Главная Архив номеров N-26 март 2010 Пути оптимизации системы образования с учетом базовых и оперативных факторов безопасности человеческого поведения
 

Авторизация



Пути оптимизации системы образования с учетом базовых и оперативных факторов безопасности человеческого поведения Печать

 

Марин Любенов Маринов, к.т.н. Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко, РАН

 

Эффективность предпринимаемых мер в интересах развития профессионального образования в России оставляет желать много лучшего. Ключевая проблема видится в качестве самого человека - того, кто по определенным мотивам стремиться освоить ту или иную профессию.

Чтобы предпринять усилия в сторону изменения качества человека, необходимо знать законы его поведения и определить, какие именно факторы лежат в основе безопасности и эффективности человеческих действий. Минимизация негативного влияния человеческого фактора, то есть безопасность человеческой деятельности предопределяется волей и еще двумя „базовыми” факторами человеческого поведения моралью и интересом (Рис 1).

Знания, психологическая подготовка, состояние и способности человека, являются „оперативными” факторами, не их роль меняется в зависимости от моментного состояния человека и условий, в которых он находиться.

Влияние „базовых” факторов успешности и безопасности, напротив, отличается инертностью и стабильностью. Быстрое воздействие на них, является практически невозможным.

Для успешности человеческой деятельности ведущее значение имеют такие основополагающие факторы как  мудрость, воля и активность. Условное понятие “мудрость” здесь включает мораль, знания, опыт, культуру, веру человека, а активность выражается в динамике реализации его интересов (зависит от способностей).

Мораль является фундаментальным фактором как для безопасности человеческого поведения, так и для его конечной результативности и представляет своеобразной рамкой, в которой в единстве и взаимосвязи проявляются все остальные факторы успешности и безопасности. При отсутствии морали нельзя говорить о мудрости, а только о компетентности. Поэтому одной из фундаментальных ошибок сегодняшних систем воспитания человека является непонимание того, что преимущественное развитие только некоторых из указанных компонентов, ведет к искажению человеческого поведения.

Так, например, сейчас мы являемся свидетелями того, как воля, хорошая профессиональная подготовка и активность многих людей приводит к эффективной реализации аморальных интересов. Но аморальные действия являются небезопасными как для самого человека, так и для общества.

По той же логике многие „моральные” намерения без воли, нужных знаний и активности остаются безрезультатными и дескредитируют себя в глазах немудрых наблюдателей.

Моральное развитие человека рассматривается как процесс восприятия от носителей авторитета (прежде всего - родителей) норм и различий добра и зла. Проблема состоит в том, что моральные нормы и критерии зачастую основываются на разновеликих субъективных, религиозных, классовых, идеологических и прочих соображениях.

Многие исследователи сферы этики приходят к выводу, что моральные ценности в формклировках различных мировых культур в основе совпадают. Возможно, образ “подлинных” ценностей отражается в осознанных принципах "устройства” Вселенной. Это, например, принципы единства и взаимосвязанности всего существующего, иерархичности, созидания и творчества, гармонии, эволюции, информативности, преемственности,  динамичности, свободной воли и др.

Достичь более высокой безопасности и успешности человеческих действий, оптимизировать человеческое поведение позволяет комплексное развитие человеческого сознания.

Можно следующим образом представить принципы, которым подчинен процесс комплексного развития сознания людей в рамках образовательного процесса и на этом основании, вывести требования к его организации:

  1. Принцип природосообразности человеческого поведения - предполагает выявление системы универсальных, опирающихся на законы природы, естественных ценностей и критериев и приведение человеческого существования в разумное соответствие с ними.
  2. Принцип гуманности - утверждает человека, как высшую ценность в природе. Кроме уважительного отношения к каждому человеку, этот принцип предполагает также свободу совести и мировоззрения. В контексте образования он предполагает заботу о социальной адаптивности, физическом и психическом здоровье будущего специалиста.
  3. Принцип свободы выбора - предполагает развитие сознания человека только на основе убеждения и свободного восприятия.
  4. Принцип социальной адекватности - требует соответствия содержания и средств образовательного процесса той социальной ситуации, в которой он организуется.
  5. Принцип индивидуализации предполагает оценку уровня развития каждого человека на старте образовательного процесса, выявление особенностей развития его сознания, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям,  включение человека в различные виды профессиональной и общественной деятельности, с учетом этих особенностей, раскрытие потенциалов личности не только в контексте будущих профессиональных задач, предоставление возможности для самореализации и самораскрытия.
  6. Принцип создания среды - предполагает формирование будущего специалиста с открытым восприятием широкого спектра сопредельных знаний и их применимости.
  7. Принцип моральной ответственности - следование нормам морали может оцениваться только по делам и регулироваться способами духовного воздействия (общественные оценки, индивидуальное и групповое одобрение или осуждение и др.);
  8. Принцип общественности – процесс развития сознания человека невозможно осуществлять изолированными способами (как бы „вне общества”), а необходимо превратить в неотъемлемую часть социально значимого учебно-воспитательного процесса, профессиональной и общественной деятельности.
  9. Принцип государственности – отражает важность осуществления эффективного процесса развития сознания человека в сочетании с ответственной позиции, глубокой сопричастности и личного участия в судьбе страны.
  10. Принцип непрерывности – предполагает невозможность создания духовного и нравственного общества как результата какой-то кратковременной компании. Это постоянный процесс, и однажды начавшись он должен продолжаться в поколениях.

На мой взгляд, один из возможных путей полноценной реализации концепции комплексного развития сознания - это гласное формирование и принятие, Национальной доктрины комплексного развития сознания”, ориентированной на гармоничное развитие морали, воли, интереса, знаний, опита, культуры, веры и способностей обучаемых. Важность сферы определяет высокий статус документа.

Доктрина развития сознания может включать этико-формирующие древние и современные знания из области истории, философии, культуры, этики, религии. Доктрина должна выражать ведущие научные взгляды в сфере исследования человеческого поведения, предлагать новую систему природосообразных критериев моральной оценки и раскрывать цель, задачи, принципы, методологические и организационные основы процесса развития человеческого сознания.

Концепция комплексного развития сознания аргументирует необходимость изменения качества человека, как однозначное условие для его дальнейшего безопасного и успешного развития в общемировом масштабе. Естественно, такую новацию невозможно реализовать вне системы общего и профессионального образования.

Первоочередно в системе образования необходимо учесть, что есть мощные устойчивые поведенческие характеристики, которые не зависят от моментного состояния человека, конкретных условий и продолжительности работы. В нормальных и в экстремальных условиях фундаментальными факторами, предопределяющими целостное поведение человека, являются мораль, воля и интерес.

Для развития базовых показателей безопасности (успешности) человеческой деятельности полезно разработать адаптированную для каждой профессиональной сферы „Стратегию морально-волевого развития преподавателей и обучаемых в системе профессионального образования” (Рис. 2).

“Стратегия морально-волевого развития” должна быть принципиально новым элементом подготовки преподавателей и обучаемых на всех этапах (начиная с детского сада). Она должна открывать поле возможностей для решения различных учебных и практических задач, стимулировать личную инициативу и вести не только к формированию морально-волевых качеств самого преподавателя, а и к овладению им навыками воспитания «моральной» воли.

Реализовать стратегию возможно в рамках образовательных программ профильных ВУЗов и дополнительных курсов для педагогов, используя преимущественно интерактивные формы обучения. Система оценки результатов должна быть комплексной, максимально объективной и основанной на принципах “взаимного контроля” и «публичности».

“Стратегия морально-волевого развития обучаемых” должна осуществляться в рамках учебно-воспитательного процесса на каждом уровне обучения, подготовленными по предыдущей программе педагогами.

В зависимости от поставленных целей, реализацию этой стратегии целесообразно разделить на следующие этапы:

  1. Раскрытие морального аспекта преподаваемого материала. Формы – рассказ, обсуждение, интерпретация, обмен опытом и др. с актуализацией вопроса «Какое моральное значение (пользу для природы и людей) имеют знания по данному предмету?»;
  2. Формирование способностей по принятию-морально волевых решений. Формы – игра, тренировки, моделирование отдельных ситуаций, казусная форма решения проблемы, дискуссии и другие преимущественно интерактивные формы обсуждения с актуализацией вопроса «Как обучаемый может обосновать моральный аспект принятого им решения в конкретной ситуации?»
  3. Развитие воли для безопасных и высоко ответственных действий. Формы – игра, анализ, обсуждение морально-волевого аспекта и реализации интересов  в предпринятых практических действиях с опорой на полученный результат.

Особенно важным для эффективной реализации стратегий видится принятие двух новых, действующих и в профессиональной деятельности и в сфере профессионального образования, механизмов моральной оценки человеческого поведения.

  1. Механизма индивидуальной моральной оценки человеческого поведения призван обеспечить дискретную и безопасную, как для каждого отдельного человека, так и для общества, возможность открытого выражения мнения, несогласия и критики (интернет-форумы, горячие линии, приемные и др.).
  2. Механизм «независимой» моральной оценки человеческого поведения призван обеспечить возможность объективного анализа и публичного осуждения аморальных поступков людей, независимо от их статуса.

Существующие до сих пор системы коллективного, институционального, административного и общественного морального контроля не должны быть обязательными, а базироваться на принципе общественной инициативы.

Возникает вопрос – можно ли на данном этапе развития общества создать корректную систему оценки и контроля этичности человеческого поведения?

Ответ неразрывно связан с проблемой, которую некоторые авторы называют „парадокс моральной оценки”. В основе лежит вопрос:  „А кто имеет право выносить моральные оценки?”. Логично было бы предположить, что такую функцию могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы по моральным качествам, подобно тому, как это происходит во всех других областях знания и практики, где решающим является слово специалиста. Однако, чем выше человек в моральном отношении, тем критичней он к себе относится. Поэтому действительно моральный человек обычно не считает себя достойным кого-то судить.

Разрешением данного противоречия может считаться моральное требование: «не судите других». Оно означает, что система моральной оценки должна быть организована так, чтобы формировать главным образом способность к самооценке у обучаемого. Моральный суд должен быть судом человека над самим собой. Этим он отличается от юридического суда и дополняет его.

Такой подход имеет место, но он полностью осуществим только в условиях, когда сознание людей уже находиться на достаточно высоком уровне развития. При недостаточно развитом общественном сознании, „моральный суд” не может быть основан только на принципе самооценки. Вместе с нормами права, следование нормам морали здесь должно регулироваться обществом, но это должно осуществляться лишь способами духовного воздействия (общественные оценки, групповое одобрение или осуждение и др.).

Следующий вопрос, который возникает - „что именно необходимо оценивать в человеке – желания, намерения, мотивы, действия, результаты, или все вместе?”

Анализ практикуемых сегодня критериев оценки человеческой морали показывает, что на достаточную объективность могут претендовать только экспериментальная проверка и практика. Без бытийного (замкнутого на поступки) прочтения морали не было бы критерия для определения различной меры добродетельности различных индивидов.

„По плодам их узнаете” – это евангельское правило можно считать единственным выходом из ситуации. Только по этому правилу можно объективно оценить моральность человека (Человек, который лишь полагает, делает вид, будто он видит и одобряет моральное, а в действительности поступает наоборот).

Поэтому моральная оценка должна быть адресована к результатам действий людей (ожидаемым и достигнутым) и базироваться на максимально объективной системе универсальных (для человека и природы) моральных ценностей. Именно на ее основе необходимо разработать общие принципы и критерии оценки результатов человеческих действий и провести последующую конкретизацию для профессиональных сфер.

Предварительный анализ возможных критериев моральной оценки человеческих действий, показывает, что они будут многочисленными, общими и неконкретными, и только небольшое количество из этих критериев будет пригодно для экспертной оценки. Оценка по подобным критериям будет сложной, субъективной и в конечном итоге, некорректной.

Для выхода из этой тупиковой ситуацией, критерии моральной оценки могут быть подчинены двум глобальным моральным принципам, охватывающим влияние всех факторов безопасности (успешности) человеческого поведения - принципу природосообразности (значения результатов человеческой деятельности для природы) и принципу гуманности (значения результатов человеческой деятельности для людей).

Природосообразность можно выразить отсутствием противопоставления человека и природы и балансом прагматического и непрагматического природопользования. Природосообразное мышление означает сознательный выбор в сторону любви к природе, осознания своего места в ней и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличии от эгоистической позиции «Я – царь природы”).

Гуманность в общем смысле означает систему нравственных и социальных установок, предполагающую необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи и не причинения страданий.

Учитывая принципы природосообразности и гуманности, можно дополнить используемые сейчас количественные и качественные критерии оценки профессиональной деятельности новыми критериями для оценки морального аспекта достигнутого результата:

- критериями, выражающими значение результатов человеческой деятельности для природы;

- критериями, выражающими значение результатов человеческой деятельности для человека.

Такой подход значительно упрощают задачу по оценке моральности человеческих достижений, но субъективность экспертной моральной оценки остается. Субъективность экспертной оценки можно компенсировать только путем ее противопоставления общественной оценке моральности человеческих результатов (оценки коллектива, группы, подразделения и т д.) – принцип „общественного контроля моральности”. Этот принцип предполагает использование еще одной группы критериев – общественную оценку моральности человеческой деятельности.

Предложенные принципы и критерии могут быть основой для создания вполне реализуемой системы оценки моральности человеческих достижений, единой для всех профессиональных областей и сфер. Сочетание общественной и экспертной оценки природосообразности, гуманности и обычной количественно–качественной оценки достигнутых результатов, может так же дать возможность для более объективного анализа безопасности и успешности профессиональной деятельности в целом.

Стандартные усилия, направляемые сегодня на оптимизацию процесса образования и профессиональной подготовки ведут всего лишь к временной компенсации влияния так называемых оперативных (второстепенных, динамично меняющихся) факторов безопасности (успешности) человеческого поведения. Попытка оптимизировать второстепенные факторы, не обращая внимания на взаимосвязанное влияние базовых факторов безопасности (успешности) человеческого поведения (мораль, воля, интерес), является фундаментальной ошибкой и причиной очень невысокой эффективности сегодняшних образовательных подходов.

В то же время, разработка и реализации стратегий морально-волевого развития в отдельных профессиональных сферах является несложным и вполне реализуемым процессом, который в короткие сроки может привести к резкому повышению культуры, качества и безопасности образования и работы.

Важность проблемы требует ее вынесения на доработку широким кругом профессионалов под патронажем высших институтов государственной власти

Для реализации концепции комплексного развития человеческого сознания и, в частности, стратегий морально-волевого развития необходимы определенные средства: интеллектуальные, финансовые, физические. Но все необходимые средства могут найтись только тогда, когда моральные качества будут реально востребованы в профессиональном сообществе при достижении должного понимания: дисгармоничное развитие человека неизменно ведет его по замкнутым кругам неэффективности и небезопасности.
 
Разработка сайтов