Главная Архив номеров N-15 июнь 2007 К вопросу о критическом уровне эффективности навигационного обеспечения действий сил флота
 

Авторизация



К вопросу о критическом уровне эффективности навигационного обеспечения действий сил флота Печать

В. Катенин (ГосНИНГИ МО РФ).

Первый вариант данной статьи был написан еще в 2000 г. Однако происшедшие изменения в политическом руководстве страны породили определенные надежды на возможные положительные изменения в будущем. Статья была отложена. К большому разочарованию, наши надежды оправдались не полностью, и актуальность поставленного в заголовке вопроса не потеряла своего значения.

 

В последнее десятилетие в открытой печати появилось значительное число статей, выражающих обеспокоенность состоянием дел в Военно-Морском Флоте. Так при разработке новой военно-морской политики бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал В. Кравченко в качестве одной из основных задач для достижения поставленной в ней цели заявил о необходимости задержать процесс ослабления военно-морского потенциала и не допустить снижения технической и боевой готовности флота ниже критического уровня. Более того, бывшим Главнокомандующим ВМФ адмиралом Куроедовым В.И. в 1999 г. было заявлено, что «если существующая сегодня практика строительства будет продолжена, а объемы финансирования не увеличены, нам скорее всего так и не удастся ввести в строй ни один военный корабль, заложенный после 1991 года… Уже сегодня можно сказать, что численность корабельного состава флота к 2010 году не превысит 100-120 единиц основных классов кораблей. При такой численности наш флот будет в три раза меньше, чем ВМС США, и, возможно, сравним с ВМС Франции или Германии. Однако дальнейшее затягивание решения поднятых здесь вопросов может существенно ухудшить эту оценку и поставить Россию в положение третьеразрядного государства. Мы можем потерять весь корабельный состав флота уже через 10-12 лет».
С этого времени прошло более семи лет, а заметных мер по выводу из кризиса Вооруженных Сил вообще, и ВМФ в частности, предпринято не было. По сути, продолжается практика «латания дыр». «Достижением» принято считать спуск на воду малого ракетного корабля (корвета)... И уж совсем вызывает недоумение неоправданно затянутые сроки (более 12 лет) строительства нового ракетного крейсера стратегического назначения четвертого поколения, ракеты для которого едва вступили в фазу испытаний.
Дело усугубляется и тем, что в стране отсутствует внятная военная доктрина, не определен потенциальный противник и не разработана кораблестроительная программа на обозримую перспективу. В таком случае для планирующих органов весьма проблематично определить качественный и количественный состав ВМФ и сказать какой же флот нам нужен.
Следствием такого подхода явилось так называемое «реформирование», суть которого свелась к бестолковому сокращению (разгрому без войны) Вооруженных Сил. Связанные с этим экономические ожидания не оправдались абсолютно. Армия и флот остались нищими в полном смысле этого слова. Для политического и военного руководства страны должно быть позорно, когда денежный оклад командира дивизии сопоставим с заработной платой продавщицы в продовольственном магазине. Несмотря на декларации, офицерский корпус по своему статусу так и не приравнен к статусу государственных служащих.
Но от общих оценок перейду к качественному анализу одного из значимых факторов обороноспособности.
Известно, что эффективность боевого применения сил флота во многом обусловлена качеством их навигационного обеспечения (НО). Указанное обстоятельство приобрело особую важность в условиях “реформирования” ВМФ, когда произошло:
- резкое уменьшение финансирования флота, повлекшее за собой сокращение в 2-3 раза численности корабельного состава без пополнения его качественно новыми носителями;
- вывод из эксплуатации в силу физического износа радионавигационных систем наземного базирования и сокращение орбитальной группировки СНС ГЛОНАСС до 12 космических аппаратов (КА) в рабочем состоянии, уже не обеспечивающих эффективные действия всех видов и родов Вооруженных Сил страны, и в первую очередь отечественных подводных лодок (ПЛ) в Мировом океане (а не возможность обнаружить свою домашнюю собачку, на ошейнике который закреплен приемопередатчик сигналов СНС);
- снижение более чем в 40 раз финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, влекущее уже в ближайшие годы прекращение поступления на флот современных средств навигации и безнадежное отставание в этой области от противника и др.
Указанные обстоятельства вызывают падение уровня эффективности НО действий сил ВМФ. Нейтрализовать этот процесс или же существенно его замедлить (блокировать) представляется возможным за счет более эффективного использования остающихся на вооружении технических средств с одновременным созданием научного задела на перспективу.
В этой связи для специалистов Гидрографической службы важным является проблема, связанная с определением состояния навигационного обеспечения действий ВМФ. Для этого нам необходимо ответить на ряд вопросов:
1) Что такое критический уровень?
2) Как его выразить количественной мерой?
3) На каком уровне находится эффективность системы навигационного обеспечения (НО) в настоящее время?
4) Что нужно сделать (какие предпринять меры), если существующий уровень эффективности системы НО ниже критического?

Проиллюстрировать ответы на поставленные вопросы нам представляется целесообразным на примере НО ракетных подводных лодок стратегического назначения как наиболее совершенного и наукоемкого, а следовательно, и самого сложного рода сил ВМФ, как одного из гарантов национальной безопасности, требующих для своего обеспечения наиболее точной выработки навигационных данных стрельбы.

Под критическим уровнем будем понимать показатель эффективности, который еще обеспечивает решение задачи НО действий сил флота (ракетных подводных лодок стратегического назначения, основным предназначением которых является нанесение ядерного удара по площадным и точечным целям на территории противника, удаленных на большие расстояния от места старта ракет).
С методологической точки зрения интерес представляет проблема его определения в количественном выражении. По всей видимости, определить количественно критический уровень эффективности НО можно по:
- критерию эффективности решения основной задачи рпк СН;
- наряду выделенных сил, необходимых для решения задачи нанесения ракетного удара, с гарантированным достижением минимально необходимого ущерба, способного прекратить функционирование намеченной цели;
- минимальной стоимости решения задачи, стоящей перед рпк СН (с учетом ограничений, накладываемых необходимостью нанесения неприемлемого ущерба для противника);
- критерию «эффективность - стоимость» решения поставленной задачи.
Ниже приводится один из возможных подходов для решения этой проблемы по первому критерию как наиболее адекватному с военной точки зрения.
Условимся считать, что эффективность действий пл оценивается критерием, суть которого состоит в нахождении вероятности решения поставленной ей боевой задачи по формуле
Рпл = Ркрк Рбу Рно , ( 1 )
где Ркрк - вероятность производства стрельбы корабельным ракетным комплексом пл;
Рбу - вероятность своевременного получения на пл сигнала боевого управления по применению ракетного оружия;
Рно - вероятность решения задачи НО боевых действий пл.

ффективность решения боевой задачи пл считается высокой, если ее уровень превышает 0,9 и критическим, если он равен 0,7. В табл.1 приведены значения частных показателей для критического уровня эффективности решения боевой задачи пл.
Анализ табл.1 показывает, что для решения боевой задачи пл с критической эффективностью 0,7 показатель эффективности НО должен лежать в пределах от 0,7 до 0,87 в зависимости от уровней частных показателей Ркрк и Рбу. Исходя из наиболее неблагоприятных условий в качестве критического уровня эффективности НО возьмем минимально допустимое значение Рно=0,7. Для всестороннего учета условий НО ведения боевых действий пл введем понятия мирного и военного времени, а по тактическим признакам - защищенный, незащищенный районы и район высоких широт.
Проведенные автором исследования показали, что эффективность существующей системы НО действий пл находится ниже критического уровня. В этой связи необходимо принять дополнительные меры по ее повышению за счет модернизации существующих средств и методов навигационного обеспечения, а в дальнейшем путем внедрения новейших достижений науки и техники (научного задела) для создания принципиально новых технических средств навигации.
В табл. 2 приведены мероприятия, позволяющие решить существующую проблему по повышению эффективности системы НО в период до 2010-2020 гг.
В табл.3 в качестве иллюстрации работоспособности предложенного выше подхода приведены гипотетические расчеты сравнительной оценки эффективности системы НО для заданных условий действий. При этом вероятность решения задачи НО по точности рассчитывалась, исходя из условия, что обсервация будет произведена хотя бы одним средством коррекции (спутниковая навигационная система, радионавигационная система, радиоастронавигационный комплекс, маяки-ответчики, навигационные геофизические полигоны). Мирное время характеризуется отсутствием противодействия со стороны противника (огневого, информационного, радиоэлектронного).
ПРИМЕЧАНИЕ: W1 - эффективность существующей системы НО;
W2 - эффективность системы НО после внедрения новых методов;
W3 - эффективность системы НО за счет реализации научного задела.
На рис. 1 приведены диаграммы, характеризующие результаты расчетов.
Анализ табл.3 и рис.1 в условиях данного примера показывает:
1. Внедрение новых методов использования существующих средств коррекции позволит обеспечить решение задачи НО действий пл только для мирного времени в защищенных и незащищенных районах.
2. Реализация научного задела в интересах создания новых средств коррекции позволит поднять эффективность НО выше критического уровня за исключением района высоких широт.
3. Для достижения заданного уровня эффективности НО действий пл в районе высоких широт, превышающего критический уровень, необходимо дополнительно использовать подводные средства коррекции: маяки-ответчики нового поколения и навигационные геофизические полигоны.
4. Для оборудования позиций маяков-ответчиков и съемки геофизических полигонов в районе высоких широт необходимо использование СНС ГЛОНАСС с орбитальной группировкой КА штатного состава.
В целом реализация предложенных мероприятий по повышению эффективности НО действий пл, по нашему мнению, позволит:
- на первом этапе (2008 г.) блокировать разрушительные тенденции в состоянии системы НО из-за нехватки ее финансирования и стабилизировать достигнутый уровень ее эффективности;
- на втором этапе (после 2010 г.) превзойти критический уровень эффективности НО.

 
Разработка сайтов