Главная Архив номеров N-15 июнь 2007
 

Авторизация



N-15 июнь 2007

Просмотр
Тяжесть которая радует?Ни для кого не является секретом, что объем средств, выделяемых государством на цели оборонного строительства, год от года растет. Естественна заинтересованность государства в том, чтобы эти средства расходовались по предназначению и максимально эффективно. Пока с этим есть проблемы. Для их решения во всех федеральных округах созданы межрегиональные управления нашей Федеральной службы, которые, согласно Приказу Министра обороны РФ от 23 апреля сего года, призваны осуществлять контроль и надзор за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами норм и правил в сфере государственного оборонного заказа.



Борьба за живучесть. Проблемы и решения. Печать

М.Г.Черепанов

В открытой печати крайне мало сведений, о средствах защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), применяемых военными стран НАТО. Почти нет данных о средствах, способных надежно работать при ликвидации очагов пожара, когда окружающая атмосфера насыщается парами хлора, аммиака, СО2 и т.д., а также при повреждении / разгерметизации прочного корпуса ПЛ (внутрь ПЛ поступает вода, создавая в отсеках воздушные подушки с повышенным давлением). Причин здесь несколько. Одна из них - это четкое разграничение областей применения СИЗОД:
- фильтрующие противогазы, работоспособные при концентрации О2 в окружающей атмосфере не менее 18%;
- изолирующие дыхательные аппараты, работающие только в воздушной среде;
- изолирующие дыхательные аппараты для работы под водой (для выхода из затонувшей ПЛ).
 
Всероссийский форум машиностроителей состоится в сентябре. Печать

Основной проблемой отечественного машиностроения по-прежнему является недостаточная конкурентоспособность выпускаемой продукции и низкая эффективность деятельности множества предприятий машиностроительного комплекса. Возникновение этой проблемы в значительной степени является следствием отсутствия, в течение длительного периода, продуманных действий, направленных на развитие наукоемких отраслей промышленности. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий, происходил отток квалифицированных кадров, высокими темпами росли издержки предприятий на содержание, производственных мощностей. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались. Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.
Однако, в последние годы мы видим, что со стороны государства начали приниматься действенные меры по коренному изменению сложившейся ситуации в отечественной промышленности и науке. Позиция государства разворачивается в сторону выработки стратегии развития базовых отраслей экономики, и обозначена готовность государства к активному взаимодействию с бизнесом для скорейшего обеспечения требуемого уровня эффективности и конкурентоспособности отечественных производителей.
Об этом свидетельствует недавнее послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (26 апреля 2007 года) и ряд постановлений Правительства РФ, в том числе Постановление от 29 января 2007 г. N 54 «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы»

 
Ценообразование и ценовая политика предприятия на продукцию ВВТ. Печать

Ю.Ю. Литвин, к.т.н., доцент.

Вооружение и военная техника являются продукцией, которую самостоятельно могут производить страны, имеющие высокий уровень развития науки и техники, а также способные вложить в исследования, разработку, испытания и производство значительные средства. Следовательно, уровень цен на военную продукцию, в том числе и экспортных, определяется их спецификой как товара.
Как известно, цена является денежным выражением стоимости товара. Она представляет собой важнейший элемент рыночного механизма и формируется под воздействием множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Среди этих факторов следует выделить: общественную цену производства, состояние денежной системы, соотношение спроса и предложения, конкуренцию, монополистическое регулирование, государственное регулирование цен.
 
Эффективность организации и контроля размещения государственного оборонного заказа Печать

О.В. Крюкова, президент ЗАО «Русский Аудиторский Дом».
И.Б. Котлобовский, к.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управления рисками и страхования» Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Председатель НТС ЗАО «Русский Аудиторский Дом».
В.Т. Чая, д.э.н., профессор, академик РАЕН России, главный научный сотрудник кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, эксперт ЗАО «Русский Аудиторский Дом».
И.В. Зенкин, адвокат, д.ю.н., профессор Всероссийской академии Внешней Торговли, старший партнер Московской областной коллегии адвокатов, советник Министра иностранных дел Российской Федерации, личный адвокат Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, эксперт ЗАО «Русский Аудиторский Дом».
В.В. Герасименко, д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга, профессор кафедры «Политической экономии» Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, эксперт ЗАО «Русский Аудиторский Дом»
А.В. Алешина, к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, эксперт ЗАО «Русский Аудиторский Дом».
Ю.А. Шипигин, к.э.н., начальник отдела ЗАО «Русский Аудиторский Дом».
И.П. Пономарев, к.э.н., научный сотрудник кафедры «Управление производством» Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Данный материал открывает серию статей и продолжает тему публикаций из «Оборонного заказа» №9 от июня 2006 г.. Настоящая (первая из этой серии) статья посвящена рассмотрению зарубежного опыта в сфере закупок продукции оборонного назначения (ПОН) и выявлению возможных положительных механизмов организации и контроля в сфере ценообразования, которые могут быть применимы в России. Актуальность темы связана с переходом России к рыночной экономике с соответствующим изменением способов закупок и финансирования.

 
«...Соединить безыдейные деньги и безденежные идеи...» Печать

капитан 2 ранга А.Ю. Пылаев

Цитата из недавнего высказывания Сергея Иванова в заглавии второй части нашего журнала имеет пусть неочевидную, но прямую связь с темой оборонного заказа, ценообразования на продукцию военного назначения и с экономикой оборонного строительства в целом.
Да, многие эксперты отмечают объективно растущие расходы государства по линии оборонного заказа. Но растущие - не значит достаточные. Сегодня нередко можно наблюдать дилемму, когда предприятие оборонно-промышленного комплекса аргументированно запрашивает средства на освоение новых технологий или объявляет о готовности начать серийный выпуск какого-либо изделия по линии ГОЗ, но встречает очень настороженную реакцию, если не отказ. Формальный повод для отказа есть - длинный список примеров неэффективного расходования средств, загоризонтное продление сроков проэктирования и строительства самого изделия с его кратным удорожанием «по ходу дела», уходящие в бесконечность сроки НИОКР с заведомо ненужным (устаревшим) результатом и тому подобные «банальности» нашего времени.

 
К вопросу о критическом уровне эффективности навигационного обеспечения действий сил флота Печать

В. Катенин (ГосНИНГИ МО РФ).

Первый вариант данной статьи был написан еще в 2000 г. Однако происшедшие изменения в политическом руководстве страны породили определенные надежды на возможные положительные изменения в будущем. Статья была отложена. К большому разочарованию, наши надежды оправдались не полностью, и актуальность поставленного в заголовке вопроса не потеряла своего значения.

 
Разработка учебно-тренировочных средств радиоэлектронного вооружения и средств радиоэлектронной борьбы ВМФ. Печать

В.Б.Рисунков

Учебно-тренировочные средства (УТС) радиоэлектронного вооружения (РЭВ) и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) надводных кораблей и подводных лодок предназначены для практической подготовки операторов этих средств, боевых частей при взаимодействии операторов различных средств, отработки тактических задач в тактических и тактико-специальных тренажерах автономно и в составе тактических групп.

 
ОАО «Центральный научно-исследовательский институт «Курс» Печать

Генеральный директор института Л.М. Клячко

Центральный научно-   исследовательский институт «Курс» образован в июне 1979 года в качестве  головной организации судостроительной промышленности по корабельному вооружению и судовому радиоэлектронному оборудованию. За 28 лет своего существования институтом накоплен большой опыт проведения комплексных исследований в интересах военного кораблестроения и гражданского судостроения, создан научно - технический задел по разработке сложных программно-аппаратных комплексов.

 
Опыт и перспективы построения программных комплексов анализа сложных технических систем на основе методологии координированных переключений. Печать

А.Н. Гущин, к.т.н., капитан 2 ранга С.Л.Кузнецов, А.А. Шаров, профессор.

Одним из направлений сотрудничества НПП «Система» с центрами военно-морской научной мысли, являются работы по расширению областей применения разработанной в Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова (ВМА) методологии координированных переключений. Основная цель данных работ -разработка комплексов прикладных программ анализа сложных технических систем на различных этапах жизненного цикла, в том числе с учетом человеческого фактора, для конкретных предметных областей.
 
О ВЫСТАВКЕ «АРХИМЕД-2007» И НЕ ТОЛЬКО. Печать

А.П.Соловьев, начальник НИЛ высоких технологий ВМА, Заслуженный изобретатель РФ, к.т.н., с.н.с. В.Н. Половинкин, научный руководитель НИЛ-ВТ,

В юбилейном Х Московском международном салоне промышленной собственности «Архимед-2007», который проходил 27-30 марта с.г., приняли участие промышленники и изобретатели из 16 стран, в том числе США, Японии, Индии а также из 45 регионов России.
Было представлено более 1000 изобретений, полезных моделей и товарных знаков. Министерство обороны РФ представляли научно-исследовательские учреждения и учебные заведения. В седьмой раз в выставке участвовала Военно-морская академия им. Н.Г.Кузнецова (ВМА).

 
ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» Печать

В.А. Осипов Генеральный директор Концерна

ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» создано в соответствии с Указом Президента РФ от 03.05.2004 года № 133 с целью объединения научно-технического и производственного потенциала предприятий отрасли по разработке и производству морского подводного оружия и его эффективного использования в интересах повышения обороноспособности и безопасности государства.

 
Минная угроза и навигационно-гидрографическое обеспечение противоминных действий. Печать

В.А. Катенин, д.в.н.,А.В. Катенин, к.т.н. (ГНИНГИ МО РФ).

Принято считать, что мины - оружие слабых. В пользу этого положения можно найти множество примеров в истории войн и военных конфликтов на море. Однако найдутся и противоположные примеры, когда сильная сторона с успехом применяла мины для борьбы с заведомо слабым противником.
 
Роль и место ВМФ при решении задач поисково-спасательного обеспечения морских нефтегазовых комплексов. Печать

В.И. Казанцев, А.А. Сахаров (ФГУ «40 ГНИИ МО РФ»).

Государства, ведущие добычу на континентальном шельфе, рассматривают вопросы обеспечения безопасности морских нефтегазовых комплексов на правительственном уровне. Последствия ураганов «Рита» и «Катрина» показали, насколько серьезными могут быть потери, в том числе и в системе объектов разведки, добычи и транспортировки углеводородов. Общие убытки исчисляются миллиардами долларов, а только один день предотвращения простоя позволит сэкономить миллионы долларов. Во время этих ураганов была полностью прекращена добыча нефти, и на 94% - добыча газа. По общему причиненному ущербу для нефтяных и газовых компаний, которые ведут работы на внешнем континентальном шельфе в Мексиканском заливе, ураганы «Рита» и «Катрина» были крупнейшими стихийными бедствиями в истории. По данным статистики ураган «Иван» (сентябрь 2004 года) разрушил 7 платформ, а ураганы «Рита» и «Катрина» - 115.

 
Концепция спасения с затонувшей подводной лодки:переход на жидкостную вентиляцию лёгких плюс безотлагательное свободное всплытие. Печать

А. В. Филиппенко, член-корреспондент РАЕН, к.м.н., Директор AVF.

ВВЕДЕНИЕ
В классической английской книге «Спасение с затонувших подводных лодок» У. Шелфорда (1963) отмечалось, что экипажу лодки, лежащей на глубине более 60 м, грозит переохлаждение из-за заполняющей отсеки морской воды и довольно быстрое повышение давления в отсеках до опасного для жизни уровня более 6 бар. Сегодня, спустя полвека, ситуация всё та же, и предотвратить неизбежную опасность пребывания под избыточным давлением, можно только покинув затонувшую подводную лодку в первые десятки минут после аварии, когда давление растет еще не так быстро.
Технологически готовый вариант в ВМФ РФ - это «камера спасательная всплывающая» - (КСВ). Её пытались использовать подводники в 1989 году, находившиеся в АПЛ «Комсомолец», и в аварийных условиях это оказалось сложным. Из-за повреждений при взрыве даже шанса использовать ее не было при аварии АПЛ «Курск», поэтому один спасенный подводник - итог последних аварий, не дает больших надежд на КСВ. Конечно, КСВ отменять преждевременно, немецкие конструкторы на лодках среднего размера проектируют, наряду со спасательным люком, спасательную «сферу», но в подводных аппаратах и малых лодках отделяемой части нет места.

 
Инвестиционный проект корпорации «КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ» по созданию многофункциональных судов обеспечения безопасной эксплуатации мор� Печать

И.В. НИКОЛАЕВ, Генеральный директор ЗАО «Корпорация «Кораблестроение»; Р. Ц.ГУЛИЯНЦ, руководитель Инвестиционного проекта, к. т. н., с.н.с.,

Уникальная инициатива Корпорации «Кораблестроение» по созданию многофункциональных судов обеспечения безопасной эксплуатации морских магистральных газонефтепроводов, о которой сообщалось в «Оборонном заказе», №11 (декабрь 2006 г.), продолжает движение к реализации. Полезность таких проектов существенно выходит за рамки объявленных целей, поскольку они служат локомотивами развитию целого ряда наукоемких технологий и способствуют развитию широкой кооперации научных, проектных и производственных организаций. Важным шагом на пути реализации проекта станет сотрудничество Корпорации «Кораблестроение» с ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, который принимает участие в технико-экономическом обосновании освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. В этом спецвыпуске публикуется расширенная статья, дающая наиболее полное представление о проекте Корпорации.

 
Многокорпусные конструкции в коммерческом судостроении и первые шаги в их использовании для создания боевых надводных кораблей. Печать

В. А. Дубровский, д.т.н., главный научный сотрудник ООО «БАЛТТЕХНОПРОМ»

50 лет назад использование многокорпусных судов было единичным и случайным, а кораблей совсем не было. Однако к настоящему времени построено:
- несколько сотен плавучих полупогружных платформ различного назначения;
- около тысячи скоростных пассажирских и автомобильно-пассажирских паромов-катамаранов (около 70% всех построенных скоростных паромов) [3];
- множество мелких прогулочных и промысловых катамаранов, включая скоростные;
- в Англии построен 1000-тонный прототип перспективного трёхкорпусного фрегата [4] ;
- в США строятся два трёхкорпусных корабля (если натурные испытания пройдут успешно, таких планируют построить десятки) [2] ;
- там же построен 1000-тонный двухкорпусный многоцелевой корвет со скоростью 50 узлов и сменным (контейнерным) вооружением [2] .
В мире построено также насколько десятков различных судов с малой площадью ватерлинии, СМПВ, как экспериментальных, так и используемых в коммерческих целях. Кроме того, для нескольких двухкорпусных автомобильно-пассажирских паромов применена форма обводов, представляющая собой СМПВ в носовой части, и катамаран - в кормовой (иногда такие обводы обозначаются как «полуСМПВ»). К такому типу принадлежит и названный выше скоростной корвет.
 
Диалог экспертов: проектирование корабля как "приближение к горизонту". Печать

ОТ РЕДАКЦИИ. Это нечто новое в традиционной журналистике. Обычно такой жанр практикуется на телевидении. И все же. Вместо того, чтобы брать два интервью, мы сэкономили время, предоставив двум специалистам, в равной степени владеющим темой, обсудить актуальные вопросы между собой. Получилось предметно и жестко. И достойно серьезнейшего внимания.
Участники диалога: В. А. Дубровский (В.Д.), д.т.н., специалист в области проектирования многокорпусных судов, автор монографий Multi Hull Ships, 2001; Ships With Outriggers, 2004; Small Water-plane Area Ships, 2006.
В.П. Соколов (В.С.), к.т.н., специалист в области гидродинамики и проектирования скоростных судов, ст. науч. сотр. Кафедры Проектирования судов СПбГМТУ, ген. директор, гл. констр. ООО «БАЛТТЕХНОПРОМ»

 
Подготовка к третьему Международному Военно-морскому салону. Печать

Г.П. Дремлюга, к.в.н., начальник отдела ФГУП «ЦНИИ «Курс».

ФГУП «ЦНИИ «Курс».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года № 115 Р в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года состоится Третий Международный военно-морской салон ( МВМС-2007).

Для размещения выставочных экспонатов планируется, как и на предыдущих двух Салонах, использовать площади выставочного комплекса «ЛенЭКСПО», удобно примыкающие к причалам морского порта. Для размещения на экватории морского порта рассматриваются следующие корабли и катера ВМФ РФ: подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург», корвет проекта 20380 «Стерегущий», десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 «Зубр», ракетный катер проекта 1242.1 «Молния», патрульный корабль проекта 14310 «Мираж», патрульные катера проекта 12150 «Мангуст», проекта 10410 «Светляк» и др.,а также некоторые иностранные корабли.

 
Современные военные конфликты, их особенности. Печать

Адмирал Ю.Н. Сысуев, начальник ВМА имени Н.Г. Кузнецова.

Как сообщалось в «Оборонном заказе» №12, в апреле сего года в ВМА имени Н.Г. Кузнецова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы защиты и безопасности», ежегодно организуемая Российской академией ракетных и артиллерийских наук. Сегодня мы публикуем один из ключевых пленарных докладов форума.

 
"Бакалавр" - это звучит? Печать

Е.Н. Каблов, ген. директор Всероссийского НИИ авиационных материалов.

Пути развития науки и технологий направлена на переход к инновационному пути развития страны на основе приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации.

Чтобы решать инновационные задачи, строить экономику, основанную на знаниях, нужны соответственно подготовленные кадры. Самые большие средства, вложенные в науку, в обновление производства, не принесут желаемого результата, если не будет людей, способных генерировать и осуществлять смелые идеи.
 
О подготовке кадров. Печать

К.П.Борисенко, А.В.Смольников,Г.В.Проценко, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Для решения кадровых проблем судпрома сегодня необходим ряд мер:
- воссоздать систему непрерывной подготовки и переподготовки кадров для судостроения, причем, всего спектра образовательных уровней (школа, профессиональное училище, лицей, колледж, ВУЗ, послевузовское образование);
- строить взаимоотношения между системой профессионального образования, производством и наукой на договорных обязательствах, предусматривающих целевую контрактную подготовку инженеров;
- перенести часть учебного процесса на производство путем создания учебно-научно-производственных комплексов в различных формах.
Следует отметить, что только целевая контрактная подготовка позволяет наиболее полно удовлетворять требованиям Заказчика к уровню подготовки специалистов, а выпускнику достаточно быстро (уже на стадии обучения) адаптироваться к условиям работы. И, что немаловажно, наиболее эффективно (адресно) использовать финансовые средства, выделяемые предприятиями на подготовку специалистов.
 
Обоснование программ военного кораблестроения.его связь с проблемами высшего и послевузовского военного кораблестроительного образования. Печать

В. Т. Томашевский, д.т.н., профессор.

В статье обосновывается необходимость и конкретный путь расширения военно-технического сотрудничества взаимодействующих структур ВМФ и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на базе перспективных информационных технологий при обосновании и реализации программ военного кораблестроения (ПВК). Анализируется состояние и обосновывается необходимость разработки и реализации целевой образовательной программы подготовки военных инженеров-кораблестроителей высшей квалификации в Военно-морской академии, как составной части Государственной образовательной программы в обеспечение долгосрочной ПВК.

 
Основные направления геополитического развития Российской Федерации на период до 2050 года. Печать

 

К. В. СИВКОВ, д.в.н., первый вице-президент Академии геополитических проблем.

ОТ РЕДАКЦИИ. В соответствии со структурой этого весьма емкого номера, мы открываем его публикациями наиболее масштабной тематики. Ведь как известно, оборонный заказ является производной от Государственной программы вооружений, которая, в свою очередь, в практическом измерении должна выражать политическую волю страны на сохранение обороноспособности в современных условиях. Первая статья этой рубрики открывает информационное сотрудничество «Морской газеты» с интересным экспертным центром, каким является общественная Академия геополитических проблем. Статья носит острый дискуссионный характер, и эта дискуссия открыта для всех заинтересованных сторон. Во всяком случае, она как-то борется с острым дефицитом публичных экспертов, способных называть вещи своими именами.

 
Оборонный заказ - тяжесть,которая радует? Печать

капитан 2 ранга Александр Пылаев

Как уже сообщалось в предыдущем спецвыпуске, Приказом Директора Федеральной службы по оборонному заказу от 25 апреля 2007 года на должность начальника Межрегионального управления Рособоронзаказа по Северо-Западному федеральному округу был назначен Александр Васильевич СВИНЦОВ.Он любезно согласился дать интервью нашему военно-морскому журналу с родственным названием, чтобы познакомить экспертное сообщество ОПК с основными функциями и задачами вновь организованных управлений Рособоронзаказа.

 
Второй залп «Гарпуна» Перспективные катера КБ ООО«Агат Дизайн Бюро». Печать

C. А. ПОРОДНИКОВ, директор - главный конструктор; А.А. СОРОКИН, заместитель директора.

Одна из актуальных задач современности - борьба с терроризмом, пиратством, наркотрафиком, пресечение незаконной эмиграции. Ведущие государства мира тратят огромные средства на разработку принципов, методов, технических средств, позволяющих эффективно решать эти проблемы как на суше, так и на море. Решение этих задач в открытых и закрытых морях, проливных зонах, в устьях крупных рек возложено, как правило, на силы морских частей береговой охраны, а в некоторых странах и на силы спецподразделений родственных силовых структур. Современные организованные структуры правонарушителей обладают скоростными, маневренными, мореходными катерами (скорость до 50 узлов, длина 10 - 18 м), которые укомплектованы современными средствами навигации, различными видами связи в т.ч. спутниковыми, и оснащены переносным оружием с дальностью поражения до 1,5 - 2,0 км.

 


Разработка сайтов