Главная Архив номеров N-16 сентябрь 2007 Методический подход к оценке стоимости подготовки офицерских кадров ВМФ РФ
 

Авторизация



Методический подход к оценке стоимости подготовки офицерских кадров ВМФ РФ Печать

Капитан 1 ранга А.А.Сальман, к.т.н., доцент; капитан 2 ранга А.В.Козлов, ВМА им. Н.Г.Кузнецова

Подготовка офицерских кадров для Военно-Морского Флота РФ может рассматриваться как военно-экономическая задача. Результатом решения этой задачи является подготовленный до определенного уровня по первичной должности офицер ВМФ РФ. Достижение этого результата невозможно без затрат различных ресурсов. Основными видами этих ресурсов являются:
· материальные (техника и вооружение, здания и сооружения, военное имущество и т.д.);
· финансовые (бюджетные средства, выделяемые из федерального бюджета и внебюджетные средства на текущий год);
· людские (профессорско-преподавательский состав, управляющий и обслуживающий персонал).
Для того, чтобы оценить затраты на подготовку офицерских кадров для ВМФ РФ необходимо:
1. Классифицировать затраты на обучение;
2. Привести их к единой стоимостной форме (определить в рублях) с учетом необходимого дисконтирования при необходимости прогнозирования на последующие периоды.
3. Осуществить корректуру затрат в соответствии со спецификой обучения по различным специальностям.
Решение всех этих трех задач предполагает конкретизацию множества неопределенностей с ними связанных. Наиболее простым представляется решение первой задачи, связанной с классификацией затрат. Здесь основная трудность заключается в определении тех затрат, которые лишь опосредованно влияют на процесс подготовки офицерских кадров для ВС РФ. Приведение затрат к единой стоимостной форме так же вызывает проблемы. Они в основном связаны с необходимостью определения амортизационных затрат основных фондов, вооружения и военной техники и т.д. А также с затратами двойного предназначения, связанными в основном с проведением полевых занятий на полигонах, практикой в частях и на кораблях и других занятий вне самого высшего военно-учебного заведения.
Кроме этого, существенная неопределенность возникает и при определении частных затрат для обучения по конкретной отдельной специальности в соответствии с государственным стандартом. По современным государственным стандартам количество специальностей, по которым осуществляется подготовка кадровых офицеров, существенно превышает сотню. Кроме подготовки по специальностям, обучение проводится по почти такому же количеству специализаций. Все это предполагает определенное усреднение и соответствующие ошибки в оценках стоимости обучения.
В соответствии с экономическим содержанием затрат все затраты на подготовку офицерских кадров в Высших военно-учебных заведениях целесообразно представить как полные, прямые и косвенные. Причем совокупность прямых и косвенных затрат и представляет собой полные затраты.
Полные затраты на подготовку офицерских кадров в высших учебных заведениях включают все расходы, связанные с непосредственным обучением курсантов в ВВУЗах, а также расходы, связанные с их подготовкой в войсках, на полигонах, кораблях, в частях и в организациях ВМФ РФ.
В достаточной степени условное разбиение на подготовку офицеров в ВВУЗах и в действующих частях предполагает, что как в первом, так и во втором случае будут иметь место и прямые, и косвенные затраты.
Под прямыми затратами понимаются расходы, непосредственно связанные с процессом обучения.
Косвенными затратами являются расходы, связанные с обеспечением учебного процесса как в самих учебных заведениях, так и в войсках.
Само представление расходов как прямых и косвенных затрат, также в достаточной степени условнно, так как одни и те же затраты вполне возможно придется разделить на часть прямых и часть косвенных затрат.
Кроме этого представляет интерес определение следующих затрат:
- затрат по годам обучения (от первого до последнего курса) на одного обучаемого в ВВУЗе;
- среднегодовых затрат на одного обучаемого в ВВУЗе;
- среднегодовых затрат в ВВУЗах ВМФ РФ.
Таким образом, в соответствии с рассмотренной методологией можно определить (здесь и далее, если специально не оговорено, речь идет о среднегодовых затратах на всех обучаемых в ВВУЗе):

-

При этом, как в первой, так и во второй категории курсантов могут быть военнослужащие в разных военных званиях от солдата (матроса) до старшины (главного корабельного старшины).
Кроме этого, военнослужащие, проходящие службу по контракту, могут получать различные надбавки.
Эти особенности учитывает следующая формула, определяющая среднегодовое значение денежного содержания обучающегося:

-

-

-

-

-

-

Определенную трудность представляет оценка косвенных затрат на проведение войсковой (корабельной) практики курсантов ВВМУЗ, в связи с тем, что данные затраты не могут быть отнесены на каждого курсанта непосредственно в соответствии с какими-либо нормами или тарифами. В этой связи для оценки данных затрат целесообразно использовать следующий методический подход.
Войсковая (корабельная) практика (стажировка) для курсантов ВВМУЗ планируется ежегодно и в зависимости от целей практики (стажировки) может проводиться на боевых кораблях ВМФ РФ, в береговых воинских частях (морской пехоте, судоремонтных заводах ВМФ и т.д.), а также на учебных кораблях и катерах.
Прохождение курсантами практики (стажировки) в воинских частях, основным предназначением которых не является подготовка будущих офицерских кадров, преследует своей целью освоение обучающимися обязанностей соответствующих категорий военнослужащих (например, курсант 1 курса - обязанности матроса) путем дублирования их действий. При этом подразделения, в которых проходят практику курсанты, решают задачи в соответствии со своими собственными планами боевой подготовки вне зависимости от наличия в их составе практикующегося личного состава ВВМУЗ. В этом случае представляется целесообразным считать затраты, связанные с прохождением курсантами практики (стажировки) эквивалентными прямым затратам, связанным с их содержанием и доставкой к месту проведения практики (стажировки) и обратно.
Для решения ряда специфических задач, связанных с обучением переменного состава ВВМУЗ, на вооружении ВМФ РФ состоят учебные корабли и катера, затраты на содержание которых необходимо учитывать в составе стоимости войсковой (корабельной) практики (стажировки) курсантов. Эти затраты следует рассматривать как косвенные затраты, так как они не могут быть отнесены непосредственно на конкретного курсанта, а, следовательно, должны быть распределены равномерно между всеми курсантами, проходящими практику.
Тогда для оценки косвенных затрат на проведение войсковой практики курсантов ВВМУЗ необходимо оценить среднегодовые затраты, связанные с содержанием учебных кораблей и катеров ВМФ, которые могут быть определены с использованием соответствующих методик. Среднегодовые косвенные затраты на проведение войсковой (корабельной) практики одного курсанта ВВМУЗ могут быть определены согласно формулы:

Таким образом, учитывая изложенные выше соображения, можно оценить косвенные затраты на проведение войсковой (корабельной) практики курсанта ВВМУЗ, связанные с содержанием учебных кораблей и катеров ВМФ.
Пример расчета среднегодовой стоимости обучения курсанта ВВМУЗ (Военно-морского инженерного института) приведен в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты расчета основных показателей затрат на одного курсанта, обучаемого по контракту в ВВУЗе (Военно-морском инженерном институте)

По мнению авторов, изложенный подход к оценке стоимости обучения курсанта ВВМУЗ ВМФ РФ может найти применение при решении задач военно-экономического анализа в области строительства Военно-морского флота Российской Федерации.

 
Разработка сайтов