Главная Архив номеров N-27 июнь 2010 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ
 

Авторизация



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ PDF Печать

О.Н. Литун, д.э.н., проф., С.С. Моисеенко, ст. преп.

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Парадигма развития современного бизнеса характеризуется высокой степенью турбулентности среды обитания, что приводит к непрерывному возникновению новых явлений на всех уровнях экономической деятельности. Кроме того, кризисные явления в мировой экономики, которые приобрели перманентный характер, вносят свои коррективы в поведение экономических субъектов, для которых нахождение в состоянии неопределенности требует разработки механизмов адекватного реагирования. В таких условиях возникает необходимость поиска базовых ценностей, позволяющих определить устойчивую платформу для дальнейшего продвижения по пути прогресса и процветания.

Одной из немногих ценностей, которая остается стабильно востребованной именно благодаря своему развитию и изменению, является наука. Поэтому в качестве такой платформы целесообразно рассматривать целенаправленное формирование новой экономической системы, опирающейся на научные знания. Эта система получила название наукоемкой экономики, которая характеризуется, прежде всего, использованием передовых технологий и научных открытий в различных областях деятельности, нарастающим объемом информации и новых  знаний, высокой степенью мотивации к непрерывной генерацией бизнес идей. Прослеживается четкая взаимосвязь между основными ценностями, определяющими эффективность экономики нового типа: знания – креативность – инновации. Достижение успеха в конкурентной борьбе теперь будет возможно только для тех участников экономических отношений, кто сумеет трансформировать имеющиеся навыки и компетенции  в инновации и успешно внедрить полученные новые знания в производство. В связи с этим особое внимание уделяется необходимости формированию специфического типа ресурсов – интеллектуально-креативных, которые соответствовали бы непрерывно возрастающей сложности производимых продуктов и услуг.

Выявление такого вида ресурсов, которое основывается на координальном изменении роли знаний, определяет изменения в организации трудовой деятельности на предприятии. Труд становиться более наукоемким и творческим, в результате чего формируются новые компетенции, и видоизменяется система мотивации. Креативность, творческий потенциал становится одним из ведущих факторов производства и требует адекватной оценки с точки зрения затрат труда и повышения его производительности.

Мы полагаем, что с точки зрения развития креативности, задача менеджмента компаний может быть определена в рамках трех основных составляющих.

Во-первых,  это формирование необходимых компетенций, причем следует расширять не только базовые, профессиональные компетенции, но и те из них, которые позволяют установить взаимосвязь с другими сферами знаний с целью реализации  междисциплинарных проектов.

Во-вторых,  важную роль играет развитие творческого мышления с помощь обучения и подготовки сотрудников, проведения тренингов и привлечения к работе консультантов.

В-третьих,  необходимо стимулировать креативную деятельность персонала путем создания внутренней потребности творчества через специально созданную для этих целей систему мотивации.

Задача интеллектуализации производства имеет еще одну особенность. Дело в том, что в отличие от материальных ресурсов, интеллектуально-креативным ресурсам свойственно приращение в процессе творческого труда. Поэтому предприятие сталкивается с необходимостью оценки трудовых процессов  с точки зрения объема имеющихся и вновь создаваемых знаний. Данный подход должен отражать как долю научных знаний в конечном продукте, так и оценивать готовность персонала к работе в условиях наукоемкой экономики.

Исходя из вышесказанного, на современном этапе возникла насущная необходимость разработки комплексной системы анализа интеллектуально-креативной деятельности  на уровне предприятия. Данная система состоит из ряда взаимосвязанных показателей, ключевым из которых является науковооруженность труда, представляющий собой отношение объема накопленных и создаваемых знаний к численности работников, привлекаемых к выполнению определенного проекта. При этом объем знаний может быть выражен в инвестициях в интеллектуальный капитал. Кроме того, для оценки всего спектра такого рода деятельности, целесообразно использовать дополнительные показатели, соответствующие трем критериям наукоемкости: знания, креативность, инновации (см. таблицу 1).

Показатель

Критерий

Способ расчета

Значение показателя

Примечание

Опыт работы на рынке или в отрасли

Знания

Исчисляется с момента выхода компании на соответствующий рынок

Длительность присутствия компании на рынке

Косвенный показатель для сравнительно анализа

Уровень инвестиций в человеческий капитал

Знания

По данным бухгалтерского учета

Абсолютная величина вложений в человеческий капитал

Показатель может быть использован для расчета науковооруженности труда

Индекс инвестиций в человеческий капитал

Знания

Отношение инвестиций в человеческий капитал и объема продаж

 

 

Уровень образования

Знания

Отношение числа занятых с определенным уровнем образования к общему числу занятых (в компании, в проекте) с учетом аутсорсинга

Образовательная структура персонала

 

Число патентов и изобретений в определенный период

Креативность

По данным стат. учета

Способность работников компании воплощать знания в творческие решения

Показатель наиболее применим к высокотехнологичным отраслям

Доля занятых  в реализации нового проекта

Креативность

Отношение числа участников проекта (подразделения) к общей численности занятых

Структура персонала в разрезе креативной составляющей труда

 

Количество признанных творческих решений компании

Креативность

По результатам участия в конкурсах, грантах и фестивалях

Способность к созданию признанных результатов

Применимо к отдельным отраслям наукоемкой экономики

Уровень коммерциализации

Инновации

Соотношение объема затрат на инновации к реализации продукции

Отдача на вложения в инновации

 

Производительность труда для высоко технологичного производства

Инновации

Соотношение показателя деятельности высокотехнологичного производства и численности занятых

 

Показатель используется для сравнительного анализа по проектам или подразделениям

Уровень сбережений по результатам использования новых технологий

Инновации

Сопоставление уровня расходов до и после внедрения новых технологий

Объем экономии за счет внедрения новых технологий

 

Индекс сбережений по результатам использования новых технологий

Инновации

Соотношение абсолютного объема экономии денежных средств и прибыли, полученной после внедрения инноваций

Доля экономии в прибыли компании

 

Доля высоко технологичных товаров и услуг в общем объеме продаж

Инновации

Соотношение объема продаж высоко технологичных товаров к общему объему продаж

Структура продаж компании с учетом инновационной составляющей

 

Стоимость вложений в инновации

Инновации

По данным бухгалтерского учета

Оценивается через стоимость произведенного интеллектуального капитала

 

Доля привлеченного и собственного капитала в затратах на инновации

Инновации

Доля каждого источника в общей сумме финансирования

Источники финансирования бизнес проектов и распределение прав собственности по результатам реализации проекта

 

 

Таким образом, комплексная система анализа интеллектуально-креативных ресурсов по трем критериям наукоемкости на уровне предприятия выявляет наличие  потенциала для реализации конкурентоспособных задач, способность к созданию новых идей и решений, и позволяет оценивать результаты конкретной производственной деятельности в рамках наукоемкой экономики.
 
Разработка сайтов