Главная Архив номеров N-19 июль 2008 Выставка «Архимед-2008» и инновационный путь развития России
 

Авторизация



Выставка «Архимед-2008» и инновационный путь развития России Печать

А.П.Соловьев, начальник НИЛ высоких технологий ВМА, Заслуженный изобретатель РФ, к.т.н., с.н.с В. Н. Половинкин, научный руководитель НИЛ-ВТ,

В текущем году исполняется 100 лет первой в России выставки новейших изобретений. В наше время подобные выставки организуются ежегодно и в рамках Московского международного салона промышленной собственности.
С 1 по 4 апреля прошел очередной 11-й салон и выставка
«Архимед-2008». НИЛ высоких технологий Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова
в 8-й раз представила на выставке ряд патентов РФ на изобретения
по выполненным разработкам последних лет.

Представлены 1126 экспонатов (патентов на изобретения и полезные модели, товарных знаков и промышленных образцов) из России и ряда зарубежных стран. Из общего числа экспонатов около 20% представлены от НИИ и учебных заведений Минобороны РФ.
Наибольшее число экспонатов было по энергетике (88), наземному, морскому и воздушному транспорту (81), авиации (79), а также безопасности, защите и спасению человека (78). НИЛ-ВТ представила 3 новых патента на изобретения, два из которых отмечены медалями выставки.
Всего экспонаты выставки награждены 190 золотыми, 190 серебряными медалями и 149 дипломами Роспатента. Гран-при «Золотой Архимед» присужден Военной академии ракетных войск им. Петра Великого за серию разработок, представленных на выставке салона. Помимо этого 4 из 7 специальных призов вручены ВУЗам МО РФ. Военно-морская академия награждена за комплекс разработок призом Украины.
Качественный анализ представленных на выставке экспонатов показывает, что они охватывают чрезвычайно широкий круг человеческой деятельности, начиная от бесспорно важных разработок, к примеру, по безопасности, защите и спасению человека и кончая разработками типа «ящик для уборки экскрементов домашних животных», или «технология замораживания умерших людей для последующего воскрешения» (без комментариев!).
По существу разработки никак не дифференцированы: высокие технологии соседствуют с малозначительными разработками и наоборот. Создается впечатление, что устроителей выставки больше заботит количество экспонатов, чтобы, по крайней мере, их было не меньше, чем на прошлогодней выставке, а не качество. Может быть, поэтому первых сравнительно мало, так как авторы высоких технологий предпочитают представлять свои работы на других, специализированных выставках. Лишь несколько экспонатов из всей выставки рекламируются как оригинальные российские разработки. Авторы других по скромности, невозможности или нежелании самим оценить уровень разработки об этом умалчивают. По-прежнему основной недостаток экспонатов - слишком мало макетов и опытных образцов разработок. Военно-морской академии, как и другим ВУЗам МО РФ, для создания макетов финансирование не предусмотрено, в результате чего многие важные изобретения, в том числе для гражданской отрасти промышленности, остаются только на бумаге. Предприниматели (инвесторы) обходят стороной плакатные стенды МО РФ, даже не знакомясь с их содержанием, какими бы они не были прорывными. На новом, современном этапе развития страны принято брать за образец западные нормы жизни, работы и поведения. На западе изобретатель предлагает покупателю не бумажный патент, а созданный макет или опытный образец устройства или способ (технологию) производства какого-то товара. Понятно, что это повышает доверие к предложенному патенту. Его зарплаты (накоплений) часто достаточно, чтобы самостоятельно изготовить макет или даже опытный образец устройства. Этого же в настоящий момент требуют московские чиновники и от российских изобретателей, в том числе и ВУЗов МО РФ, забывая или не желая знать, что финансовые возможности россиян на порядок меньше. На сегодняшний день только в ВМА (НИЛ-ВТ) есть острая необходимость изготовления нескольких макетов запатентованных устройств и технологий:
- управляемых ускорителей потока (воды и воздуха), которые могут быть положены в основу нового поколения реактивных движителей кораблей, судов и летательных аппаратов, реактивных турбин в качестве привода электрогенераторов и приводов вала движителей кораблей и судов с целью значительной экономии топлива;
- дефлегматизаторов системы защиты углеводородного топлива транспортных средств ВВТ и гражданского применения, а также хранилищ топлива от возгорания и взрыва при воздействии открытого огня, пуль и осколков, падении на землю ЛА и столкновении как в боевых условиях, так и в повседневной эксплуатации транспортных средств и при террористических актах;
- устройств нанесения антифрикционных покрытий из минеральных материалов природного происхождения на узлы трения машин и механизмов в процессе их изготовления, ремонта и восстановления;
- трансзвуковых струйных аппаратов для перспективных энергетических установок кораблей и береговых объектов с целью исследования характеристик их функционирования в корабельных условиях и в закрытых помещениях с работающими двигателями;
- генераторов электрической энергии ВВТ за счет энергии электромагнитных полей околоземного пространства.
Наверняка подобная необходимость есть и в других ВУЗах Минобороны.
Поэтому, если государство не на словах, а на деле действительно переходит на инновационный путь развития, то нельзя обойтись без новых изобретений и открытий в военной и гражданской сферах деятельности. При этом оно на некоторое время должно стать куратором изобретательской работы в стране, признав ее национальным проектом.
Известно, что большая часть изобретений и открытий в СССР была создана на предприятиях ВПК и космической промышленности, при этом вопрос о внедрении и использовании их для гражданских нужд так и не был решен. Реформы во многом разрушили эту отрасль. Только в последние годы наметилась тенденция восстановления отрасли (под другим названием - ОПК). В архивах оборонных предприятий было немало ценных разработок. К сегодняшнему дню этот богатый научно-технический потенциал морально устарел, большинство патентов (авторских свидетельств) утратили свою силу. Лишь немногие из них еще можно использовать в ОПК и гражданских отраслях промышленности и то при своевременном и достаточном финансировании со стороны государства внедрения таких разработок. В этих условиях для движения страны по инновационному пути нельзя надеяться на стихийный процесс в области изобретательства. Требуется всемерная поддержка со стороны государства: дополнительные стимулы для привлечения к изобретательской работе работников НИИ, КБ, ВУЗов, предприятий промышленности и, в первую очередь, ОПК; снижение пошлин на оформление патентов; помощь изобретателям, в том числе МО РФ, в создании макетов и /или опытных образцов по патентам, например, путем целевого финансирования предприятий ОПК или организации специализированных центров для этих целей в Москве, Петербурге, Новосибирске и др. Понятно, что должна быть адресная поддержка в первую очередь прорывных изобретений, проектов и технологий, которые способны обеспечить ускорение инновационного развития страны. Со временем такие затраты наверняка окупятся созданием новых перспективных образцов ВВТ, разработкой новейших военных и гражданских технологий.
По нашему мнению, возможности ВУЗов МО РФ в области изобретательства, их участия в созидательной работе по созданию современной инновационной экономики страны на новой основе явно недооцениваются. В этих ВУЗах трудятся многие сотни докторов и кандидатов наук, научный и технический потенциал которых для инновационных разработок используется недостаточно. И одна из главных причин этому - отсутствие в ВУЗах финансовых средств для проведения экспериментов при разработке новых технологий, для конструирования и изготовления макетов устройств при разработке новых технических устройств. Такое содействие государства изобретательскому творчеству в совокупности с повышением ответственности ученых за свою научную деятельность даст импульс в развитии инноваций как для Минобороны, так и для страны в целом.
В настоящее время в Вооруженных Силах РФ существуют два магистральных направления исследований, требующих своего решения. Во-первых, как и каким образом в условиях недостатка финансирования обеспечить надежную эксплуатацию имеющегося вооружения и военной техники, учитывая большую степень изношенности оборудования, отсутствие достаточного объема и номенклатуры запасных частей для ремонта и восстановления ВВТ. Во-вторых, необходимость своевременной разработки научно - технического задела для создания перспективных образцов ВВТ нового поколения, главным образом, на основе собственных патентов на изобретения, новейших высоких технологий, нетрадиционных решений и подходов.
Свой посильный вклад в решение задач первого направления вносит и ВМА (НИЛ-ВТ). В прошедшем году лаборатория представила патент на изобретение «Высоконадежные узлы энергетического оборудования. Техника нового поколения», отмеченный золотой медалью выставки «Архимед-2007». Предложена технология нанесения минеральных покрытий на узлы трения из металлов и сплавов машин, механизмов и оборудования, которая должна обеспечить низкий уровень трения и одновременно защиту от коррозии. На Калужском турбинном заводе минеральные покрытия уже применяются при изготовлении ряда деталей и узлов турбин и насосов геотермальной электростанции. В частности, для обработки штоков, осей и втулок узлов парораспределения, цилиндров и поршней сервомоторов, пневмо- и гидроцилиндров, валов и втулок (рубашек) различных насосов и т.п. Изделия показали высокую надежность. Интенсивность изнашивания снизилась в 5-10 раз, а трудоемкость изготовления в 5- 6 раз.
В 2008 г. эту технологию планируется широко использовать при изготовлении энергетического оборудования плавучих атомных электростанций, предназначенных, в первую очередь, для работы в условиях Крайнего Севера.
В настоящее время проводятся работы по заключению лицензионных договоров с рядом предприятий страны на право использования запатентованных технологий в промышленной продукции.
В текущем году нами сделан следующий шаг. На выставке был представлен патент на изобретение «Способ обеспечения минимальных механических потерь в цилиндро-поршневой группе ДВС любых типов при формировании покрытий поверхностей деталей без разборки двигателя» (авторы: Лазарев С.Ю., Половинкин В.Н., Токманев С.Б.). По существу это уникальная по простоте, дешевизне, доступности технология восстановления и поддержания высоких технических характеристик в период эксплуатации разнообразных машин, механизмов и оборудования военного и гражданского назначения в различных климатических условиях. Предложенная технология награждена Золотой медалью выставки «Архимед-2008». В основе технологии лежат результаты теоретических исследований, выполненных в ВМА, а также многолетних натурных испытаний всех видов транспорта в Санкт-Петербурге и Москве.
Применение разработанных в ВМА минеральных технологий позволит существенно продлить эксплуатацию транспортных средств путем восстановления и поддержания их технических характеристик, повысить надежность техники, отказаться от капитальных ремонтов, например автотракторных средств, продлить межремонтный срок их работы.
Вторая разработка под названием «Активное крыло» (Соловьев А.П., Турышев Б.И.) получила серебряную медаль выставки. Она относится ко второму направлению работ. Для оценки возможностей ее использования на транспорте и в энергетике еще предстоит сделать многое. По существу сформулирована идея, показана ее новизна, патентоспособность и возможность промышленного производства. А пока патент по этой разработке пополнит научно-технический задел на будущее.
 
Разработка сайтов