Главная Архив номеров N-24 сентябрь 2009 Экспертный научно-технический союз в авангарде модернизации.
 

Авторизация



Экспертный научно-технический союз в авангарде модернизации. PDF Печать

К.Б.Маслеников

К.Б. Масленников - исполнительный директор некоммерческого партнерства «Экспертный научно-технический союз».

Идея создания расширенной экспертной группы, способной нести разработку методологий стратегических преобразований в реальном секторе экономики, появилась в конце 90-х годов прошлого столетия. Именно в тот период специалистами станкостроительного завода имени Я.М. Свердлова (Санкт-Петербург), во главе с генеральным директором И.А. Насиковским, была разработана и предложена к рассмотрению в Министерстве промышленности, науки и технологии РФ концепция технологического перевооружения российской промышленности и проект создания Федерального центра технологического развития (ФЦТР).

 

Проект был одобрен коллегией Минпромнауки РФ 18 декабря 2002 г. При этом ФЦТР рассматривался как объединение специализированных компаний (отраслевых институтов, предприятий - производителей и поставщиков современных технологий, включая информационные, и оборудования, ВУЗов и др.) в области разработок и внедрения передовых технологий для различных отраслей экономики. Увы, в силу различных причин (реорганизация Министерства, рейдерский захват завода им. Я.М. Свердлова), в центре Санкт-Петербурга, в тот период проект реализован не был. Несмотря на это, инициативная группа специалистов: инженеров, ученых, технологов, экономистов, имеющих хорошую квалификацию и значительный профессиональный опыт, продолжали методологическую работу.
В 2004 году в Санкт-Петербурге, при Представительстве РОСПРОМ в СЗФО был образован Экспертный научно-технический Совет (ЭНТС) по промышленности и науке, который приступил к практической реализации целей и задач, ранее планируемых как предмет деятельности ФЦТР.
В 2006 г. ЭНТС был введен в структуру ОООР «СоюзМаш России». С ноября 2008 г. ЭНТС преобразован в юридическое лицо - Некоммерческое партнерство «Экспертный научно-технический Союз» (НП ЭНТС).
С 2007 года ЭНТС является также базовым подразделением Центра социально-консервативной политики (ЦСКП - центр деловой активности партии «Единая Россия») и основой его комиссии по промышленной политике.
В IV квартале 2008 года экспертами ЭНТС совместно с комиссией по промышленной политике ЦСКП «Северо-запад» был разработан пакет антикризисных мер и план мероприятий, направленный на комплексное содействия предприятиям базовых отраслей промышленности и науки в достижении эффективности и конкурентоспособности.
Данные предложения получили одобрение со стороны партии «Единая Россия» и рекомендованы к скорейшей реализации!
Основной предмет деятельности НП ЭНТС - разработка и практическая реализация стратегии развития промышленных и научных предприятий (объединений), а также комплексное решение задач эффективного и конкурентоспособного развития предприятий промышленности, науки и других отраслей реального сектора экономики.
В настоящее время участниками и партнерами ЭНТС являются ведущие российские и зарубежные компании, специализирующиеся в сфере инжиниринга, изготовления и поставок прогрессивного технологического и прочего оборудования, оснастки и инструмента, производители и поставщики конструкционных материалов и компонентов, учебные заведения, а также финансовые организации, способные обеспечить эффективные механизмы финансирования программ. Состав Союза постоянно пополняется компаниями, специализирующимися по данным направлениям и постоянно актуализируется руководством (Президиумом и координационным советом) ЭНТС.
Председателем Координационного совета НП ЭНТС является И.А. Насиковский - в прошлом генеральный директор станкостроительного объединения им. Я.М. Свердлова (общий стаж работы в станкостроении - 20 лет), автор и разработчик передовых методик развития отечественных предприятий промышленности и науки, автор концепции развития российского машиностроения в современных условиях, один из основных разработчиков пакета антикризисных мер, применительно к реальному сектору экономики РФ.
Под его руководством разработаны эксклюзивные методики формирования эффективных предприятий в сфере промышленности и науки, ставшие основой методологического обеспечения деятельности НП ЭНТС. Данные методики сформированы на базе обобщенных критериев лучших мировых управленческих и организационно-технических внедрений, адаптированных к российским условиям.
Проведя соответствующие исследования, специалисты НП ЭНТС пришли к выводу: для обеспечения эффективной и конкурентоспособной деятельности промышленных предприятий (особенно в области машиностроения и ОПК) важнейшей задачей является не только качественное (профессионально подготовленное) проведение технологического перевооружения на инновационной основе (на которое приоритетно уповают многие представители, как самих промышленных и научных предприятий, так и органов государственной власти различного уровня), но и параллельное решение комплекса задач по модернизации (реинжинирингу) всех бизнес-процессов предприятий!
Только системный подход, направленный на комплексное решение стратегических задач, связанных с дальнейшей деятельностью промышленных и научных предприятий, позволит обеспечить модернизацию экономики России.
Многие предприятия до настоящего времени решают задачи обновления парка технологического оборудования в отсутствии комплексной и обоснованной программы своего дальнейшего развития. Само же обновление станочного парка и прочего оборудования осуществляется путем массовой закупки иностранной дорогостоящей техники, далеко не всегда соответствующей потребностям инновационного развития промышленности и других базовых отраслей экономики РФ. При этом, нередко, остаются нерешенными задачи оптимизации структуры предприятия, повышения его конкурентоспособности и эффективности в соответствии с требованиями современной экономики, не говоря уже о факторах, влияющих на экономическую безопасность и технологическую независимость.
Имевшиеся в последние годы ( до начала кризисных явлений) у множества предприятий (особенно в сфере ОПК) возможности финансирования и прочего ресурсного обеспечения стратегических преобразований, в силу различных обстоятельств расходовались нерационально. Одна из причин – отсутствие комплексных предложений со стороны специализированных компаний-поставщиков, главная цель которых проста - всеми доступными средствами обеспечивать реализацию продукции и услуг российским потребителям (промышленным предприятиям).
Таким образом, множество зарубежных компаний, через посредников, используя сложившийся менталитет многих руководителей промышленных предприятий и «широкую палитру» различных схем, в т.ч. коррупционных, активно развивают поставки на российский рынок сложного и дорогостоящего оборудования, в значительной степени влияющего на технологическую независимость предприятий (отраслей промышленности) и соответственно на экономическую безопасность России.
Кроме того, у многих предприятий по-прежнему сохраняется тенденция обновления технологического парка путем ремонта и модернизации действующего оборудования, объясняя это стремлением сэкономить ресурсы. В результате также значительные средства тратятся на ремонт устаревшего парка, имеющего критический моральный и физический износ. Польза от подобных действий, мягко говоря, невелика, т.к. ремонт и модернизация старого оборудования, как правило, не ведет к технологическому развитию, а в лучшем случае временно расшивает «узкие места» на производстве.
Приходится констатировать, что на фоне увеличения инвестиций сохраняется низкая инновационная составляющая в развитии промышленности.
Справка:
Из материалов мониторингов, проводимых НП ЭНТС, следует, что на российском рынком в настоящее время позиционируются более 2 000 зарубежных производителей станкоинструментальной продукции, которую реализуют более шестисот компаний.
Из этого числа лишь мене 30 посредников более или менее отвечают современным требованиям по организации поставок и сервису оборудования. При этом практически все поставщики предлагают продукцию (оборудование и технологии) изготовленную по проектам конца 90-х годов прошлого столетия, что также гарантирует экономическую отсталость.
Кроме того, по оценкам специалистов ЭНТС на территории России в настоящее время действуют более 1000 различных компаний предлагающих ремонт и модернизацию оборудования.
Большинство таких компаний (многие из которых даже не имеют статуса юридического лица) ведут деятельность без должного технического (инженерного) и интеллектуального (конструкторско-технологического), а также ресурсного обеспечения. Кроме того, используя различные формы оплаты (нередко-теневые), такие структуры пытаются разместить на предприятиях-изготовителях запасных частей и компонентов, заказ на механообработку деталей ремонтируемого оборудовании, не обеспечивая при этом соответствующий уровень технического и конструкторско-технологического сопровождения.
То есть необходимо коренным образом изменить менталитет многих руководителей и собственников предприятий, использующих локальный подход к проблемам модернизации своих компаний, вкладывая при этом значительные ресурсы и не получая должного уровня конкурентоспособности и эффективности, не говоря уже об отсутствии инновационной основы таких преобразований.
Одновременно необходимо со стороны органов государственной власти через профильные министерства и ведомства федерального и регионального уровня, проводить политику, стимулирующую предприятия комплексно подходить к задачам модернизации и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Анализ состояния предприятий реального сектора, проведенный НП ЭНТС путем опроса владельцев и топ-менеджеров позволяет сделать вывод об их слабой мотивации к модернизации своих компаний, что вызвано следующими факторами:
- отсутствие на рынке эффективных методик модернизации (западные предложения, как правило, сводятся к созданию предприятий с «нуля» - с новым западным оборудованием и технологиями, что в большинстве случаев абсолютно неприемлемо для отечественных предприятий, особенно системо- или градообразующих);
- отсутствие стимулов к модернизации со стороны Госзаказа - организация торгов строится по принципам, в которых модернизация существующего производства является, скорее, отрицательным фактором.
Комментарий: предприятие для получения госзаказа, прежде всего, пытается изобразить свою готовность к его выполнению в организационном, технологическом и интеллектуальном плане. При этом оно умышленно замалчивает факты морального и физического износа оборудования и вообще основных фондов, не говоря уже о кадровых проблемах. После получения госзаказа и соответствующих ресурсов предприятие оперативно вынуждено расшивать узкие места, что не ведет к инновационному развитию.
- в поставках товаров на внутренний рынок практически отсутствует ценовая конкуренции. Это вызвано монопольным разделением большинства сегментов потребительского рынка и развитой системой лоббирования интересов. В качестве примера можно отметить, что в отличие от других стран инфляция у нас в период кризиса не уменьшается, и цены на товары не снижаются;
- в экспортном товарообороте преобладают товарные потоки сырья и полуфабрикатов, в которых основную прибыль приносит возврат НДС и методы идентификации по кодам ВЭД;
- отсутствие стимулирования модернизации производства со стороны налогообложения.
Отсутствие развитых методологий модернизации промышленного производства и несоответствие западных методик нашим условиям производства, создали ситуацию, при которой для достижения требуемых результатов теперь уже необходим реальный «локомотив» модернизации отечественной промышленности, науки и других отраслей экономики.
С позиции законодательства и соответствующего статуса таким локомотивом могут стать именно Государственные корпорации, и в первую очередь ГК «Ростехнологии», имеющая необходимые административные и финансовые рычаги (в том числе в виде госзаказа) для модернизации производств на своих предприятиях и разработки технологий модернизации для других российских предприятий.
Исследования, проведенные НП ЭНТС, показали, что в настоящее время остаются серьёзные инфраструктурные разрывы в инновационной среде:
- разобщенная структура производств по «министерской принадлежности» (связи нарабатывались в основном внутри министерства и этот разрыв до сих пор не преодолен, т.е. межотраслевые связи до сих пор слабо развиты);
- отрыв отраслевой науки от производств (основная причина - разные собственники и интересы);
- отсутствие эффективных механизмов рыночной оценки интеллектуальной собственности (изобретений и технологий) как товара. Это, в частности, существенно сдерживает финансирование инноваций;
- отсутствие системы формирования Госзаказа на инновации (разрабатывают инновации «вообще», а не конкретные направления - например, строительство качественных дорог, производство новых средств передвижения и т.д.).
Наличие подобных Государственных заказов - в виде перечня направлений и механизмов продвижения стимулировало бы инициативные разработки. Сейчас выбор претендентов на финансирование в рамках федеральных целевых программ осуществляется нередко также через соответствующее лоббирование далеко не всегда адекватное содержанию разработок и их ожидаемому экономическому эффекту.
Как результат, премии отечественным ученым присуждают за разработки, внедренные за рубежом и принесшие зарубежным производителям многомиллиардные прибыли.
Соответственно социально-экономическое развитие России, её экономическую безопасность и обороноспособность (впрочем, как и большинства других государств) нельзя рассматривать в отрыве от обязательного комплексного решения задач обеспечения конкурентоспособности и эффективности отечественной промышленности, науки и других отраслей реального сектора экономики!
Исходя из данной ситуации, НП ЭНТС определило для себя как приоритетные следующие направления деятельности:
1. Комплексное содействие предприятиям базовых отраслей экономики России (в т.ч. входящим в состав ГК «Ростехнологии», а также являющимся её партнерами) в решении задач стратегического развития (комплексный реинжиниринг бизнес-процессов.
2. Организация комплексных поставок прогрессивных (инновационных) технологий и оборудования, с обеспечением сопутствующего инжиниринга, сервиса, обучения и технической поддержки в течении всего жизненного цикла поставляемого оборудования.
3. Профессиональная (системная) организация конкурсов (тендеров) на поставку научно-технической, технологической и прочей продукции и услуг с целью соблюдения требований технологической независимости и экономической безопасности РФ.
4. Разработка и реализация программы импортозамещения по продукции научно-технического, технологического и прочего (сопутствующего) назначения с целью обеспечения требуемого уровня технологической независимости и экономической безопасности РФ.
5. Организация и развитие производственной и научно-технической кооперации, в т.ч. через развитие малого и среднего бизнеса в сфере промышленного производства и научно-технической (инновационной) деятельности.
Для практической реализации данных видов деятельности в структуре НП ЭНТС сформирована группа специализированных компаний, руководствующихся специально разработанной методикой, о которой говорилось выше.
Данная методика позволяет обеспечивать наиболее рациональный и комплексный подход к модернизации предприятий по всем его бизнес-процессам, включая поставки современного (прогрессивного) оборудования и технологий в полном соответствии с требованиями потребителя с учетом перспективы развития предприятия, его специализации и возможной диверсификацией его деятельности.
В состав данной группы (интегрированной структуры в составе НП ЭНТС) вошли более 20 специализированных предприятий и организаций, в том числе:
• БГТУ «Военмех», в т.ч. профильные подразделения (информационное продвижение, инжиниринг, инновационная деятельность система менеджмента качества, техническое регулирование, подготовка и переподготовка кадров и др.)
• ФГУП «ГП НИИ №5» (разработка проектов строительства (создания) и реконструкции промышленных (научных) предприятий);
• ООО «ТОЧМЕХ» (производственная кооперация, обучение персонала, инжиниринг в сфере промышленного производства, связанного с механической обработкой металлов и других конструкционных материалов);
• ЗАО «ФИНВАЛ-ИНДАСТРИ» (поставка технологического оборудования, оснастки и инструмента ведущих мировых производителей, сервис, обучение, техническая поддержка в течение всего жизненного цикла поставляемого оборудования);
• ФГУП «ВНИИТВЧ им. В.П. Вологдина» (внедрение электротехнологий на основе ТВЧ, внедрение энергосберегающих технологий);
• ОАО «ПТИлитпром» (модернизация заготовительных производств, кооперация в сфере литейной, кузнечно-прессовой и др. видов продукции).
Такой подход позволяет получить от единого ответственного исполнителя, в кратчайшие сроки с наиболее оптимальными затратами качественное решение следующих стратегических задач:
• Разработку проекта технологического перевооружения предприятия с учетом его общей стратегии и программы дальнейшего развития;
• Разработку и обоснование оптимальной конфигурации производственных мощностей необходимых и достаточных для развития предприятия;
• Качественное обоснование перечня (состава) основного и вспомогательного оборудования, подлежащего обновлению (внедрению);
• Разработку всего объема требуемого инженерного обеспечения (сопутствующий инжиниринг) в рамках программы технологического перевооружения;
• Обеспечение комплексной поставки всей требуемой номенклатуры технологического оборудования, оснастки, инструмента и прочих сопутствующих изделий и услуг;
• Проведение монтажа, наладки и сдачи в эксплуатацию поставленного оборудования и технологий (с полным комплексом приемо-сдаточных испытаний, а также с внедрением согласованных технологических процессов);
• Обеспечение надлежащего (в соответствии с требованиями международных стандартов качества) гарантийного обслуживание, а также (в послегарантийный период) - технической поддержки в течение всего жизненного цикла изделий;
• Проведение комплексного обучения всех требуемых категорий персонала (технологов, станочников, обслуживающий персонал и т.д.);
• Оптимизация производственной и научно-технической кооперации.
При этом НП ЭНТС предлагает комплексные решения задач технологического перевооружения любой степени сложности: от отдельных участков и цехов до целых предприятий и их объединений (концерны, холдинги, корпорации).
Кроме того, для предприятий малого и среднего бизнеса в сфере производства (машиностроение, металлообработка и др.), в том числе создаваемых в рамках реструктуризации (оптимизации структуры) крупных промышленных предприятий, НП ЭНТС предлагает поставку и внедрение готовых комплексных решений под различные виды производств («заводы под ключ»), с обеспечением вывода на проектные мощности.
Таким образом, при обращении к нам, специалисты и эксперты НП ЭНТС в кратчайшие сроки анализируют уровень поставленных задач (в т.ч. через оперативную диагностику текущего состояния объекта) и формируют предложения по оптимальным комплексным решениям, а также технико-экономическое обоснование предлагаемых внедрений.
Далее от НП ЭНТС определяется головной (генеральный) исполнитель (в зависимости от специализации и сложности конкретного проекта), который и заключает соответствующий договор (контракт) с Заказчиком и обеспечивает его надлежащее исполнение.
При этом НП ЭНТС осуществляет соответствующую координацию и поддержку исполнителя по всем направлениям, предусмотренным проектом (контрактом).
Особенностью деятельности НП ЭНТС является именно не просто аналитические исследования или консалтинг, но и обеспечение практической реализации всех предложенных технических, организационных и управленческих внедрений с ответственностью за конечный результат.
Более подробно ознакомиться с деятельностью Некоммерческого партнерства «Экспертный научно-технический союз» всегда можно на сайте:
www.umee-nw.ru
Там же, при желании, можно сформировать интерактивный запрос (заявку) на продукцию и услуги по предмету деятельности партнерства.
Мы желаем всем предприятиям скорейшего достижения намеченных целей и со своей стороны всегда готовы оказать требуемое содействие в решении имеющихся задач или проблем.
 
Разработка сайтов