Главная Архив номеров N-27 июнь 2010 НЕАТОМНАЯ. А КАКАЯ?
 

Авторизация



НЕАТОМНАЯ. А КАКАЯ? PDF Печать
Подводная лодка Санкт-Петербург

Капитан 2 ранга А.Ю. Пылаев.

8 мая у одного из причалов «Адмиралтейских верфей» в торжественной обстановке был поднят Российский военно-морской флаг на головной дизель-электрической подводной лодке «Санкт-Петербург». Драматическая судьба этого корабля долгое время приковывала внимание военно-морского сообщества, экспертов-кораблестроителей.

Строительство первой отечественной неатомной ПЛ четвертого поколения было начато еще в 1997 году. Лодка строилась по проекту ЦКБМТ "Рубин" под руководством генерального конструктора Ю. Н. Кормилицина. Именно Юрий Николаевич стал первым автором спецвыпуска "Морской газеты" "Оборонный заказ". № 1 от 22 июня 2004 года начинался его статьей (совместно с А.И. Барановым) "Подводные лодки XXI века", где были кратко описаны основные инновации, внедряемые на головной ПЛ проекта "Лада". Нового на корабле действительно немало, но, видимо, слишком уж в сложное для страны время шло строительство "Санкт-Петербурга". Низкое качество управления оборонными отраслями, неритмичное финансирование, проблемное ценообразование, ослабленные контрагентские связи, сомнительное качество продукции ряда поставщиков комплектующих, субъективный фактор в принятии значимых решений... Все эти и другие, столь знакомые нам качества среды, в которой существует наукоемкая промышленность в России сказались в итоге на сроках сдачи флоту нового корабля.

ПЛ "Санкт-Петербург" была спущена на воду 28 октября 2004 года, о чем также писал "Оборонный заказ" (№4), и лишь теперь, спустя пять с половиной лет, лодка доведена до приемлемого уровня готовности.

На торжественном митинге в честь подъема флага перед собравшимися выступили командир Ленинградской Военно-морской базы контр-адмирал А. Н. Федотенков, генеральный директор "Адмиралтейских верфей" В.Л. Александров, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации С.Н. Форафонов, главный инженер ЦКБМТ "Рубин" И.В. Вильнев и другие. Выступавшие, конечно, сосредоточили внимание на радостной сути события - долгожданная лодка в строю!

После ритуала освящения флага слово взял настоятель Николо-Богоявленского морского собора отец Богдан. Глубокоуважаемый священнослужитель высказал наиболее значимую для собравшихся мысль: вооруженная защита Отечества - это не прихоть и не празднодействие. Мир вокруг нас не стал безопаснее, а значит строительство новых кораблей для Российского флота необходимо вести должными темпами и в достойных количествах. Радостный повод не должен заслонять собою остроту стоящих перед Вооруженными Силами проблем.

Позже мне удалось кратко побеседовать с Юрием Николаевичем Кормилициным. Было важно именно от него услышать прогнозные оценки по судьбе не только "Санкт-Петербурга", но и проекта "Лада" в целом. Сейчас «Адмиралтейские верфи» ведут строительство ещё двух лодок того же типа. Юрий Николаевич высказал надежду, что серия будет расширина. Это вопрос серьезных технологических доработок, объема и своевременности поступления средств по линии оборонного заказа.

Темпы строительства необходимо решительно наращивать, в том числе, исходя из интересов продвижения российской высокотехнологичной продукции на внешнем рынке. Моральное устаревание поколений ВВТ ускоряется. Германия, Франция, Швеция уже присутствуют в сегменте неатомных подводных лодок 4 поколения. Мы же отстаем, из-за чего приходится слышать о прожектах покупки иностранных ПЛ для ВМФ России!

В этой связи стоит воспользоваться широким цитированием и привести здесь ряд тезисов из весьма объемной статьи доктора технических наук, академика Академии военных наук, заслуженного изобретателя России Н. Кириллова, которая была опубликована в газете "Энергетика и промышленность России" (№3, февраль 2010 г.)

Фактор времени неумолим. Очевидно, что для восстановления отечественных приоритетов в подводном неатомном кораблестроении необходимо в сжатые сроки довести до уровня серийного производства ряд важнейших систем. Помимо новой энергетики нами должны быть освоены в производстве многофункциональные забортные модули миниторпед, о которых не раз писали эксперты-разработчики в "Оборонном заказе". Как отметил в беседе Ю.Н. Кормилицин, в проекте "Лада" заложены необходимые объемы для размешения этих систем. Конкуренция на внешнем рынке такова, что если мы будем затягивать с производством отечественных модулей, возможно, придется закупать это вооружение, например, в Италии. Это если еще удастся избавиться от перспективы покупки зарубежных лодок целиком.

Город Санкт-Петербург, конечно, многим обязан итальянским зодчим, но Петр Великий наверняка предпочел бы, чтобы в XXI веке подводная лодка "Санкт-Петербург" была создана уже без участия чужестранцев.

 
Разработка сайтов