Главная Архив номеров N-25 декабрь 2009 Эффективность машиностроительного бизнеса.
 

Авторизация



Эффективность машиностроительного бизнеса. Печать

Ф.А.Шамрай
руководитель проекта
Объединенной
двигателестроительной
корпорации

 

 

 

 

Тенденции современного машиностроения
Наличие металлов позволило человеку повторить ручное движение ремесленника и создать ткацкий станок. Потом физические открытия позволили создать и повсеместно применить в про-мышленности паровые машины. Развитие машиностроения позволило паровые машины сделать мобильными – появилось пароходное и паровозное транспортное обеспечение. Это позволило ин-тенсивно развиваться металлургии. Что дало толчок металловедению и появлению новых сплавов и продуктов их обработки. Это в свою очередь позволило капитализировать и применить в про-мышленности физические открытия в области электричества. Произошла электрификация эконо-мик.
Всё машиностроение движется по пути капитализации научных знаний, а «... Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею ...». Видим спиральность развития машиностроения. Новые материалы, с одной стороны требуют создания новых машин, а с другой позволяют создавать их. Новые машины позволяют развиваться науке, содействуют созданию новых алгоритмов и новых вычислительных решений. Опираясь на них, наука создаёт новые материалы.

Вывод – все тенденции постоянны и порождены внутренней логикой взаимосвязи машиностроения, науки, материалов.
На мой взгляд, видны следующие общие сегодняшние тенденции машиностроения:
Тенденция 1 - потребность в росте производительности труда, обеспечиваемым Продуктом
Тенденция 2 - потребность в снижении использования материальных ресурсов на единицу Про-дукта и на единицу производимой им продукции
Тенденция 3 - потребность в росте коммуникативных возможностей Продукта (он должен «ви-деть», «слышать», «осязать» и т.д.)
Тенденция 4 -. потребность в росте интеллекта Продукта, его самостоятельности в принятии ре-шений
Тенденция 5 - удорожание инновационного процесса, как следствие потребность в увеличении рынков потребления, как следствие «атомизация» и стандартизация комплектующих. Машино-строение всё более и более становится конструктором ЛЕГО.
По удельным расходам на инжиниринг (НИОКР, конструкторские разработки, отработка технологии) видна тенденция - чем тяжелее машиностроение, тем более «отстаёт» по применению инжиниринга:

Чем более унаследованных знаний необходимо применить, тем дороже (по экспоненциаль-ному закону) стоит обществу наука и инжиниринг. Мы сможем применить 10 турбин и обогреть 10 городов. Но применение 10 сотовых телефонов бессмысленно. Очевидный эффект пользы возникает только при прохождении порога продаж 20 млн. шт.

Для примера применения выявленных тенденций на практике, опираясь на всё вышесказанное, предлагаю прогноз, касающийся станкостроения, как одной из подотраслей машиностроения.
1. Для станков предназначенных для производства серийной продукции
a. Всё время будут появляться новые режущие материалы, в связи с чем, будет расти мощность приводов и производительность резания.
b. Так как время непосредственно резания в цикле обработки детали будет всё время сокращаться, то всё большее значение будет приобретать скорость по-дачи инструмента в рабочую зону, а так же стратегия обработки. Соответст-венно будут расти требования к интеллектуальным возможностям станков и уровню их автоматизации.
c. Так как время непосредственно резания в цикле обработки детали будет всё время сокращаться, то всё большее значение будут приобретать измеритель-ные и контрольные технологии без прекращения обработки. Соответственно будут расти требования к интеграции систем контроллинга непосредственно со станком, т.е. рост коммуникативных возможностей.
2. Для станков предназначенных для производства уникальных деталей малыми се-риями и поштучно
a. Развитие будет идти по пути многорукой обработки, т.е. один манипулятор берёт деталь, и вносит её в рабочую зону, другие манипуляторы работают над обработкой этой детали, каждый в своей рабочей подзоне, каждый своим ин-струментом. Т.е. это уже не станок, а робокомплекс.
b. Данная тенденция реализуема уже сейчас. Она требует интеграции данного комплекса с системой построения абсолютных координат. Это принцип GPS, но с очень большой точностью, которая реализуема благодаря большому чис-лу «спутников» и их очень близкому и локальному размещению относительно рабочей зоны.
c. Реализация данной тенденции требует больших вычислительных мощностей интегрированных в описанный робокомплекс и, что ещё более важно развития алгоритмов управления робокомплексов. Чем больше одновременно работающих манипуляторов обрабатывают деталь, тем меньше цикл обработки. Но с другой стороны, тем теснее манипуляторам и тем больше они сдерживают друг друга.
3. Производство деталей методом объёмной «печати» с заданными изотропными свой-ствами из самых различных металлических и неметаллических материалов.
a. Технологии порошковых материалов позволяют реализовать этот принцип
b. Лазерные технологии позволяют реализовать этот принцип в том числе и на металлических порошках
c. Программное обеспечение и вычислительные мощности позволяют реализо-вать этот принцип.
d. Дополнение данного способа производства деталей нанотехнологическим управлением структурой откроет дополнительные возможности.
e. Потребуется САПР по конструированию деталей под такой способ изготовления.


Далее приводятся таблицы и рисунки, наглядно показывающие, почему и как организовывается инжиниринговый процесс на машиностроительном предприятии.

1. Инжиниринг – сумма технологий изобретательного применения знаний в машиностроении

2. Эффективная структура инжиниринговых взаимодействий.

Схема инжиниринговых функционалов машиностроительного бизнеса. Невыполнения задач, которые ставят акционеры, является следствием либо отсутствия, либо слабости функционалов. Либо между функционалами нет обратных связей. Инжиниринг в машиностроении является доминирующим функционалом.

3. Структура инжиниринговой службы машиностроительной компании

4. Типовой пошаговый процесс налаживания инжиниринговых связей машино-строительного бизнеса.
a. Начало реформы инжиниринга. Начало сквозного планирования. Подготовка к реформе производства. Маркетинг и определение продуктовых, сегментных и иных рыночных целей.

b. Разворачивание реформы инжиниринга. Разворачивание сквозного планирования. Реформа логистики. Бизнес-обоснование реформы производства.

c. Разворачивание НИОКР. Совершенствование во всех функционалах. Начало технического перевооружения производства.

d. Реализация программы технического перевооружения.

e. Завершения программ реформирования бизнеса.

5. Предлагаемая конструкция обеспечивает бизнесу следующие эффекты


 Рост производительности труда конструкторов и технологов в 5 – 10 раз
 Сокращение цикла разработок в 2 – 5 раз
 Сокращение цикла производства в 1,5 – 3 раза
 Рост оборачиваемости и снижение запасов в 3 раза
 Сокращение материалоёмкости в 1,2 – 2 раза

Никакая схема не может иметь абсолютный характер. Каждое предприятие (холдинг), помимо общности имеет и значительную (уникальную) индивидуальность. Невозможно сделать каких-либо корректных предложений без учёта этого. Мы предлагаем выстраивать работу в три этапа.

6. Трёхшаговая схема постановки и решения задач.

В предыдущей работе представлены практические, готовые для применения методические рекомендации по подбору и оценке инженерного персонала, его аттестации и мотивации.
В этой части представлен укрупнённый практический алгоритм организации инжинирин-гового процесса на машиностроительном предприятии.

 
Разработка сайтов