Главная Архив номеров N-15 июнь 2007 Обоснование программ военного кораблестроения.его связь с проблемами высшего и послевузовского военного кораблестроительного образования.
 

Авторизация



Обоснование программ военного кораблестроения.его связь с проблемами высшего и послевузовского военного кораблестроительного образования. Печать

В. Т. Томашевский, д.т.н., профессор.

В статье обосновывается необходимость и конкретный путь расширения военно-технического сотрудничества взаимодействующих структур ВМФ и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на базе перспективных информационных технологий при обосновании и реализации программ военного кораблестроения (ПВК). Анализируется состояние и обосновывается необходимость разработки и реализации целевой образовательной программы подготовки военных инженеров-кораблестроителей высшей квалификации в Военно-морской академии, как составной части Государственной образовательной программы в обеспечение долгосрочной ПВК.

 

1. Одна из приоритетных тем сегодня - роль государства в развитии судостроения в целом и военного кораблестроения в особенности. Поскольку, во-первых, наконец возвращается осознание роли ВМФ в обеспечении безопасности и защиты национальных интересов России, а во-вторых, потому что создание морской системы вооружений (МСВ), способной решать эти задачи, является чрезвычайно длительным науко- и ресурсоемким процессом. Мера успеха на этом пути решающим образом зависит от человеческого фактора. Воздействие его на науку, производство, технику и управление определяется в первую очередь научными знаниями, овладение которыми обеспечивается через образование.
2. Очевидно, что роль госуправления в развитии военного кораблестроения - решающая, и эффективность ее будет определяться качеством разработки и реализации ПВК на различные временные периоды.
На пути к повышению достоверности планирования и достижения оптимальности системы ПВК, а следовательно и ГОЗ, стоят сложные проблемы. Одна из центральных среди них - повышение эффективности военно-технического сотрудничества ВМФ, ОПК и соответствующих структур Правительства РФ. Решению ее может способствовать переход к новой информационной технологии комплексного комбинированного исследовательского имитационного моделирования (ККИИМ) боевого функционирования МСВ и ее элементов. В их число включаются и перспективные пл, нк, образцы ВВТ, находящиеся на разных стадиях создания (исследовательское и реальное проектирование, разные стадии постройки, опытной эксплуатации, модернизации). В процессе ККИИМ и анализа его результатов должны участвовать, кроме представителей флотов, НИУ ВМФ и специалисты ОПК, руководящие разработкой соответствующих кораблей и комплексов ВВТ. Информационная поддержка ККИИМ должна осуществляться специально разработанной комплексной автоматизированной системой. Ожидаемые результаты применения такой технологии:
- существенное повышение достоверности прогнозных значений ТТХ и оценок военно-экономической эффективности действий перспективных нк, пл и МСВ в целом, в типовых операциях, в условиях натурного моделирования работы штабов противостоящих сторон;
- обеспечение сбалансированности подсистем создаваемых кораблей как в одиночном, так и групповом применении;
- разработка проектов основных боевых документов к моменту государственных испытаний головного корабля, а не к концу его опытной эксплуатации.
3.Вернемся к проблеме военного кораблестроительного образования. Объем знаний и умений, предусмотренных учебными планами и программами ВМИИ на кораблестроительном факультете при надлежащем их усвоении обеспечивает возможность эффективного использования выпускников непосредственно на флотах. Однако количество должностей выше вторичных для кораблестроителей там крайне ограничено. Они преимущественно сосредоточены в НИУ, в ВП МО (в НИУ, ЦКБ, на заводах ОПК), а также в ЦУ ВМФ и структурах РАН. При этом около 80% из них связаны только с нк и пл, а служебная деятельность протекает в тесном взаимодействии с ведущими специалистами и руководящим составом ЦНИИ, ЦКБ, заводов ОПК, НИИ и Научными советами РАН, а в ЦУ - и с соответствующими структурами Правительства. Такая работа требует существенного пополнения объема разносторонних знаний, что традиционно реализовывалось в процессе обучения в Военно-морской академии. Важность второй ступени высшего военно-инженерного образования определяется тем, что на этой категории должностей военный кораблестроитель оказывается в ряду ключевых фигур в обосновании ПВК и их реализации. Так, например, старшие научные специалисты проектных управлений I ЦНИИ участвуют в обосновании оперативно-тактических требований и назначаются научными руководителями НИР по обоснованию ТТЗ на проектирование новых кораблей. Они же являются затем руководителями групп военно-морских инженеров, ведущих научно-техническое сопровождение проектирования, строительства головных кораблей серии и их опытную эксплуатацию, возглавляют анализ ее результатов и обоснование рекомендаций.
Военное кораблестроительное образование развивалось в России собственным путем. В его основе лежало понимание, что главная ударная сила флота - крупные корабли по конструктивной сложности, насыщенности техническими и боевыми средствами, сложности и наукоемкости процессов создания и эксплуатации несравнимы ни с какими современными им инженерными сооружениями. Поэтому уже более 150 лет в России существует и полностью оправдала себя 2-ступенчатая система высшего военно-морского инженерного образования. В ней 1-я ступень (высшее инженерное училище - теперь ВМИИ) готовила офицеров для службы на кораблях и в береговых структурах инженерного обеспечения. Вторая - должна была, как записано в приказе об открытии Академии «...снабжать флот учеными флотскими офицерами, способными знать и разрабатывать специальные части морской науки». И каждый раз, одновременно с началом разработки новой долгосрочной ПВК, пересматривались учебные программы, а при необходимости и срок обучения. Так, в конце 1895 г. была принята новая 7-летняя ПВК, а уже в июне 1896 г. утверждены новый устав и организация обучения по новым программам (в Академию принимались офицеры, окончившие Морское инженерное - высшее по тому времени - училище, после двух лет службы и года практики на заводах, после сдачи вступительных экзаменов). Опыт русско-японской войны заставил резко повысить объем и качество обучения на кораблестроительном и механическом отделениях. Срок обучения был увеличен с 1 г. 7 мес. до 2 лет 7 мес. В результате, в 1-ю Мировую войну Россия вступила с флотом, многие корабли которого не имели себе равных в мире по совершенству инженерных решений, мореходным и боевым качествам. В 1929 г., в связи с необходимостью возрождения флота, вышло решение Комитета обороны при СНК СССР о создании Военно-Морской технической академии. Срок обучения в ВВМИУ возрос до 5,5 лет, в ВМАКВ до 3 лет (при изменении базовой специальности до 4-х) главным образом за счет усиления общенаучной и инженерной подготовки. Создан ряд новых ВВМУЗ. В академии обучение завершалось исследовательской дипломной работой и выдачей диплома военного инженера - (специальность) высшей квалификации. Гос. экзамены сдавались по программе кандидатского минимума. В число первичных должностей включались: с.н.с. в НИУ, ст. военпред, ст. офицер в Управлениях флотов и ЦУ ВМФ и приравненные к ним. На каждом факультете проводилась подготовка по специальности «флагманский инженер». Общенаучная подготовка кораблестроителей была самой высокой в ВМАКВ. К чтению лекций привлекались ведущие ученые - академики Ю.А. Шиманский, В.В. Новожилов, член-корреспондент П.Ф. Папкович, М.И. Яновский, руководящий состав I ЦНИИ ВК, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и многие другие. Высшего уровня подготовка в академии достигла к началу 60-х гг. Именно к этому периоду относятся выступления в печати американского адмирала Риковера после полета Ю.А. Гагарина в космос: «Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом ... состоит в том, что он угрожает нам своей системой образования» (Нью-Йорк Таймс); «Образование - вот та область, в которой мы вступили в действительное соревнование с Советским Союзом. Та нация, которая выиграет эту гонку, будет потенциально властвующей» («Геральд Трибюн»). В этой гонке США действуют масштабно. Уже в 1975 г. объем финансирования образования превысил сумму, затрачиваемую всем остальным капиталистическим миром. XXI век конгресс США провозгласил веком превосходства в силе, образовании, приоритета своих национальных интересов над интересами всего остального мира.
Как ни парадоксально, но в 60-е гг. в ВМФ начался этап «экономии» на инженерном образовании, в итоге которого сокращен срок обучения в ВВМИУ с 5,5 лет до 4 лет 10 мес., ликвидировано училище оружия (эта потеря до сих пор ничем не возмещена), ВМАКВ слита с командной ВМорА, из бывшего кораблестроительного факультета сформирована одна кафедра «военного кораблестроения», срок обучения на треть сокращен, принято решение учить по одной специальности (одноименной с кафедрой). Это фактически лишало в перспективе ВМФ специалистов, способных компетентно решать вопросы обоснования и реализации ПВК. Выполненная кафедрой совместно с УК ВМФ военно-научная работа (автор - научный руководитель) убедительно подтвердила это. В итоге руководством ВМФ и Минобороны оперативно были приняты решения по восстановлению 3-х летнего срока обучения и раздельного обучения военных кораблестроителей в ВМорА по подводному и надводному кораблестроению и реализации предложений по внесению изменений в подготовку инженеров-кораблестроителей в ВВМИУ им. Дзержинского.
С тех пор прошло 30 лет. Качественно возросла наукоемкость процессов создания кораблей и всех их подсистем, боевого применения и повседневной эксплуатации, всех видов обеспечения. В этих условиях необходимо было расширять объем знаний в традиционных областях и вводить новые дисциплины, делая упор на формирование новых фундаментальных знаний (как наиболее долго живущих). А это в рамках 3-х лет сделать очень непросто. Кроме того, в условиях интенсивного ускорения развития науки и техники и темпов ее морального старения необходимо решать и проблему непрерывного постакадемического образования путем систематической краткосрочной курсовой подготовки. Однако уроки истории остаются невыученными. По-видимому у современного руководства отсутствует понимание общеизвестной истины, что нет более выгодной области вложения средств для государства, чем образование и ничто не наносит большего ущерба, чем пренебрежение к нему. Снова срок обучения сокращен на год, ликвидируется раздельная подготовка по профилям подводного и надводного кораблестроения. Отменены вступительные экзамены и конкурсный прием. При этом не организован цикл предварительной подготовки для восстановления базовых знаний, необходимых для понимания академических курсов. Кроме того, качественное ухудшение материального положения семей офицеров в период обучения из-за резкого снижения денежного содержания, потери работы женами, опасности утраты жилья при изменении места службы после выпуска создают отрицательную мотивацию к поступлению в Академию. Выход из положения «реформаторы» находят не путем решения бытовых проблем, а резким сокращением числа должностей, комплектуемых специалистами с академической подготовкой. В результате многие должности, на которых компетентное исполнение обязанностей немыслимо без академического образования, по мере ухода с них специалистов, имеющих такой объем знаний, будут впредь замещаться офицерами, лишенными его. Таким образом, академическое военное кораблестроительное образование введено в состояние системного кризиса и основания для беспокойства у современных «риковеров» сняты. Пагубность подобной кадровой политики очевидна, но разве мы можем с этим согласиться?!
Поэтому считаю необходимым обдумать и включить в решение I Российской научно-практической конференции судостроителей рекомендацию обратиться в Правительство с ходатайством рассмотреть вопрос о включении в Программу развития высшего образования в стране раздела образовательной поддержки Программы развития военного кораблестроения, включающей и проблемы подготовки военных инженеров-кораблестроителей высшей квалификации в Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Было бы полезно также создать компетентную независимую общественную структуру с правом ознакомления с состоянием и разработки рекомендаций по поддержанию образовательного уровня военных кораблестроителей в ВМорА, отвечающего национальным интересам страны.
 
Разработка сайтов