Главная Архив номеров N-16 сентябрь 2007 Конкурентоспособные специалисты для российской промышленности и науки. Новый взгляд на качество подготовки финансистов, экономистов .
 

Авторизация



Конкурентоспособные специалисты для российской промышленности и науки. Новый взгляд на качество подготовки финансистов, экономистов . Печать

А.И. Максимцев, ректор СПбГУЭФ, д.э.н., профессор.

Российское высшее экономическое образование в последнее время испытывает определенные трудности, связанные с переходом отечественной экономики на качественно новый уровень и изменение ее положения в мировом масштабе вследствие усложнения условий развития и роста открытости. Еще одним фактором, непосредственно влияющим на процесс подготовки экономических кадров, является переход к преимущественно инновационной экономике. Все это значительно обостряет конкуренцию в мировом масштабе, причем в последние годы «игра» активно идет уже на нашем поле. Естественно, что для подготовки специалистов, востребованных российскими компаниями как определенного ресурса обеспечения конкурентоспособности, требуется качественное развитие системы подготовки экономических кадров. Последнее же непосредственно связано как с глобализацией высшего образования, так и с интеграцией российской образовательной системы в европейскую. Повышение уровня образовательной и научной деятельности является одной из предпосылок полноправного и эффективного участия российских экономических вузов в Болонском процессе. Мы традиционно готовили специалистов для ведущих российских компаний и не хотим, чтобы эта функция перешла зарубежным вузам.
Еще в 1991 году Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А.Вознесенского был преобразован в первый в стране экономический университет. В официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ с 1991 года Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ) занимает первое место среди экономических вузов, являясь одним из ведущих университетов страны.
Университет имеет обширные международные связи с более чем 90 зарубежными вузами-партнерами. Именно постоянное развитие позволяет СПбГУЭФ устойчиво удерживать позиции на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг.
Однако уже сейчас вузы экономического профиля ведут жесткую конкурентную борьбу за потенциальных потребителей образовательных услуг, в ближайшей перспективе ситуация значительно усугубится, в том числе за счет неблагоприятной демографической ситуации и потенциального снижения контингента абитуриентов. В соответствии с имеющимся прогнозом число учащихся общеобразовательных школ к 2008-2010 гг. сократится по сравнению с 1999 г. на 30 %. Необходимо учитывать и активизацию деятельности реальных и потенциальных конкурентов, среди которых отечественные и зарубежные университеты не только экономического, но и инженерно-технического, юридического, медицинского профиля.
В этих условиях целью развития СПбГУЭФ является повышение конкурентоспособности на основе обеспечения устойчивого и стабильного развития как государственного университета в условиях реформирования высшей школы России и формирования международного образовательного пространства.
Важнейшим преимуществом в подготовке высококвалифицированных специалистов является ориентация на использование инновационных методов, технологий и средств обучения и научных исследований. Инновационные формы построения образовательного процесса нацелены на повышение качества образования, в первую очередь, на основе тесной взаимосвязи запросов рынка труда (вплоть до конкретных предприятий) и знаний, навыков и умений, получаемых студентами в процессе обучения. Важнейшими составляющими инновационных процессов в университете являются:
1.Ориентация на профессиональную компетентность при подготовке специалистов. В качестве критериев профессиональной компетентности выступают общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет, социально-трудовой статус в конкретной отрасли знаний (деятельности). Характеристиками компетенций выступают знания, умения, навыки, а также личностные качества (коммуникабельность, способность к работе в команде, способность к принятию решений, способность к самостоятельному приобретению и продуцированию знаний и т. п.). Процесс формирования компетенций выпускника предполагает комбинированное применение различных форм обучения и оценки: теоретическое обучение; практическое обучение; самостоятельная работа; промежуточная и итоговая аттестация.
2. Переход университета от моноотраслевой к многоотраслевой структуре подготовки привел к активному проникновению неэкономических специальностей в систему обучения студентов-экономистов. Имеющиеся достижения в области углубленной языковой, информационной, юридической подготовки студентов в последние годы были развиты на основе сотрудничества экономических специальностей с факультетом лингвистики, юридическим факультетом и другими неэкономическими факультетами. В свою очередь, студенты, обучающиеся по неэкономическим специальностям, получают углубленную подготовку в области экономики, права, информационных технологий.
3. Принципиальной инновационной составляющей является то, что все студенты СПбГУЭФ изучают иностранные языки в течение 4-х лет, что в 2 раза превышает требования государственных образовательных стандартов. Кроме того, студенты имеют возможность изучать 2-й иностранный язык, начиная с 3-го курса.
4. Активные методы обучения в форме деловых игр, тренингов, case-studies и иных форм позволяют активизировать поиск оптимальных экономических решений тех или иных проблем современного развития российского общества. Самостоятельная работа студентов в этой связи становится неотъемлемой частью процесса обучения, что выражается не только в перенесении центра тяжести в изучении многих дисциплин на самостоятельный поиск ответов на важнейшие экономические вопросы с помощью интернет-технологий, погруженного обучения, практики и стажировок, но также и в том, что с помощью развития самостоятельной работы студенты получают возможность адаптироваться к требованиям рынка труда и конкретных работодателей.
5. Значимой составляющей инновационного подхода к процессу обучения являются модульные формы, в основе которых лежит тезис о том, что весь массив информации, который студенты получают в ходе изучения тех или иных курсов, может быть разбит на определенные логические блоки, освоение которых позволяет студентам лучше систематизировать получаемые знания и в большей степени увязывать их с потребностями производства. Для обеспечения этого подхода одним из модулей при изучении базовых дисциплин на 4-м курсе стала производственная практика, что позволяет студентам эффективно использовать информацию, полученную в ходе производственной практики, как неотъемлемую часть всего комплекса знаний, навыков и умений, осваиваемых в рамках базовых дисциплин.
Особо значимым представляется то, что обучение студентов тесно связывается с реальными проблемами хозяйствующих субъектов, что обеспечивается привлечением студентов к участию в выполнении госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ. Университет был и остается научным центром, традиционно тесно связанным с промышленными предприятиями, банками, финансовыми структурами, региональными органами управления и др. В настоящее время в СПбГУЭФ выполняется ряд научно-исследовательских работ для таких широко известных предприятий как ОАО «Газпром», ОАО «Концерн «Алмаз-Антей», Компания «Усть-Луга», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и других. Ряд работ выполняется в интересах федеральных органов управления, а также региональных органов управления Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Самарской области и других субъектов федерации. Именно широкое сотрудничество с реальным сектором экономики позволяет предоставить студентам места практики, где они могли бы более полно изучить функционирование предприятий и отдельных его подсистем, а руководство предприятий - выбрать для себя будущих специалистов и совместно с Университетом осуществлять их подготовку к будущей работе. Кстати, в данном случае предприятие может подобрать себе будущую команду специалистов в различных областях экономики и финансов.
Никто не сможет сформулировать требования к специалисту лучше, чем потенциальный работодатель, поэтому в университете регулярно проходят встречи руководителей предприятий, директоров по персоналу с ведущими преподавателями и учеными университета, где вырабатывается определенная согласованная позиция в части подготовки студентов по тем или иным специальностям (финансы, менеджмент, бухгалтерский учет, маркетинг и др.). В настоящее время активно развивается сотрудничество университета с Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России» и его Экспертным научно-техническим советом (ЭНТС).
Еще одним направлением, где сотрудничество Университета и предприятий реального сектора экономики эффективно, может стать переподготовка и повышение квалификации специалистов на основе договоров о сотрудничестве. При этом могут быть использованы не только традиционные формы обучения, но и такие, как корпоративные программы МВА, подготовка специалистов высшей научной квалификации и др.
В целом же представляется, что успехи системы высшего образовании, в том числе и СПбГУЭФ, и предприятий реального сектора экономики, в первую очередь, высокотехнологичных отраслей промышленности, непосредственно зависят от их тесного взаимодействия в процессе совместной подготовки специалистов, обеспечивающих будущее нашей экономики.
Справка. Включая в себя все ступени образования, СПбГУЭФ представляет собой крупный университетский комплекс, где обучаются свыше 11 тыс. студентов, более 1,5 тыс. аспирантов, докторантов и соискателей, осуществляя подготовку по широкому спектру экономических специальностей, в рамках направлений экономики, коммерции, менеджмента, статистики, университет расширяет их номенклатуру. Так, в последние годы открыты такие специальности как «Прикладная информатика в экономике», «Перевод и переводоведение», «Регионоведение», «Социально-культурный сервис и туризм».
Учебный процесс и научная работа базируются на уникальном кадровом потенциале, основу которого составляют 735 высококвалифицированных штатных преподавателей, в числе которых 160 докторов наук, профессоров, 434 кандидатов наук, доцентов.
Только за последние 3 года учеными университета изданы 40 учебников с грифом Министерства образования и науки. В университете проводятся масштабные фундаментальные и прикладные исследования в различных областях экономики, по результатам которых ежегодно публикуется около 80 монографий. Библиотека университета, фонд которой насчитывает около 1,5 млн. книг на русском и иностранных языках, является крупнейшей и одной из старейших экономических библиотек России. Университет отличают традиции фундаментальности и высокого качества образования. За годы существования для народного хозяйства подготовлены десятки тысяч высококвалифицированных специалистов. Из стен университета вышли десятки ректоров вузов, академики и члены-корреспонденты российских и зарубежных академий, тысячи докторов наук. Выпускники университета занимают видные позиции в государственных органах управления, экономике, политике: являются членами Правительства, депутатами Совета Федерации и Государственной Думы, возглавляют крупнейшие корпорации, компании и банки России. В 2000 г. СПбГУЭФ стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга в области качества.
Важным элементом поддержания и развития конкурентных преимуществ является реализация международных образовательных программ совместно с рядом известных зарубежных университетов, что позволяет используя передовые методы обучения наработанные за длительный период за рубежом, адаптировать к реальным условиям российской экономики. Среди них программы двойных дипломов с французскими университетами «Пари-Дофин» (г. Париж) и «Пьер Мендес Франс» (г.Гренобль), университетом Нанси (группа ESIDEC), с германским университетом г.Хаген.
За последние годы открыт ряд магистерских программ, в том числе с Гамбургским университетом, римским университетом «La Sapienza» и Краковской экономической академией, по окончании которых выпускники получают два государственных национальных диплома. Осуществляется подготовка слушателей по трем программам МВА, совместно с Университетом прикладных наук Анхальд (Бернбург, Германия) программа МВА-Маркетинг; совместно с Высшей международной коммерческой школой (ESIDEC г. Мец, Франция) МВА-Управление предприятием; копоративная программа МВА-Управление предприятием для ООО «Автоэкспорт» (АК «Грузомобиль»).
Активно развивается сотрудничество и готовятся новые международные образовательные программы с США, Китаем и другими странами. Таким образом, университет реально вошел в европейское образовательное пространство, осуществляя подготовку высококвалифицированных профессионалов, востребованных рынком труда.
Комментарий экспертов ЭНТС «Союзмаш России»:
На недавнем совещании руководителей ВУЗа с руководителями ЭНТС стороны подробно обсудили текущие задачи и проблемы, стоящие перед отечественными промышленными предприятиями и научно-техническими организациями, и в первую очередь, в части подготовки квалифицированных кадров для этой сферы деятельности.Стороны пришли к единому мнению, что подготовка специалистов в области экономики, управления и финансов, применительно к потребностям российских промышленных предприятий, особенно в области машиностроения и других видов наукоемких производств имеют свою специфику, которую необходимо серьёзно учитывать в учебном процессе. Подготовку такой категории специалистов следует проводить в тесном взаимодействии с руководителями предприятий, на основе мониторинга тенденций в российской промышленности и науке, с учетом прогнозируемых перспектив отраслевого развития, ожидаемых объективных структурных преобразований в сфере промышленности и необходимости проведения стратегических преобразований на основе инновационных внедрений.С другой стороны, важную роль в подготовке специалистов играет осознанный приход молодежи в профессию с мотивированным желанием дальнейшей трудовой деятельности в сфере промышленности и науки. И для решения этой задачи сотрудничество СПбГУЭФ с Союзом машиностроителей России открывает большие возможности в короткие сроки обеспечивать отрасль высококвалифицированными специалистами. Программа сотрудничества ВУЗа и Союза машиностроителей России будет предусматривать совместные действия по следующим направлениями:
- профессиональная ориентация молодежи,
- введение в специальность- учебная программа,
- производственная практика по наиболее актуальным направлениям специализации , в т.ч. участие в деятельности различных инновационных и внедренческих групп особых экономических зон,
- сотрудничество с администрациями регионов,
- сотрудничество с работодателями ведущих промышленных предприятий и объединений,
- обеспечение трудоустройства выпускников по избранной профессии с привлекательными стартовыми условиями и перспективой достойного карьерного роста.
Руководство СПбГУЭФ готово активно развивать сотрудничество с промышленными предприятиями и отраслевыми объединениями. На этой основе университет уже формирует образовательные программы, ориентированные на потребности российских производителей и разработчиков.
Это уже второй проект Союза машиностроителей России направленный на скорейшее обеспечение промышленности квалифицированными кадрами, действительно осознанно приходящими на промышленное производство и в научную среду. Безусловно, высочайший уровень
СПбГУЭФ как высшего учебного заведения, его традиции, научная школа и гибкость подхода к современным требованиям с учетом возникающей специфики российских условий, готовность отвечать требованиям времени, позволяет утверждать, что поставленные задачи могут быть успешно решены.
ЭНТС может ответственно рекомендовать всем желающим получить высшую квалификации в области экономики, управления и финансов, сделать свой выбор в пользу СПбГУЭФ.
ЭНТС совместно с СПбГУЭФ приглашает к сотрудничеству руководителей регионов, руководителей и собственников крупных промышленных предприятий и объединений для совместного формирования среднесрочных программ подготовки квалифицированных специалистов под конкретные и прогнозируемые потребности регионов, предприятий и т.п.
В настоящее время СПбГУЭФ продолжает прием абитуриентов на вакантные места, на все специальности по всем формам обучения на контрактной основе. И соответственно есть возможность уже с этого года всем желающим приступить к освоению востребованных специальностей и получить широкие возможности для своего карьерного роста.
Контактные реквизиты:
СПбГУЭФ http://www.finec.ru
ЭНТС «Союзмаш России», http://umee-nw.ru
 
Разработка сайтов