Главная Архив номеров N-25 декабрь 2009 Беда - лень и заимствование
 

Авторизация



Беда - лень и заимствование Печать

Ненашев Михаил Петрович,
Депутат Государственной Думы,
Председатель Общероссийского
Движения Поддержки Флота

ОТ РЕДАКЦИИ. Недавно эта статья уже вышла в свет в журнале «Стратегия России». Но в интересах расширения аудитории мы согласовали с уважаемым автором возможность повторной публикации в «Оборонном заказе». По ряду формальных признаков ее можно было бы поместить в рубрике «Модернизация: кадровый ресурс». И все же характер обобщений и выводов здесь таков, что переводит проблему на методологический уровень.

За полтора года работы Государственной Думы пятого созыва не было ни одного пленарного заседания, где бы не поднимался вопрос подготовки кадров и образования молодежи. Это входит в пятерку самых приоритетных политических вопросов нашей страны. А каковы ответы?
Чтобы приступить к ответам, надо сразу подчеркнуть, что подготовка высокопрофессиональных кадров и решение большинства других проблем в нашем государстве зависит от политической воли. Но чтобы подобная воля была сформирована, а потом проявлена, мы ее сначала должны на самых разных уровнях обсуждения сформулировать.
Недавно в Московском институте радиотехники и электроники я разговаривал со студентами, аспирантами и руководителями. Откровенно говоря, думал встретить те же настроения, которые наблюдаются во многих наших вузах, и услышать все те же сетования, полные уныния и пессимизма. К сожалению, сегодня очень многие думающие, образованные люди подвержены такому унынию, когда речь заходит о подготовке научных и производственных кадров. Они не думают, что нынешнюю ситуацию можно переломить. Однако в институте радиотехники и электроники таких упадочнических настроений я не заметил. Здесь верят, что радиотехническая школа России обладает большим потенциалом развития, следовательно, можно надеяться на приток молодых и талантливых кадров в науку и производство. И не только надеяться, но и активно участвовать в этом процессе.
И все же упадочнические настроения, повторюсь, есть. Это следствие ситуации, в которую мы сами зашли, в которой судьба нас проводит через испытания. Беда в том, что в последнее время мы слишком много заимствовали, не думая, как такие заимствования можно соотнести с нашими традициями, практикой, научной культурой. Достаточно посмотреть, что преподают в тех же экономических вузах, на каких научных идеях основаны подходы в подготовке завтрашних специалистов. Здесь в качестве учебной базы используются только переведенные труды самых разных западных школ. Мало того, мы заимствуем и целые системы подготовки молодых кадров.
Но давайте спросим себя: а так ли универсальны для России подходы болонской школы образования? Как вы знаете, мы переходим на систему бакалавриата и магистратуры. Однако Министерство обороны заявило, что вузы, которые работают в интересах Вооруженных Сил, не переходят на эту систему, и через поправки в законодательство они будут добиваться права вести подготовку своих кадров по-старому.
А ведь это серьезный звонок всем, кто ратовал за внедрение болонской системы. Почему в военных вузах увидели губительность болонского варианта для подготовки специалистов для Вооруженных Сил? Я участвовал в дискуссиях о переходе на новую систему и не припомню ни одной, где бы однозначно пришли к положительному решению. С другой стороны, закон-то принят. Значит, его надо выполнять.
Сегодня, едва начинаешь говорить о проблемах с переходом на новую систему образования, тут же слышишь: «Так это же вы, депутаты, приняли закон!». Да, приняли, но кто-то ведь вносил законопроект, кто-то его визировал! Именно поэтому не может быть односторонней ответственности. Закон вносили и визировали профильные министерства, а не только Министерство образования и науки. Поэтому нельзя говорить, что лишь один господин Фурсенко является губителем российского высшего образования. Нет, пусть отвечают за свои визы остальные начальники.
Сейчас мы, как говорится, отрабатываем назад. И я поддерживаю инициативу рассмотреть ситуацию с внедрением болонской системы на парламентских слушаниях. Хотя многие считают, что поздно говорить об этом, но по моему глубокому убеждению никогда не поздно исправлять допущенные ошибки.Парламентские слушания готовы поддержать многие депутаты Комитета Государственной Думы по обороне. Подчеркну, что нас к тому обязывает хотя бы позиция Министерства обороны. Давайте решим наконец, что в этой позиции верно, а что не верно.
Надо серьезно заниматься формированием общественно-политической атмосферы по отношению к подготовке кадров. Вот весьма убедительный пример. Южная Корея, с населением чуть больше 45 миллионов человек, способна строить самые большие в мире суда и платформы для работы на шельфах. Здесь делают высококачественную электронику и классные автомашины. Почему в России, с населением в три раза больше, даже в мыслях смирились с положением страны как сырьевого придатка? Я не раз слышал такие заявления: «Давайте закупать корабли за границей, их там лучше делают». И это говорят люди, которые вовсе не враждебно настроены по отношению к собственной стране. Просто у них за многие годы неудач и испытаний выработался такой менталитет.
К сожалению, такие деятели не хотят задумываться о последствиях подобных решений. Сначала купим корабли за границей, потом придется покупать запчасти и обслуживание. А тут уже недалеко до закупок матросов и офицеров. Абсурд? Ничего подобного. Эта схема работает во многих отраслях. Мы и так дошли до того, что сами уничтожили целые направления в производственной сфере. Для кого-то проще оказалось не сделать, а купить. Ну и что, лучше стали жить?
От формирования общественной и политической атмосферы в нашей стране зависит, сможет ли Россия создавать свои научные школы, мощную экономику и конкурентоспособную производственную базу. То есть приобрести все реальные, а не виртуальные атрибуты великой державы. И в этой ситуации вопрос о болонской системе образования перестает быть лишь объектом академических или парламентских дискуссий. Невозможно оставаться суверенной державой и выписывать из-за границы на дивиденды от сырьевой отрасли машины, механизмы и образовательные системы. Триста лет назад мы брали за рубежом лучшее и на этой базе создавали собственные производства, готовили собственные научные и инженерные кадры.
В создании общественно-политической атмосферы, способствующей развитию производительных и научных сил страны, нет мелочей. Приведу только один пример. Кто задумывается над содержанием познавательных телепередач вроде «Умники и умницы», которая идет по Первому каналу? Много ли там вопросов о русской истории, русской науке и технике? Конечно, надо знать, какие романы написал тот или иной английский или французский писатель... Но и в России была и остается литература мирового уровня. И в нашей стране работали великие ученые, формировавшие мировые научные школы.
Есть поговорка: «Смазывают то колесо, которое сильнее всего скрипит». Отставание в подготовке кадров ударит по нашему будущему, по детям, которым придется расхлебывать все сегодняшние недоработки и провалы. Нужен диалог, нужен разумный разговор всех общественных групп и слоев. Причем надо сделать все, чтобы каждого выслушали. Почему наблюдается доминирование Запада во всем? Потому что умеют говорить и договариваться, ярко подавать все языком культуры, СМИ или языком образования. Но посмотрите, что в сегодняшних учебниках наше? Только ошибки да передержки, из-за которых и идут постоянные споры - какой учебник по истории из трех десятков таких книг можно предложить школе...
Через системы органов государственной власти мы готовы активно поддерживать любое осмысленное движение вперед, любую творческую инициативу, способную послужить укреплению позиций нашей страны. «Единая Россия» предлагает ряд мощных программ, которые нуждаются в общественной и властной поддержке. Например, так был поддержан российский автопром.
Если не будет веры в собственного учителя, в собственного инженера, в собственного конструктора, то ни о каком развитии страны не стоит и мечтать. Одно утешение: не только в России переживают такие проблемы. Недавно я был в концерне «BMW», известном не только дома, в Баварии, но и во всем мире. Руководители производства признались, что у них та же беда: не хватает инженерных кадров, а комплектующие идут из Китая.
История учит, что великие цивилизации погибали, не сумев защитить, прежде всего, свое интеллектуальное могущество. Так ждет ли нас судьба инков и ацтеков? Или мы в состоянии на ближайшие тысячу лет через образование, через науку, выстроить надежный вектор развития?
Сейчас готовится ряд поправок в законы, начиная с пресловутого девяносто четвертого закона «О госзакупках». Эти поправки призваны увеличить мобилизационные возможности страны. Кроме того, мы будем разрабатывать закон о государственной программе вооружений. Не обещаю, что завтра мы все изменим, я не верю в это. Даже путем революции тяжело удавалось переменить ситуацию. Но я убежден, что необходима революция мозгов. Раньше изгоняли бесов из храма, теперь надо изгонять лень из наших мозгов. Лень и сопутствующее ей заимствование - страшнейшая беда. Давайте вместе бороться с этой бедой.
 
Разработка сайтов