Главная Архив номеров N-19 июль 2008 ДЕФЕКТ МАСШТАБИРОВАНИЯ
 

Авторизация



ДЕФЕКТ МАСШТАБИРОВАНИЯ Печать

Капитан 2 ранга А. Ю. Пылаев.

Знаете, чем по-настоящему уникальна американская демократия? Нужно очень вдумчиво, много десятилетий работать над воспитанием четвертьмиллиардной ковбойской нации, чтобы в дальнейшем она, уже «на автомате», раз в четыре года в восторженной истерике и с пеной у рта делала «судьбоносный выбор» между светло-зеленым и темно-салатовым.
Нация должна свято верить в некую РАЗНИЦУ. Иллюзия собственной демократичности питает силу и азарт в очередной драке за мировые ресурсы (а драка будет обязательно). И нужно быть искренним «демократом и общечеловеком», чтобы есть за четверых, оставляя троих голодными. Уникальный случай, когда вера в пустой миф через комфортное усыпление совести приводит к полному желудку. Уникальный управляемый эффект от последовательной внутренней и внешней политики, когда информационное искажение масштаба реальности и безапелляционное смещение акцентов открывает широкий простор для геополитического творчества с использованием авианосных соединений.

К чему это я? Просто возникшая задача выглядит непривычно. Мне предстоит оспорить мнение авторов предыдущей статьи. Авторов глубоко уважаемых, каждый из которых на порядок полнее, чем я, представляет вопросы морской стратегии, тактики и оперативного искусства. Поэтому первой реакцией был умозрительный подбор специалистов равной величины, которым данный спорный материал стоит сразу прочесть для отклика и (или) критики. Однако в этом случае дискуссия была бы обречена стать «технократической» и специальной. В то время как в приведенной статье жирно проступила проблема иного, менее элитарного, но гораздо более опасного характера. Условно ее можно назвать проблемой программируемого профессионального и гражданского суицида.
Итак, я сознательно отказываюсь противопоставлять свое мнение по военно-техническому и оперативно-тактическому аспектам статьи. Не потому, что у меня его нет. Просто этот журнал для экспертов более высокого класса. Моя же официальная специальность «военно-политическая журналистика» позволяет заняться именно гуманитарным феноменом, название которого могло показаться жутковатым, но ничего экстравагантного тут нет. С проявлениями такого рода каждый из нас встречается ежедневно и многократно: читая прессу, воспринимая посылы электронных СМИ, просто беседуя с коллегой «по душам» и т. п. И прекрасно, когда специалисты находят в себе мужество вынести серьезные разговоры «с кухонь» на страницы профессиональной прессы. Пусть даже пречитаний в этих разговорах пока еще больше, чем конструктива.
Да простят мне авторы вольный перенос термина, но начнем со стратегии, избранной ими для освещения темы. Из двух вариантов - утверждения и отрицания - жестко принят второй. Смысловая цель - предотвратить возможное «неверное» решение по строительству авианосцев для ВМФ. Аргументация призвана пояснить, почему НЕ НАДО строить океанский флот в России.
Посмотрите, какая лексика при этом доминирует: «отказ от амбиций», «нужно смириться» - два раза, а потом еще раз в форме «необходимо смириться», «несбыточная мечта», «гротеск», «бесперспективность», «бесполезность», «не можем рассчитывать на серьезные успехи», «флот не мог и не может» - два раза, «обречен на поражение», «обречены», «обречен на неудачу», «непомерные усилия», «изнуряющий», «чрезмерное напряжение», «недостижимо». Пожалуй, достаточно для постановки смертельного диагноза чему бы то ни было.
В принципе, если вести речь о Российском ВМФ строго в его сегодняшнем состоянии, в статике, то лично я такой диагноз подтверждаю. Действительно, «пациент скорее мертв, чем жив». И не нужно быть профессором, чтобы осознать это. Любой новый флотский лейтенант, не имеющий высокой мотивации или родственно-служебных преференций, быстро понимает, что имеет дело с «полукоматозником» и спешит сменить роль «санитара-альтруиста» на почетный пост менеджера по продажам чего-нибудь.
Меры по поддержке национального судостроения в основных судостроительных странах мира.

Страна Дотации на строительство Помощь на техперевооружение Налоговые и таможенные льготы Льготное кредитование Помощь в проведении НИОКР
Бельгия + + + В европейских странах кредиты на постройку судов даются на условиях ОЭСР;
Ссуда – до 80% цены.
Срок кредита – 10 лет.
6-8% готовых;
Европейские страны ежегодно направляют 10% годового оборота судостроительных предприятий на НИОКР.
В программе Leader SHIP 2015 предусматривается финансирование НИОКР в объеме, равном 3% ВВП
Германия + + +
Дания + - +
Италия + + +
Нидерланды + + +
Норвегия + - +
Финляндия + - +
Франция + + -
США - + - Ссуда 87.5% от цены судна
Срок – 25 лет
Условия ОЭСР, срок увеличен но 13 лет
Ссуда 60-80% от цены судна.
Срок 10-15 лет.
5-8% годовых.
Ю.Корея + + + Условия ОЭСР, срок увеличен но 13 лет В Ю.Корее и в Японии до 50% затрат на проведение НИОКР в области судостроения обеспечивается государством.
Япония + + - Ссуда 60-80% от цены судна.
Срок 10-15 лет.
5-8% годовых.
Китай + + + Осуществляется экс.-имп. Банком страны НИОКР финансируются государством
Негативный диагноз можно понять. Но НЕ ПРИНЯТЬ! И тем более, как действующий офицер, я не принимаю теоретические рецепты, призванные «сделать так, чтобы умирающий выглядел как бы поживее». Я, знаете ли, сторонник реанимации и интенсивной терапии.
Но оставим медицинские аналогии и вернемся к авторским аргументам не военно-специального характера. А таковых аргументов оказывается немного. Один.
Правда, как и длинные заклятия о хронической негодности нашего флота, этот аргумент повторен многократно в разных выражениях. Вспомним их: «безумные и необратимые затраты», «не пустить в трубу бюджет ВМФ», «с учетом наших военно-технических и финансово-экономических возможностей», «ослабление военно-экономического потенциала», «жесткие бюджетные ограничения»... Понятно, да?
Знаете, что бесит?
Бесит, когда профессиональный воин сначала дает отрезать себе руки тупой пилой, а потом, ну о-очень квалифицированно, с глубоким пониманием стратегии и тактики спорит о том, каким пальцем ноги правильнее натягивать тетиву. При этом ведет себя так, словно безрукий с рождения. А подлый палач с тупой пилою стоит рядом и деловито кивает, мол, верно гутаришь, служивый, левым мизинцем из-под колена сподручнее, факт!..
Уважаемые коллеги, проблема нищеты Российских Вооруженных Сил НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОПРОСАМ ВОЕННОГО ИСКУССТВА. Равно как стон о наших финансово-экономических невозможностях не имеет отношения к реальности.
Да, у нас в стране есть хронический министр финансов Кудрин. Но он всего лишь Кудрин - не Мак-Лаут. И представляется долгом каждого эксперта, профессионала добиваться скорейшего смещения этого фельдшера от бухгалтерии, который борется с инфляцией в стране методом удушения страны (и ведь он прав, т. к. инфляция при таком сценарии станет незаметна). Наверняка многие видели новостийный сюжет 16 июня о посещении премъер-министром В.В. Путиным Всероссийского Института Авиационных Материалов. Владимир Владимирович побеседовал с директором ВИАМа автором нашего журнала Евгением Николаевичем Кабловым, после чего на очередном заседании Правительства сказал много «добрых слов» своим коллегам. В частности отметил, что экономия на науке и инновациях - «это не тот способ борьбы с инфляцией», который должен у нас практиковаться. Кому бы это могло адресоваться?
Да, у нас в стране есть закритичный министр образования и науки Фурсенко. Его давно не должно было быть, но он есть. И очевидно-невероятно было наблюдать, как в день открытия петербургского экономического форума он истерит о необходимости венчурного инвестирования, а то-де мы вскоре не сможем разрабатывать конкурентоспособный наукоемкий продукт... О, эти плачущие крокодилы! Как они все похожи! А интересно, в какой момент Фурсенко пребывает в сознании, - когда насилует высшую школу, или когда болеет душой за венчурный прорыв?
Да, у нас в стране плотно загнездилась коррупция. Она влечет за собой тяжелый шлейф системных деформаций:
- отрицательный принцип селекции чиновных кадров (чем «бледнее» кадр - тем лучше);
- доминирование психологии временщика (торговать перспективными истребителями «завтра» кажется менее выгодно, чем разворовать бюджет НИОКРов «сегодня»);
- онемение экспертного сообщества (сколь-нибудь заметное влияние на выработку решений оказывают преимущественно номенклатурные «эксперты», мастера «отката», напряженно решающие проблему «как бы все изменить, ничего не меняя»).
Все это непотребство объективно и тяжеловесно присутствует в нашей повседневной жизни. Но разве может человек в здравом уме и трезвой памяти считать все это нормой?
Взгляните на представленные здесь документы. Это две странички из тонкой брошюры «Информационные материалы», где изложены нюансы Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания условий для развития судостроительной промышленности Российской Федерации», а также некоторые справочные данные. Обратите внимание на первую тему в «Краткой сводке отзывов по законопроекту». Предлагается элементарнейшая, очевиднейшая мера поддержки отрасли в виде обнуления ставки НДС при строительстве судов в России. Смотрим, у кого хватило «ума» (или наглости?) возражать? Минфин и минэкономразвития - «это якобы уменьшит доходность бюджета»!!!






Меры, предусмотренные законопроектом, для создания равных конкурентных условий, сопоставимых с условиями строительства судов на зарубежных верфях Кто возраждает
В статье 1
- применение при строительстве в России гражданских судов всех типов ставки НДС%=0 как это уже предусмотрено ст.Налоговыми кодексом для морских транспортных судов иностранной и отечественной постройки, регистрируемых в Российском международном реестре судов для перевозки внешнеторговых грузов;
Минфин России, Минэкономразвития- это якобы уменьшит доходность бюджета. (Налоговая база из-за избыточных налогов снизилась в 8 раз – основные объемы судов для внутреннего рынка теперь производятся за рубежом)
- освобождение от налога на имущество и от земельного налога специальных сооружений и построечных мест предприятий судостроения – по перечню, утверждаемому Правительством РФ Минэкономразвития и Минфин – считают, что местные органы власти вправе эту норму веси сами.
(Это норма, как и другие должна быть введена законом, чтобы потом ВТО не оспорила ее применение в России)
В Статье 2 – освобождение от ввозного НДС и импортной пошлины судового комплектующего и технологического оборудования, не производимого в Российской Федерации; Минфин России, Таможенный комитет – предлагают общий для всех отраслей порядок – через комиссию по защитным мерам
В Статье 3 – предоставление права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, а также на территориальном море, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации исключительно на судах построенных на верфях Российской Федерации. Прекращение использования при промысле водных биоресурсов рыбопромысловых судов возрастом более 30 лет. Норма вводится поэтапно (Ежегодно с 2009г. – до 1 января 2012г.) Госкомрыболовства – ссылается на необходимость дополнительной проработке последствий таких решительных мер.
(Более 10 лет никаких мер не принимается вообще! Промысловый флот находится в критическом положении)
В статье 4 – ограничение процедуры выдачи решений (временных разрешений) о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства, для перевозки между морскими портами России (в каботаже), а также судов, находящихся в собственности нерезидентов РФ, при промысле водных биоресурсов в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа России. Минтранс России, Госкомрыболовства – это якобы усложнит предпринимательскую деятельность судоходных и промысловых компаний (Усложнит – для недобросовестных компаний! Давно пора!)

*Без замечаний законопроект поддерживают – Минобороны России, ФСБ, и Минюст России.То есть мы имеем дело с уникальными ребятами, которые всерьез борются за возможность подоить мертвую корову. Более того, если скотинка еще дышит, то для увеличения удоя они готовы лично мотивировать ее контрольным выстрелом в голову.
Конечно, если воспринимать этих калькуляторных гениев всерьез, то самое время настоящим экспертам разродиться масштабной концепцией, где изложить хитроумно-асимметричный способ строительства флота в отсутствие судостроения. Чертовски интересно было бы почитать. Причем, наверняка, такой способ придумать можно. НО ЗАЧЕМ? ЧЕГО РАДИ?Не вернее ли дать пинка спецам по доению дохлых животных, и просто заставить их выполнить элементарную государственную волю на реанимацию судпрома?
С другой стороны, в обществе неумолимо растет вопрос: как долго еще мы будем наблюдать спорадические вспышки «торгов» высшей государственной власти с трагикомичными хранителями государственного кошелька?
Банальность - Вооруженные Силы являются частью общества и по-своему воспроизводят его изъяны и пороки. Конечно, если флот позволяет себе строить вялый корвет по цене эсминца и ракетную лодку без ракет, он тем самым дает радостный повод маньякам от минфина попытаться зарубить и то жалкое финансирование, которое еще осталось.
Нужно иметь мужество не только просить и требовать нормальный оборонный бюджет, но и предпринять все доступные меры для пресечения растрат и злоупотреблений в своем ведомстве. Такие возможности есть. Их много. Каждый наш журнал выносит на суд читателей ряд конструктивных предложений, в реализации которых наше министерство может стать локомотивом.
Если на решение задач кадрового укрепления и модернизации Вооруженных Сил сегодня выделяется жалких «три копейки», то расходовать их абы как, - конечно, глупо, но принимать эту сумму в качестве нормальной и конечной, - глупее на порядок. Талант и энергия честных военных профессионалов, брошенные на обоснование тезиса типа «...не может ставиться вопрос о создании флота, способного противостоять на равных ВМС потенциального противника...» подобны работе коллектива врачей над инструкцией по самоубийству.
И тем не менее, спасибо. Спасибо уважаемым авторам за то, что они искренне попытались найти выход из ситуации, которая да - действительно - может показаться безвыходной. Во всяком случае, многие весьма неглупые негодяи при молчаливой поддержке чиновничьей серости старательно работают над формированием «тела» и образа «непреодолимых» проблем российской науки, культуры, образования, промышленности, Вооруженных Сил...
Увы, научный статус и профессиональная квалификация не служат противоядием от средств манипулятивной политики. Пример, приведенный в начале статьи, лишь на первый взгляд может показаться шуткой. А если вспомнить материалы конференции по рефлексивному управлению («Оборонный заказ» №№ 11-13), становится понятно, как легко можно попасть в состояние кажущегося выбора, в то время, когда противник уже задал тебе жесткий масштаб «реальности». И ты вроде бы мыслишь, творишь, созидаешь, но со стороны это выглядит как высокая картонная коробка с тараканами. Идет конкурс на самого умного, который первым найдет выход - продавленную организаторами «соревнований» дырочку. За ней его первого ждет готовый приз. Торжественная встреча с мухобойкой.
 
Разработка сайтов