Главная Архив номеров N-15 июнь 2007 Роль и место ВМФ при решении задач поисково-спасательного обеспечения морских нефтегазовых комплексов.
 

Авторизация



Роль и место ВМФ при решении задач поисково-спасательного обеспечения морских нефтегазовых комплексов. Печать

В.И. Казанцев, А.А. Сахаров (ФГУ «40 ГНИИ МО РФ»).

Государства, ведущие добычу на континентальном шельфе, рассматривают вопросы обеспечения безопасности морских нефтегазовых комплексов на правительственном уровне. Последствия ураганов «Рита» и «Катрина» показали, насколько серьезными могут быть потери, в том числе и в системе объектов разведки, добычи и транспортировки углеводородов. Общие убытки исчисляются миллиардами долларов, а только один день предотвращения простоя позволит сэкономить миллионы долларов. Во время этих ураганов была полностью прекращена добыча нефти, и на 94% - добыча газа. По общему причиненному ущербу для нефтяных и газовых компаний, которые ведут работы на внешнем континентальном шельфе в Мексиканском заливе, ураганы «Рита» и «Катрина» были крупнейшими стихийными бедствиями в истории. По данным статистики ураган «Иван» (сентябрь 2004 года) разрушил 7 платформ, а ураганы «Рита» и «Катрина» - 115.

 

Для обеспечения приемлемого уровня промышленной и экологической безопасности необходимы эффективные экономические методы и средства защиты населения, персонала и окружающей природной среды, направленные на снижение вероятности и тяжести последствий возможных техногенных чрезвычайных ситуаций.
28 октября 2005 года состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ с повесткой дня «О создании комплексной системы безопасности нефтегазовых комплексов на континентальном шельфе».
Под комплексной системой безопасности (КСБ) понимается сбалансированная совокупность нормативно-правовых, организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа Российской федерации на основе государственного контроля, надзора и технологий сквозного управления рисками.
Участие ВМФ в реализации Стратегии и Плана освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа в части КСБ определяется положениями Морской доктрины РФ и «Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2020 г.».
В перечень основных задач ВМФ включено:
- создание и поддержание условий для безопасности экономической и других видов деятельности Российской Федерации в ее территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, а также в удаленных районах Мирового океана;
- участие в океанографическом, гидрометеорологическом, картографическом, поисково-спасательном обеспечении деятельности соответствующих государственных органов и иных организаций;
- обеспечение навигационной безопасности мореплавания.
Накопленные в ВМФ результаты морских научных исследований реализованы в уникальных информационных базах данных по Мировому океану. В этом плане представляется обоснованным интегрирование КСБ со структурами Единой системы информации о Мировом океане (Военного контура ЕСИМО) и Единой государственной системой освещения надводной и подводной обстановки (ЕГСОНПО).
Кроме того, находящиеся в составе ВМФ научно-исследовательские суда могут эффективно использоваться при выполнении морских инженерных изысканий.
При выполнении технико-экономического обоснования КСБ использован большой практический опыт, накопленный ВМФ (ГНИНГИ Минобороны России), при выполнении проектных и изыскательских работ в интересах освоения морских нефтегазовых месторождений.
Управление рисками в КСБ предлагается реализовать с использованием уникальных результатов ряда научных школ, полученных институтами ВМФ, по оценке эффективности и оптимизации процессов функционирования больших организационно-технических систем в физических средах.
В ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации от 22.10.2002 г. № Пр-1888 и дальнейшей проработки проблемы создания КСБ Минобороны России неоднократно подтверждало свою позицию по рассматриваемому вопросу, содержащую заинтересованность и готовность предоставить часть материальных ресурсов и научно-технического потенциала военной навигации, гидрографии и океанографии.
Технико-экономическое обоснование КСБ, выполненное ГНИНГИ Минобороны России показало, что создание этой системы позволит к 2015 г. снизить риски шельфовых проектов в два раза. При этом КСБ окупает затраты на ее реализацию и функционирование в 2,4-3,5 раза (при различных сценариях развития процессов освоения континентального шельфа Российской Федерации).
Предложения по созданию КСБ согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и одобрены Правительством Российской Федерации.
Таких результатов пять:
1. Снижение общей угрозы безопасности.
2. Снижение нагрузок на бюджет.
3. Увеличение инвестиционной привлекательности шельфовых проектов.
4. Расширение потенциального рынка для продукции российских производителей.
5. Развитие инновационной экономики.
Анализ представленных положений свидетельствует о том, что создание КСБ будет способствовать эффективной реализации государственной стратегии освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа РФ.
В докладе Главнокомандующего ВМФ были сделаны следующие предложения:
Включить в Комплексный план действий по реализации Стратегии освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ разработку программы создания функциональной подсистемы КСБ, ориентированной на решение ведомственных задач Министерства обороны России по обеспечению безопасности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа РФ, по направлениям:
- развитие и совершенствование военно-теоретических основ деятельности Вооруженных сил РФ (ВМФ) по обеспечению безопасности экономической деятельности на море с учетом планов освоения шельфовых месторождений и создания морских транспортных коммуникаций;
- совершенствование нормативной основы и отработка практических мероприятий по организации эффективного взаимодействия сил ВМФ и сил флотов сопредельных государств и НАТО по поисково-спасательному обеспечению и действиям при возникновении нештатных ситуаций на шельфовых месторождениях;
- совершенствование информационно-аналитических функций Единого центра океанографических и гидрографических исследований ГНИНГИ МО РФ на базе ГИС-технологий по анализу, оценке и управлению рисками освоения ресурсов шельфа РФ;
- выполнение специализированных океанографических, гидрографических, геофизических, гидрометеорологических и ледовых исследований в операционных зонах флотов в интересах освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа РФ;
- разработка уникальных систем и технологий обеспечения безопасности двойного назначения;
- развитие и совершенствование системы навигационно-гидрографического обеспечения морей транспортной деятельности и освоения месторождений на шельфе;
- использование специальных средств и систем ВМФ РФ в интересах освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа РФ;
- развитие и совершенствование нормативно-правовой базы выполнения работ по освоению ресурсов континентального шельфа РФ в операционных зонах флотов и обеспечению информационной безопасности;
- использование части инфраструктуры ВМФ, технических ресурсов и научно-производственного потенциала в интересах обеспечения процессов освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа РФ.
В соответствии с Протоколом заседания Морской коллегии при Правительстве РФ Главнокомандующий ВМФ 21 февраля 2006 года утвердил «План выполнения в Военно-морском флоте решений заседания Морской коллегии при Правительстве РФ от 28 октября 2005 года».
Непосредственно по линии УПАСР ВМФ были представлены:
- в Минтранс России предложения по развитию сил и средств для поддержания аварийно-спасательной готовности на флотах (март 2006 года);
- в Министерство обороны РФ на утверждение проект создания ведомственной подсистемы Комплексной системы безопасности (сентябрь 2006 года);
- в Министерство обороны РФ предложения по созданию и функционированию региональных центров мобильных сил, способных действовать по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результате деятельности нефтегазовых комплексов в акваториях морей (сентябрь 2006 года).
Следует отметить, что наиболее эффективные силы: УПАСР ВМФ спасательные суда пр. 537, 536, 536.1, 141; спасательные буксирные суда пр.5757, 1452, 712 в связи с удаленностью от объектов добычи использованы быть не могут.
Поэтому для поисково-спасательного обеспечения объектов разведки и добычи могут быть использованы 2 способа: объектовый и зональный.
При объектовом способе заказчиком могут арендоваться суда УПАСР ВМФ на определенный срок для ПСО этих объектов.
При зональном способе поисково-спасательные средства ВМФ могут доставляться к месту возникновения чрезвычайных ситуаций:
- скоростными кораблями ВМФ;
- самолетами А-42 (поисково-спасательный вариант в стадии разработки), БЕ-200 и др.
Наиболее предпочтительным является доставка средств авиатранспортом. Это наглядно продемонстрировала международная спасательная операция на Камчатке по спасению экипажа спасательного глубоководного аппарата АС-28 (август 2005 года). В данной операции, помимо сил ВМФ РФ, принимали участие шотландские и американские спасатели, которые вместе с оборудованием в кратчайшие сроки были доставлены в Петропавловск-Камчатский на самолетах транспортной авиации, а решающую роль в спасении экипажа глубоководного аппарата сыграл английский телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Scorpio-45».
На данном этапе, наиважнейшими задачами при создании КСБ на нефтегазовых промыслах остаются:
- разработка и подписание руководящих документов, в том числе, как с российскими ведомствами, так и с зарубежными организациями, решающими эти задачи;
- обеспечение информационного обмена о наличии сил и средств этих ведомств и организаций, вблизи района чрезвычайной ситуации.
В настоящее время со стороны ВМФ к участию в поисково-спасательных операциях на нефтегазовых комплексах могут быть привлечены:
- морская авиация;
- обитаемые и необитаемые подводные аппараты (при наличии скоростных носителей-кораблей и авиации);
- мобильные авиационные спасательные комплексы (МАСК), состоящие на вооружении, или планируемые к разработке.
Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что ВМФ обладает достаточным количеством средств для участия в создании подсистемы КСБ на нефтегазовых промыслах. Основной проблемой является вопрос их скоростной доставки к месту чрезвычайной ситуации.
 
Разработка сайтов