Главная Архив номеров N-15 июнь 2007 Второй залп «Гарпуна» Перспективные катера КБ ООО«Агат Дизайн Бюро».
 

Авторизация



Второй залп «Гарпуна» Перспективные катера КБ ООО«Агат Дизайн Бюро». Печать

C. А. ПОРОДНИКОВ, директор - главный конструктор; А.А. СОРОКИН, заместитель директора.

Одна из актуальных задач современности - борьба с терроризмом, пиратством, наркотрафиком, пресечение незаконной эмиграции. Ведущие государства мира тратят огромные средства на разработку принципов, методов, технических средств, позволяющих эффективно решать эти проблемы как на суше, так и на море. Решение этих задач в открытых и закрытых морях, проливных зонах, в устьях крупных рек возложено, как правило, на силы морских частей береговой охраны, а в некоторых странах и на силы спецподразделений родственных силовых структур. Современные организованные структуры правонарушителей обладают скоростными, маневренными, мореходными катерами (скорость до 50 узлов, длина 10 - 18 м), которые укомплектованы современными средствами навигации, различными видами связи в т.ч. спутниковыми, и оснащены переносным оружием с дальностью поражения до 1,5 - 2,0 км.

 

Существующий пограничный флот ведущих мировых держав, как показал опыт борьбы на Средиземном море с «табачной контрабандой», оказался неэффективным в связи с низкой скоростью хода и непригодностью к действиям в реальных штормовых условиях против малоразмерных маневренных и быстроходных целей. Несколько повысить эффективность удалось за счет взаимодействия морских сил пограничного флота и вертолетов берегового базирования.
Для понимания специфики и требований, предъявляемых к специализированным средствам (судам), предназначенным для борьбы с терроризмом в широком смысле этого явления, необходимо рассмотреть более подробно задачи, которые необходимо решать. По нашему мнению, к этим задачам относятся следующие:
- освобождение захваченных террористами судов:
- ведение переговоров с террористами,
- доставка подводной штурмовой группы,
- высадка надводной штурмовой группы,
- прикрытие штурмовых групп,
- оказание помощи пострадавшим,
- конвоирование захваченных судов террористов в базу.
- патрулирование зоны ответственности с целью предотвращения террористических операций на море;
- пресечение доставки контрабандных грузов;
- пресечение доставки незаконных эмигрантов.
Считая эти задачи основными можно сформулировать основные требования, предъявляемые к судну, предназначенному для выполнения антитеррористических задач, в том числе:
- высокая скорость хода на тихой воде и в условиях морского волнения,
- высокие маневренные свойства (минимальный радиус и время совершения циркуляции, минимальное время совершения маневра для швартовки к борту судна в море, устойчивость на курсе),
- минимальное время разгона до полной скорости,
- минимальное время реверса с полного переднего на полный задний ход,
- высокая скорость заднего хода,
- минимальное заливание и забрызгивание верхней палубы,
- возможность размещения штурмовых групп и специального снаряжения,
- удобство действия подводной и надводной штурмовых групп с борта судна,
- удобство управления судном.

аиболее полно этим требованиям удовлетворяет «платформа» многоцелевого катера пр. А77, шифр «Гарпун», разработанного проектной организацией «Агат Дизайн Бюро», построенного на Выборгском судостроительном заводе и всесторонне испытанного в навигации 2003 - 2004 годов.
Однако не все характеристики этого катера соответствуют вышеперечисленным требованиям. В период от времени испытания проекта А77 до настоящего времени проектной организацией «Агат Дизайн Бюро» были разработаны и испытаны катера А125 и А45, на которых отрабатывались более прогрессивные конструктивные решения и были проверены и отработаны новые локальные технологии.
Параллельно в бассейне ФГУП ЦАГИ были проведены испытания нескольких поколений моделей с целью проверки оригинальных расчётных методик и результатов электронного моделирования динамики движения, направленных на оптимизацию гидродинамического комплекса глиссирующего типа, включающего геометрию корпуса, параметров водомёта и законов управления системой стабилизации угловых координат модели при движении на регулярном волнении заданной интенсивности.
Следует выделить следующие локальные технологии, которые позволят повысить ТТХ катера и его эффективность, в том числе:
- геометрия корпуса, обеспечивающая оптимальное сочетание показателей ходкости, мореходности, маневренности и инерционности;
-законы управления системы поддержания оптимального дифферента и умерения бортовой и килевой качки;
- водомётный движитель с высоконапорным насосом и водозаборником, геометрия которого обеспечивает максимальный КПД движителя в широком диапазоне скоростей движения катера;
- система оптимизации центровки по длине катера;
- ряд конструктивных решений, ориентированных на снижение массы катера порожнем, повышение ресурса отдельных узлов, и увеличение межремонтного периода катера в эксплуатации.
Анализ решаемых задач показывает, что наиболее эффективно задачу перехвата и задачу патрулирования (по показателю стоимости решения задач) решают катера с несколько отличными характеристиками, в том числе по таким параметрам, как скорость хода, автономность, численность экипажа.

Исходя из вышесказанного, возникает предложение о возможности создания в одном корпусе, глубоко межпроектно унифицировав комплектацию, проектные, технические и технологические решения, двух катеров проектов А77-4, А77-5 с характеристиками, изложенными в таблице ниже, в которой для сравнения также приведены ТТХ проекта А77 «Гарпун».
Сравнение характеристик катеров показывает, что пр. А77-4, А77-5 существенно превосходят А77 по маневренным и инерционным характеристикам, дальности плавания, автономности, и обладают инфраструктурой, необходимой для выполнения задач ранее перечисленных.
Практика защиты границы с применением узкоспециализированных катеров, нацеленных на решение главной задачи, широко применялась в СССР и считалась эффективной. Так, например, на одном участке использовались катера пр. 1400М, шифр «Гриф» и пр. 125А. Оба катера разработаны ЦМКБ «Алмаз», гл. конструктор Бурликов В.М., первый для решения задачи патрулирования, второй - как перехватчик. Всего за 17 лет катеров пр. 1400 и 1400М было построено более 200 единиц, из них 100 для нужд Морпогранохраны и 90 на экспорт (поставляли в 15 стран мира). Краткие характеристики катеров приведены в таблице ниже.

Основные характеристики катеров проектов 1400М и 125А
Сравнивая ТТХ катеров, приведенных в таблицах, можно отметить, что, при схожих главных размерениях, пр. А77-4 и пр. А77-5 отличаются лучшими показаниями мореходности, дальности плавания, более комфортной и сбалансированной инфраструктурой для размещения экипажа, более высоким уровнем автоматизации и, как следствие, меньшей численностью личного состава, что крайне важно в условиях профессиональной Армии и Флота, что в целом позволит снизить эксплуатационные расходы.
На рубеже 70х годов и до настоящего времени десятки катеров пр. 1400 и пр. 125А эффективно и надежно несли службу на морских рубежах нашей Родины, но сегодня они морально устарели, ресурс выработан, срок службы закончился, и как вариант возможной замены мы считаем целесообразным рассмотреть предлагаемую систему катеров А77-4 и А77-5 для нужд Морпогранохраны Российской Федерации, а также, в упрощенной комплектации, на экспорт.

 
Разработка сайтов