Главная Архив номеров N-16 сентябрь 2007 Защитить приоритеты России.
 

Авторизация



Защитить приоритеты России. Печать

А.П.Соловьев, руководитель НИЛ-ВТ ВМА имени Н.Г. Кузнецова .

Известно, что развитие инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках немыслимо без всестороннего грамотного использования интеллектуальной собственности страны. При этом одной из важнейших задач государственного управления интеллектуальной собственностью страны является реализация научно-технических разработок, в том числе патентов на изобретения, полученных при выполнении НИОКР за счет средств госбюджета. По имеющимся оценкам государству принадлежит около 90% интеллектуальной собственности, в основном в виде патентов. Ее стоимость оценивается в 500 миллиардов долларов. Однако жизнь показывает, что со стороны государства отсутствует должное внимание к выполнению этой задачи. В результате многие патенты быстро морально устаревают, не принося никакой пользы, а страна теряет научно-технологический потенциал, от которого не в малой степени зависит национальная безопасность России.
Три года назад на Международном салоне промышленной собственности «Архимед-2004» Военно-морская академия им. Н.Г.Кузнецова демонстрировала разработку лаборатории высоких технологий «Водометный двигательно-движительный комплекс» (патент на изобретение РФ № 2204502 с приоритетом от 18.07.2001г.). Разработка вызвала большой интерес среди специалистов, а жюри выставки наградило «Водометный двигательно-движительный комплекс» (авторы Барамидзе Т.А., Соловьев А.П.) дипломом и золотой медалью.
По существу, это новое слово в судостроении. Вместо широко распространенного и используемого веками гребного винта предлагается лопасти крепить не к ступице вала, а к внутренней поверхности кругового кольца, связанного с ротором погружного электродвигателя. Сразу решаются несколько закоренелых проблем: не нужен валопровод, а, следовательно, и узел прохода вала через обшивку корпуса судна, исчезают концевые (на лопастях) потери и гидродинамические шумы, отдаляется начало кавитации на лопастях, при этом увеличивается расход воды до 1,5 раз, повышается КПД комплекса. Разработанный комплекс может найти применение на транспортных, пассажирских и других судах различного водоизмещения на море и во внутренних водных путях. Комплекс может быть размещен практически в любом месте по длине объекта (судна, подводного аппарата) и на любом разумном удалении от его корпуса (вблизи обшивки на пилонах, на подводном крыле, на рулях или вместо них, в откидных и поворотных колонках, между корпусами многокорпусных судов и т.д.). Это делает его достаточно универсальным в судостроении с большой перспективой, учитывая тенденцию перехода на электродвижение судов.

В 2006 г. в журнале «Морская биржа», №4 (18) на стр. 66 под рубрикой «от стенда к стенду» опубликована заметка «Тихая революция, продвижение концепции EPS™. В заметке показано (фиг.2) устройство, точь-в-точь совпадающее с фиг.1 нашего патента. Авторам устройства (Van der Velden Marine Sistems, Нидерланды) была вручена престижная премия 2005г., а при вручении сказано, что они совершили технологическую «тихую революцию»,изобрели заново известное всем колесо.

Трудно сказать, послужил ли российский патент «разработке» новой концепции или авторы не знали (или не хотели знать) об этом патенте, в любом случае Российское государство, отказываясь от зарубежного патентования служебных изобретений, потеряет на несколько порядков больше, чем сэкономит, не говоря уже о том, что Россия в очередной раз лишается приоритета, в данном случае в таком важном научно-техническом направлении, как двигательные установки судов. Вместо организации разработки и производства новых двигательных установок для собственного судостроения и продажи за рубеж, со временем придется тратить немалые средства на их покупку за границей, вполне возможно и в тех же Нидерландах.
В целом, отсутствие реальной заботы и поддержки со стороны государства изобретателям, о чем неоднократно писали СМИ, а также к патентованию служебных изобретений за рубежом, и в первую очередь разработок из области высоких технологий, не в малой степени тормозит изобретательское творчество в стране. Это приводит к массовой утечке заявок на изобретения для патентования непосредственно в США и другие страны с потерей России приоритетов во многих важных для страны отраслях деятельности. При этом изобретателей не останавливает даже тот факт, что они тем самым нарушают ст. 35 Патентного закона РФ. Под гнетом непосильных пошлин изобретатели вынуждены патентовать только те новинки, которые могут быть быстро реализованы и принести доход. Что же касается перспективных изобретений, то желающих вложить деньги в будущее находится немного, и они или уходят за границу или ждут на полках своей участи.
И сколько бы ни писали и ни говорили представители власти об инновационном развитии России, по-настоящему дело не сдвинется с места, пока не будет осознан простой факт: без использования современных научно-технических разработок в области высоких технологий и, в первую очередь изобретений, развивать наукоемкое производство, создать конкурентоспособную промышленность, улучшить жизнь народа за обозримый период времени нереально.
Для повышения качества изобретательской деятельности в стране и защиты приоритета российских изобретений необходимо снизить патентные пошлины для изобретателей, по крайней мере, в 2-3 раза, разработать положение об обязательном патентовании за рубежом открытых патентов из области высоких технологий, закрепляющих за Россией международные приоритеты.
Не должны стоять в стороне и Роспатент (и/или ФИПС), функциональные обязанности которых включают правовую охрану, защиту и использование объектов интеллектуальной собственности страны.

 
Разработка сайтов