Главная Архив номеров N-27 июнь 2010 Модернизация и технологическое развитие отечественной промышленности и науки.
 

Авторизация



Модернизация и технологическое развитие отечественной промышленности и науки. PDF Печать

(откровенный взгляд на проблемы и пути их разрешения).


 

К.Н. КовальчукГлубокие структурные изменения в системе экономических отношений в нашей стране вполне закономерно дали мощный импульс к развитию конкретных прикладных работ по всему спектру рыночных отношений, их структуре и инфраструктуре. Нашим ученым, специалистам, практикам пришлось на ходу овладевать как новой экономической лексикой, так и новыми подходами к реальным экономическим процессам.Тем не менее, до настоящего времени, как со стороны ведущих экономистов (экспертов), так и со  стороны первых лиц государства подтверждается сохранение (доминирование) сырьевых приоритетов в   российской экономике. На этом фоне сформировались и продолжают иметь место негативные тенденции, существенно препятствующие достижению требуемых темпов социально-экономического развития страны.


Курс на модернизацию и технологическое развитие экономики, объявленный Президентом и Правительством РФ, представляет высокую актуальность, но в практической реализации неизбежно сталкивается с рядом системных проблем экономического, инфраструктурного, социального  и морально-нравственного характера.

Объясняется это следующим образом. Прежде всего,  начиная с середины  90-х (и особенно с 2003 года),  в России устойчиво формируется  лоббирование  интересов бизнес структур и конкретных предприятий  с позиции  возможностей получения бюджетных ресурсов по самым различным темам и направлениям. При этом, несмотря на совершенствование законодательства и соответствующих постановлений со стороны  органов исполнительной власти,  бюджетные средства  расходуются  не столь эффективно как планируется, причем нередко  не с позиции приоритетов, направленных на достижение наилучших (ожидаемых) результатов или  требуемых конструктивных (инновационных) внедрений, а с позиции  их перераспределения в пользу определенных структур (соответствующих  групп юридических и физических лиц). Можно это конечно назвать и коррупцией, но реально это превратилось в систему формирования крупного бизнеса по различным тематическим направлениям, причем на вполне законных основаниях. Ведь действительно под каждую тему, предполагающую бюджетное финансирования, реализуется серьезная процедура принятия решения, причем, как правило, в строгом соответствии с действующим законодательством.

При  этом объявляются и проводятся соответствующие конкурсы (тендеры) по соответствующим проектам и заказам, а для государственных предприятий активно действует система торгов в соответствии с пресловутым ФЗ-94 и т.д. Казалось бы, все в равных условиях, но выигрывает (как и положено) только один, давший наилучшее предложение  (разумеется, по мнению конкурсной комиссии). И вроде всё честно, и всё по закону.

Но темпы не те,  модернизация не идет,  производительность труда в разы ниже аналогичных производств в ведущих странах мира, да ещё и инновации не инвестируются.   И несмотря на полуторное увеличение количества российских миллиардеров (за последний год), инвесторов в наукоемкие производства  чего-то не прибавилось…  Наверное все обращают внимание, что среди самых богатых россиян (по версиям журналов «Финанс» и «Forbes») представлены владельцы сырьевых компаний, банковской сферы, строительства, энергетики, химии, металлургии, торговли, IT сектора и практически нет представителей  машиностроения и других отраслей по выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

При этом ещё и бюджетные ресурсы тратятся (и весьма существенные) на процессы модернизации и технологического развития, а процент износа основных фондов предприятий, включая технологическое оборудование, как был на отметке 80% в конце 90-х, так и сегодня остается неизменным, несмотря на потраченные ежегодно миллиарды  у.е. на закупку технологий и оборудования (причем преимущественно иностранные). Уже и шутка появилась о том, что  технологическое перевооружение в машиностроении и ОПК  – самая  «доходная» расходная часть бюджета….

Именно отсутствие мотивации и реальных экономических условий, стимулирующих вложение инвестиций в развитие промышленности и науки, стимулирует к  перераспределению  бюджетных  ресурсов в пользу решений, обеспечивающий быстрый коммерческий оборот  или  высокий уровень капитализации. И для этого сложилось решение, ставшее уже неким стандартом: закупка нового современного иностранного технологического оборудования. Это обеспечивает действительно быстрый оборот ресурсов со всеми сопутствующими бонусами и комиссиями (для корректности назовем именно так), при этом интерьеры цехов преображаются красотой и блеском новых станков и обрабатывающих центров, которые не стыдно показать и партнерам и проверяющим комиссиям и за которые даже отчитаться можно вполне легально.

Кроме того, исследования показали, что, к сожалению,  многие руководители действительно воспринимают задачи технологического перевооружения как тотальное обновление станочного парка и прочего технологического оборудования. При этом на втором плане оказываются  задачи  оптимизации структуры предприятия, повышения его реальной конкурентоспособности и эффективности в соответствии с требованиями современной экономики, не говоря уже о факторах, влияющих на экономическую безопасность и технологическую независимость предприятий и даже целых отраслей.

Соответственно такой менталитет формирует  весьма  «благоприятную бизнес среду» для многочисленных поставщиков технологий и оборудования (в подавляющем большинстве - иностранного производства).

Но не следует забывать, что главная цель поставщиков  технологического оборудования и технологий (в т.ч. информационных) – это всеми доступными средствами  обеспечивать реализацию продукции и услуг российским потребителям (промышленным предприятиям). Соответственно, множество зарубежных компаний через своих многочисленных посредников, используя сложившийся менталитет многих руководителей (топ-менеджмент) промышленных предприятий и, используя «широкую палитру» различных схем и методик, в т.ч. (что нередко является доминирующим) и личную заинтересованность ответственных лиц (имеющих полномочия на принятие решения по приобретению или по выделению соответствующих ресурсов) активно развивают поставки на российский рынок сложного и дорогостоящего оборудования, в огромной степени влияющего на технологическую независимость предприятий (отраслей промышленности) и соответственно на экономическую безопасность России.

Комментарий: Огромные ресурсы тратятся в настоящее время на закупку дорогостоящего оборудования (как правило - импортного) без должного обоснования, как выбора самого оборудования так и конкретного поставщика. Отсутствует обоснование выбора с позиции технологических задач, увязанных с разработанной общей стратегией развития предприятия. Не учитываются уровень требуемого инжинирингового обеспечения необходимого для эффективного использования такого оборудования, уровень необходимой подготовки персонала предприятия для обеспечения надлежащей эксплуатации оборудования, не согласованы задачи обеспечении надлежащего сервиса со стороны поставщика, в гарантийный период, не говоря уже о технической поддержке в течение  всего жизненного цикла поставленного оборудования.  Как правило, что особенно важно для предприятий ОПК, при приобретении дорогостоящего импортного многофункционального технологического оборудования практически не учитываются факторы сохранения требуемой технологической независимости таких предприятий, впрямую влияющие на экономическую безопасность и обороноспособность страны.

К сожалению, в бизнес среде, равно как и у ряда чиновников различного уровня, да и вообще в обществе  сложилось устойчивое мнение  о безнадежном отставании отечественных производителей в т.ч. станков и других видов технологического оборудования. Отсюда устоявшаяся тенденция отдавать предпочтение иностранной технике (уж коли появились финансовые ресурсы то лучше не рисковать и купить «иномарку»…)

Вот и стало престижно (по аналогии с автомобилями) если уж приобретать современное оборудование – то только иностранного производства, да  ещё и всемирно известных брендов…

При этом директора успешных (в значительной степени благодаря бюджетным ресурсам)  предприятий  машиностроения, ОПК и других наукоемких отраслей, как-то «резко возвысились» над своими коллегами, производящими станки, инструмент, технологическую оснастку и т.п. и «отгородились» от них «непреодолимыми барьерами» дабы не нарушать сложившийся «взаимовыгодный альянс» с иностранными  поставщиками.

А между тем исследования, проведенные специалистами  НП  «Экспертный научно-технический Союз» показали, что продукция отечественных станкостроительных и инструментальных предприятий,  как правило, не уступает, а по целому ряду параметров превосходит зарубежные аналоги.

И это ещё одна проблема модернизации, требующая системного решения.

Без развития стратегического партнерства (на основе солидарности и взаимной поддержки) отечественных предприятий машиностроения, ОПК и других наукоемких отраслей с предприятиями отечественной станкоинструментальной промышленности, деятельность последних будет сворачиваться, что неизбежно приведет к тотальному приобретению импортной продукции и потере технологической независимости российской промышленности  со всеми отсюда вытекающими последствиями (о которых, увы, в силу опять таки сложившихся  сиюминутных интересов, ответственные лица стараются не задумываться…).

Поэтому стимулирование (с использованием различных механизмов) такого сотрудничества в решении задач модернизации и технологического развития экономики – очевидно  должно стать предметом внимания со стороны государства, а также политических партий, профильных общественных объединений,  отраслевых союзов,  ассоциаций и т.п.

Отечественная промышленность и наука сегодня нуждаются в особом информационном продвижении (пропаганде)  на рынке и в обществе, как основы эффективного социально-экономического развития страны, как базы для формирования  среднего класса, для обеспечения в стране экономической стабильности (в т.ч. экономической  безопасности) на фоне  осознанного единения в гражданском обществе.

Необходимо максимально поменять уже достаточно устоявшееся в обществе ущербное мнение о несостоятельности российских разработчиков и производителей. Тем более грандиозный успех в сфере промышленности и науки Китая и других, в прошлом далеко не самых развитых в индустриальном плане, стран должен, как минимум, заставить задуматься наше общество о потенциале российских производителей. Объективная демонстрация (а не домыслы обывателей) продукции отечественной промышленности должна способствовать переориентации  потребительского спроса в пользу российских предприятий (в т.ч. и с позиции здорового патриотизма).

Крайне важно помнить,  что именно промышленность (машиностроение, ОПК, сопутствующие отрасли)  производят продукцию, необходимую для жизнедеятельности государства, обеспечивая решение задач социально-экономического развития, стратегической конкурентоспособности страны, её экономической безопасности и обороноспособности.

Значит модернизация рассматриваемых отраслей – задача сверх актуальная и должна иметь реальное и результативное исполнение, а не  локальные решения в формате так называемой «лоскутной» модернизации, на основе иностранных технологий!

Итак, будем считать, что с извечным вопросом «Кто виноват?» мы более или менее разобрались…

Теперь другой, не менее популярный вопрос: «Что делать?»

А главное – как…

Анализ, проведенный НП «ЭНТС», показал, что основная масса более или менее успешных предприятий машиностроения и ОПК (равно как и других отраслей), независимо от формы их собственности, как правило, осуществляют деятельность, предполагающую финансирование из средств государственного  бюджета в рамках различных видов госзаказов, в т.ч. оборонных, а также федеральных, ведомственных или региональных целевых программ.

При этом предприятия либо сами являются непосредственными исполнителями государственных заказов, либо соисполнителями (контрагентами) головного исполнителя (хотя в цепочке соисполнителей выстраивается довольно много уровней).  Поэтому модернизация предприятий реального сектора экономики должна и быть непосредственно  связана с бюджетной эффективностью и предполагать самую высокую профессиональную (а при определенных обстоятельствах и иную) ответственности за качество и обоснованность расходов из  выделяемого бюджетного финансирования, и достигнутые результаты от проведенной модернизации …

Соответственно,  процесс модернизации промышленных предприятий  как минимум в отраслях, предполагающих перспективу партнерства с государством (и в первую очередь по отношению к стратегическим и системообразующим предприятиям) должен стать управляемым на всех этапах его реализации. Причем такая управляемость должна иметь методологическое, инфраструктурное, институциональное и ресурсное обеспечение!

А это значит, что необходима продуманная стратегия и тактика модернизации, причем в масштабах, не только отельных предприятий, но и их объединений (концернов, холдингов) и даже целых отраслей.

Задачи модернизации и технологического перевооружения (развития) предприятий обязательно  должны решаться комплексно с параллельной оптимизацией производственных мощностей и развитием производственной и научно-технической кооперации, с модернизацией других бизнес процессов предприятий (система управления, подготовка производства, учетная политика, система менеджмента качества, культура производства, кадровая политика, сервис и т.д.).

Необходимо коренным образом изменить менталитет многих ответственных лиц (в т.ч. руководителей и собственников промышленных и научных предприятий) приоритетно использующих  локальный подход к задачам модернизации своих компаний, вкладывая при  этом  значительные  ресурсы и не получая должного уровня конкурентоспособности и эффективности, не говоря уже об отсутствии инновационной основы таких преобразований.

В целях успешной реализации задач, комплексной модернизации и технологического развития предприятий реального сектора экономики,  НП «Экспертный научно-технический Союз, при поддержке и во взаимодействии с Представительством Государственной корпорации «Ростехнологии» и «Союза машиностроителей России» в Санкт-Петербурге разработали Методологию и тповую Программу и стратегического сотрудничества с предприятиями промышленности и науки.

Программа базируется на эксклюзивных методиках, а также на надлежащем  инфраструктурном обеспечении  и предусматривает комплексное содействие предприятиям, объединениям (концернам, холдингам),  в разработке и обосновании оптимальной программы дальнейшего развития предприятий (объединений) с  обеспечением требуемого уровня эффективности его деятельности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.  Кроме того Программа предусматривает комплексное содействие региональным органам власти в разработке и практической реализации соответствующих проектов по развитию региональной промышленной политики. При этом Программой предусматривается  комплексное стратегическое партнерство с предприятиями  по практической реализации предлагаемых решений (внедрений) и ответственность за конечный (прогнозируемый) результат.

Речь идет о следующих (основные) направлениях сотрудничества:

  • разработка и обоснование стратегий и комплексных программ развития промышленных предприятий (комплексный реинжиниринг бизнес-процессов) с целью обеспечения эффективности и конкурентоспособности, отвечающих требованиям современного рынка, с оптимальным использованием существующих производственных мощностей и инфраструктуры предприятий;
  • эффективные решения для финансового оздоровления проблемных предприятий с максимально возможным сохранением профиля деятельности;
  • разработка, обоснование и практическая реализация (по эксклюзивной методике ЭНТС) программ комплексного технологического перевооружения (развития) предприятия, включая решение задач реструктуризации (оптимизации) основных фондов,  внедрение новых и модернизация существующих технологических процессов производства;
  • решение задач модернизации производственной инфраструктуры предприятия, с обеспечением поставок и внедрением всех видов основного и вспомогательного оборудования;
  • разработка, обоснование и внедрение передовых автоматизированных систем управления предприятием с учётом специфики его деятельности;
  • расширение продуктовой специализации предприятия под его технические возможности с обеспечением дополнительной эффективной загрузки имеющихся производственных мощностей;
  • разработка и обоснование программы развития внутренней и внешней кооперации;
  • решение прочих задач, актуальных при проведении комплексной модернизации предприятий (объединений).

При выполнении работ по указанным видам деятельности, активно используется потенциал участников и партнеров Союза машиностроителей России, ГК «Ростехнологии» и НП «Экспертный научно-технический Союз» (НП ЭНТС).

Формирование участников и партнеров осуществляется по результатам мониторингов и комплексных экспертиз деятельности специализированных предприятий и организаций,  наиболее актуальных для партнерства с предприятиями (потребителями), проводящими стратегические преобразования по изложенным выше направлениям.

Более подробно о возможностях методологии и программы сотрудничества можно ознакомиться на сайте НП ЭНТС: www.umee-nw.ru

Кроме того методика, на основе которой предлагается формирование сотрудничества, станет предметом рассмотрения на конференции «Инновации XXI века» (секция №2), проводимой в рамках 1-го Международного Форума «Технологии в машиностроении 2010»  с 30 июня по 4 июля в г. Жуковский.

 

К.Н. Ковальчук, рук. Аналитической службы НП ЭНТС
 
Разработка сайтов