Главная Архив номеров N-27 июнь 2010 ПОТЕНЦИАЛ АРКТИКИ ОГРОМЕН
 

Авторизация



ПОТЕНЦИАЛ АРКТИКИ ОГРОМЕН PDF Печать

М.П.НЕНАШЕВ, кандидат исторических наук, депутат Государственной думы.

Во время состоявшегося в конце апреля государственного визита Президента России Дмитрия Медведева в Норвегию удалось достигнуть важных договорённостей, в том числе и по вопросу разграничения спорного пространства в Баренцевом море, а также по теме сотрудничества в Арктике. Эксперты уже назвали подписанные в Осло документы знаковыми, открывающими новую страницу в истории освоения Арктики. Программа развития северных, арктических территорий, по мнению депутата Государственной Думы России, члена Комитета по обороне Михаила Ненашева, который также находился в составе государственной делегации, сегодня имеет для всей России важнейшее значение. И реализация этого общенационального проекта должна проходить с опорой на закон.

Время масштабных проектов

На переговорах в Норвегии на всех уровнях было недвусмысленно заявлено, что Россия считает Арктику зоной своих стратегических интересов и регионом сотрудничества со странами-соседями. Это была принципиальная позиция нашей делегации. И у этой позиции есть глубинные основания. Ведь Арктика для нас не просто точка на глобусе и не Клондайк, куда отправляются лишь затем, чтобы поживиться природными богатствами, – это прежде всего наши земли и наши морские просторы, которые мы обязаны развивать, решать проблемы живущих здесь людей, а если понадобится, то и защищать. Поэтому в деле освоения Арктики территориальный аспект для нас один из важнейших. Напомню, что северные, арктические и приарктические территории составляют около половины всей территории нашей страны. И осуществляемые сегодня в Арктике экономические проекты – это прежде всего освоение и развитие малозаселённых территорий через создание рабочих мест и организацию достойной жизни для местного населения.

Другим важным аспектом является наличие ресурсной базы, потенциалов для национальной экономики, науки. Запасы нефти в Арктике ориентировочно оцениваются в 20–46 млрд тонн, газа – 36–83 трлн куб. м, и мы уже сегодня приступаем к разработке северных шельфов в российской экономической зоне.

Третий аспект – оборона и безопасность. Наша морская граница на севере и приарктическом востоке проходит по семи морям из тринадцати, омывающих российские берега. Это в первую очередь означает, что мы должны эффективно усиливать Северный и Тихоокеанский флоты, ВВС и ПВО, морскую пограничную охрану, развивать судостроительную и судоремонтную промышленность. Усиливая корабельную и авиационную составляющую наших сил в Арктике, необходимо, в свою очередь, создавать для этого береговую, наземную инфраструктуру. Иными словами, надо построить современную систему по обеспечению развития Арктики. Наши соседи – США, Канада и другие государства – в последнее время в регионе проявляют заметную активность в военном плане. К примеру, канадские вооружённые силы пополняются кораблями ледового класса для патрулирования Арктики. Даже местный народ – эскимосы, судя по сообщениям СМИ, привлекаются к арктической службе. Помимо этого многоплановый интерес к региону демонстрируют и государства, которые находятся далеко от Арктики, например Германия, Китай, Япония. Их исследовательские суда чаще стали гостить в арктических широтах.

И ещё один аспект. Это участие нашей страны в международных арктических проектах. Арктический регион становится местом осуществления глобальных международных экономических проектов с применением самых современных технологий, с учётом возрастающего значения охраны природной среды. Извлечение полезных ископаемых в условиях вечной мерзлоты и со дна Ледовитого океана, добыча биоресурсов, наблюдения за климатом Земли, транспортные и космические программы, проекты по получению ледниковой воды, которая, как известно, является самой чистой на Земле.

Сегодня проблема глобального потепления и его последствия являются предметом научных споров, но тем не менее уже существует ряд сценариев с учётом возможных воздействий этого природного явления. Они напрямую касаются Арктики, России. Поэтому очень важно, чтобы наша страна оказалась к этому готова прежде всего технологически.

Опираясь на отечественный потенциал

Необходимо решать эту задачу с учётом существующих возможностей отечественного машиностроительного комплекса. Убеждён, что это направление должно стать одним из главных пунктов в программе масштабного освоения Арктики. По подсчётам специалистов, проекты по развитию Арктики загрузят работой на десятилетия более двух тысяч основных предприятий нашей страны. На основе фактов считаю несостоятельными разговоры о том, что у нас якобы нет промышленного, кадрового потенциала для освоения Арктики. Аргументы из недавнего прошлого и современности свидетельствуют о достаточности наших возможностей. Ещё в 80-е годы в нашей стране впервые в мире была пробурена на Кольском полуострове в Печенгском районе сверхглубокая скважина – более 12 км в глубину Земли. Россия обладает уникальными технологиями по строительству ледокольного флота. Сегодня судостроительный комплекс в Северодвинске способен обеспечить отечественной техникой реализацию проекта по нефте- и газодобыче на шельфе. Недавно начала работу уникальная плавучая ледостойкая платформа водоизмещением более 110 тыс. тонн, ещё несколько платформ было построено по заказу иностранных государств на северодвинских стапелях. Есть и другие машиностроительные предприятия, способные выполнять сложнейшие технологические задачи.

Для развития северных, арктических территорий совсем недавно разработана общенациональная программа по космическому наблюдению в Арктике. В начале мая в Федеральном космическом агентстве обсуждался вопрос не только метеорологического наблюдения в Арктике, но и решение задач через орбитальную спутниковую группировку в интересах науки, международного сотрудничества и по другим направлениям.

Особо хочу выделить ещё одну арктическую программу, которая реализуется и имеет колоссальное будущее. Речь идёт о Северном морском пути. Северный морской путь играл и играет огромную роль как важнейшая для северных территорий транспортная артерия страны. Эксплуатируется он уже почти сто лет, и движение по нему не прекращалось даже в труднейшие для страны времена. Например, это единственный путь, по которому перевозится добытая в Норильске руда. Севморпуть, оборудованный и обустроенный, способен приносить внушительную пользу и России, и всему человечеству, став международной транспортной артерией. Если глобальное потепление действительно будет, то он сможет работать круглогодично. И тогда путь из одной части света в другую станет самой короткой трансокеанской дорогой. Это позволит сэкономить и время, и ресурсы. Путь этот будет и самым безопасным. Мы сегодня видим, как пираты у африканских берегов парализовали нормальную работу международных морских линий. Севморпуть же на всём своём протяжении – это зона ответственности России, и наша страна имеет достаточно возможностей, чтобы гарантировать полную безопасность этого маршрута.

Для развития Севморпути нужно принять ряд мер. Это прежде всего развитие ледокольного флота. Наш атомный ледокольный флот давно ждёт пополнения. Суда этого типа строятся в Петербурге. Последний построенный атомный ледокол, который пришёл в Мурманск в 2007 году, лишь чуть-чуть улучшил ситуацию. Иначе взамен выбывающих по старости ледоколов скоро нечего будет направлять на Севморпуть. Повсеместно для Севморпути необходимо новое навигационное и другое техническое оборудование. После решения всех базовых задач Севморпуть может стать важнейшим транспортным преимуществом России, приносящим в бюджет страны значимые средства. Очень важно, чтобы при модернизации Севморпути был применён системный подход – заказы на корабли, оборудование, авиацию, их ремонт получали бы отечественные компании. И параллельно должно идти развитие северных территорий, а также всего научно-исследовательского комплекса в Арктике. Основой такой политики должна стать законодательная база.

Закон о развитии Арктики жизненно необходим

Осуществление масштабных проектов по развитию Арктики и приарктических регионов требует огромных инвестиций, решения социальных вопросов, создания соответствующей инфраструктуры. Все эти и другие вопросы должны быть отражены в инициируемом законопроекте, о подготовке которого было заявлено мной в апреле сего года в Государственной Думе. В рамках закона должна быть прописана система мер по комплексному освоению Арктики и приарктических территорий. Сегодня в нашей стране на Севере добывается 80 процентов газа, 90 процентов никеля, 100 процентов апатитов, а также ряд других полезных ископаемых. В регионе занимаются добычей природных ресурсов все главные сырьевые компании России. С помощью закона надо создать условия для того, чтобы компании, которые работают на Севере, не только зарабатывали бы прибыль, но и вкладывали бы достаточные средства в развитие приарктических регионов, в улучшение жизни самих северян! К работе над законом необходимо привлечь соответствующих экспертов, юристов, экономистов, представителей регионов, заинтересованных министерств и ведомств, общественных объединений, граждан.

Территория позитивного сотрудничества

Потенциал арктических территорий огромен, и он, безусловно, будет служить не одно столетие и России, и всему человечеству. Для этого Арктика должна оставаться территорией мира и сотрудничества для всех приарктических государств и других стран. В этом общемировом вопросе нельзя допускать силового давления или передела арктических секторов, к чему призывают некоторые деятели в отдельных государствах. Возвращаясь к визиту государственной делегации в Норвегию, отмечу, что в ходе поездки было подписано заявление о том, что стороны намерены в ближайшее время урегулировать спорные проблемы, связанные с так называемой серой зоной в Баренцевом море. В заявлении оговорён принцип раздела – равнозначное разграничение спорной территории. Эксперты и специалисты в ближайшее время начнут консультации, итогом которых станет соглашение, в котором, рассчитываю, будет реализован взаимоустраивающий подход в сотрудничестве стран-соседей.

 
Разработка сайтов