Главная Архив номеров N-16 сентябрь 2007 Группа концептуального проектирования- необходимый элемент в создаваемой структуре Объединённой судостроительной корпорации
 

Авторизация



Группа концептуального проектирования- необходимый элемент в создаваемой структуре Объединённой судостроительной корпорации Печать

В.П. Соколов, Ген. директор ООО «Балттехнопром», и. о. главного конструктора ЦНИИ имени Крылова, к.т.н.

1. Предпосылки создания Группы концептуального проектирования (ГКП)
Переживаемая в настоящее время Российским государством историческая ситуация в сфере судостроения характеризуется следующими особенностями:
- Резким сокращением в течение длительного периода финансирования на содержание отечественного ВМФ, его техническую модернизацию и обновление корабельного состава;
- Снижением научного потенциала ведущих НИИ и КБ судостроительной промышленности вследствие повышения до критического значения среднего возраста ведущих специалистов и потерь их части по возрастным и прочим причинам;
- Продолжением кризисной ситуации на судостроительных верфях, которые (за редким исключением) к настоящему времени продолжают иметь структуру производства, сформированную по затратному принципу, и способны поддерживать жизнедеятельность только за счёт высоких цен на судостроительную продукцию, превышающих европейские и тем более мировые;
- Ориентацией отечественных судовладельцев и операторов на продукцию зарубежного судостроения, как следствие вышеперечисленных факторов.
Помимо указанного, в отечественном военном кораблестроении накопились к настоящему времени проблемы, которые дополнительно утяжеляют сложившуюся ситуацию.
Первая - в том, что флот не является на сегодня сбалансированной системой и нуждается в обновлении и пополнении корабельного состава.
Вторая - в том, что по сей день флот не рассматривается ведущими научными учреждениями как система, сбалансированная сама по себе и функционально согласованная с другими видами Вооружённых Сил, а задачи его оптимизации не решаются с применением функционально-стоимостного анализа (эффективность на рубль затрат).
Третья - в том, что сложившаяся система создания новых кораблей и судов не стимулирует создателей на применение наиболее передовых технических решений. В практике заказа и постройки кораблей не получили распространения принципы научно-технической и экономической конкуренции, а ряд научных, проектных и производственных предприятий, занимая монопольное положение в создании отдельных типов кораблей и судов, не торопятся повышать их технические параметры.
Четвёртая - в том, что целый ряд отечественных изделий машиностроения, электронной и электротехнической промышленности, применяемых в кораблестроении серьёзно отстаёт по своему уровню от мирового, тем самым предопределяя заведомое понижение характеристик создаваемых кораблей.
В результате накопившихся проблем создалась ситуация, когда между наработанными техническими решениями, применяемыми в отечественных проектных организациях, и достижениями отечественной и зарубежной науки образовался разрыв, приводящий ко всё возрастающему отставанию отечественной военно-морской техники от мирового уровня.
Необходимо также отдельно остановиться на весьма серьёзном по значимости объективном факторе собственно развития самой науки проектирования судов. Ситуация в теории проектирования, подобная нынешней, возникла в начале 70-х годов ХХ века, когда развитие методологии решения транспортно- экономических задач раздвинуло рамки теории проектирования. Это потребовало разделить её содержание на две взаимосвязанные, но самостоятельные части. Профессор А.В. Бронников в журнале «Судостроение», №11 1974 г. писал: «Первая задача - разработка круга вопросов, связанных с определением характеристик судов, указываемых в задании на проектирование (задача по разработке задания).
Вторая задача - разработка круга вопросов, связанных с определением элементов проектируемых судов (задача по разработке проекта)».
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения в необходимости и обоснованности разделения внутренней и внешней задач в теории проектирования судов.
Однако за прошедший период наука проектирования сделала ещё ряд шагов в вопросах обоснования транспортно-экономических задач и координации их решения с задачами макроэкономики в гражданском судостроении и военно-технической оптимизации - при обосновании создания боевых кораблей. При этом произошёл разрыв между областями внутреннего и внешнего проектирования. Дело в том, что для решения внешней задачи приходится закладывать среднестатистические данные по уже построенным судам, а разработчики внутренней задачи получают техническое задание (ТЗ), уже вобравшее в себя все черты прототипа. Таким образом, сложившаяся практика привела к тому, что важнейший этап проектирования перспективных объектов, определяющий их облик и принципиальную компоновку - КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ просто выпал из рассмотрения.
Вместе с тем именно теперь стало совершенно очевидно, что концептуальное проектирование является третьим самостоятельным разделом теории проектирования судов. Кроме того, концептуальное проектирование является одновременно и связующим звеном между внешней и внутренней задачами проектирования.
Исследовательское (или поисковое) же проектирование, производимое при научном анализе и оптимизации, обычно не прорабатывается до проектно-конструкторских стадий и для решения внешней задачи и разработки ТЗ недостаточно конкретизировано.
Дополнительно следует рассмотреть ещё человеческий фактор, реально влияющий на уровень разрабатываемых проектных решений. И дело даже не в квалификации исполнителей, а в характере направленности их специализации. Обычно перспективные проработки поручают конструкторским бюро. Однако при создании передовой техники необходим охват всех без исключения существующих и только ещё разрабатывающихся технических решений. Тут нельзя обойтись без широкого привлечения учёных, работающих в областях ходкости, мореходности и прочности корабля, в области создания перспективных объектов судостроения и судового машиностроения. Только тогда широкий научный кругозор и эрудиция учёных- кораблестроителей дадут продвижение новым, а не многократно обкатанным техническим решениям.
Отсюда следует, что если мы хотим рассмотреть и сопоставить не только то, что можно заимствовать из существующих отечественных или зарубежных разработок, а вести осознанный поиск передовых решений, нужно:
1) в области методологии проектного поиска:
- разрабатывать методы сопоставления объектов по технико-экономической эффективности при разных условиях предпочтительности ряда параметров;
- проверять применимость вновь получаемых научных данных на гипотетическом ряде проектов с учётом реальных возможностей отечественного судостроения;
- определять научные проблемы, решение которых могло бы способствовать значительному улучшению ряда качеств кораблей и судов;
2) в области перспективного проектирования и анализа:
- специально разрабатывать типоразмерные ряды кораблей и судов, удовлетворяющих решению поставленных задач с доведением стадий их разработки до проектно-конструкторских;
- оценивать целесообразность разработки и освоения промышленностью продукции необходимого уровня и номенклатуры как средства повышения ряда качеств кораблей и судов;
- проводить на основе разработанных типоразмерных рядов и созданной базы данных сопоставительный анализ уровня разработанных проектов кораблей и судов.
Перечисленные виды работ должны производиться высокопрофессиональным многопрофильным коллективом кораблестроителей - группой концептуального проектирования (ГКП). Результаты систематической деятельности ГКП позволят одновременно обеспечивать два важнейших направления - обеспечения верхних уровней проектирования (внешней задачи) и исходными данными для внутренней задачи. В целом накопленный материал явится и сопоставительной базой для анализа конкретных объектов и основой для принятия общих и частных решений в области текущей технической политики.
Для решения накопившихся проблем и преодоления кризисных обстоятельств, а также в целях улучшения координации усилий существующих структур ВМФ и судостроительной промышленности в области создания передовой и перспективной гражданской и военно-морской техники, в рамках создаваемой «Объединённой судостроительной корпорации» («ОСК») необходимо организовать постоянно функционирующую Группу концептуального проектирования.
Привлечение к работе в ГКП на постоянной и консультационной основе ведущих научных сил из потенциала судостроения и ВМФ, организация постоянно действующих связей с научными центрами судостроения и смежных отраслей обеспечит в структуре «ОСК» функционирование действенного и оперативного инструмента научно-технического анализа и обоснования технической политики в области гражданского и военного кораблестроения.
Проект положения о Группе концептуального проектирования
1. Цели и задачи группы.
Ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты.
1.1. Целями группы являются:
- Повышение обоснованности решений в области определения количественного и качественного состава кораблей и судов на основании функционально - стоимостного анализа.
- Разработка и обоснование технической политики в области гражданского и военного кораблестроения на основе новейших данных НИР и результатов ОКР.
- Повышение технических характеристик кораблей и судов до уровня, определяемого последними отечественными и мировыми научно-техническими достижениями.
1.2. Задачами группы являются:
> Оптимизация на концептуальном уровне решений внешней и внутренней задач проектирования корабля в процессе создания новых проектов кораблей и судов.
> Анализ технического уровня проектируемых судов на основе сформированной и постоянно обновляемой сопоставительной базы.
> Разработка облика перспективных кораблей и судов различного назначения.
> Составление и обоснование планов НИР и ОКР, необходимых для осуществления проектирования и постройки новых и перспективных кораблей и судов.
> Выработка рекомендаций по разработке новых образцов изделий судового машиностроения, приборостроения и корабельной электроники, необходимых для качественного скачкообразного улучшения технических параметров перспективных надводных кораблей.
2. Подчинённость и схема функционирования Группы концептуального проектирования
2.1. В своей работе группа руководствуется утверждёнными руководством «ОСК» и согласованными с Морским научным комитетом ВМФ тематическими планами, а также выполняет поручения научных и проектных подразделений «ОСК», организаций судостроительной промышленности и смежных отраслей, а также Морского научного комитета в рамках своей компетенции.
2.2. Руководство ГКП разрабатывает план мероприятий в соответствии с закреплёнными в Положении направлениями деятельности, согласует его на учёном совете ГКП и представляет на утверждение заместителю Генерального директора по проектно-конструкторским работам и Генеральному директору - председателю правления ОАО «ОСК».
2.3. Научно - технические разработки, не требующие привлечения сил сторонних организаций, выполняются в рамках текущей деятельности ГКП и включаются в планы работы ГКП и смежных по тематике подразделений «ОСК».
2.4. Темы и программы научно - технических разработок, требующих привлечения специалистов сторонних организаций, оформляются в виде предложений и представляются руководству «ОСК» для включения в план финансируемых из бюджета НИР и ОКР. Далее указанные работы выполняются подключаемыми специалистами и организациями по договору с ОАО «ОСК» под контролем и научным руководством ГКП «ОСК» в рамках плановой деятельности.
3. Принципы формирования и структура Группы концептуального проектирования.
3.1. Группа концептуального проектирования комплектуется из ведущих учёных и специалистов научных центров, проектных организаций гражданского и военного судостроения.
3.2. Группа концептуального проектирования создаётся в структуре ОСК в пределах штатного расписания и расширяется в зависимости от объёма и направленности разрабатываемой тематики за счёт привлекаемых к работе Группы специалистов научных и проектных организаций судостроения и смежных отраслей.
3.3. Руководят работой группы Генеральный директор - председатель правления ОАО «ОСК» и заместитель Генерального директора по проектно-конструкторским работам.
3.4. Научное руководство Группой концептуального проектирования осуществляется Учёным Советом ОАО «ОСК», который формируется приказом Генерального директора - председателя правления ОАО «ОСК» по представлению заместителя Генерального директора по проектно-конструкторским работам.
3.5. Работа Группы концептуального проектирования регламентируется Положением о ГКП, распоряжениями Генерального директора - председателя правления ОАО «ОСК», заместителя Генерального директора по проектно-конструкторским работам и решениями научно-технического совета.
4. Формы взаимодействия группы с элементами существующей структуры.
4.1. Разработки ГКП используются научными и проектными организациями судостроительной промышленности, в том числе и при взаимодействии в структуре «ОСК», Морским научным комитетом и Научно-исследовательскими институтами МО в качестве информационной и сопоставительной базы при выработке технической политики в области перспективных кораблестроительных программ.
4.2. Разработки облика перспективных объектов, выполненные Группой Концептуального Проектирования, используются в качестве информационной и сопоставительной основы при разработке технических заданий на проектирование и постройку кораблей и судов для гражданского флота и ВМФ.
4.3. Оптимизационные решения на концептуальном уровне внешней и внутренней задач проектирования корабля используются научными и проектными организациями судостроительной промышленности и ВМФ в процессе создания новых проектов надводных кораблей.
4.4. Рекомендации ГКП рассматриваются руководящими структурами «ОСК», Морским научным комитетом и аппаратом Управления по заказу оборонной продукции РФ для выработки решений по разработке новых изделий морского приборостроения, машиностроения, двигателестроения в обеспечение перспективных кораблестроительных программ.
4.5. Предложения ГКП по программе актуальных НИР и ОКР рассматриваются руководящими структурами «ОСК», научными и проектными организациями судостроительной промышленности в рамках структуры «ОСК», Морским научным комитетом для включения в планы проведения НИР и ОКР, а также для оценки актуальных направлений работ на перспективу.
 
Разработка сайтов