Главная Архив номеров N-15 июнь 2007 Борьба за живучесть. Проблемы и решения.
 

Авторизация



Борьба за живучесть. Проблемы и решения. Печать

М.Г.Черепанов

В открытой печати крайне мало сведений, о средствах защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), применяемых военными стран НАТО. Почти нет данных о средствах, способных надежно работать при ликвидации очагов пожара, когда окружающая атмосфера насыщается парами хлора, аммиака, СО2 и т.д., а также при повреждении / разгерметизации прочного корпуса ПЛ (внутрь ПЛ поступает вода, создавая в отсеках воздушные подушки с повышенным давлением). Причин здесь несколько. Одна из них - это четкое разграничение областей применения СИЗОД:
- фильтрующие противогазы, работоспособные при концентрации О2 в окружающей атмосфере не менее 18%;
- изолирующие дыхательные аппараты, работающие только в воздушной среде;
- изолирующие дыхательные аппараты для работы под водой (для выхода из затонувшей ПЛ).
Концепция борьбы за живучесть на аварийной ПЛ стран западной Европы носит иной характер, нежели на отечественных. Разница в том, что в аварийной ситуации на зарубежных ПЛ первоочередным становится спасение и выход экипажа из аварийной ПЛ, а на российских - борьба за живучесть, а потом спасение. Сведений о том, что моряки-подводники стран блока НАТО постоянно носят в течение всего периода автономного плавания индивидуальные СИЗОД найти не удалось.
Российские моряки-подводники, в отличие от зарубежных, при аварии на ПЛ (пожар, поступление воды и т.д.), приступают к локализации очага аварии, используя при этом СИЗОД на химически связанном кислороде. Данные аппараты имеют ряд ограничений по применению в аварийной ситуации, невыполнение которых может привести не только к гибели моряка, но и к гибели всего экипажа. На флоте есть специальная служба, которая отвечает за правильность хранения, использования и утилизации дыхательных аппаратов на химически связанном кислороде. Необходимо отметить, что данный тип аппаратов выпускается с середины прошлого века и за столь длительный срок каких-либо существенных изменений в своей конструкции не имели. Малый вес и габариты (в походном положении) - безусловно основные достоинства этих аппаратов, но если на другую чашу весов положить одноразовость использования, увеличение габаритов в положении «боевое», четкая последовательность действий моряка (которую нельзя нарушить) при включении в аппарат, постоянное повышение температуры дыхательной смеси при дыхании (при температуре окружающей среды 20 (±50С) температура дыхательной смеси достигает 450С), результат получается неутешительный. О том, что может произойти, если патрон аппарата будет подвержен механическому воздействию (разрушение корпуса) или вещество, образующее кислород, вступит в контакт с маслосодержащими продуктами известно не только морякам-подводникам.
В апреле 2000 г. в 40 ГНИИМО РФ проходила Конференция на которой представители ОАО «ПКП «РЕСПИРАТОР» демонстрировали действующие образцы универсальных СИЗОД для ведения борьбы за живучесть на ПЛ и НК. Инициатива ОАО «ПКП «РЕСПИРАТОР» НЕ ПОЛУЧИЛА ДОЛЖНОЙ ОЦЕНКИ заказчиком. Несмотря на «прохладное отношение» к данной работе со стороны 1 ЦНИИМО РФ, ответственного за решение данной задачи, завод в инициативном порядке, работу по созданию универсального дыхательного аппарата для ВМФ России продолжил.
В период проведения 1 и 2 Военно-Морского салонов в Санкт-Петербурге, на стенд ОАО «ПКП «РЕСПИРАТОР» приходили российские офицеры-подводники, которые подтвердили правильность выбранного заводом направления в создании принципиально новых аппаратов, которые бы позволяли членам экипажа, в случае аварии на ПЛ, вести более эффективную борьбу за живучесть ПЛ. То, что данные аппараты в случае аварии позволят не только выжить членам экипажа, находящимся в аварийном отсеке, но и при этом выполнять возложенные на них обязанности, никто не отрицал. На наши возражения о том, что на действующих и строящихся ПЛ на протяжении длительного времени применяются изолирующие аппараты на химически связанном кислороде, нам было сказано, что сегодня данные аппараты не отвечают современным требованиям, и не позволяют членам экипажа эффективно включаться в борьбу за живучесть на ранней стадии аварии (возгорании, поступлении воды в отсек и т.д.).Были приведены примеры, когда аппараты на химически связанном кислороде стали причиной пожара в отсеке, ожогов при ношении включенного аппарата, травм легких при падении на дыхательный мешок и т.д.
- Сотрудники завода, принимавшие участие в работе салонов, на техническом совете доложили руководству ОАО «ПКП «РЕСПИРАТОР» опожеланиях офицеров-подводников по модернизации представленных на стенде универсальных изолирующих аппаратов. Руководством завода было принято решение не только обобщить полученную информацию, но также изучить официальные запросы конструкторских бюро, российских судостроительных верфей, поступающие в адрес завода, о необходимости создания новых (воздушных) дыхательных аппаратов для ведения борьбы за живучесть. Чтобы понять данную проблему «изнутри», было принято решение направить запрос в 1 ЦНИИМО РФ, УПАСР, 40 ГНИИМО РФ.
ОАО «ПКП «РЕСПИРАТОР» в инициативном порядке, за свои средства для нужд ВМФ России продолжило работу над универсальными дыхательными аппаратами, в которых учитывались пожелания офицеров-подводников. В чем их новизна и универсальность?
Аппараты:
1. Работоспособны в химически опасных средах в большом интервале температур (от минус 300С до плюс 500С),
2. Нейтральны к наличию в атмосфере химически активных веществ;
3. Взрывобезопасны при попадании на поверхность / внутрь маслосодержащих продуктов;
4. Надежно работают при избыточном давлении в аварийных отсеках (до 6 кгс/см2);
5. Работоспособны на глубинах до 60 метров;
6. Стыкуются со штатными системами ПЛ, к которым подключаются члены экипажа при ведении борьбы за живучесть.
Иными словами можно говорить о том, что данный аппарат позволяет членам экипажа, находящимся в аварийном отсеке, эффективно вести борьбу с пожаром, применяя при этом современные средства газового тушения, производить заделку пробоины, которая находится под водой, контролировать показания приборов на панелях (внутренняя поверхность маски не запотевает), вести переговоры в течение всего периода ведения борьбы за живучесть не выключаясь из аппарата, самостоятельно произвести подзарядку аппарата от штатной системы ВД. При установке УЭР (устройство экономии ресурса) на штатную маску время защитного действия аппарата увеличивается на 20 %, что позволяет членам экипажа ожидать помощь в течение 60 минут, вес заряженного аппарата не будет превышать 3,5 кг. В отличие от аппаратов на химически связанном кислороде, моряки могут снимать и передавать данный аппарат «подышать» своему товарищу, то есть одним аппаратом могут по очереди воспользоваться несколько человек.
 
Разработка сайтов