Главная Архив номеров N-27 июнь 2010 Образование через инновации и международное сотрудничество: современные реалии и вызовы времени
 

Авторизация



Образование через инновации и международное сотрудничество: современные реалии и вызовы времени PDF Печать

Степанова Е. И., к.соц.н.

Институт лазерной техники и технологий БГТУ "Военмех"

Образование играет все большую роль в развитии современных обществ, обеспечивая прогресс в социальной, экономической и культурной сферах. Значение интеграции российского образования в мировую инновационно-образовательную среду переоценить невозможно. Министр образования и науки А.А. Фурсенко в выступлении на Правительственном часе в Государственной Думе РФ с докладом «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» в 2008 году, применительно к концепции социально-экономического развития страны до 2020 года подчеркивает: «Ее стратегическая цель – перевод страны на качественно новый, инновационный, уровень развития». Он называет систему трех глобальных составляющих, которые призваны обеспечивать такое развитие – интеграция исследований, образования и производства. Министр подчеркивает, что современное образование – не столько один из результатов инновационного развития, сколько необходимое условие его осуществления. В связи с этим особую важность приобретает разработка и последующее внедрение современной модели образования.

В современном мире образование выступает одним из ведущих факторов развития. Нынешнее положение, при котором Российская Федерация производит всего лишь 1% глобального валового продукта, владея 30% всех мировых богатств, не может обеспечить прогресса в инновационных сферах. Так, аналитиками подсчитано, что в два минувших десятилетия во многих странах мира реальный рост добавленной стоимости в основанных на знаниях отраслях устойчиво превышал темпы общего экономического роста. Именно их развитие в настоящее время является залогом прогресса.

 

Ситуация в России: планы и перспективы

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года образованию определена особая роль – двигателя системных изменений в экономике и обществе. В задачи курса на модернизацию входит внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг. В Концепции подчеркивается, что конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям меняющегося мира.

 

Правительство РФ, декларируя понимание важности академической мобильности для повышения инновационного капитала, предполагает к 2020 году запустить в действие несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с мировой: предусматривается регулярное участие в международных сопоставительных исследованиях, анализ и активное использование лучших мировых разработок в области технологий и содержания образования, и как важная составляющая – увеличение импорта и экспорта образовательных услуг, привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа, деятельность российских преподавателей и ученых в университетах-партнерах за рубежом. В Концепции подчеркивается, что будут созданы условия для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения. Конкретные шаги, однако, не прописаны.

 

К 2020 году структура профессионального образования будет перестроена так, чтобы у каждого человека была возможность получить базовую профессиональную подготовку на требуемом уровне: будут введены краткосрочные программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Одновременно будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ освоения профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда.

 

Замысел разрабатываемого ныне «прикладного бакалавриата» состоит в том, чтобы, учитывая тенденцию усложнения видов деятельности и развития высоких технологий, предоставить возможности получения высшего образования в максимально короткие сроки. Как подчеркивает директор Департамента государственной политики в образовании И.М. Реморенко, нынешняя ситуация, когда выпускник среднего профессионального образовательного учреждения ради высшего образования вынужден в общей сложности 7-8 лет учиться, противоречит реальности быстрой смены технологий в высокотехнологичных отраслях.

 

В свою очередь, инновационный характер профессионального образования будет обеспечиваться за счет постоянно растущей исследовательской компоненты высшего образования, интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей, создания системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ. В Концепции особо подчеркивается, что получит распространение мобильность студентов, поддержанная системой зачета кредитных единиц.

 

Мировой рейтинг университетов – новые рамки для России

 

Одним из важных критериев для востребованности программ мобильности является уровень образования, который дается в университете. Показатель уровня формально отображается через мировой рейтинг университета. Современная система мировых рейтингов университетов направлена на определение так называемого фактора влияния отдельного заведения на общемировой процесс развития. Количественная информация, касающаяся критериев оценки университетского образования и используемая для высчитывания рейтинга, доступна в Интернете и предоставляется бесплатно.

 

По разным рейтингам российские вузы занимают различные места, но неизменным остается факт того, что, несмотря на используемую систему оценивания, в 200 лучших попадают только два наших университета – МГУ и СПбГУ.

 

Один из самых известных – рейтинг, который ежегодно готовит Институт высшего образования Шанхайского университета в Китае. Он построен на базе четырех основных критериев, важность которых выражена в процентном показателе: качество образования (10%), качество преподающих профессоров (40%), результаты научных исследований (40%), академическая успеваемость в соответствии с размером заведения (10%).

 

В этих параметрах учитывается количество выпускников и работающих профессоров, получивших Нобелевскую премию и наивысшие отраслевые награды, представленность преподавателей университета в списке наиболее цитируемых исследователей (быть широко цитированным автором означает, что его научные достижения являются важными и влияют на поисковую деятельность большинства его коллег в отрасли независимо от места, где они работают), наличие публикаций в журналах с высоким индексом цитирования и т.п.

 

Таким образом, если проанализировать, кто по четырем представленным критериям входит в пятьдесят наилучших университетов мира, то обнаруживается следующая статистика. Ведущие позиции и в общем 37 мест занимают университеты США. Канада представлена двумя, Европа — девятью и Япония – двумя университетами. Если двигаться дальше по рейтингу, то в первой сотне ведущих университетов мира можно обнаружить Московский университет, занимающий 67-е место.

 

Согласно другому рейтингу самых престижных университетов мира журнала Times Higher Education 2009 года, первые 16 мест достались университетам США и Великобритании. Российские вузы представлены в рейтинге все теми же университетами – МГУ на 155 месте, СПбГУ – на 168. До 2009 года в число двухсот лучших СПбГУ вообще не входил.

 

Интересной тенденцией стало то, что азиатские вузы уверенно поднимаются в рейтинге. По словам директора Центра высшего образования при Бостонском колледже (США) Филиппа Альтбаха, на укрепление позиций азиатских университетов влияет несколько факторов, среди них то, азиатские страны в последние годы вкладывают много средств в развитие системы высшего образования, улучшая таким образом качество университетов. Важным фактором является также то, что эти вузы активно приглашают к себе иностранных профессоров, укрепляя свою известность по всему миру, а азиатские университеты следят за тем, чтобы их профессора печатались в иностранных журналах, что также поднимает престиж университета, привлекая к нему внимание. Среди самых сильных сторон ведущих университетов находятся приоритет научных исследований над преподаванием по учебникам и сильные исследовательские магистерские и докторские программы.

 

Студенческие и академические обмены, фонды и гранты

 

В последние десятилетия интернациональная мобильность признается одним из наиболее эффективных инструментов повышения качества человеческого капитала. Интерес к программам обмена определяется, прежде всего, престижем страны в области науки, ее участием в научной жизни, вовлеченностью в международные исследования.

 

Студенческая мобильность – это возможность провести один или несколько семестров в другой стране в качестве студента или стажера зарубежного университета, не прерывая своего обучения в своем вузе. Задача программ студенческой мобильности – это интернационализация высшего образования и культурная интеграция молодежи разных стран.

 

Программы обмена бывают институциональными (университет – университет) и частными (студент – университет). Институциональная студенческая мобильность традиционно носит двух- или многосторонний характер, т.е. один и тот же университет не только направляет своих студентов за рубеж, но и принимает у себя иностранных студентов из университетов-партнеров. Большей частью они направлены на студентов гуманитарных и общественных специальностей, находящихся на магистерском уровне. Сравнимое количество возможностей существует для учащихся в аспирантуре, в то время как программ для студентов-бакалавров немного. Программ обмена, которыми могли бы воспользоваться студенты технического вуза, крайне мало.

 

Студенческий обмен по линии межуниверситетского сотрудничества организуется в рамках прямых двухсторонних соглашений между российским вузом и вузами других стран и предполагает обучение за рубежом в течение одного или двух семестров с возможностью перезачета пройденных дисциплин. Студенты могут также воспользоваться специализированными программами студенческой мобильности, реализуемыми в рамках международных соглашений отдельных факультетов. Студенческий обмен по линии Федерального агентства по образованию РФ дает возможность пройти стажировку в зарубежных вузах в рамках межгосударственных соглашений Российской Федерации.

 

В 2001 г. Еврокомиссия разработала стратегию развития мобильности в формирующемся Европейском исследовательском пространстве. Для ученых, студентов, аспирантов открыт целый ряд программ ЕС, способствующих их мобильности: Tempus, Erasmus Mundus, а также грантовые и стипендиальные программы отдельных государств–членов ЕС – Германии, Франции, Финляндии, Великобритании и др. Наиболее известная из них – общеевропейская программа «Кадры» («Стипендии Мари Кюри») Седьмой Рамочной программы по научно-технологическому развитию ЕС (7РП). На ее реализацию выделено 4,7 млрд. евро на период 2007–2013 гг.

Наиболее крупная программа, действующая в рамках Европейского Союза - Erasmus Mundus (с 2004 года). Эта программа направлена на усиление академической мобильности студентов, преподавателей, а также на укрепление сотрудничества университетов. Она предполагает получение магистерской степени по самым разным направлениям. С начала функционирования в 2004 году более 6000 студентов со всего мира получили стипендии для обучения по магистерским программам в Европейском Союзе, из них 272 студента были из России. За это время также более 1000 преподавателей, включая 82 из России, получили стипендии Erasmus Mundus для осуществления образовательной и научной деятельности. Многие из программ представляют собой междисциплинарные курсы, основанные на стыке специальностей – информационные технологии плюс менеджмент, инженерное дело плюс бизнес. Каждая из таких программ (в настоящий момент их создано уже 116, из них 45 по техническим специальностям) является международной и предполагает обучение в как минимум двух вузах различных стран и, как правило, как минимум на двух языках.

 

Сегодня уже более 270 российских студентов получили возможность продолжить свое обучение в престижных университетах Европы и получить степень магистра и более 80 преподавателей воспользовались возможностью преподавать и проводить исследования в тех же самых университетах Европы.

 

В рамках программы Erasmus Mundus с 2009 года существует также возможность получить степень PhD в университетах стран ЕС. Также как и в случае магистерских программ, программы PhD предусматривают объединение европейских вузов в так называемые консорциумы, на базе которых создаются совместные докторские программы самых разных специализаций. Каждая из таких программ (в настоящий момент их создано 13, из них 5 по техническим специальностям) является международной и предполагает проведение исследований в как минимум двух вузах различных стран в течение 3–4 лет.

 

Одна из программ обмена в технических специальностях – программа Фулбрайта, которая финансируется управлением образования и культуры госдепартамента США. Международная стипендия Фулбрайта в области точных наук и технологий предоставляет гранты для получения степени доктора наук (PhD) в учебных заведениях США. На 2010-11 академический год по всему миру будет выделено примерно 40 стипендий для специалистов, способных продемонстрировать высокий уровень профессионализма в научной сфере. Для сравнения на магистерские программы в Центрально-Европейский университет (Будапешт) ежегодно принимается около 930 студентов более чем из 50 стран.

 

Студенческий обмен самым непосредственным образом связан с преподавательским. Наряду с материальной составляющей (оплата труда и т. д.) важным фактором привлечения иностранных ученых является возможность проводить исследования с применением современного оборудования и широким доступом к мировым источникам научной информации, участие в крупных проектах. Сюда можно добавить также качество и уровень политических и социальных свобод, образованности населения, соблюдения прав человека и т. д.

 

Поддержкой деятельности в сфере науки и научных исследований, в образовании, в культуре, в социальной политике, в межкультурных коммуникациях занимаются фонды, действующие в стране и мире. Организации сами могут активизировать работу для решения определенных задач, усиления некоторых направлений работы, изыскав ресурсы и объявив внутренние конкурсы.

Один из примеров:

ГУ-ВШЭ, Программа «Фонд образовательных инноваций», Конкурс «Учебных ассистентов». Специфика данного конкурса состоит в том, что он нацелен на как можно более раннее привлечение студентов/аспирантов к преподавательской деятельности. Это один из наиболее эффективных для обучения и перспективных для самореализации видов деятельности, однако, не имеющий специальной поддержки в рамках традиционных каналов обучения.

Заключение

1. В современную эпоху критически возросла значимость ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, внедрение новых форм и методов обучения, использование в учебном процессе новых информационных технологий, увеличение научно-исследовательской работы студентов.

2. Для повышения уровня знаний необходимо развивать программы мобильности. Для увеличения входящей мобильности необходимо признание качества образования, даваемого в наших вузах, за рубежом, что невозможно без решения старых проблем, среди которых специалисты отмечают медленное обновление материально-технической базы и научного оборудования для проведения исследований, малую активность научно-исследовательской работы студентов, недостаточную развитость изобретательской и патентной работы и др.

3. В Европейском Союзе постоянно проходят встречи на высшем уровне, посвященные развитию образования в инновационную эпоху. На последнем заседании Совета министров Европейского Союза по вопросам образования (февраль 2010 г., Брюссель) обсуждалось, какое место образование и профессиональная подготовка занимают в усилиях ЕС по содействию экономическому росту и созданию рабочих мест в свете подготовки новой стратегии «ЕС 2020». На этом заседании был одобрен отчет о ходе реализации программы «Образование и профессиональная подготовка 2010». Министры особо подчеркнули, что необходимо продолжать инвестировать в образование и профессиональное обучение с тем, чтобы модернизировать образовательные системы и развивать основанную на знаниях экономику и общество.

4. Одной из долгосрочных стратегических задач России является развитие инновационной экономики. Наиболее значимыми факторами национальной конкурентоспособности становятся технический прогресс и знания, воплощенные в квалифицированной рабочей силе. Резкое ускорение темпов развития технологий, сокращение жизненного цикла продукции, рост инвестиций в исследования и разработки существенно ужесточают требования к научным, инженерным и производственным кадрам, знания и навыки которых должны постоянно обновляться.

 
Разработка сайтов