Главная Архив номеров N-16 сентябрь 2007 Корабли из Ярославля.
 

Авторизация



Корабли из Ярославля. Печать

 

 

 

 

 

 

Л.Д. ГУРЕВИЧ.

 

Ярославский судостроительный завод - предприятие с 87- летней историей, прошедшее путь от небольшой катерной верфи до современного завода, строящего суда и катера различных классов и типов, как гражданского, так и военного назначения, водоизмещением до 2000 тонн.

Славными страницами в эту историю вписаны годы Великой Отечественной войны, когда ярославские катера, оснащённые реактивными установками «катюша», проявили свои боевые качества в составе Волжской, Днепровской и Дунайской флотилий. За вклад в победу завод награждён орденом Отечественной войны I степени.
ОАО ЯСЗ имеет вызывающий уважение опыт строительства боевых кораблей для ВМФ России, Пограничной службы ФСБ России и для поставки на экспорт. Это 20 единиц кораблей проекта 1241-2 в варианте МПК для ВМФ и в варианте ПСКР для ФПС, 2 единицы ПСКР проекта 1241ПЭ для ПС ФСБ России и 5 единиц для Индии и Кубы, два БРКА проекта 1241РЭ для Румынии, 10 единиц амфибийных катеров на воздушной подушке проекта 14660 «Барс».
Сегодня этот список продолжает серия ПСКР проекта 10410 типа «Светляк» и буксиров проекта 745мб.
Спуск очередного пограничного сторожевого корабля проекта 10410, строящегося по заказу Пограничной службы ФСБ России, осуществлён Ярославским судостроительным заводом в канун Дня пограничника 2007 г.
Облик кораблей типа «Светляк» был выработан в середине 1970-х гг. для замены устаревших типов пограничных кораблей. Проектант - ЦМКБ «Алмаз».
Назначение корабля:
• Охрана государственной морской границы
• Несение дозорной службы в прибрежной зоне.
Интересным фактом является то, что знакомое всем наименование типа появилось из присвоенного этим катерам в НАТО кода «Svetljak», и, по признанию НАТО, они считаются одними из лучших из подобных им пограничных кораблей.
Строятся «Светляки» в соответствии с современными требованиями к охране морских границ и экономических интересов Российского государства в 200-мильной прибрежной зоне. При водоизмещении 375 т и длине почти 50 м они развивают скорость не менее 29 узлов благодаря трём высокооборотным реверсивным двигателям, работающим каждый на свой винт. Установленное штурманское оборудование обеспечивает управление кораблем, счисление его пути и обеспечение навигационных параметров потребителям. Для связи с береговыми базами, кораблями и авиацией установлен комплекс аппаратуры, обеспечивающей связь в КВ, МВ, УКВ диапазонах в телеграфном и телефонном режимах.

По первоначальному проекту 10410 корабль имел одну 76,2-мм артустановку АК-176 и одну 30-мм артсистему АК-630, стрельба которых обеспечивалась РЛС МР-123 «Вымпел». Устанавливались два противолодочных торпедных аппарата, бомбосбрасыватель, 16 переносных зенитно-ракетных комплексов.
Первая серия кораблей проекта 10410 постройки Ярославского судостроительного завода, составляющая 6 единиц, была передана пограничникам с 1990 по 1994 гг.
С 1997 г. было принято решение о строительстве пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 с измененным составом вооружения и комплектации: 76,2-мм установку АК-176 заменили две 30-мм облегченные артустановки АК-306 с дистанционным управлением от колонки, вместо автоматического наведения от РЛС, и увеличился боезапас артсистемы. Одновременно исчезли торпедные аппараты и опускная ГАС. Это позволило улучшить условия обитаемости экипажа, несущего напряжённый морской дозор.
В том же году ОАО «Ярославский судостроительный завод» получил заказ на строительство двух кораблей для ФПС по измененному проекту. Первый из этой серии и спущен в этом году на воду.
Спуск корабля является досрочным. Вместо сдачи его в соответствии с условиями госконтракта в 2008 году Ярославский судостроительный завод передаст очередной «Светляк» пограничникам в 2007.
Морские буксиры-спасатели проекта 745 (в Морских частях КГБ СССР эти суда, вооруженные АУ АК-230, классифицировались как ПСКР 2 ранга) с ДУ мощностью 3000 л.с. и водоизмещением около 1600 т, спроектированные ленинградским ЦКБ «Балтсудопроект», Ярославский судостроительный завод строит поточным методом для ВМФ и Морпогранохраны с 1972 г.
До начала 1990-х гг. передано заказчикам 40 ед. пр.745 и 34 ед. 1454 (пр.745 в гражданском варианте, предназначавшийся для ММФ).
В сентябре 2006 года последний из серии этого проекта буксир постройки Ярославского судостроительного завода передан Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России. Преодолев путь с Волги до Петропавловска - Камчатского и пройдя через три океана и девять морей, из которых прохождение чисто Северным путём заняло лишь 18 суток, ПСКР заслужил высокую оценку пограничников в высокой степени его надёжности, состава техники, средств связи, радионавигации и управления огнём. В основе своей корабли проекта 745 - дизель-электрические буксиры-спасатели ледового класса, которые считаются одними из лучших многофункциональных кораблей. Их возможности не ограничиваются патрулированием, досмотром и задержанием судов. Им под силу проведение поисковых спасательных операций, сложных морских буксировок, помощь терпящим бедствие судам и спасение людей на море в любых районах Мирового океана и при любых погодных условиях.
Как отмечают специалисты, буксир проекта 745 является одним из лучших многофункциональных пограничных кораблей, несущих службу в составе Береговой охраны ПС ФСБ России и ВМФ России на различных морских театрах.
Несмотря на то, что проекту уже 35 лет, интерес к нему не исчезает. Время, несущее технические изменения, лишь вносит коррективы, совершенствуя проект.
Примером тому является заключение в феврале с.г. госконтракта между Министерством обороны России и Ярославским судостроительным заводом на строительство буксира проекта 745мб,
Морской буксир проекта 745мб является модификацией буксиров проекта 745. Назначение и основные тактико-технические характеристики буксира проекта 745мб сохранились по базовому проекту. Существенно изменился состав основного оборудования судна, что объясняется как уточнением требований к буксиру, так и тем обстоятельством, что большинство оборудования, которым комплектовалось судно проекта 745, в настоящее время не производится. Полностью меняется состав энергетической установки и электроэнергетической системы буксира. Гребную электрическую установку на постоянном токе сменила ГЭУ на переменном токе. Питание ГЭУ предусматривается от единой электроэнергетической системы судна. Это позволило предусмотреть установку на буксире носового подруливающего устройства и существенно повысить маневренность судна, что очень важно при проведении спасательных работ на аварийных кораблях и судах. Изменён состав средств связи и навигации. 745мб укомплектован современным радио и навигационным оборудованием отечественного производства, принятым на снабжение ВМФ. Дополнительно предусматривается установка радиооборудования для работы в ГМССБ. Буксир проекта 745мб будет соответствовать правилам классификации Российского Морского Регистра Судоходства (РС) издания 2005 г. В связи с этим предусматривается установка противопожарных средств, соответствующих символу П2В РС. Увеличена производительность стволов с 400 до 500 м3/час и дальность полёта струи воды с 80 до 100 м. Это также увеличивает возможности буксира по борьбе с пожарами на аварийных кораблях, судах и береговых объектах.

аряду с боевыми кораблями Ярославский судостроительный завод заслуженно гордится своей гражданской продукцией: средними морозильными траулерами проектов 502 и 503, бурильными и научными судами, построенными на базе проекта 503, речными танкерами проекта 14891.
Отдельно стоит отметить успехи ЯСЗ в строительстве легкосплавного скоростного флота. Это серия катеров на воздушной каверне проекта 14232 «Меркурий» для Федеральной таможенной службы России, катера с водомётами проекта 12260 «Ястреб», катера на воздушной подушке «Барс» и «Чилим».
При полном водоизмещении в 99 тонн «Меркурий» развивает скорость 50 узлов. Её обеспечивают не только два дизеля мощностью по 5000 л.с., но и особая конструкции подводной части корпуса, где образуется воздушная каверна, которая как бы смазывает днище и уменьшает сопротивление водного потока. Тратя на ее образование (подачу под днище воздуха с избыточным давлением) около 3% мощности главной энергетической установки, «Меркурий» на 30% снижает сопротивление водной поверхности, то есть на ту же величину уменьшает расход мощности двигателей по сравнению с аналогичными быстроходными глиссерами обычного водоизмещающего типа для достижения той же скорости.

Таможенники отмечают, что с появлением катеров проекта 14232 на море заметно убавилось число нарушителей таможенного режима. В первое время капитаны судов-нарушителей не верили, что какой-либо российский корабль способен не дать им покинуть пределы наших вод и уйти от ответственности, но «Меркурий» догонит любого.
Катер проекта 12260, разработанный ЦМКБ «Алмаз», при небольших размерах (водоизмещение около 10т, длина габаритная около 13м) неприхотлив в эксплуатации, у него хорошие мореходные качества, высокая скорость (свыше 40 узлов), маневренность, хорошие бытовые условия для экипажа. Водомёты, выбранные в качестве пропульсивной установки, позволяют катеру отходить от стенки лагом, разворачиваться на 3600, резко тормозить. Головной катер этого проекта более 10 лет успешно эксплуатируется ярославской рыбинспекцией, два катера поставлены на экспорт и один несёт службу в ФСБ России.

В настоящее время в постройке на стапелях Ярославского судостроительного завода (Управляющая компания ЗАО «ВП «Финсудпром») находятся рыбоохранное судно для ПС ФСБ России и 4 сейнера для норвежских заказчиков, с норвежским судовладельцем заключён контракт на полнокомплектное строительство двух дизель-электрических аварийно-спасательных судов типа IMT 955 и подписано соглашение о четырех опционах на эти суда. В стадии обсуждения находятся ещё несколько контрактов.
Такая загрузка производства позволяет максимально использовать стапельные места для того, чтоб максимально задействовать накопленный опыт и потенциал предприятия в интересах серийного строительства на базе передовых технологий наиболее сложных в техническом отношении и востребованных на внутреннем и внешнем рынках судов гражданского и военного назначения.

 
Разработка сайтов