Главная Архив номеров N-16 сентябрь 2007 Концепция развития российского машиностроения и других видов наукоёмких производств.
 

Авторизация



Концепция развития российского машиностроения и других видов наукоёмких производств. Печать

Авторы концепции:
председатель ЭНТС Союзмаш России И.А. НАСИКОВСКИЙ
(рук. проекта).
Вице-президент ОООР «Союзмаш России», д.т.н. С.М.КУРБАТОВ.
Зам председателя ЭНТС, д.т.н., профессор ПИМАШ
Д.В. ВАСИЛЬКОВ.
Зам председателя ЭНТС, д.т.н., зам директора департамента Минсельхоз РФ Н.Т. СОРОКИН.
Ведущий эксперт ЭНТС, старший вице-президент ВТБ, к.и.н.
И.А. ЛЕБЕДЕВ.

I. ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Анализ состояния российской промышленности, и в первую очередь машиностроения, проведенный Союзом работодателей машиностроения России (в том числе по официальным данным, опубликованным в различных документах профильных министерств и ведомств), показал тенденцию к существенному ослаблению конкурентоспособности продукции и услуг российских машиностроительных предприятий не только на внутреннем, но и на внешнем рынках, которая может значительно усугубляться при отсутствии комплексного подхода к преодолению сложившейся ситуации, особенно с учетом предстоящего вхождения России в ВТО.
Такое положение в значительной степени является следствием ряда негативных процессов в период реформ 90-х годов, а именно отсутствие со стороны государства продуманной стратегии переходного периода к рыночным отношениям привели к тому, что, оказавшись в условиях необходимости самофинансирования, при отсутствии практического опыта деятельности в условиях рынка, большинство предприятий машиностроительного комплекса и других отраслей индустрии осуществляли свою деятельность, как правило, в режиме выживания. Результатом такого положения явилась утрата рыночных позиций, развал и банкротство множества предприятий, отток квалифицированных кадров, критическое моральное и физическое старение технологий и оборудования. Поэтому большинство промышленных предприятий России до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (т.н. «спазм ликвидности»), что в свою очередь определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.
Основными общими проблемами
в промышленности,
и особенно
в машиностроении,
по-прежнему являются:
1. Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т.п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание;
2. Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логистика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т.п.);
3. Морально устаревшая система управления предприятием;
4. Слаборазвитая система производственной кооперации (промышленный субконтрактинг), особенно в форме малого и среднего бизнеса;
5. Критический моральный и физический износ оборудования и технологий;
6. Отток квалифицированных кадров;
7. Слаборазвитая система менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);
8. Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизацию производственной инфраструктуры, подготовку и привлечение квалифицированных кадров, разработку и освоение новых видов конкурентоспособных продукции и услуг;
9. Недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;
10. Недостаточно развитая (вплоть до полного отсутствия) система сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;
11. Реальная угроза несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т.п.;
12. Неравные условия конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции (как следствие изложенных выше проблем).
II. УСЛОВИЯ РЕШЕНИЯ ИЗЛОЖЕННЫХ ПРОБЛЕМ
1. БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ
1.1. Позиция государства
Основным условием решения проблем российского машиностроения является формирование эффективной промышленной политики как неотъемлемой части экономической политики государства, направленной на достижение адекватного позиционирования российского машиностроения в условиях рыночной экономики и его интеграцию в мировое экономическое пространство с достижением паритета с ведущими производителями наукоемкой, высокотехнологичной продукции на мировом рынке, в том числе с учетом сложившегося международного разделения труда.
1.1.1. Основные задачи промышленной политики государства:
• совершенствование законодательной базы, направленное на достижение определенных и согласованных между государством и бизнес-сообществом обоснованных целевых индикаторов (параметров) ожидаемых результатов (по принципу форсайт-проектов, в настоящее время активно использующимися ведущими странами мира);
• совершенствование исполнительной инфраструктуры на федеральном и региональном уровне (механизмы исполнения, зоны ответственности, мониторинг результатов (обратная связь), корректирующие действия);
• ресурсное обеспечение планируемых процессов (поставленных целей) с приоритетным совершенствованием банковской и страховой системы, стимулирующим крупномасштабные и долгосрочные кредиты и инвестиции в стратегические преобразования промышленности и науки;
• формирование объединяющей позиции в гражданском обществе (формирование национального самосознания как стимула мобилизации интеллектуального потенциала общества для осознанного стремления к достижению объявленных целей с приоритетным стимулированием молодежи к участию в решении поставленных задач).
1.2. Позиция бизнеса (собственников и работодателей) и гражданского общества в целом.
Учитывая накопленные проблемы, необходимо качественно спланировать переходный период продолжительностью от 3-х до 5 лет, при котором взаимоотношения бизнеса, государства и общества следует выстраивать с позиции баланса компромиссов, направленного на скорейшее достижение эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и науки с позиции мирового опыта и требований современной экономики (рис. 1).
Таким образом, дальнейшее развитие машиностроительного комплекса России целесообразно строить на основе взаимных интересов государства и бизнеса (государственно-частное партнерство). При этом:
• государство обеспечивает благоприятные условия в виде актуальной промышленной политики, подкрепленной эффективной исполнительной инфраструктурой;
• бизнес-сообщество в лице работодателей (собственников и руководителей промышленных субъектов) обеспечивает комплексное решение профессиональных аспектов развития предприятий в соответствии с их специализацией;
• гражданское общество способствует формированию благоприятной среды для развития указанных процессов (национальное самосознание, т.е. формирование осознанной заинтересованности активного участия граждан в развитии отечественной промышленности и науки, смена менталитета об отсутствии благоприятных рыночных перспектив для отечественных разработчиков и производителей в сфере машиностроения и других видов наукоемких производств, восстановление морального статуса российского машиностроителя).
Базой новой инфраструктуры промышленного производства, и в первую очередь в сфере машиностроения и наукоемких производств, должны стать сильные промышленные корпоративные структуры и сопутствующие предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе построенные по принципам кластеров.

Формирование таких производств необходимо осуществлять на основе качественно разрабатываемых отраслевых стратегий, реализуемых посредством передовой методологии, в основе которой лежат лучшие мировые организационно-технические решения, адаптированные к российским условиям.
Примечание: Экспертным научно-техническим советом в составе Союза работодателей машиностроения России при участии ведущих российских и зарубежных специализированных компаний в настоящее время завершена разработка данной методологии, получившей предварительное одобрение специалистов ведущих промышленных объединений России.
При этом практическая реализация требуемых комплексных преобразований в сфере машиностроения должна осуществляться на базе стратегического партнерства со структурами, способными наиболее эффективно содействовать любому производственному субъекту в качественном решении задач своего успешного развития. Именно Союз машиностроителей России (ОООР «Союзмаш») сегодня можно рассматривать с позиции такой оптимальной структуры, объективно заинтересованной в реализации данных задач и обладающей требуемым уровнем правового обеспечения на уровне федерального законодательства.
III. СОВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РОССИИ
Ресурсное обеспечение требуемых процессов формирования эффективного и конкурентоспособного машиностроения распределяется по следующим категориям:
1. Базовые ресурсы (исторические и геополитические), сложившиеся натерритории России, в т.ч.:
• Природные ресурсы (наличие на территории России достаточной сырьевой базы, позволяющей формировать требуемое материальное обеспечение производственных процессов);
• Энергетическое обеспечение (наличие необходимых энергоресурсов для обеспечения производственной деятельности);
• Наличие развитой сети транспортных и энергетических коммуникаций;
• Достаточно высокий потенциал фундаментальной и прикладной науки;
• Наличие запасов интеллектуальной собственности;
• Наличие необходимого образовательного уровня населения;
• Наличие производственного потенциала и традиций (всемирно известные торговые марки, промышленные и научные школы).
2. Вновь формируемыe ресурсы (внутренние):
• Государственный бюджет ( федеральный и региональный)
• Внебюджетные фонды ( в т.ч. венчурные)
• Частный капитал бизнес-сообщества (собственников)
• Финансовый (банковский) капитал
• Инфраструктурное обеспечение (в т.ч. свободные и особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны и парки, бизнес-инкубаторы и т.п.)
• Формы и методы (механизмы) государственной поддержки (законодательное обеспечение и механизмы исполнения)
• Информационное обеспечение (специализированные издания, СМИ, выставочно-ярмарочная деятельность, тематические конференции и семинары под эгидой Правительства РФ, профильных министерств и ведомств, отраслевых Союзов и объединений)
• Формирование маркетинговой инфраструктуры (межрегиональной и межотраслевой сбытовой сети)
3. Вновь формируемые ресурсы (внешние):
• Международные фонды
• Иностранный капитал (иностранные инвестиции)
• Совместные предприятия и международные проекты
• Международный маркетинг (в т.ч. формирование зарубежных представительств и сервисных центров, создание международной сбытовой сети).
Приоритетными должны стать следующие направления ресурсного обеспечения эффективного развития машиностроения:
• Структурные преобразования (в том числе оптимизация основного производства, развитие производственной кооперации, а также развитие инфраструктуры сервиса).
• Технологическое перевооружение на базе передовых технологий (включая информационные) и оборудования.
• Стимулирование повышения качества продукции и услуг машиностроения до уровня мировых стандартов (внедрение и развитие системы менеджмента качества).
• Инновационная деятельность (разработка и производство новой техники и передовых технологий).
• Стимулирование закупок машиностроительной продукции (активизация внутреннего рынка).
• Закупка (импорт) высоких технологий, оборудования и комплектующих, не производимых в России с параллельным стимулированием развития отечественных производств, обеспечивающих качественное импортозамещение.
• Стимулирование экспортной деятельности.
• Кадровая политика в сфере промышленности и науки
• Информационное продвижение на рынке и в обществе отечественных промышленных предприятий и отраслей в целом с позиции достигаемых позитивных результатов и перспективы развития.
IV. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
И НАУКА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ И ОСНОВА ЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Россия (в том числе в советский период) исторически и геополитически всегда занимала ведущее место в мировом экономическом сообществе как научная и промышленная держава. Это обуславливает необходимость и целесообразность скорейшего восстановления статуса отечественной промышленности и науки как основы эффективной экономики страны, имеющей не только экономические, но и важные социальные аспекты, направленные на формирование конструктивной позиции гражданского общества.
Социологические опросы и исследования показывают, что жизнедеятельность более половины населения России связана с промышленностью и наукой, а именно:
• непосредственные работники промышленных предприятий и научно-технических организаций, а также сопутствующих отраслей экономики (транспорт, коммуникации, добывающие отрасли, перерабатывающие отрасли, в том числе АПК, оборонно-промышленный комплекс, МЧС и т.п.);
• члены их семей;
• учащаяся молодежь и преподавательские коллективы учебных заведений;
• ветераны промышленности и науки.
Таким образом, развитие промышленности, и в первую очередь машиностроения, как наиболее наукоемкой сферы деятельности, позволяет эффективно решать задачи социально-экономического развития страны, в том числе:
Социальные аспекты:
- занятость населения;
- соц. обеспечение, в том числе здравоохранение, образование и т.п.
Экономические аспекты:
- стабильный рост ВВП и повышение наполняемости гос. бюджета, в том числе за счет усиления присутствия на мировом рынке высокотехнологичной и наукоемкой продукции и развитие международного экономического сотрудничества,
- рост доходов населения,
- активизация потребительского рынка,
- дополнительные источники для формирования государственных программ (национальных проектов), направленных на повышение качества жизни населения.
Демографические аспекты:
- повышение рождаемости через стабилизацию экономических и моральных аспектов российских семей,
- решение проблем миграции населения.
Независимость, безопасность и обороноспособность страны, в том числе:
• через укрепление материально-технической базы российской армии и ВМФ, МЧС и МВД,
• повышение экологической и санитарной безопасности,
• стимулирование развития Агропромышленного комплекса (АПК) как средство повышения продовольственной независимости,
• усиление защищенности отечественных товаропроизводителей, в том числе с учетом вхождения в ВТО,
• обеспечение технологической независимости,• защита интеллектуальной собственности.
Политические аспекты:
- укрепление авторитета государства как внутри гражданского общества, так и на международном уровне,
- обеспечение паритета России в мировом экономическом сообществе, в том числе с учетом международного разделения труда,
- усиление возможности политического и экономического влияния России на обеспечение стабильности международных отношений.
Единение в гражданском обществе:
- Социально-экономическая основа формирования среднего класса, в том числе через укрепление семейных устоев на фоне материального и социального благополучия, восстановление уважения к государственным и национальным традициям, в том числе к научным и культурным наследиям.
- Формирование современного национального самосознания через восстановление социального и морального статуса человека труда (повышение авторитета работников отечественной науки и промышленности).
- Формирование здорового патриотизма в гражданском обществе.
- Стимулирование интеллектуального и морального развития членов общества.
Развитое машиностроение - это не только достойные рабочие места, но и параллельное решение целого комплекса социальных проблем, не говоря уже о том, что множество предприятий являются фактически градообразующими, определяющими инфраструктурное обеспечение. Помимо решения проблем занятости населения, как правило, серьезное машиностроительное (промышленное) предприятие имеет собственное медицинское учреждение, обслуживающее на льготных условиях и своих сотрудников, и ветеранов предприятий, собственные детские оздоровительные лагеря и базы отдыха для сотрудников и членов их семей, ведомственные учебные заведения. Кроме того, успешно работающее предприятие имеет возможность выступать поручителем перед банками в получении потребительских кредитов своим работникам для решения жилищных и других актуальных для любого человека вопросов.
V. МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАУКИ
В ИНТЕРЕСАХ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Комплексное решение задач формирования эффективного и конкурентоспособного машиностроения предусматривает активное использование мирового опыта и возможностей мирового сотрудничества, в том числе при решении задач структурных преобразований, технологического перевооружения, внедрения передовых методов управления предприятием, обеспечение качества в соответствии с мировыми требованиями, а также при разработке и внедрении новых видов продукции (инновационная деятельность).
В настоящее время в отечественной промышленности отмечается устойчивая тенденция к приоритетному массовому приобретению и внедрению в отечественное производство иностранного оборудования, технологий, комплектующих и материалов. При сохранении подобных тенденций неизбежно складывается ситуация, при которой на фоне определенного усиления технологических и производственных возможностей предприятий серьезно ослабляется технологическая независимость отечественных производителей, существенно влияющая на экономическую безопасность страны.
Для преодоления подобных тенденций необходимо по целому ряду направлений, обеспечивающих конкурентоспособность и эффективность машиностроительного комплекса России (равно как и других промышленных отраслей), развернуть приоритеты в сторону отечественных разработчиков и производителей с формированием программы эффективного импортозамещения по всем актуальным видам продукции и услуг. При этом целесообразно формировать комплексную программу привлечения к деятельности отечественных предприятий высококвалифицированных специалистов мирового уровня:
- российских специалистов (в том числе бывших граждан России), осуществляющих профессиональную деятельность на территории других стран;
- иностранных специалистов соответствующего профиля деятельности (специализации).
Такая программа должна быть направлена на создание комплексных условий, стимулирующих иностранных (в том числе российских, работающих за рубежом) специалистов к работе на контрактной основе в структуре российских промышленных предприятий и научно-технических организаций. Целесообразно использовать квалификацию и потенциал подобных специалистов при деятельности в составе российских предприятий по следующим направлениям:
- участие (в том числе в качестве руководителей и ведущих специалистов) в разработках и внедрении новых видов наукоемкой продукции и высоких технологий;
- менеджмент российских промышленных предприятий и научно-технических организаций по решению задач стратегических преобразований и налаживанию эффективной деятельности в соответствии с международными требованиями и стандартами качества.
Особенностью такого подхода является то крайне важное обстоятельство, что деятельность иностранных специалистов в решении подобных задач в качестве наемных работников направлена на создание российской интеллектуальной собственности и обеспечивает интересы российской экономики. Кроме того, первичный анализ экономических аспектов такой программы показывает очевидные преимущества использования иностранных и российских специалистов, работающих за рубежом, по созданию наукоемкой продукции и развитию отечественных конкурентоспособных производств в сравнении с массовой закупкой иностранной техники и технологий. Трансферт же иностранных технологий, равно как и закупка готовых видов техники, оборудования, комплектующих и материалов следует рассматривать как временную меру на переходный период проведения стратегических преобразований в отечественной промышленности и науке с дальнейшей локализацией (на фоне развития импортозамещения) в сферах деятельности, существенно не влияющих на технологическую независимость и экономическую безопасность страны (в том числе с учетом мировых экономических и политических тенденций).

 
Разработка сайтов