Главная Архив номеров N-16 сентябрь 2007 МЕМОРАНДУМ СОЮЗА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ «Конкурентоспособное машиностроение - основа эффективного социально-экономического развития.
 

Авторизация



МЕМОРАНДУМ СОЮЗА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ «Конкурентоспособное машиностроение - основа эффективного социально-экономического развития. Печать

Введение
Участников Меморандума объединяют интересы восстановления статуса машиностроения России как ключевой составляющей устойчивого экономического роста страны.
Конкурентоспособное машиностроение России в условиях рыночной экономики рассматривается как основа экономической независимости, национальной безопасности и социальной стабильности.
Развитое машиностроение России является надежной базой формирования среднего класса как основы гражданского общества.

 

Основные положения
Основой промышленной политики России на современном этапе является эффективное развитие базовых отраслей экономики и в первую очередь отечественных производителей конкурентоспособной продукции и услуг.
Участники Меморандума стремятся объединить усилия в исправлении негативных явлений, сложившихся в отечественном машиностроении в последние десятилетия, таких как:
- критический моральный и физический износ основных фондов предприятий и, в первую очередь, технологического оборудования (в машиностроении - до 85%), и, как следствие, обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (т.н. «спазм ликвидности»);
- морально устаревшая структура предприятий и система их управления;
- низкая кредитная и инвестиционная привлекательность большинства промышленных предприятий (в том числе из-за отсутствия эффективных методик оценки реальной стоимости научных и производственных субъектов, а также интеллектуальной собственности в сфере промышленности);
- недостаток или отсутствие собственных финансовых ресурсов для проведения стратегических преобразований и эффективного развития деятельности;
- слаборазвитая система менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, исполнение контрактных обязательств, техническое регулирование, сервис, культуру производства и т.п.);
- недостаточно развитая (вплоть до полного отсутствия) система технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;
- отток квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства (особенно в машиностроении) и научно-технической деятельности;
- утрата ряда сегментов внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
При этом участники Меморандума отмечают, что Россия (в том числе в советский период) исторически и геополитически всегда занимала ведущее место в мировом экономическом сообществе как научная и промышленная держава. Это обуславливает целесообразность скорейшего восстановления статуса отечественной промышленности и науки как основы эффективной экономики страны, имеющей не только экономические, но и важные социальные аспекты, направленные на формирование конструктивной позиции гражданского общества.
Основным условием решения проблем российского машиностроения является формирование эффективной промышленной политики как неотъемлемой части экономической политики государства, направленной на достижение адекватного позиционирования российского машиностроения в условиях рыночной экономики и его интеграцию в мировое экономическое пространство с достижением паритета с ведущими производителями наукоемкой, высокотехнологичной продукции на мировом рынке, в том числе с учетом сложившегося международного разделения труда.
Промышленная политика России должна определить основные, стратегически важные направления развития машиностроения, науки и технологий с учетом мировых тенденций, а также группы товаров отечественного производства, в отсутствии которых страна не сможет вести независимую экономическую политику в мировом сообществе и не обеспечит требуемых темпов социально-экономического развития внутри страны.
Стратегия развития российского машиностроения на современном этапе должна базироваться на успешной реализации комплексных программ, направленных на:
- решение задач реструктуризации (оптимизации) производственных мощностей;
- внедрение передовых технологий и оборудования (в том числе через трансферт современныхтехнологий);
- внедрение передовых методов и систем управления предприятиями на базе передовых информационных технологий;
- развитие инновационной деятельности;
- диверсификацию деятельности отечественных машиностроительных предприятий;
- подготовку и переподготовку кадров, вовлечение в деятельность машиностроительных предприятий высококвалифицированных специалистов (в том числе иностранных, а также граждан России, осуществляющих профессиональную деятельность за рубежом);
- внедрение системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международных стандартов;
- активное продвижение конкурентоспособной продукции на внутреннем рынке и динамичное развитие экспортного потенциала отечественного машиностроения.
Дальнейшее развитие машиностроительного комплекса России целесообразно строить на основе взаимных интересов государства и бизнеса (государственно-частного партнерства), при которых:
· со стороны государства формируются благоприятные условия в виде актуальной промышленной политики, подкрепленной эффективной исполнительной инфраструктурой;
· со стороны бизнес-сообщества в лице работодателей и их общественных объединений обеспечивается комплексное решение профессиональных аспектов развития предприятий в соответствии с их специализацией;
· гражданское общество способствует формированию благоприятной среды для развития указанных процессов (национальное самосознание, т.е. формирование осознанной заинтересованности активного участия граждан в развитии отечественной промышленности и науки, смена менталитета об отсутствии благоприятных рыночных перспектив для отечественных разработчиков и производителей в сфере машиностроения и других видов наукоемких производств, восстановление морального статуса человека труда - специалиста в сфере промышленности и науки).
Участники Меморандума отмечают наличие в России всех необходимых условий для эффективного развития машиностроительного производства, а именно:
- собственной сырьевой базы,
- собственных энергоносителей,
- развитой сети транспортных и энергетических коммуникаций,
- высокого потенциала фундаментальной и прикладной науки,
- запасов интеллектуальной собственности,
- необходимого образовательного уровня населения,
- производственного потенциала и традиций.
Базой новой инфраструктуры промышленного производства, и в первую очередь в сфере машиностроения и наукоемких производств, должны стать сильные промышленные корпоративные структуры и сопутствующие предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе построенные по принципам кластеров. Формирование таких производств необходимо осуществлять на основе качественно разрабатываемых отраслевых стратегий, а так же с учетом экономической политики регионов России.
Участники Меморандума считают недопустимым бесконтрольный со стороны государства передел собственности стратегически важных промышленных предприятий и научно-технических организаций с целью перепрофилирования их имущественного комплекса. Необходима разработка комплекса мер как со стороны государства, так и со стороны общественных отраслевых объединений, обеспечивающих эффективную защиту промышленных предприятий и научно-технических организаций от подобных действий, т.к. они наносят серьезный урон потенциалу отечественной промышленности и науки.
Заключение
В настоящее время в России сложились реальные условия для перераспределения приоритетов развития экономики из сырьевого сектора в сторону высокотехнологичного производства товаров и услуг как основы стабильного роста национального богатства.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России» считает своей миссией эффективное содействие объединению интеллектуальных, материальных, технических и прочих ресурсов для формирования конкурентоспособного машиностроения России и обеспечения экономических, правовых и общественно-политических условий, направленных на достижение ожидаемых темпов социально-экономического развития страны и укрепление её экономического и политического паритета в мировом экономическом сообществе.
Участники Меморандума надеются, что вопросы формирования и реализации промышленной политики, в том числе применительно к машиностроительному комплексу, и в дальнейшем будут находиться под патронажем и контролем со стороны Президента и Правительства РФ, а также руководителей субъектов Российской Федерации.
Решение задач, изложенных в настоящем Меморандуме, уже осуществляется на различных уровнях при активном участии ОООР «Союзмаш России». Участие промышленных и научных субъектов, а также заинтересованных граждан в деятельности Союза машиностроителей России открывает широкие возможности для развития бизнеса, продвижения полезных инициатив в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней, и тем самым формирует надежную основу государственно-частного партнерства, направленного на достижение требуемой эффективности и конкурентоспособности в сфере промышленности и науки.
Текст Меморандума открыт для подписания всеми заинтересованными участниками!
Все желающие подписать этот Меморандум могут это сделать в интерактивном режиме (через Интернет), зайдя на «Всероссийский форум» по ссылке:
www.promreg.ru/ord
 
Разработка сайтов