Главная Архив номеров N-19 июль 2008 Критерии и показатели боевой готовности кораблей готовности кораблей
 

Авторизация



Критерии и показатели боевой готовности кораблей готовности кораблей Печать

Капитан 1 ранга В.А. ИЛЬИН,доктор военных наук, профессор.

От редакции. Коллектив «Морской газеты» поздравляет нашего постоянного автора Виктора Алексеевича Ильина с успешной защитой докторской диссертации!

В «Морском сборнике» несколько лет назад была опубликована фундаментальная статья,1 посвященная системному подходу к оценке боеготовности сил флота. Авторы выявили соотношения между терминами «боеспособность» и «боевая готовность», совершенно справедливо указали на многогранность критерия боеготовности и кроме оценки по критерию времени предложили оценку уровня боеготовности через соотношение потенциалов (наличного, потребного и реализуемого).

По мнению авторов предлагаемой статьи, необходимо подойти к проблеме критериев и показателей боеготовности кораблей несколько глубже. Рассмотрим несколько примеров.
Предположим, корабль имеет полностью боеготовый ударный ракетный комплекс, но имеется неисправность энергетической установки, что не позволяет обеспечить ракетный комплекс требуемыми электрическими мощностями. Корабль боеготов? Очевидно, нет.
Еще один пример. В тех же условиях и при исправной энергетической системе часть зенитных комплексов на корабле не исправны. Боеготов корабль? Можно ожидать ответ: «готов с ограничениями». Это что такое? Ограниченно годен? То есть инвалид? Подобные термины родились в сложных экономических условиях, чтобы хоть как-то сохранить корабельный состав. Но использовать подобные критерии к оценке боевой готовности нельзя. Частично боеготовый корабль - это все равно что частично беременная женщина. А ведь корабль с неготовыми средствами ПВО не решит главную задачу: не довезет ракеты до точки старта, не дойдет до района поиска подводных лодок, не довезет морской десант до района десантирования, не обеспечит прорыв минного заграждения и т.п.
И последний пример. Из боевого расчета уволился по истечению срока контракта ведущий специалист, мастер военного дела. На его место принят специалист, не имеющий опыта службы на данной системе вооружения. Система (комплекс) боеготова? Смотри выше… И система будет не боеготова, пока наш специалист не достигнет требуемого уровня умений и навыков по обслуживанию данной системы вооружения.
Совершенно правы А.Н. Золотов и О.Т. Шкирятов, указывая на запутанность понятий «боевая готовность» и «боевая способность» в наших военных словарях и энциклопедиях. Не лучше обстоит дело и в руководящих документах ВМФ.
Попробуем разобраться, исходя из семантики слов «готовность» и «боевая». В соответствии с логикой русского языка они означают только «готовность вести бой» и больше ничего. И если боевая готовность №1 и боевая готовность №2 имеют физический смысл - готовность вести бой полным составом сил и средств и 50% составом сил и средств, соответственно, то все остальные понятия боевой готовности логически некорректны.
Таким образом, боевая готовность - это готовность к ведению боя, решению боевых задач по предназначению. И критерий боеготовности может быть описан только единичной функцией, то есть принимать одно из двух значений: 1 - готов и 0 - не готов, других вариантов быть не должно.
Боевая готовность корабля, части, подразделения имеет три составляющие:
- готовность личного состава (экипажа, боевого расчета);
- наличие материальных запасов, включая боекомплект. Неполный боекомплект позволит решить боевую задачу только частично;
- техническая готовность систем вооружения и обеспечивающих систем, которые, в свою очередь, зависят от подготовленности личного состава, их обслуживающего, и наличия необходимых материальных запасов.
Для боевых кораблей можно выделить еще одну составляющую готовности - навигационную - готовность безопасно с требуемой точностью плавать в море для решения боевых задач. Естественно, эта составляющая готовности также зависит от подготовленности личного состава, осуществляющего кораблевождение, технической готовности средств навигации и наличия, в конце концов, необходимых навигационных пособий.
Как видим, показатель каждой из этих составляющих боевой готовности является сложным, состоящим в свою очередь из целого ряда элементов. Показатель каждого из этих элементов может быть также описан только единичной функцией, принимающей одно из двух значений: 1 - готово и 0 - не готово. Общий показатель составляющих боевой готовности (группы показателей) и главный показатель (критерий) боеготовности подразделения, корабля, части мультпликативны, они не могут быть аддитивными (их нельзя складывать и как-то усреднять) - мы получим «частично боеготовый корабль», «частично боеготовый комплекс» и т.п. Произведение показателей всех составляющих боевой готовности может дать только единицу или ноль, других показателей боевой готовности быть не может. Действительно, противник, планируя боевые действия против наших сил, рассчитывает на их полную боевую готовность, а не на некую «ограниченную» и вести боевые действия придется с полностью боеготовым противником. Поэтому пора прекратить всякие лукавства и говорить откровенно: боеготов корабль или не боеготов, боеготово подразделение или не боеготово и принимать все меры к восстановлению боевой готовности или менять задачи кораблю.
Остановимся поподробнее на важнейшей составляющей боеготовности - готовности личного состава (экипажа, боевого расчета). Готовность экипажа, боевого расчета определяется его укомплектованностью, подготовленностью каждого члена экипажа, боевого расчета и экипажа в целом.
Подготовленность члена боевого расчета, экипажа определяется наличием у него определенных умений и навыков. Основными показателями здесь выступают боевые нормативы. Однако современная система оценок нормативов «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» очевидно уже не приемлема. Нельзя воевать на оценку «удовлетворительно». Такая система оценок допустима (и необходима) при обучении специалистов, но не в системе боевой подготовки, призванной поддерживать боевую готовность кораблей и частей. Здесь могут быть только два показателя: норматив выполняется или не выполняется.
Аналогично оценивается подготовленность боевого расчета, экипажа. Выполняет расчет боевые нормативы или не выполняет, решает все свойственные задачи во всех условиях обстановки или не решает. Конечно, в боевом расчете, в экипаже есть главные лица, есть вспомогательный персонал, непосредственно не влияющий на готовность к решению боевой задачи расчетом, экипажем. Обед, приготовленный на «удовлетворительно», скорее всего, не повлияет на исход конкретного боя, но если ежедневно экипаж будет получать «удовлетворительную» пищу, то его моральная и физическая готовность к решению боевых задач может оказаться пониженной. В некоторых случаях недостаточная готовность одного или нескольких членов боевого расчета, экипажа может быть скомпенсирована действиями других членов расчета, экипажа. Подчеркнем: только в некоторых случаях, не по всему кругу задач и на определенном промежутке времени.
Безусловно, такие жесткие требования к боевой готовности предъявляют и иные подходы как к организации боевой подготовки, так и к оснащению системы боевой подготовки соответствующей учебно-материальной базой. Организация боевой подготовки должна быть направлена не на получение высокой оценки любой ценой, а на достижение реального уровня боевой готовности. Достичь требуемого уровня готовности личного состава, боевых расчетов, экипажей возможно только путем создания учебных центров флотов, объединений и соединений и оснащения их современными тренажно-обучающими средствами.

 
Разработка сайтов