Главная Архив номеров N-27 июнь 2010 Что почем: профессиональный подход
 

Авторизация



Что почем: профессиональный подход PDF Печать

И.П.ЗВЯГИНА ген. директор компании "Ритм".

В условиях модернизации экономики, в частности объединения практически всего оборонно-промышленного комплекса под единым управлением (гос.корпорации), новый менеджмент приходящий на предприятия, сталкивается со следующими проблемами:

  • отчетность ФГУПов не соответствует действительности, не проведена инвентаризация имущества, отсутствует реальный учет имущества;
  • правоустанавливающие документы на имеющиеся активы, в первую очередь на земельные участки, оформлены не в соответствии с действующим законодательством или не оформлены вообще;
  • наличие значительной доли избыточных активов;
  • оборудование морально устарело, недвижимость длительное время функционировало без капитального ремонта;
  • имеющиеся активы используются неэффективно.

В советскую эпоху практически все предприятия были наделены значительными имущественными объектами – промышленными площадками, которые должны были способствовать достижению уставных целей предприятия. Переход к рыночной модели экономики привел к сокращению основной деятельности и как следствие высвобождению площадей.

Но, к сожалению, даже сегодня можно встретить примеры неэффективного использования имеющихся площадей:

  • потенциально доходные площади используются не в соответствии с наиболее целесообразным назначением, а согласно с исторически сложившимся;
  • площади не используются вообще, но при этом осуществляются затраты на их содержание;
  • площади сдаются в аренду сторонним пользователям по нерыночным ставкам.

Все это усугубляется отсутствием правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, что отодвигает момент введения актива в хозяйственный оборот и получения экономических выгод от его использования.

Особенно сегодня, находясь в условиях кризиса, предприятию необходимо четко понимать масштабы своей деятельности и четко определять размеры ресурсов, необходимых для ее осуществления. Наличие же избыточных, неиспользуемых, неэффективно используемых активов влечет к дополнительным расходам и как следствие к снижению стоимости всего предприятия в целом.

Оптимальной стоимостью предприятия считается стоимость, соответствующая комплексу имеющихся в его распоряжении ресурсов, т.е. его рыночная стоимость в таком состоянии, когда все производственные и непроизводственные мощности этого объекта полностью загружены и характеризуются максимально возможной отдачей.

Возможными путями решения задач, стоящих перед менеджментом предпрятий являются:

  • проведение инвентаризации имущества;
  • оформление прав на имеющиеся активы;
  • создание четкой имущественной структуры, позволяющей эффективно вести основную деятельность, максимально сократить издержки, не связанные с производственной деятельностью, что улучшит финансовые результаты предприятия;
  • на основе анализа эффективности работы предприятия разработка возможных действий работы с непрофильными активами - перепрофилировать, сдать в аренду, продать, реконструировать или начать новое строительство;
  • разработка вариантов перепрофилирования и реализации неэффективно используемых предприятием активов, а также акций, долей, паев третьих лиц, принадлежащих предприятиям, но не относящихся к основной деятельности.

Для анализа целесообразности и поиска возможных направлений реструктуризации бизнеса, оптимизации потоков доходов и расходов, необходимо проведение оценочных работ, позволяющих определить реальную рыночную стоимость имущества, варианты его наиболее эффективного использования, а также оптимальные размеры активов, обуславливающие успешность ведения бизнеса. В настоящее время существует множество инструментов и рычагов управления стоимостью. Однако они не учитывают всё возрастающую роль нематериальных факторов в процессе создания и увеличения рыночной стоимости бизнеса.

В современных условиях профессионализм сотрудников, лояльность клиентов, используемые информационные системы, наличие развитой технологической инфраструктуры стоят для многих предприятий значительно больше, чем их материальные активы.

Практический и коммерческий интерес к НМА и ОИС стал проявляться только в начале 90-х годов прошлого столетия. Доля НМА в общем объеме активов российских предприятий незначительна и колеблется от 1% до 5%.

Вообще, сегодня в России наблюдается минимальный спрос на продукты интеллектуальной деятельности. Дело в том, что как правило, отсталое российское производство просто не способно на устаревшем оборудовании выпускать инновационную продукцию.

Несмотря на то, что государство провозгласило экономическую стратегию, направленную на ликвидацию зависимости отечественной экономики от сырьевого сектора, российскими заявителями патентуется крайне мало новых технологий и еще меньше технологий включается в легальный хозяйственный оборот.

В настоящее время в области охраны результатов научно-технической деятельности, особенно, что касается изобретательства, можно выделить две наиболее существенные проблемы:

1) невысокий уровень показателей изобретательской активности в среднем по стране;

2) низкий уровень практического использования результатов интеллектуальной деятельности.

В российской практике учет и оценка интеллектуальной собственности обладают рядом особенностей. Объекты интеллектуальной собственности имеют нематериальный характер, что предполагает их отдельный учет и оценку в активах собственника. Следует отметить, что первоначальная стоимость нематериальных активов определяется по-разному, что обусловлено особенностями налогового законодательства. Так, в соответствии с ПБУ 14/2000 первоначальная стоимость нематериальных активов определяется как сумма фактических расходов на приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. В налоговом учете первоначальная стоимость определяется как разница расходов на приобретение (создание) нематериальных активов и всех налогов, учитываемых в составе расходов (согласно НК РФ).

Если говорить об ОИС, то здесь, прежде всего, следует выявить сами результаты интеллектуальной деятельности и четко их идентифицировать. Для решения проблем учета ранее созданных результатов, распределения прав на эти результаты и обеспечения их легитимного введения в гражданско-правовой оборот необходимо провести инвентаризацию НМА и ОИС на предприятии.

При проведении инвентаризации определяются исключительные права на НМА и ОИС, а также на НМА и ОИС, не являющиеся объектами исключительных прав. Кроме этого, определяются потенциально охраноспособные НМА и ОИС, на которые может быть получен охранный документ в соответствии с законодательством РФ, а также объекты, техническая, организационная или коммерческая информация о которых является секретом производства.

Проведение инвентаризационно-учетных мероприятий, к примеру, позволило запустить механизм распоряжения правами государства на результаты интеллектуальной деятельности военного и специального назначения. Пока этот механизм реализуется только Минюстом России посредством коммерциализации результатов, созданных за счет средств федерального бюджета и используемых во внешнеэкономической деятельности, в первую очередь в рамках военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Так, анализ правоприменительной практики в сфере защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и итогов их инвентаризации на предприятиях оборонно-промышленного комплекса показывает, что большинство результатов НИОКР, в том числе создаваемых за счет средств федерального бюджета, не имеют правовой охраны (не охраняются посредством патентования или введения режима коммерческой тайны (ноу-хау) на территории РФ.

Следует отметить, что в России очень низкий уровень практического использования результатов интеллектуальной деятельности, до сих пор непроработан полностью вопрос о правах на полученные результаты интеллектуальной деятельности.

Хотелось бы подчеркнуть, что авторы и разработчики могут получать реальный доход только в случае коммерциализации объектов ИС, т.е. внедрения их в рыночной оборот. А для этого как раз и нужна оценка. Заметим, что потребность в оценке ОИС возрастает по мере развития рыночных отношений и вовлечения России в мировую экономику.

Любой актив, используемый в процессе ведения бизнеса, представляет интерес лишь в том случае, если он способствует достижению поставленных целей, прежде всего экономических. Все эти утверждения в полной мере относятся и к НМА, и к ОИС. Поэтому стоимость НМА не может быть измерена такими показателями, как например сумма денежных средств, вложенная в их развитие. Если НМА соответствуют поставленным организацией целям, то их ценность существенно возрастает по сравнению с затраченными на них средствами. Справедливо и обратное утверждение: если НМА не соответствуют поставленным целям, даже если в их развитие были инвестированы значительный объем ресурсов, их ценность будет невелика. Как правило, ценность НМА существенно превосходит затраты на их создание или приобретение.

НМА весьма неоднородны по своему составу, степени участия и влияния на финансово-экономические показатели деятельности предприятия, поэтому при анализе эффективности использования НМА и ОИС и оценки их влияния на конечные результаты ведения бизнеса необходимо проанализировать такие показатели, как: увеличение объема производства за счет использования НМА и ОИС; повышение качества изделий; снижение себестоимости продукции; опережающий рост объема продаж продукции, при производстве которой использовались НМА и ОИС, по сравнению с общим объемом продаж. Также можно сравнить затраты, связанные с приобретением (созданием) НМА и ОИС, и увеличением роста прибыли, объема сбыта продукции; со снижением трудоемкости, цены реализации и т.п.

Детальный анализ НМА и ОИС и оценка степени их влияния на эффективность операционной деятельности будет способствовать заинтересованности предприятий в увеличении доли НМА и ОИС в структуре имущества, в повышении эффективности их использования, а также в укреплении конкурентоспособности предприятия и более объективной оценке стоимости бизнеса.

В условиях инновационной экономики, пришедшей на смену индустриальной, конкурентные преимущества получают те предприятия, которые способны превратить свои материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы в источник доходов. Капитализируя эти доходы, предприятие получает возможность обеспечить рост своей рыночной стоимости. В современных условиях это приобретает особое значение, т.к мировая практика показывает, что критерием обеспечения устойчивого развития является обеспечение прироста рыночной стоимости предприятия на достаточно длительном временном интервале.

 
Разработка сайтов