Главная Архив номеров N-21 декабрь 2008 О законодательной поддержке предприятий-разработчиков и производителей продукции двойного назначения.
 

Авторизация



О законодательной поддержке предприятий-разработчиков и производителей продукции двойного назначения. Печать

С. М. Миронов, Председатель Совета Федерации.

ОТ РЕДАКЦИИ. В прошлом номере «Оборонного заказа» мы сообщали о выездном заседании Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации РФ, работавшем 16 сентября в Санкт-Петербурге. Сегодня широкому вниманию экспертного сообщества предлагаются три наиболее функционально значимых доклада и итоговый документ заседания, которые, на наш взгляд, позволяют разносторонне взглянуть на обсуждаемую проблему. За исключением «Рекомендаций», материалы публикуются с незначительными сокращениями.

Уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит обсудить вопросы законодательной поддержки предприятий-разработчиков и производителей продукции двойного назначения.
Наша встреча проходит в стенах Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт синтетического каучукa имени академика Сергея Васильевича Лебедева». Благодаря своим уникальным разработкам предприятие хорошо известно не только в России, но и далеко за её пределами.
Я хочу поблагодарить директора института, члена нашего Экспертного совета Галину Викторовну Григорян за гостеприимство и организацию заседания.
Я хочу обратить внимание аудитории, что впервые заседание совета проводится на базе организации, которая не является промышленным гигантом. Но от успешной работы таких предприятий во многом зависит качество и эффективность российского вооружения. Их продукция, часто уникальная, имеет гражданское применение. Но при этом она исключительно важна и для ОПК. НИИСК - это как раз одно из таких предприятий.
Если при планировании развития оборонной промышленности забыть о таких предприятиях, не дать им достаточных объемов госзаказа, перепрофилировать или даже обанкротить - а такие случаи бывали - то не будет возможностей создавать подводные лодки, ракеты самолёты. То есть надо понимать, что такие производства - это важный и, в то же время, уязвимый элемент ОПК.
По теме нашего заседания подготовлен проект рекомендаций. Просьба к выступающим давать оценку этому проекту, вносить по нему свои предложения.
1. Перед тем, как перейти к основной части нашего заседания, хочу сказать несколько вводных слов.
В трагические августовские дни мы впервые за долгое время столкнулись с прямой агрессией зарубежного государства против наших граждан. Причем эта агрессия опиралась на поддержку могущественных иностранных покровителей.
Благодаря действиям наших Вооружённых Сил, удалось предотвратить массовое истребление осетинского народа.
Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что сегодня диалог на международной арене ведут только с сильными. Для остальных применяется нажим, диктат и шантаж.
Сегодня как никогда актуальна известная мысль, что у России есть только два надёжных союзника - армия и флот.
2. Конфликт показал, что нашей стране необходимы мобильные, технически хорошо оснащённые, способные эффективно действовать в локальных конфликтах вооружённые силы.
Как подчеркнул на днях, 11 сентября, в своём выступлении на совещании по вопросам развития Вооруженных Сил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, ключевой задачей государства становится приобретение и создание новых видов вооружений.
Ясно, что без мощного научно-технического потенциала, без новейших высоких технологий современное оружие не создать.
Мы все хорошо знаем, что в развитых странах развитию передовых отраслей промышленности оказывается значительная государственная поддержка. При этом используются эффективные механизмы и стимулы: и рыночные, и административные.
И нам необходимо реализовать активную промышленную политику по поддержке, модернизации и развитию производства как собственно в ОПК, так и в смежных с ним секторах. В том числе выпускающих продукцию двойного назначения.
3. Практика показывает, что производство конкурентоспособной продукции таких отраслей, как гражданское авиастроение, атомная энергетика, космос, информационные и нанотехнологии невозможно без использования передовых технологий ОПК, в том числе технологий двойного назначения.
Разработка двойных технологий и выпуск продукции двойного назначения позволяет не только сохранять мощный оборонно-промышленный комплекс, но и ускорять развитие экономики в целом.
В Иркутске прошел V Байкальский экономический форум. Представленные масштабные инвестиционные проекты и программы ещё раз продемонстрировали, насколько востребованы для их реализации современные технологии. И эти технологии у нас есть. Проведенная в рамках форума выставка показала, что у предприятий ОПК Сибири и Дальнего Востока сохранился высокий научно-производственной потенциал и им есть что предложить бизнесу.
К сожалению, приходится констатировать, что масштабы присутствия российских товаров, созданных на основе технологий двойного назначения, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, пока что более чем скромны.
4. Государством для стимулирования развития высокотехнологичных производств уже сформированы различные механизмы (в частности, создана Российская венчурная компания, создаются особые экономические зоны и технопарки).
Активно включились в работу национальные корпорации. Но этого недостаточно. Мы незаслуженно забываем науку.
Для нас, законодателей, первостепенной задачей является создание полноценной правовой базы, обеспечивающей стимулирование разработок и коммерциализации технологий двойного назначения.
К сожалению, до сих пор отсутствуют чёткие законодательные процедуры передачи двойных технологий из военных отраслей - в гражданские и наоборот. Механизм передачи технологий, созданных за государственные средства, не отлажен и внутри ОПК.
Мы много говорим о двойных технологиях, используем этот термин в документах. А само понятие «двойные технологии» нормативно не определено. Не разработаны единые требования к двойным технологиям. Не проводятся исследования экономической эффективности внедрения двойных технологий. А ведь речь идет о результативности работ, проводимых за счет бюджета.
5. Учитывая комплекс этих проблем, считаю, что наша совместная деятельность в области совершенствования законодательства должна быть направлена:
во-первых, на организацию и стимулирование коммерциализации технологий двойного назначения;
во-вторых, на создание условий для интеграции предприятий ОПК и гражданского сектора экономики в сфере производства высокотехнологичной продукции на основе двойных технологий.
Отдельная проблема - привлечение малого и среднего бизнеса в сферу разработки и коммерциализации двойных технологий. Во всём мире при головных всемирно известных компаниях-производителях оружия в кооперацию входят сотни малых фирм. Их основной продукт - комплектующие и полуфабрикаты, созданные по технологиям, пригодным для двойного применения.
Такая система производства доказала свою экономическую эффективность. Но мы не должны забывать, что этот результат был достигнут не только рыночными методами. Например, в США, государство, выдавая оборонный заказ, обязывало и обязывает головных исполнителей размещать значительную его часть среди предприятий малого и среднего бизнеса. Со временем этот бизнес окреп и расширил производство на базе разработанных или переданных ему технологий. Уверен, что такой путь развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса может быть успешно реализован и в России.
Полагаю, что многие поднятые вопросы должны и могут быть решены Федеральным законом «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».
На заседаниях нашего Экспертного совета мы неоднократно подчеркивали важность этого закона и необходимость его скорейшего принятия. Совет Федерация держит ход его подготовки под самым пристальным контролем. В работе над законом мы исходим из суворовского принципа: «Скорость нужна, а поспешность вредна».
6. Когда мы с вами говорим о технологиях двойного назначения, их коммерциализации то нельзя забывать и о другой стороне дела.
Научно-технические знания являются национальным достоянием и основой национальной технологической безопасности. Бесконтрольное растаскивание нашей уникальной технологической базы допускать нельзя1 .
Вместе с тем, мы не имеем права игнорировать факт необоснованного использования иностранных технологий в сферах, от которых зависит национальная безопасность России. При том, что не менее конкурентоспособные российские технологии не применяются.
Так, отечественные спутники почти на 80% состоят из импортных комплектующих, зачастую не удовлетворяющих нашим требованиям.
Не в полной мере обеспечиваются за счет отечественного производства наши потребности в новых материалах, электронике и многих других компонентах, используемых для производства вооружения и во енной техники. Ситуацию надо менять коренным образом.
Считаю очень своевременным рассмотрение на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 28 июля этого года вопроса о производстве стратегических материалов для вооружения, военной и специальной техники. Предложенные меры позволят модернизировать один из самых высокотехнологичных секторов экономики, обеспечат независимость ОПК от зарубежных поставок. Планируется провести комплекс научно-исследовательских работ. И, как подчеркнул в своём выступлении Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин «…новые технологии найдут широкое применение и в гражданской сфере».
7. Эффективное использование потенциала двойных технологий в интересах экономического развития страны - это задача национального значения. Я уверен, что рекомендации и предложения, выработанные в ходе нашего мероприятия, послужат её решению и будут в полной мере использованы при формировании российского законодательства в инновационной сфере.

 
Разработка сайтов