Главная Архив номеров N-15 июнь 2007 Всероссийский форум машиностроителей состоится в сентябре.
 

Авторизация



Всероссийский форум машиностроителей состоится в сентябре. Печать

Основной проблемой отечественного машиностроения по-прежнему является недостаточная конкурентоспособность выпускаемой продукции и низкая эффективность деятельности множества предприятий машиностроительного комплекса. Возникновение этой проблемы в значительной степени является следствием отсутствия, в течение длительного периода, продуманных действий, направленных на развитие наукоемких отраслей промышленности. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий, происходил отток квалифицированных кадров, высокими темпами росли издержки предприятий на содержание, производственных мощностей. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались. Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.
Однако, в последние годы мы видим, что со стороны государства начали приниматься действенные меры по коренному изменению сложившейся ситуации в отечественной промышленности и науке. Позиция государства разворачивается в сторону выработки стратегии развития базовых отраслей экономики, и обозначена готовность государства к активному взаимодействию с бизнесом для скорейшего обеспечения требуемого уровня эффективности и конкурентоспособности отечественных производителей.
Об этом свидетельствует недавнее послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (26 апреля 2007 года) и ряд постановлений Правительства РФ, в том числе Постановление от 29 января 2007 г. N 54 «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы»

Машиностроение, несомненно, является одной из основных базовых отраслей российской экономики. Соответственно потенциал российских машиностроителей необходимо мобилизовать и развивать на основе продуманных и обоснованных программ по развитию выпуска конкурентоспособной продукции, включая экспортоориентированную, по разработкам и внедрению новых видов передовой техники и технологий, в том числе, через активное участие в ведомственных и федеральных целевых программах.
Наступил момент, когда необходима незамедлительная консолидация возможностей машиностроительного комплекса России и государства для кардинального изменения ситуации в этой отрасли промышленности, когда множественные обсуждения подходов к формированию частно-государственного партнерства в решении задач эффективного развития промышленности должны перерасти в практические действия по реализации поставленных задач.
Союз машиностроителей России, особенно с избранием нового президента Союза в лице генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» С.В. Чемезова серьезно активизировал деятельность, направленную на исправление негативных явлений, сложившихся в отечественном машиностроения в последние десятилетия, таких как:
- критический моральный и физический износ основных фондов предприятий и, в первую очередь, технологического оборудования (в машиностроении - до 85%), и, как следствие, обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (т.н. «спазм ликвидности»),
- низкая кредитная и инвестиционная привлекательность большинства промышленных предприятий (в том числе из-за отсутствия эффективных методик оценки реальной стоимости научных и производственных субъектов, а также интеллектуальной собственности в сфере промышленности),
- слаборазвитая система менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, сервис и культуру производства);
- недостаточно развитая (вплоть до полного отсутствия) система технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;
- недостаток или отсутствие собственных финансовых ресурсов для проведения стратегических преобразований и эффективного развития деятельности,
- отток квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства (особенно в машиностроении) и научно-технической деятельности,
- утрата ряда сегментов внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной, наукоемкой продукции
Однако, не следует забывать, что Россия (в том числе в советский период) исторически и геополитически всегда занимала ведущее место в мировом экономическом сообществе как научная и промышленная держава. Это обуславливает целесообразность скорейшего восстановления статуса отечественной промышленности и науки как основы эффективной экономики страны, имеющей не только экономические, но и важные социальные аспекты, направленные на формирование конструктивной позиции гражданского общества.
Основным условием решения проблем российского машиностроения является формирование эффективной промышленной политики как неотъемлемой части экономической политики государства, направленной на достижение адекватного позиционирования российского машиностроения в условиях рыночной экономики и его интеграцию в мировое экономическое пространство с достижением паритета с ведущими производителями наукоемкой, высокотехнологичной продукции на мировом рынке, в том числе с учетом сложившегося международного разделения труда.
Промышленная политика России должна определить основные, стратегически важные направления развития машиностроения, науки и техного производства, в отсутствии которых страна не сможет вести независимую экономическую политику в мировом сообществе и не обеспечит требуемых темпов социально-экономического развития внутри страны.
Стратегия развития российского машиностроения на современном этапе должна базироваться на успешной реализации комплексных программ, направленных на:
- решение задач реструктуризации (оптимизации) производственных мощностей
- внедрение передовых технологий и оборудования (трансферт современных технологий),
- внедрении передовых методов и систем управления предприятиями, в том числе на базе передовых информационных технологий,
- развитие инновационной деятельности,
- диверсификацию деятельности отечественных машиностроительных предприятий,
- подготовку и переподготовку кадров, вовлечение в деятельность машиностроительных предприятий высококвалифицированных специалистов
- внедрение системы менеджмента качества соответствующей требованиям международных стандартов
- активное продвижение конкурентоспособной продукции на внутреннем рынке и динамичное развитие экспортного потенциала отечественного машиностроения.
Дальнейшее развитие машиностроительного комплекса России целесообразно строить на основе взаимных интересов государства и бизнеса (государственно- частного партнерство), при которых:
· Со стороны государства формируются благоприятные условия в виде актуальной промышленной политики, подкрепленной эффективной исполнительной инфраструктурой;
· Со стороны бизнес-сообщества в лице работодателей (собственников и руководителей промышленных и научно-технических субъектов) обеспечивается комплексное решение профессиональных аспектов развития предприятий в соответствии с их специализацией;
· Гражданское общество способствует формированию благоприятной среды для развития указанных процессов (национальное самосознание, т.е. формирование осознанной заинтересованности и активного участия граждан в развитии отечественной промышленности и науки, смена менталитета об отсутствии благоприятных рыночных перспектив для отечественных разработчиков и производителей в сфере машиностроения и других видов наукоемких производств, восстановление морального статуса российского машиностроителя).
Кроме того, в России имеются все необходимые условия для эффективного развития машиностроительного производства, а именно:
- собственная сырьевая база,
- собственные энергоносители,
- развитая сеть транспортных и энергетических коммуникаций,
- высокий потенциал фундаментальной и прикладной науки,
- существенные запасы интеллектуальной собственности,
- необходимый образовательный уровень населения,
- производственный потенциал и традиции (всемирно известные промышленные брэнды и научные школы).
С учетом необходимости смены идеологии организации производственной деятельности промышленных предприятий в условиях современной экономики, на фоне активного технологического перевооружения промышленности с внедрением высокотехнологичного оборудования, очевидна необходимость кардинального изменения подходов к подготовке и переподготовке инженерно-технических специалистов.
Становится уже очевидной необходимость скорейшего вовлечения в процессы управления современным производством нового поколения специалистов, профессионально владеющих комплексными системами управления процессами производства, возможностями современного высокотехнологичного оборудования с компьютерным управлением, информационными технологиями, а также имеющих знания в области современного инжиниринга и способных качественно выполнять требуемые технико-экономические расчеты и обоснования. Кроме того, должна появиться новая плеяда молодых конструкторов и технологов с набором профессиональных знаний, в полной мере соответствующих современным мировым требованиям.
Союз машиностроителей России имеет на сегодня реальные возможности для эффективного построения такого партнерств, которое необходимо формировать профессионально, методически продуманно и обоснованно, соединяя интересы бизнеса и государства. В составе Союза активно действует Экспертный научно-технический Совет по развитию промышленности (ЭНТС) как принципиально новая форма объединения деятельности специализированных компаний, направленная на практическое решение актуальных задач, стоящих перед промышленными предприятиями машиностроительного комплекса России.
Таким образом, наступил момент, когда позиции государства, отраслевых общественных объединений, представителей бизнеса должны быть детально рассмотрены и согласованы как на уровне участников бизнес-процессов в области промышленности и науки, так и на уровне гражданского общества в целом.
С этой целью Союз машиностроителей России принял решение провести Всероссийский промышленно-технологический форум «РОСПРОМТЕХ 2007», который пройдет в Москве накануне Дня машиностроителя с 24 по 27 сентября в МВЦ «Крокус-экспо».
Основные задачи форума:
- всестороннее обсуждение практических действий, направленных на решение актуальных задач отечественного машиностроения, в том числе через развитие частно-государственного партнерства;
- демонстрация результатов, достигнутых предприятиями и научными организациями в области машиностроения;
- оценка потенциала машиностроительного комплекса России для эффективного формирования и развития их государственной поддержки;
- актуализация задач Союза машиностроителей России применительно к потребностям машиностроительных предприятий и научно-технических организаций.
В работе форума планируется активное участие, помимо руководителей и членов Союза, представителей Правительства РФ, профильных министерств и ведомств, руководителей различных ветвей государственной законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, представителей российского и зарубежного бизнеса и др.
Мы убеждены, что впервые на таком уровне для отечественных разработчиков и производителей продукции машиностроения и других видов наукоемкой продукции открывается возможность в рамках Форума продемонстрировать свои достижения, а также ознакомить широкий круг других участников и посетителей с планами дальнейшего развития своей деятельности. Позиции участников Форума, демонстрация их возможностей, несомненно, позволят качественно координировать дальнейшую деятельность Союза машиностроителей России во взаимодействии с органами государственной власти различного уровня по эффективной поддержке развития отечественного машиностроения в условиях современной экономики.

 
Разработка сайтов