капитан 2 ранга Александр Пылаев
Как уже сообщалось в предыдущем спецвыпуске, Приказом Директора Федеральной службы по оборонному заказу от 25 апреля 2007 года на должность начальника Межрегионального управления Рособоронзаказа по Северо-Западному федеральному округу был назначен Александр Васильевич СВИНЦОВ.Он любезно согласился дать интервью нашему военно-морскому журналу с родственным названием, чтобы познакомить экспертное сообщество ОПК с основными функциями и задачами вновь организованных управлений Рособоронзаказа.
- Александр Васильевич, с чем связано образование региональных структур Рособоронзаказа, и каковы основные направления Вашей работы?- Александр Васильевич, с чем связано образование региональных структур Рособоронзаказа, и каковы основные направления Вашей работы?- Александр Васильевич, с чем связано образование региональных структур Рособоронзаказа, и каковы основные направления Вашей работы? - Ни для кого не является секретом, что объем средств, выделяемых государством на цели оборонного строительства, год от года растет. Естественна заинтересованность государства в том, чтобы эти средства расходовались по предназначению и максимально эффективно. Пока с этим есть проблемы. Для их решения во всех федеральных округах созданы межрегиональные управления нашей Федеральной службы, которые, согласно Приказу Министра обороны РФ от 23 апреля сего года, призваны осуществлять контроль и надзор за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами норм и правил в сфере государственного оборонного заказа. Эта работа ведется по двум основным направлениям. Во-первых, контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг по гособоронзаказу. Во-вторых, контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов в отношении этой продукции, работ или услуг. - Расскажите пожалуйста подробнее о полномочиях, которыми наделено Ваше подразделение для успешной работы в названных весьма непростых сферах. - Список полномочий достаточно длинный. Среди важнейших отмечу следующие, по пунктам: 1) Контроль и надзор за реализацией федеральных, целевых, государственных программ, предусматривающих мероприятия, выполняемые в рамках государственного оборонного заказа; за деятельностью государственных заказчиков и организаций - исполнителей гособоронзаказа при размещении и выполнении заказов на поставки продукции, работ, услуг на предмет их соответствия основным показателям и направлениям расходов; за реализацией государственной ценовой политики, применением государственных регулируемых цен при размещении и выполнении гособоронзаказа, определением начальной цены государственного контракта на поставку продукции, работ и услуг; за реализацией предусмотренных гособоронзаказом мер по сохранению и развитию стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса и критических технологий. 2) Принятие мер предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленных на недопущение или пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности. 3) Подготовка в установленном порядке заключений по вопросам внесения изменений в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, реестр организаций-разработчиков и поставщиков стратегических материалов, перечни стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также в перечень организаций, в отношении которых установлена специальная процедура банкротства; заключений на проекты создания интегрированных структур ОПК; по кандидатурам генеральных конструкторов важнейших комплексов (систем) вооружения и военной техники. 4) Проведение аккредитации органов по оценке соответствия в области продукции (работ, услуг) по гособоронзаказу и систем управления качеством продукции в организациях ОПК. 5) Рассмотрение жалоб участников размещения заказов по гособоронзаказу на действия или бездействие государственных заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, конкурсных, аукционных и котировочных комиссий; 6) Анализ выявленных в ходе контрольных проверок недостатков и нарушений, а также рекламационных актов и претензий к качеству продукции, работ или услуг, поставленных по гособоронзаказу; обобщение и анализ отчетности организаций ОПК о ходе выполнения работ по гособоронзаказу, а также о ходе их финансирования. Кроме того, межрегиональное управление участвует в поддержании в актуальном состоянии реестра заключенных государственных контрактов (договоров) в целях контроля за их соответствием показателям гособоронзаказа, условиям и результатам проведенных конкурсов и торгов; реестра недобросовестных поставщиков, который ведет Рособоронзаказ в установленной сфере деятельности; реестра аккредитованных органов по оценке соответствия в области продукции (работ, услуг) по гособоронзаказу и систем управления качеством продукции в организациях ОПК и выданных ими сертификатов соответствия; реестра результатов НИР, НИОКР и технологических работ по гособоронзаказу, а также полученных при их выполнении результатов интеллектуальной деятельности. В принципе, этот список можно продолжить, но не хотелось бы сейчас вдаваться во все технические детали. - Да, сделанный Вами перечень и без того впечатляет. Правильно ли я понял, что помимо проведения плановых и внеплановых проверок по штатным вопросам, Межрегиональное управление наделено и рядом, условно говоря, «репрессивных» функций? - Ну, не совсем «репрессивных». Хотя управление вправе, в пределах своей компетенции, направлять в проверенные организации предписания по результатам проведенных контрольных мероприятий для принятия мер по устранению выявленных нарушений и сопровождать их исполнение; рассматривать дела об административных правонарушениях; обращаться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещения заказов по гособоронзаказу недействительным. А также направлять в установленном порядке в органы прокуратуры и правоохранительные органы материалы о выявленных нарушениях и недостатках, в том числе об их персонификации. Естественно, эти полномочия налагают на нас особую ответственность. - Александр Васильевич, в ходе нашей журналистской работы не раз приходилось слышать о фактах безответственных решений в оборонной сфере, о растратах средств с признаками коррупции, об элементарной глупости и непрофессионализме иных внезапных собственников оборонных предприятий и прочих дремучих особенностях российского бизнеса, которым, в принципе, не место в оборонке. Это говорило о непростительной слабости государства, которое на время почти утратило интерес ко всему, что не пахнет нефтью или газом. Не хочу оправдывать проходимцев, но в целом их поведенческая модель похожа на счастливую жизнь человека, который годами пользуется телефоном бесплатно просто потому, что ему никто не присылает счет... - Значит, теперь счет будет приходить регулярно. Как я уже говорил, расширение Федеральной службы по гособоронзаказу прямо связано с увеличением самого заказа и намерением государства добиваться его четкого выполнения. Это несиюминутная работа, но она начата и продолжится, выйдя постепенно на достаточный уровень интенсивности. - С другой стороны, Александр Васильевич, есть немалое число ответственных и мыслящих профессионалов, которые давно и детально могут подсказать, порекомендовать интересные решения в области технической и управленческой модернизации ОПК. Но некому. Ведь слабость государства проявляется и в неспособности вести конструктивный диалог с экспертным сообществом. В итоге даже крупные научно-прикладные конференции по оборонной тематике вырождаются в заседания клубов по интересам. Их не слышат. Имеет ли Рособоронзаказ в своих планах намерения оздоровить эту ситуацию? - Да. Несмотря на то, что вопрос может показаться не по адресу, но ответ - да. Исходя в том числе и из названных Вами причин, Положение о территориальных управлениях Рособоронзаказа предполагает возможность создавать на региональном уровне совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности, а также проводить семинары, конференции, совещания и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию управления. Не буду лукавить, эта задача не является первоочередной. Нашему управлению всего два месяца, мы успешно входим в курс дел и нарабатываем опыт взаимодействия в новой команде по основным своим функциональным обязанностям. Но умение слушать и слышать специалистов на местах нам также жизненно необходимо. Надо сказать, события конференционного плана в сфере ОПК на Северо-Западе проходят довольно интенсивно. Так что для начала стоит ознакомиться с тем, что уже работает. Кстати, спасибо Вам за приглашение на конференцию по подводным технологиям, которая предваряет работу 3 Военно-морского салона и на съезд Общества судостроителей в начале сентября. Думаю, это будет интересно, познавательно и полезно. - Благодарю Вас за содержательное интервью, Александр Васильевич. Искренне желаю Вам терпения, полноты знаний и успеха в непростой работе Межрегионального управления Рособоронзаказа. В любом случае Вы можете вполне рассчитывать на нашу информационную поддержку. - Спасибо. Интервью вел капитан 2 ранга Александр Пылаев.
|