Главная Архив номеров N-19 июль 2008 Высшее техническое образование в России: его настоящее и ожидаемые перспективы
 

Авторизация



Высшее техническое образование в России: его настоящее и ожидаемые перспективы Печать

Ю.Н. КУЛЕШ, к.т.н., доцент, О.И. ЕФИМОВ, к.т.н., профессор

ОТ РЕДАКЦИИ. Данная публикация продолжает дискуссию о проблемах высшей школы в России, делая акцент на вопросах развития высшего технического образования.

В системе высшего образования, и в области инженерного образования в частности, накопилось множество проблем, которые уже давно требуют незамедлительного решения. О серьёзности ситуации буквально “кричат” многие публикации в СМИ. Приведём заголовок только одной статьи в “Независимой газете” академика РАН, профессора, президента Московской государственной юридической академии, заслуженного деятеля науки РФ О.Е. Кутафина: “Негосударевы слуги. Через пять лет высшее образование в России может стать фикцией”.

А чего стоит прошедший по всем телеканалам удивительный случай, когда целая группа студентов предложила преподавателю взятку за получение зачёта без его сдачи. Интересно, эти студенты добровольно поступили в университет, или их привели туда под ружьём? Или такая новость, как исчезновение многих наших когда-то знаменитых вузов из списков международных рейтинговых оценок университетов, и запредельно далёкое от первых место МГУ в этом списке!
В этой статье мы выскажемся по некоторым проблемам высшего государственного инженерного образования в нашей стране.
1. Относительно финансирования образования, есть простой и универсальный критерий оценки уровня зарплаты в любой области деятельности. Если молодёжь охотно идёт работать в отрасль, положение с оплатой труда в ней удовлетворительное. Поскольку преподавательский корпус большинства наших государственных технических университетов стремительно стареет, ситуация здесь должна быть признана неудовлетворительной.
О каком стремлении к получению ученых степеней и званий может идти речь, если профессор и доцент получают зарплату, соизмеримую с уборщицей или кондуктором в общественном транспорте? Зарплата около трех тысяч рублей в месяц (менее прожиточного минимума), полагающаяся ассистенту, кроме «горькой» усмешки комментариев не требует. А как перспективный молодой специалист (других не надо) должен решать проблемы создания семьи, воспитания детей, приобретения жилья? Работать на стороне? Но по-настоящему продуктивная научная деятельность требует сосредоточенной и далеко не нормируемой по времени работы.
2. В вузах сосредоточена значительная часть научного потенциала страны. В прошлые годы практически все преподаватели, по крайней мере, ведущих технических вузов, работали по контрактам с промышленностью. Это благотворно влияло как на учебный процесс, так и на качество промышленной продукции. Сегодня работа преподавателя по контракту с промышленностью - большая редкость. И причины здесь не в пассивности (или не столько в пассивности) преподавательского корпуса. У науки сегодня, по существу, нет Заказчика. Разве это нормально, когда большой отряд учёных, работающих в вузах, практически не задействован в процессе модернизации страны и вынужден зарабатывать себе на жизнь репетиторством или другими способами, вообще не связанными с преподавательской и исследовательской работой? Многие учёные и в этих «подпольных» условиях продолжают творить, получают научные результаты и публикуют их. Если они в своей стране не востребованы, по сути дела, невольно работают на наших конкурентов. Экономически развитые страны только потому успешно конкурируют со странами с более низким уровнем социальных гарантий, что постоянно изучают, перерабатывают и оперативно реализуют в виде готовой продукции научные идеи всего мира.
Оазисом отечественных наукоемких технологий являются предприятия оборонно-промышленного комплекса. Повышенные требования к дисциплине труда и ответственности априори отпугивают отсюда большинство «расслабленных» студентов. Даже те, кто по желанию родителей или советам знакомых поступил в «тяжелые» ВУЗы, рассматривают обучение в них только как получение «престижного» диплома. Этому опять же способствует низкая заработная плата инженера по сравнению с работником сферы обслуживания.
3. Мы многое заимствуем у передовых западных стран, но делаем это выборочно, несистемно. Между тем наши заимствования эффективно работают только в той системе, в которую они были встроены. Уже десятки лет тому назад в передовых странах была обычной практика поставки новейших компьютеров, приборов, лабораторного оборудования, в первую очередь, в университеты. И понятно почему. Мы же до сих пор по совершенно непонятным причинам держим большую часть отечественных государственных университетов на голодном “материально- техническом” пайке, рассуждая при этом об инновациях и нанотехнологиях. Кто должен создавать эти технологии, выпускники наших университетов или пришельцы с других планет? Увы, инновационный путь развития отечественной промышленности носит пока лишь декларативный характер.
4. Сегодня преподаватель технического университета значительную часть своего рабочего времени затрачивает на изнурительный процесс “вытягивания” студентов - двоечников до уровня студентов - троечников. Причём неуспевающих студентов довольно много. Каждая сессия - это своеобразная “битва за урожай” из нашего недавнего прошлого.
Эти авралы объясняются многими причинам.
Во-первых, слаба школьная подготовка многих студентов по русскому языку, по физике и математике.
Во-вторых, значительная часть студентов приходит в университеты не за знаниями, а за “корочками”, т.е. за дипломами. Отсюда нежелание утруждать себя регулярными занятиями, готовность купить зачёт или экзамен, лишь бы избежать их сдачи. Чтобы сегодня устроиться на приличную работу, нужен диплом, хотя сама работа зачастую и не требует университетских знаний. Повторим, что в головах студентов, как правило, приличная работа не ассоциируется с работой инженера.
В-третьих, на гуманитарные факультеты трудно поступить, в технических же университетах вступительные конкурсы небольшие. Доступность технических вузов привлекает и дезориентирует многих абитуриентов. Только став студентами, они с удивлением узнают, что в технических университетах довольно трудно учиться.
Почему же преподаватели ориентированы не на дополнительные занятия с хорошо успевающими студентами, не на научные и методические исследования, а на неэффективную “борьбу с двойками”? Дело в том, что с недавних пор число преподавателей зависит от числа студентов. Причём каждый семестр на одного преподавателя младших курсов технического университета приходится порядка ста пятидесяти студентов, и это число постоянно растёт. Говорить об индивидуальной работе с ними в таких условиях просто не приходится.
Норма, устанавливающая число преподавателей в зависимости от числа студентов, лишь на первый взгляд имеет какой-то смысл, а на самом деле вредна и должна быть отменена. Судите сами. Чем выше требования к студентам, то есть чем выше качество подготовки специалистов, тем хуже преподавателям, тем больше у них вероятность потерять работу из-за отчисления двоечников. С другой стороны, любой бездельник постепенно начинает понимать свою «ценность» и уверенно рассчитывает на тройку практически при любом качестве знаний. Это просто какой- то неестественный отбор!
Непонятно, кому в нашей стране нужны “троечно - двоечные” специалисты, массово взращиваемые за счёт налогоплательщиков? Зачем надо вымучивать выпуск плохих инженеров, которые вряд ли когда-нибудь будут работать инженерами? Мы говорим о правовом нигилизме в нашей стране, но зачастую допускаем нарушения регламента в учебных заведениях, прививая молодым людям неуважительное отношение к закону. Например, студенты, не имеющие всех зачётов, часто, в нарушение закона, допускаются к сдаче экзаменов. Необоснованно продляются сроки сдачи академических задолженностей. А что делать, если неуспевающих студентов слишком много?
Многие проблемы можно устранить самым естественным образом, например, если вообще не отчислять студентов за академическую неуспеваемость без желания самих студентов уйти из университета. Успешным в учёбе студентам государство гарантирует ряд льгот: они учатся бесплатно, могут получать достойную стипендию, они имеют отсрочку от службы в армии и т.д. Студенты, которые не справляются с учебной программой и годны по здоровью для службы в армии, теряют право на отсрочку и идут служить, но из университета не отчисляются. Их учёба прерывается, сегодня - на один год, в перспективе - на полгода. По окончании службы они могут продолжить учёбу в университете. Но теперь уже за свой счёт, или по льготе, устанавливаемой государством. Отставшие студенты, непригодные для службы в армии, идут работать. Но они также должны иметь возможность продолжения учёбы в университете на платной основе. При хорошей успеваемости и при наличии освободившихся бюджетных мест успешные в учёбе студенты - внебюджетники могут претендовать на эти места. В любом варианте должно неукоснительно соблюдаться правило: каждая льгота должна быть заработана.
Через несколько лет работы университетов по новым предлагаемым правилам штат преподавателей фиксируется. Он не может зависеть от уровня требований к студентам. Эти требования должны быть унифицированы по всей стране.
Имеются и другие возможности более естественной увязки числа преподавателей университета с числом обучающихся в нём студентов. Например, можно увеличить цветовую гамму дипломов, выдаваемых выпускникам университетов, в зависимости от их успехов в процессе учёбы.
5. Уже много лет система образования живёт в условиях реформ. Поскольку сфера образования затрагивает интересы практически каждого жителя нашей страны, можно было бы ожидать более широкого общественного обсуждения основных направлений её реформирования. Даже профессионалы, работающие в этой системе, зачастую не очень понимают, в чём же суть этих реформ? Их интересует, когда и как будут решаться многие наболевшие проблемы? Например, кто несёт ответственность за неэффективную работу многих технических университетов, выпускающих на бюджетные деньги плохих специалистов? Почему многие университеты так плохо оснащены?
Серьёзнейшая проблема в нашей стране - проблема воспитания. Известно, что у нас велик процент неблагополучных и неполных семей. Да и во многих благополучных семьях родители допоздна заняты на работе. Кто должен подстраховывать процесс воспитания детей в таких семьях? Раньше это была школа. Сегодня школа целенаправленно корректировкой воспитательного процесса практически не занимается. Если родители и школа не озабочены воспитанием детей, этим вынуждено заниматься МВД, что неэффективно, дорого и поздно.
Сегодня все дети учатся в школе десять лет и больше. Почему так неэффективна эта учёба, почему многие выпускники школ малограмотны? Почему всё ещё в стране процветают бескультурье и хамство? Наконец, почему так велика преступность в молодёжной среде?
Таким образом, под заголовком «ОБРАЗОВАНИЕ» перед нашим государством стоит целый комплекс тесно взаимосвязанных проблем.
Если никак не получается решать их комплексно, то в интересах спасения высшей школы, как минимум, необходимо ускоренно решать вопросы стимулирования научных исследований в области прорывных технологий и параллельно срочно восстанавливать профессорско-преподавательские кадры - тех, кто обеспечит «выращивание» соответствующих требованиям современной науки и производства кадров высшей квалификации.
В качестве дискуссионной темы можно предложить, например, следующее. Законодательно должно быть разрешено обучение в течение неопределенного времени. Только успешно обучающиеся в рамках учебного плана студенты могут рассчитывать на федеральное финансирование учебы с получением отсрочки от военного призыва и академического отпуска по болезни. Должна действовать установленная законом прогрессирующая по количеству попыток цена за неоднократную сдачу учебных заданий. При этом не менее 60 % этой платы должно начисляться «принимающим хвосты» преподавателям. После завершения сессии в установленные сроки неуспевающие студенты могут продолжать обучение только на коммерческой основе. Автоматически они лишаются отсрочки от призыва на действительную военную службу. Отчисление «нерадивых» из ВУЗа производится через два года при отсутствии подтверждающих учебное прилежание оценок.
Надеемся, что данная статья активизирует плодотворную дискуссию, в процессе которой будут найдены действенные рецепты оздоровления отечественной системы воспитания и образования. Время показало, что в этих вопросах нужен не формальный чиновничий, а по-настоящему профессиональный подход.

 
Разработка сайтов