и надежность.
70-летний опыт работы нашего института с одной стороны обеспечил разработку всех конструкционных материалов для ВМФ, в том числе подводного флота страны, а с другой разработку материалов для энергетического комплекса (теплового и атомного), наноструктурированных материалов для морского полярного шельфа и нефтегазомагистралей страны. Безусловно накопленный большой научный багаж по разработкам оборонного комплекса помог институту в короткие сроки разработать важнейшие инновационные проекты государственного значения «Металл» и «Магистраль» и осуществить промышленное производство конкурентоспособных наноструктурированных материалов. А это очень большие объемы современных материалов.
Выполнение таких крупномасштабных государственных инновационных проектов оказалось возможным только при новом подходе к их организации и финансированию. Я имею в виду частно-государственное партнерство, когда государство берет на себя финансирование всех рисков, связанных с разработкой, а бизнес, все технологическое обустройство, связанное с промышленным производством новых конкурентоспособных инновационных продуктов. Это и было осуществлено.
За последние 3 года государство также существенно улучшило финансирование по созданию современной инфраструктуры. Нам удалось создать центр по наноконструкционным материалам, оснащенный современным оборудованием и способный решать сложнейшие задачи. Центр имеет статус центра коллективного пользования с самыми современными инструментальными приборами с разрешающей способностью на наноуровне. Тут безусловно большая работа выполнена Министерством образования и науки и Федеральным Агентством по науке и инновациям.
Какая же законодательная поддержка требуется разработчикам двойных технологий?
Главным вопросом для нашего института и, как я знаю и для других разработчиков двойных технологий и производителей продукции являются кадры. Уже сейчас ощущается острая нехватка высококвалифицированных профессиональных кадров исследователей, инженеров, рабочих. Крайне важно ускорить разработку и принятие Федерального закона «О целевой контрактной подготовки кадров для ОПК». Для больших и очень сложных инновационных проектов надо привлекать талантливую, способную научную молодежь. Для этого надо решить три главных задачи - современное исследовательское оборудование, интересная работа и достойная зарплата.
Две первые задачи мы начали решать:
1. создается новейшая инфраструктура;
2. ставятся интересные и масштабные инновационные проекты. Но пока мы все не решили вопрос - с уровнем достойной заработной платой. На современном уровне она должна быть min 40-50 тыс. руб./месяц. Поэтому главные наши предложения связаны с уменьшением налоговой нагрузки на разработчиков двойных технологий.
Каковы конкретные предложения?
Сохранить на существующем уровне налоговую нагрузку по налогу на имущество.
Нас сейчас обеспокоила новая инициатива Министерства экономического развития Российской Федерации, предлагающее снять с ГНЦ льготу по налогу на имущество. По расчетам, например, для нашего института это приведет к возрастанию налоговой нагрузки вдвое. Поэтому существующее положение по налогу на имущество должно быть, безусловно, сохранено.
Совершенно неприемлемым является происходящее сейчас резкое повышение стоимости аренды земли под предприятия-разработчики. Так для нашего института представлен новый договор аренды нашего земельного участка, в котором стоимость аренды увеличена в 550 раз!
О налоге на добавленную стоимость (НДС). Как вы знаете, поддерживая инновационную деятельность, государство освободило от него научные разработки.
Другая ситуация с оборонным заказом. Мы его выполняем, как правило, с учетом НДС (18%). Учитывая резкий рост цен, это ставит оборонные разработки в тяжелые условия, как по срокам, так и по конкурентоспособности и качеству.
Считаю, что для оборонного заказа нужно для компенсации роста цен снизить НДС до 10%.
Для стимулирования скорости и качества инновационных разработок по госзаказам должен быть установлен норматив прибыли не менее 25%. Это позволит создать фонд для выполнения крайне необходимых поисковых работ за счет собственных средств разработчика (в советский период для научного задела выделялось до 25% годового финансирования).
Очень важным считаю необходимость законодательной коррекции постановления Правительства РФ от 17.11.2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами по результатам научно-технической деятельности» (РНТД).
Этим постановлением совершенно правильно эти права передаются разработчику. Но совершенно неприемлемо положение, по которому государственный заказчик вправе использовать эти результаты безвозмездно для выполнения работ или осуществления поставок продукции для Федеральных государственных нужд. Эта формулировка практически останавливает такой важный для страны процесс, о котором я выше говорил как частно-государственное партнерство.
Мы столкнулись с этим на практике когда поставили под удар крупный инновационный проект, по которому предприятие-производитель, вложив существенно больше, чем государство внебюджетных средств и наладив серийное производство конкурентоспособной продукции может ожидать безвозмездной передачи и использование этих результатов любым лицом , на которое укажет государственный заказчик. Требуется законодательная коррекция, которая должна устроить и государство и бизнес.
Для многих предприятий-разработчиков двойных технологий очень непросто, трудно и долго решаются вопросы с недвижимостью, в частности, и для принимающего нас сегодня института им. академика С.В. Лебедева. И в нашем случае ЦНИИ КМ «Прометей», испытывая крайний недостаток лабораторных и камеральных площадей, не сдавая ни одного квадратного метра в аренду, мы многие годы судимся по зданию, которое принадлежит нам уже 30 лет. Необходимы законодательные решения, обеспечивающие положительное и быстрое решение этих вопросов для разработчиков двойных технологий.
На предыдущем заседании экспертного совета президент ассоциации ГНЦ, генеральный директор ФГУП «ВИАМ» академик Е.Н. Каблов выдвинул ряд предложений о законодательном обеспечении оборонно-промышленного комплекса. Это очень важные и нужные предложения:
- о государственном секторе науки, его состав, структура и механизм государственной поддержки;
- об определении функций ГНЦ как научной организации, выполняющей государственные задачи, проводящие разработки сразу для многих отраслей как гражданских, так и оборонных.
Безусловно, и сегодня мы услышим ряд новых предложений о законодательной поддержке. Их обобщение и реализация будут способствовать улучшению нашей работы.
Сложность научных проблем, стоящих перед нами, необходимость их решения с существенно большей скоростью, чтобы не допустить отставания от передовых индустриальных государств, безусловно, требует законодательной поддержки, внимания законодательных органов власти.

 
Разработка сайтов