Главная Архив номеров N-19 июль 2008 Об инновационной информационной системе управления социально-экономическими процессами
 

Авторизация



Об инновационной информационной системе управления социально-экономическими процессами Печать

Капитан 1 ранга в/о М. З. Закиров, профессор, председатель Общественного Союза Гражданской адаптации бывших военнослужащих «ГРАД».

Постановка проблемы
На протяжении многих лет, с тех пор как в 90-е годы прошедшего столетия в стране началось реформирование Вооруженных Сил, ведется поиск новых методов социально-профессиональной адаптации военнослужащих.
Исследователи начали проявлять интерес к инновационным процессам, так как многие общепринятые методы в новых рыночных условиях практически перестали работать. Но мало кем осознавалось, что научное обоснование, разработка новых идей социального управления, входят в понятие инновационной сущности как важной основы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Общепринятое мнение о том, что инновационные процессы управления социальными процессами начинаются с генерации идей, сложилось лишь недавно в связи с неудачами социально-профессиональной адаптации и переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Большое влияние на такую трансформацию представлений повлияло и то, что огромный потенциал высокообразованных граждан, из числа уволенных с военной службы военнослужащих, и членов их семей до сих пор остаются невостребованными на рынке труда. Сложилась парадоксальная ситуация, практически большинство окончивших определенные курсы переподготовки военнослужащие не могут нигде устроиться на работу. Учебные заведения выпускают специалистов вчерашнего дня, с большим отставанием, а большинство из них не учитывают потребности промышленности, научных организаций, средних и малых предприятий и муниципальных структур.
В настоящее время инновационный процесс социально-профессиональной адаптации и переподготовки в реальном отечественном воплощении разорван, не управляется и не регулируется. Несомненно создание инновационного управления на основе концептуальных моделей, реализованных в информационной системе, построенной с использованием современных информационных технологий, может стать инструментарием при решении государственных программ социальной защиты граждан, уволенных с военной службы военнослужащих, и членов их семей, привлечь их в областях, ориентированных на перспективу перевооружения производства и сферы услуг с использованием современных достижений науки, которые являлись бы своего рода ориентирами для многих предприятий, организованных с участием военнослужащих и были бы решены многие социальные проблемы, начиная с трудоустройства, переподготовки и решения вопросов приобретения жилья самими военнослужащими. Как показывают социологические исследования, проводимые Центром социологических исследований МО, военнослужащие, проводившие самостоятельные исследования, используя инновационные методы социально-профессиональной адаптации, уже до увольнения определяют себе поле действия. Однако таких военнослужащих мало, и необходимо большинству их помочь адаптироваться к новым условиям с помощью специализированных центров социально-профессиональной адаптации.
При разработке инновационных идей социально-профессиональной адаптации и переподготовки используются концептуальные модели, реализующие полный цикл инновационных процессов социальной защиты военнослужащих, базирующихся на последнее общепринятое представление об инновационных процессах, иллюстрируемых схемой: генерация инновационных идей - технологическое воплощение и коммерциализация предлагаемых для использования новшеств - использование новшеств в производственной и в непроизводственной сфере.
Формы реализации информационной системы
Ядром инновационной информационной системы должна стать единая база данных, доступная всем функциональным программным комплексам, сопровождающим задачи подготовки, переподготовки, трудоустройства граждан, уволенных из ВС, и членов их семей, взаимодействия с центрами подготовки, переподготовки и трудоустройства, бизнес-инкубаторами, вновь открывающимися предприятиями различной формы собственности. При этом информационная система должна решать задачи анализа и прогнозирования. Она должна функционировать как автономно, так и в сопряжении с другими информационными системами соцзащиты населения, военных комиссариатов.
Принципиально система должна обеспечивать обратную связь с пользователем, а также информационное взаимодействие:
•с региональными ветеранскими организациями;
•с центрами разработки и подготовки методических руководств по внедрению инновационных методов управления социально-экономическими процессами в ветеранской среде;
•с кадровыми органами общественных и государственных учреждений, комитетами социальной защиты населения;
•с региональными (местными) органами службы занятости;
•с центрами социологических исследований Министерства обороны, переподготовки и трудоустройства граждан, уволенных из ВС, и членов их семей;
•с заинтересованными научно-исследовательскими организациями, высшими и профессионально-техническми образовательными учреждениями.
Ожидаемые результаты
Какие позитивные изменения последуют после внедрения предлагаемой информационной системы? Мы можем ожидать:
- улучшение социального самочувствия граждан;
- оперативная поддержка людей, попавших в тяжелые жизненные ситуации;
- создание условий для реализации созидательных возможностей ветеранов, снижение уровня безработицы в их среде ;
- помощь в получении образования и трудоустройстве по специальности молодым людям, отслужившим срочную службу;
- более активное вовлечение государственных и негосударственных организаций, различных структур социальной защиты в совместную работу;
- широкое применение инновационных методов социальной, психологической и медицинской реабилитации и адаптации солдат срочной службы, участвовавших в локальных военных операциях и получивших травмы различной тяжести;
- создание базы данных вдов ветеранов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и оказание им социальной поддержки;
- создание базы данных инноваций, направленных на создание новых предприятий с кадровым обеспечением ветеранами ВС.
Вместе с тем, данная информационная система поможет сформулировать дополнительно ряд других задач, такие как государственная информационная и промышленная политика относительно перспективных кадров, которыми являются увольняемые из рядов ВС специалисты. Можно сказать, что реализация данного замыслаа актуальна еще и тем, что решение проблем социально-профессиональной адаптации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих может стать важным фактором экономического развития страны.

 
Разработка сайтов