Главная Архив номеров N-24 сентябрь 2009 ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ? Уроки истории военного кораблестроения.
 

Авторизация



ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ? Уроки истории военного кораблестроения. PDF Печать


Вертолетоносец Мистраль

Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических
наук, профессор В.Н. Половинкин

Побудительным мотивом написания данной статьи стала появившаяся в западной и в оте-чественной прессе информация о том, что якобы близятся к завершению переговоры о начале строительства на французских верфях «вертолетоносцев» для ВМФ современной России. Саму идею закупки во Франции «вертолетоносцев» типа Mistral высказал Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал В. Высоцкий на военно-морском салоне Evronaval в октябре прошлого года.

 

Конечно, организовывать крупные, дорогостоящие, не очень обоснованные и не своевременные проекты представляется мягко сказать рискованным мероприятием. И совсем непонятно желание вкладывать в этих условиях огромные средства в экономики других государств, в то время как отечественные верфи и судостроительные заводы переживают не лучшие времена. Точка зрения о полной неспособности отечественного военного кораблестроения строить не только подобные, но и более современные боевые корабли принципиально ошибочная. Для этого важнейшим является политическая воля и желание руководства страны переоснастить наши заводы современными технологиями, что можно делать параллельно со строительством кораблей и судов. При этом технологические проблемы отставания нашего производства, или низкий уровень специалистов являются вторичными. Является также не совсем понятной ситуация, когда мы в течение длительного времени не рассчитываемся с собственными производителями даже уже за выполненную продукцию (замечу по существенно более низким ценам), а тут мы готовым оплатить такой дорогостоящий проект. Мы все прекрасно понимаем, что не допустимые и даже позорные десятилетние сроки строительства подводных лодок и боевых надводных кораблей на отечественных судостроительных заводах являются следствием отсутствия должного и своевременного государственного финансирования. Это уже похоже на элемент продуманной политики такого поведения. Что касается оценки данного корабля как наиболее современного, высокотехнологичного инженерного сооружения даже с точки зрения кораблестроительных элементов, например, живучести, мореходности, управляемости, то такая оценка далеко не однозначна и является предметом отдельно повествования на базе выполненных фундаментальных научных исследований и модельных испытаний. Оружие и вооружение вообще не рассматривается: как следует из открытой печати, мы пытаемся заказать и построить носитель, который в последствии будет укомплектован отечественными боевыми средствами, в том числе и летательными аппаратами. При этом следует учитывать, что летательных аппаратов, отвечающих жестким требованиям современной войны на море у нас также нет, и их предполагается разработать в кратчайшие и естественно не реальные сроки. Современные науки военного кораблестроения рекомендаций, как это можно сделать оптимальным образом практически не дают. Любой боевой корабль строится как носитель определенных образцов оружия и для решения конкретных боевых задач. Поддержание его боевой эффективности обеспечивается в течение жизненного цикла путем проведения ремонтов с модернизацией и переоборудованием, в ходе которых происходит замена устаревших боевых и технических средств. Для этого в проекте корабля опять таки предусматривается соответствующие запасы на модернизацию и переоборудование. 
Идея заказывать боевые корабли, как об этом пишет пресса, действительно реализовыва-лась в Российской Империи и в СССР. Однако зачем умалчивать о том, что главным требованием при реализации отечественных кораблестроительных и судостроительных программ являлось в первую очередь полная загрузка отечественных производств и только при отсутствии необходи-мых мощностей, доковых и стапельных мест, корабли и суда заказывались за границей. При этом достаточно часто они строились по отечественным проектам. Следует также отметить, что история знает не мало примеров отрицательного опыта реализации этой якобы «выгодной идеи». Достаточно отметить, что при следовании Второй эскадры на Дальний Восток в период Русско-японской войны в базы по причине возникших неисправностей вернулись только три эсминца французской постройки. 
Вызывает недоумение и уверенность аналитиков, что вместе с построенным во Франции кораблем нам будут переданы самые современные судостроительные технологии. Это уже даже не из области фантазии. Также не отвечает здравому смыслу идея заказывать боевые корабли, а точнее корабля одного класса, как средства нанесения удара и обеспечения нашей национальной безопасности, в странах НАТО. 
Из всего выше отмеченного наиболее важным является только проблема скорейшей мо-дернизации и переоснащения нашего ВМФ. Однако и решение этой проблемы осуществляется в стране совершенно непродуманно. Попытаемся провести некоторые исторические параллели. На-пример, одним из самых гениальных решений адмирала А. Тирпица, несомненно, было идеологи-ческое обеспечение программы модернизации германского Военно-морского флота. В своих ме-муарах виднейший флотоводец мира адмирал А. фон Тирпиц вспоминал: «Мы организовывали митинги, читали лекции и особое внимание уделяли контактам с прессой всех направлений. Мы затевали поездки на побережье, где показывали людям наши корабли и причалы, мы постоянно держали в поле зрения школы; мы давали заказы литераторам, результатом чего явились горы памфлетов и романов». 
Таким образом, адмирал А. Тирпиц делал главное - он формировал общественное мнение о роли и значимости для государства Военно-морского флота. Только заручившись поддержкой всего народа, адмирал приступил к непосредственному формированию кораблестроительных программ. В предисловии к германскому Морскому закону 1900 года в частности утверждалось: «… Германия должна иметь боевой флот такой силы, чтобы война с ней, даже для наиболее могущественного морского противника, вызывала риск потери его морского превосходства. Для достижения этой цели не является совершенно необходимым, чтобы германский флот был также силен, как флот сильнейшей морской державы, так как никакая великая морская держава не будет в состоянии сосредоточить против Германии все свои силы. Даже если бы противнику удалось сосредоточить против Германии превосходные силы, то поражение германского флота настолько бы ослабило врага, что, несмотря на достигнутую им победу, его господство на море не было бы обеспечено в достаточной степени. Для достижения этой цели, то есть для защиты нашей торгов-ли и колоний и для обеспечения мира, достойного Германии, сообразно с силой великих морских держав и руководствуясь тактическими нормами, Германия должна иметь флот, состоящий из двух двойных эскадр линейных кораблей, с необходимым числом крейсеров, миноносцев и т. п.». 
Правительство Его Величества Императора Николая Второго Александровича сумело из-влечь правильные стратегические уроки из проигранной Русско-японской войны. На первый план оно выдвинуло задачи, соответствовавшие реальному состоянию флота. Так в директиве от 29 июня 1905 года Государь Император Высочайше указал: «Первейшей священной обязанностью Мор.веда я считаю безотлагательное обеспечение морской обороны отечественных берегов во всех наших водах, а затем уже, в зависимости от средств, постепенное воссоздание боевых эс-кадр». Далее в директиве утверждалось, что «флот строится не отдельными кораблями, а диви-зиями и эскадрами». Вот основа и идеология строительства любого современного флота. Набор отдельных, даже самых совершенных боевых кораблей не представляет собой Военно-морской силы. 
В своей статье «Краткий обор оперативных идей, положенных в основу организации и под-готовки Русского Флота к войне в период 1906-1914 годы», опубликованной в «Зарубежном Мор-ском сборнике» № 7-8 1929 года, контр-адмирал М. Смирнов в частности писал: «… Как основное правило, Морским Генеральным штабом было принято следующее положение: всякая затрата средств на флот, не истекающая из общего плана обороны, согласованного с военно-политическими задачами государства, является бесцельной и лишает флот средств, могущих быть необходимыми для его целесообразного и планомерного развития. Между тем, для разработки такой программы встречалось серьезное затруднение - вследствие расстройства нашей армии после русско-японской войны в сухопутном Генеральном штабе также не было ещё установлено твердых оснований плана войны. Тем не менее, после ряда обсуждений вопроса между генералом Палициным (Палицыным) и адмиралом Брусиловым, летом 1906 года ими был представлен со-вместный всеподданнейший доклад, по которому задачи флота, в его наличном составе, опреде-лялись следующим образом: на Балтийском море оборонять побережье от высадки неприятель-ского десанта восточнее меридиана острова Гогланд, по крайней мере, в течение первого месяца мобилизации нашей армии, а в дальнейшем развитии флота стремиться к выносу обороны Фин-ского залива к его устью. На Черном море - обеспечить наши берега от действий турецкого и ру-мынского флотов; на Дальнем Востоке, по мере возможности, содействовать имеемыми силами обороне залива Петра Великого и Владивостокской крепости». 
В своей статье «Краткий обор оперативных идей, положенных в основу организации и под-готовки Русского Флота к войне в период 1906-1914 годы», опубликованной в «Зарубежном Мор-ском сборнике» № 7-8 1929 года, контр-адмирал М. Смирнов в частности писал: «… Как основное правило, Морским Генеральным штабом было принято следующее положение: всякая затрата средств на флот, не истекающая из общего плана обороны, согласованного с военно-политическими задачами государства, является бесцельной и лишает флот средств, могущих быть необходимыми для его целесообразного и планомерного развития. Между тем, для разработки такой программы встречалось серьезное затруднение - вследствие расстройства нашей армии после русско-японской войны в сухопутном Генеральном штабе также не было ещё установлено твердых оснований плана войны. Тем не менее, после ряда обсуждений вопроса между генералом Палициным (Палицыным) и адмиралом Брусиловым, летом 1906 года ими был представлен со-вместный всеподданнейший доклад, по которому задачи флота, в его наличном составе, опреде-лялись следующим образом: на Балтийском море оборонять побережье от высадки неприятель-ского десанта восточнее меридиана острова Гогланд, по крайней мере, в течение первого месяца мобилизации нашей армии, а в дальнейшем развитии флота стремиться к выносу обороны Фин-ского залива к его устью. На Черном море - обеспечить наши берега от действий турецкого и ру-мынского флотов; на Дальнем Востоке, по мере возможности, содействовать имеемыми силами обороне залива Петра Великого и Владивостокской крепости». 
Следует особенно подчеркнуть, что эти задачи впервые в отечественной истории были Высочайше утверждены Государем Императором. 
В соответствии с задачами, поставленными флотам, были разработаны и варианты веде-ния боевых действий. 
Учитывая особую актуальность вопроса формирования концепции развития нашего флота, уже в современных условиях, приведем основные принципы разработки так называемого «боль-шого плана войны» на Балтийском море. Именно этот план и был положен в основу дальнейшего развития Морских сил Российской империи. В первую очередь при разработке данного плана учи-тывался опыт Военно-морского флота Германии, как наиболее вероятного противника отечествен-ного флота на Балтийском море. В 1906 году в Германии принимается дополнительный закон о флоте, предусматривающий следующий состав военно-морского флота: 38 линейных кораблей, 20 больших крейсеров, 38 легких крейсеров, 144 эскадренных миноносца. Число подводных лодок в законе не фиксировалось и «определялось сообразно указаниям опыта». В своих исследованиях контр-адмирал М. Смирнов пишет: «… Лучшим решением вопроса об обороне нашего побережья в Балтийском море явился бы бой в открытом море с неприятельским флотом. Для этого надо было бы создать флот, равный германскому флоту. Это, конечно, было нам тогда не под силу. Государство не могло вынести подобной финансовой тяжести, принимая во внимание другие потребности. Кроме того, наши судостроительные заводы не были достаточно развиты, чтобы справиться с постройкой столь большого флота. 
После тщательного обсуждения вопроса в Морском Генеральном штабе были приняты следующие основные положения: 
а) Какова бы ни была обстановка на море, даже при ограниченной задаче, в состав флота должны входить корабли всех основных типов, соответственно тактическим требованиям. Задачи флота могут быть оборонительными, но флот по своему составу не может быть оборонительным, например, состоящим только из миноносцев и подводных лодок, так как такой флот, по самой своей сущности, будет обречен на неуспешные действия, имея противником морскую силу, состоящую из всех основных типов кораблей, в соответствии с требованиями морской тактики; 
б) Необходимо создавать флот в такой постепенности, чтобы он в каждой стадии своего развития мог, в случае войны, выполнить определенную оперативную задачу, соответственно с общим планом войны для сухопутных и морских вооруженных сил, т.е. чтобы война не застала флот неподготовленным для выполнения той задачи, которая от него требуется планом войны. Другими словами - расширять задачу, следуя за ростом флота». 
Сегодня военно-морские флоты мира вступили в очередную, принципиально новую эпоху технологических революций в военном кораблестроении. Это в данный момент времени наша главная проблема реорганизации отечественного Военно-морского флота. Мы и сегодня отстаем от ведущих кораблестроительных стран мира в вопросах создания принципиально новых кораблей будущего. Например, Военно-морской флот России до настоящего времени не обосновал даже для себя наиболее целесообразный облик перспективного многоцелевого корабля. Может быть, поэтому мы пытаемся заказать корабль, основное предназначение которого не до конца понятно даже специалистам. При этом сразу хотелось бы отметить, что борьба с пиратством никакого отношения к основным задачам ВМФ не имеет. 
Далее, профессор А. Бубнов в той же статье, (см. Зарубежный морской сборник № 3,1929 года) пишет, что: «…такое - же смешение царило и в основных понятиях: наряду с ожесточенным спором, развившимся в Европейской военно-морской литературе после испано-американской вой-ны о том, кто должен быть главным представителем боевой мощи во флоте - броненосец или крейсер, мы видим, во Французском флоте торжество тактики Фурье, основанной на применении в морском сражении фронтальных построений в уступно - шахматном порядке и, которая, являлась абсурдным пережитком давно прошедших взглядов таранного боя в комбинации с современными достижениями артиллерийского огня. Российский флот, вступив в Русско-японскую войну, нахо-дился всецело под влиянием всех тех шатаний военной мысли, о чем мы говорили выше. На его подготовку к войне решительно влияли все пережитки прошлого. Все славное двухсотлетнее бы-лое тяжелым бременем лежало на творческой военной мысли личного состава, и только лишь ра-зительный пример большой войны мог сдвинуть эту мысль с веками установленной рутины на путь, отмеченный новейшими достижениями военно-морской техники. Мы, даже младшие, участ-ники этой трагедии флота, все были воспитаны в старинных традициях эпохи парусного флота, - как впрочем, были воспитаны в тех же традициях наши сверстники во всех других Европейских флотах. Медленно, - безнадежно медленно - шла эволюция консервативной военно-морской мыс-ли во всех тех флотах, которые имели за собой долгое историческое прошлое. Если мы - моло-дежь - были всецело под влиянием этого прошлого, то что - же можно сказать о тех наших, убе-ленных сединами, командирах, которые повели нас во время русско-японской войны в решитель-ный бой. Трагедия всех командиров и адмиралов того времени заключалась в том, что они « не знали». А не знали они не потому, что недобросовестно относились к своему долгу, а потому, что их подготовка и воспитание совершались по старым системам и понятиям, унаследованным от прошедших времен. И хотя эти прошедшие времена были сравнительно не так далеки, однако техника столь быстро шла вперед, что система подготовки личного состава и сами понятия уже в то время настоятельно нуждались в быстрых и коренных реформах». 
Основу любого сбалансированного ВМФ в первую очередь составляют крупные боевые надводные корабли и в первую очередь авианосцы. Опыт Второй мировой войны наглядно это доказал. США данный исторический урок усвоили «на отлично». Мы в очередной раз наблюдаем картину известного художника «Опять двойка». Не может РФ с её особенной геополитической ро-лью в мире этого осознавать. Сегодня мы строим следующие боевые надводные корабли: 
1. Фрегат (большой сторожевой корабль) проекта 22350. 
Разработан Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург). Предназначен для выполнения противолодочных и ударных задач. Полное водоизмещение около 4500 т, длина около 135 м, ширина около 16 м, осадка 4,5 м. Скорость полного хода около 30 узлов, дальность плавания более 4000 миль. Мощность дизель-газотурбинной энергетической установки около 65 тыс. л.с. (два агрегата М55Р с дизельным двигателем 10Д49 мощностью 5200 л.с. и газотурбинным двигателем М90ФР мощностью 27 500 л.с. в каждом). Вооружение: как сообщается в открытых источниках, 8 пусковых установок противокорабельных ракет (возможно, до 24 ракет П-800 «Оникс» дальностью до 300 км или разрабатываемых крылатых ракет нового типа), 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192, противолодочный ракетный комплекс «Медведка-2», зенитный ракетный комплекс «Торнадо» с ракетами 9М317 или новейший ЗРК с ракетами 9М96 (первоначально сообщалось об установке на фрегате ЗРК «Ураган» и «Палаш»), вертолет. Экипаж около 180 (по другим данным, 210) человек. В настоящее время строится один корабль этого проекта, ВМФ анонсировал заказ до 20 фрегатов данного типа в течение 20 лет. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» строится ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»« (Санкт-Петербург). Заводской номер 921. Заложен 1 февраля 2006 года. Сдача флоту анонсирована на 2011 год. Однако несвоевременное финансирование делает этот прогноз проблематичным. 
2. Корвет (сторожевой корабль) проекта 20380 
Разработан в Центральном морском КБ «Алмаз» (Санкт-Петербург). Предназначен для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы. Полное водоизмещение 2220 т, длина 104,5 м, ширина 13 м, осадка 7,95 м. Скорость полного хода до 27 узлов, дальность плавания 3500-4000 миль. Мощность дизельной энергетической установки 24 тыс. л.с. (два дизель-дизельных агрегата ДДА-12000 - по два двига-теля 16Д49 в каждом). Вооружение: ракетный комплекс «Уран», включающий 8 пусковых установок противокорабельных ракет 3М24 (дальность до 130 км), 100-миллиметровая артиллерийская уста-новка А-190 и две 30-миллиметровые артиллерийские установки АК-630М, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик-М» (на новых модификациях корвета планируется устанавли-вать новые ЗРК с ракетами 9М96), торпедный противолодочный комплекс «Пакет», вертолет. Эки-паж 99 человек. 27 февраля 2008 года в состав ВМФ РФ вошел головной корабль этого проекта - «Стерегущий». В настоящее время строится еще четыре аналогичных корвета. ВМФ анонсировал заказ в общей сложности до 20 подобных кораблей. В настоящее время реальные работы выпол-няются на кораблях:»Сообразительный» Строится ОАО «Северная верфь». Заводской номер 1002. Заложен 20 мая 2003 года. Сдача флоту анонсирована на 2010 год. «Бойкий» Строится ОАО «Северная верфь». Заводской номер 1003. Заложен 27 июля 2005 года. Сдача флоту анонсирова-на на 2011 год. «Совершенный» Строится ОАО «Амурский судостроительный завод» (Комсо-мольск-на-Амуре, Хабаровский край). Заводской номер 2101. Заложен 30 июня 2006 года. Сдача флоту анонсирована на 2015 год. «Стойкий» Строится ОАО «Северная верфь». Заводской номер 1004. Заложен 10 ноября 2006 года. Сдача флоту анонсирована на 2012 год. 
3. Сторожевой корабль проекта 11661К Разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро (Зеленодольск, Татарстан). Предназначен для выполнения эскортных за-дач, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы. Полное водоизмещение 1930 (по другим данным, 2090) т, длина 102,1 м, ширина 13,76 м, осадка 4,4 м. Скорость полного хода до 28 узлов, дальность плавания около 3500 миль. Мощность дизель-газотурбинной энергетической установки 34 тыс. л.с. (дизельный двигатель 61Д мощностью 8 тыс. л.с. и два газотурбинных двигателя по 13 тыс. л.с. каждый). Вооружение: ракетный комплекс «Уран», включающий 8 пусковых установок противокорабельных ракет 3М24 (дальность до 130 км), 76-миллиметровая артиллерийская уста-новка АК-176 и две 30-миллиметровые артиллерийские установки АК-630М, зенитный ракетный комплекс «Оса-МА2». Экипаж 109 человек (в том числе 21 офицер). 12 июля 2002 года в состав ВМФ РФ вошел головной корабль этого проекта - «Татарстан». В настоящее время для Миноборо-ны России строится еще один аналогичный корабль - «Дагестан». Корабль строится ОАО «Зеле-нодольский завод им. А. М. Горького» (Зеленодольск, Татарстан). Заводской номер 952. Заложен в 1992 году (под названием СКР-201), спущен на воду в 2007 году. Сдача флоту анонсирована на 2009 год. 
4. Малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Буян» Разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Предназначен для патрулирования и защиты прибрежных вод. Полное водоизмещение 500 т, длина 62 м, ширина 9,6 м, осадка 2 м. Скорость полного хода 26-29 узлов, дальность плавания 1500 миль. Мощность дизельной энергетической установки около 10 тыс. (по другим данным, 16 тыс.) л.с. (два двигателя М507Д). Ожидается, что, начиная с третьего корабля этого типа, «Буян» будет оснащаться дизель-газотурбинной энергетической установкой (с газотурбинным двигателем М75РУ мощностью 7 тыс. л. с.). Вооружение: 100-миллиметровая ар-тиллерийская установка А-190 и две 30-миллиметровые артиллерийские установки АК-306, 122-миллиметровая система залпового огня «Град-М», зенитная ракетная установка «Гибка». Экипаж 48 человек (в том числе 5 офицеров). 1 сентября 2006 года в состав ВМФ РФ вошел головной ко-рабль этого проекта - «Астрахань». В настоящее время строится еще два корабля типа «Буян», анонсирован заказ в общей сложности до 10 таких кораблей. В числе строящихся кораблей нахо-дятся: «Волгодонск» - строится ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»« (Санкт-Петербург). За-водской номер 702. Заложен 23 февраля 2005 года. Сдача флоту анонсирована на 2010 год. Ранее носил имя «Каспийск». «Махачкала» - строится ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»«. Заводской номер 703. Заложен 24 марта 2006 года. Сдача флоту анонсирована на 2010 год. 
5. Базовый тральщик проекта 12700 «Александрит». Проект Разработан в Центральном морском КБ «Алмаз». Предназначен для поиска, траления и уничтожения мин в прибрежных рай-онах и ближней морской зоне. Полное водоизмещение 620 т, длина 51,75 м, ширина 10,2 м, осадка 2,68 м. Скорость полного хода 15 узлов, дальность плавания 1500 миль. Мощность дизельной энергетической установки около 2500 л. с. Вооружение: 30-миллиметровая артиллерийская уста-новка АК-306, ПЗРК «Игла», 2 пулеметные установки, система поиска и уничтожения мин. Экипаж 41 человек. В настоящее время строится два корабля этого проекта. Оба корабля (без названия) строятся ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург). Первый заложен в 2002 году. Сдача флоту анонсирована на 2011 год. Второй корабль был заложен в 2004 году. 
6. Большой десантный корабль проекта 11771 Разработан Невским проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург). Предназначен для транспортировки и высадки войск. Полное водоизмещение 4500-5000 т, длина 120 м, ширина 16,5 м, осадка 3,6 м. Скорость полного хода 18 узлов, дальность плавания 3500 миль. Мощность дизельной энергетической установки около 4 тыс. л. с. (двигатель 10Д49). Вооружение: две 122-миллиметровые системы залпового ог-ня, 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176 и две 30-миллиметровые артиллерийские установки АК-630М, 1-2 вертолета. Может перевозить 13 танков или 36 БТР и до 300 десантников. Экипаж около 100 человек. В настоящее время строится один корабль этого проекта, анонсирован заказ в общей сложности шести таких БДК. В их числе «Вице-адмирал Иван Грен» строится ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»« (Калининград). Заводской номер 301. Заложен 23 декабря 2004 года. Сдача флоту анонсирована на 2012 год. В концепции морских десантных сил предполагаемый французский вертолетоносец трудно просматривается. 
7. Малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь» 
Разработан ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева (Нижний Новгород). Предназначен для транспортировки и высадки войск. Полное водоизмещение 230 т, длина 45 м, ширина 7,6 м, осадка 2,2 м. Скорость полного хода до 50 узлов. Планируется оснастить «Дюгонь» дизель-газотурбинной энергетической установкой (с газотурбинным двигателем М70ФРУ мощно-стью 14 тыс. л. с.). Первоначально планировалось установить на корабле дизельную энергетиче-скую установку мощностью 18 тыс. л. с. (два дизельных двигателя М507А-2Д). Может перевозить 140 т грузов, в том числе десантников и боевую технику (три танка или пять БТР). Экипаж 6 чело-век. В настоящее время строится один корабль этого проекта, анонсирован заказ до десяти «Дю-гоней». 
8. Катера 4-го ранга. Десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» 
Разработан ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. Полное водоизме-щение 99,7 (по другим данным, 105) т, длина 25,6 м, ширина 5,8 м, осадка 1,52 м. Скорость полного хода до 30 узлов, дальность плавания 600 миль. Мощность дизельной энергетической установки 8 тыс. л.с. (2 дизеля М503А по 4 тыс. л. с.). Вооружение отсутствует. Может перевозить танк или 2 БТР и 92 десантника. Экипаж 5 человек. К настоящему времени построено около семи катеров этого проекта, строится еще одна «Серна». Сдача флоту анонсирована на 2009 год. 
9. Вспомогательные суда Судно связи проекта 18280 Разработано ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург). Предназначено для обеспечения связи и управления флотом, проведения радиораз-ведки и радиоэлектронной борьбы. Полное водоизмещение около 4000 т, длина 95 м, ширина 16 м, осадка около 4 м. Оснащено дизельной энергетической установкой (двигатель 8ЧН30/38). Воо-ружение - системы ПВО. Экипаж около 120 человек. В настоящее время строится одно судно этого проекта, анонсирован заказ в общей сложности двух судов проекта 18280. Головной корабль «Адмирал Юрий Иванов» строится ОАО «Северная верфь». Заводской номер 787. Заложено 27 декабря 2004 года. Сдача флоту анонсирована на 2011 год. 
10. Спасательное судно проекта 21300С Разработано в Центральном морском КБ «Алмаз». Предназначено для поисковых, спасательных, водолазных и подводно-технических работ. Полное водоизмещение 5310 (по другим данным, 5037) т, длина 105,1 (107,3) м, ширина 17,2 м. Скорость полного хода до 15 узлов, дальность плавания около 3000 миль. Оснащен дизель-электрической энергетической установкой (шесть дизель-генераторов и два гребных электродвигателя). На судне размещаются различные обитаемые и телеуправляемые глубоководные аппараты, водолазный комплекс, скафандры для глубоководных работ, барокамеры и прочая спасательная техника, вер-толет. Вооружение: переносные зенитно-ракетные комплексы. Экипаж 99 (97) человек. В настоя-щее время строится одно судно данного типа, анонсирован заказ в общей сложности четырех су-дов проекта 21300С. Головное судно «Игорь Белоусов» строится ОАО «Адмиралтейские верфи». Заложено 24 декабря 2005 года. Сдача флоту анонсирована на 2011 год. 
11. Морской транспорт вооружения проекта 21130 «Дискант» Разработан ЦКБ «Айсберг». Предназначен для перевозки и перегрузки ракет и других видов вооружений ВМФ. Полное водоиз-мещение около 7000 т, длина 116 м. В настоящее время строится один корабль этого проекта ОАО «Амурский судостроительный завод». Заводской номер 2130. Транспорт заложен в 2008 году. Сдача флоту анонсирована на 2011 год. 
12. Морской транспорт вооружения (поисково-транспортное судно) проекта 20180 
Транспорт разработан в Центральном морском КБ «Алмаз». Предназначено для транспор-тировки, перегрузки, буксировки, обеспечения испытаний морской техники и вооружений, поисково-спасательных работ. Полное водоизмещение 5400 тонн, длина около 100 м. Скорость полного хода до 14 узлов. Вооружение отсутствует. Экипаж 65 человек. В настоящее время строится один корабль этого проекта. 
Кроме представленных выше кораблей и судов в постройке находятся крановое судно-погрузчик проекта 20360 «Дубняк», учебный корабль проекта 12441У «Гром», опытовое судно про-екта 11982, морской спасательный буксир проекта 22030, морской спасательный буксир проекта 745МБ «Морж», малое гидрографическое судно проекта 19910, большой гидрографический катер проекта 19920 (19920Б) и др. 
В настоящее время на стапелях ЛАО и СМП в разной степени готовности находятся сле-дующие подводные лодки будущего ВМФ РФ: 
1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей». Разра-ботан в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Подводное водоизмещение 24 000 (по другим данным, 17 000) т, надводное - 14 700 т. Длина 170 м, ширина 13,5 м, осадка 9 (10) м. Ско-рость полного подводного хода - до 29 узлов. Оснащен одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью 40-50 тыс. л. с. (по сообщениям открытых источников, на лодке установлен реактор ОК-650Б или ОК-650В тепловой мощностью около 200 МВт; существует проект установки на модификации 955А нового моноблочного реактора типа КПМ примерно такой же мощности). Подводный крейсер снабжен движителем «памп-джет» водометного типа. Вооружение крейсера составляют: 16 (на модернизированной версии 955А, по некоторым данным, 20) пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава», 6 торпедных аппаратов. Экипаж крейсера 107 человек (в том числе 55 офицеров). В настоящее время строится три корабля данного проекта, анонсирована постройка в общей сложности восьми подводных крейсеров проекта 955, 955А. Головной корабль «Юрий Долгорукий» строится ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ПО «Севмаш», Северодвинск, Архангельская обл.). Заводской номер 201. Подводный крейсер был заложен 2 ноября 1996 года, спущен на воду 13 февраля 2008 года. Сдача флоту анонсирована на 2009 год. В настоящее время проходит ходовые испытания. Подводный крейсер «Александр Невский». Заводской номер 202. Заложен 19 марта 2004 года. Сдача флоту анонсирована на 2012 год. Подводный крейсер «Владимир Мономах» (проект 955А) Заводской номер 203. Заложен 19 марта 2006 года. Сдача флоту ожидается в 2013-2015 годах. 
2. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 (08850) «Ясень» 
Проект многоцелевой атомной подводной лодки разработан в морском бюро машино-строения «Малахит» (Санкт-Петербург). Подводное водоизмещение 13 800 (по другим данным, 11 800) т, надводное - 11 740 (8600) т. Длина 120 м, ширина 12 (15) м, осадка 8,4 (10) м. Скорость полного подводного хода до 31 узла. Подводная лодка оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью 40-50 тыс. л. с. (моноблочный реактор типа КПМ тепловой мощностью около 200 МВт). На лодке также установлен движитель «памп-джет» водо-метного типа. Вооружение: 8 универсальных пусковых установок, где, по сообщениям открытых источников, возможно размещение до 32 (по другим данным, до 24) противокорабельных ракет П-800 «Оникс» (дальностью до 300 км) или разрабатываемых ракет нового типа, а также 8 торпедных аппаратов (с возможностью запуска крылатых ракет). Экипаж 85 человек. В настоящее время строится две субмарины этого проекта, анонсирована постройка шести многоцелевых атомных подводных лодок типа «Ясень». Вторая и последующие лодки, по данным открытых источников, будут строиться по модернизированному проекту 885М (08851) «Ясень-М». Головная многоцеле-вая атомная подводная лодка «Северодвинск» строится ПО «Севмаш». Заводской номер 160. За-ложена 21 декабря 1993 года. Сдача флоту анонсирована на 2011 год. В ряде источников указы-вается возможный тактический номер лодки - К-329. 
3. Неатомная Подводная лодка проекта 677 «Лада» 
Проект подводной лодки разработан в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Подводное водоизмещение около 2650-2700 т, надводное - 1765 т. Длина 66,8 м, ширина 7,1 м, осадка 6,5 м. Скорость полного подводного хода - до 21 узла, дальность плавания под водой 650 миль, в режиме «работа дизеля под водой» - 6000 миль. Оснащена дизель-электрической энерге-тической установкой (главный гребной электродвигатель мощностью около 5500 л. с. и два дизель-генератора 28ДГ по 1700 л. с. каждый). Вооружение: 6 торпедных аппаратов (с возможностью запуска крылатых ракет). Экипаж 35 человек. В настоящее время строится три подводные лодки этого проекта, анонсирована постройка восьми кораблей проекта 677. Головная подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» строится ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). Заводской номер 01570. Заложена 26 декабря 1997 года, спущена на воду 28 октября 2004 года. Сдача флоту анонсирована на 2010 год. 
Проанализировав все строящиеся боевые корабли, появляется трудно разрешимая задача формирования из них соединений сбалансированного флота. 
Сегодня еще не поздно говорить о сохранении ВМФ России. 
Однако его современное катастрофическое состояние определяет необходимость сосре-доточения усилий специалистов ВМФ и политического руководства страны на решении первооче-редных задач, к которым, прежде всего, относятся: 
определение ограниченного «боевого ядра» существующего ВМФ, направление на его со-хранение всех выделяемых в бюджете средств; 
разработку и принятие Военной доктрины с обязательным самостоятельным разделом Морской стратегии России; 
разработку краткосрочных (3-5 лет) и долгосрочных (10-15 лет) целевых программ кораб-лестроения; 
создание юридической базы финансирования ВМФ отдельной защищенной статьей расхо-дов федерального бюджета (величиной доли ВВП) с указанием отдельными строками этой статьи расходов на поддержание боевой и технической готовности сил флота, утилизацию кораблей и др.; 
определение и поддержка приоритетных направлений кораблестроения, которые могут обеспечивать быструю отдачу затраченных средств в основном за счет экспортных возможностей при продаже подводных лодок и надводных кораблей. 
Военно-морской флот по своей природе требует длительного строительства и использования. Его создание не должно зависеть от конъюнктурных, сиюминутных поворотов текущей политики, настроения конкретной политической личности. При этом любая возрастающая неопределенность в политике объективно требует существенного расширения задач, стоящих перед флотом, и, как следствие этого, резкого увеличения затрат на его создание. 
Учитывая международную обстановку, географические особенности и потребность защиты государственных и национальных интересов России, специалистами ВМФ определен и доведен до политического руководства страны обоснованный состав флота. Целесообразный состав сил пер-спективного ВМФ должен включать в себя: ракетных подводных лодок стратегического назначения - 14-18, многоцелевых атомных подводных лодок - носителей высокоточного оружия не менее 30-50, подводных лодок с неядерной энергетикой - 50-60, многоцелевых авианосцев -4-6, ракетно-артиллерийских крейсеров - 8-12, эсминцев - 24-30, фрегатов - 80-120, ракетных катеров - 60, де-сантных кораблей - 30, тральщиков - 100. 
Конечно, с полной ответственностью говорить о реальности такого флота в ближайшие го-ды нельзя. Для его создания потребуется увеличение ежегодного финансирования военного ко-раблестроения в период 2010-2025 гг. более чем в 25-35 раз по сравнению с уровнем 1997 г.

 
Разработка сайтов